Власти Якутии не могут найти средства на достройку двух региональных дорог. Из-за того, что ввод в эксплуатацию этих автотрасс постоянно откладывается, жители даже не самых отдаленных районов большую часть года лишены наземного сообщения с внешним миром.
Хотя автодорогу "Амга" начали строить еще в конце 90-х годов прошлого века, до сей поры существуют два варианта ее проекта. По одному из них трассу планируют от Якутска довести до границы с Хабаровским краем и продолжить строительство вплоть до побережья Охотского моря. Но есть и программа-минимум: проложить дорогу до поселка Усть-Мая - центра Усть-Майского района Якутии. Это 180 километров.
В 2005 году этот участок был включен в республиканскую программу развития транспортного комплекса. К концу 2010 года его планировали сдать в эксплуатацию. Однако из-за неритмичного финансирования сроки ввода пришлось сдвинуть на 2013 год, затем на 2015-й и далее. Более 40 километров остаются непроезжими до сих пор, их достройку перенесли на 2018-й, причем без гарантии.
Столь медленные темпы работ не в последнюю очередь связаны с возможностью… продолжить трассу по территории Хабаровского края. Дело в том, что в этом случае она получила бы федеральный статус, а значит, и соответствующие деньги на строительство.
С подобным предложением правительство республики обращалось к властям РФ неоднократно. Последний раз переговоры на этот счет были проведены в минвостокразвития весной нынешнего года. Федеральные чиновники оценивают идею как перспективную, но материальной поддержки она пока не нашла.
176-километровую автодорогу "Кобяй" делать федеральной никто не собирается. Она предназначена для того, чтобы жители нескольких сел Кобяйского района, в летнее время напрочь отрезанные от внешнего мира, могли хотя бы кружным путем, через соседний улус ездить в Якутск.
Участок автодороги "Амга" планировали сдать к концу 2010 года. Сроки перенесли на 2013 год, затем на 2015-й и далее. Более 40 километров остаются непроезжими до сих пор
Эта трасса тоже из программы 2005 года. Сквозной проезд по ней планировали открыть еще пять лет назад, но когда это произойдет в реальности, не знает никто.
Нынешним летом много шума наделала история, когда правоохранительные органы накрыли подпольную авиакомпанию, перевозившую людей на списанных "кукурузниках". Пассажирами нелегальных перевозчиков были как раз жители кобяйских сел.
- Мы живем у самой границы с соседним Вилюйским районом, и при сухой погоде еще можем выезжать на федеральную трассу "Вилюй", - рассказывает заместитель главы администрации села Багадя Илья Эверстов. - А вот селян из центральной части Кобяйского улуса спасают только зимники. Летом выбраться оттуда по земле невозможно.
Местные жители рассказывают, что даже газеты давно перестали выписывать. Нет смысла читать новости, поступающие с оказиями раз в месяц.
Ситуация дошла до крайности. Недавно в послании региональному парламенту глава республики Егор Борисов заявил о необходимости найти-таки деньги на завершение двух долгостроев. Комментируя это поручение, он подчеркнул: приступая к очередному строительству, надо думать о том, чтобы объект как можно быстрее начал работать.
- А мы пять лет строим, год пропускаем, - резюмировал Борисов. - На дороге "Амга" от Якутска до Усть-Маи уже горизонт виден, и вдруг остановились. То же самое на трассе "Кобяй" - десять километров осталось до границы с Горным районом. Оттуда до выхода на федеральную трассу рукой подать. Так много проложили и тоже остановились.
При этом он не смог уточнить, когда же, по его мнению, необходимые деньги будут найдены. По данным регионального минтранса, в начале нынешнего года для открытия сквозного проезда по "Амге" и "Кобяю" требовалось около пяти миллиардов рублей. Это больше, чем весь республиканский дорожный фонд.
Надо отметить, в затягивании строительства объектов транспортной инфраструктуры властям Якутии есть с кого брать пример. В 2013 году всеми планами был предусмотрен ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Томмот - Нижний Бестях. Это единственная ниточка, которая должна связать северный регион с системой железных дорог страны. Однако срок завершения работ переносили уже трижды.
На стройку потратили более 45 миллиардов рублей. Чтобы пустить по рельсам поезда, осталось вложить в дорогу всего полтора миллиарда. Но их нет.
Весной нынешнего года сенатор от республики Вячеслав Штыров на заседании по корректировке федерального бюджета заявил:
- Если мы не предусмотрим сейчас эти 1,5 миллиарда рублей, более 40 миллиардов окажутся потраченными впустую!
С ним согласились. Но денег так и не нашли.