Фото Reuters
Глава ФСБ Александр Бортников вчера призвал усилить ответственность за участие в террористической деятельности. Отметив успехи силовых структур в борьбе с терроризмом, он назвал и соответствующие проблемы, а также задачи, стоящие перед силовиками на следующий год. Например, речь идет об усилении контртеррористической и контрэкстремистской пропаганды и сотрудничестве на этом направлении разных министерств и ведомств.
Выступая вчера на совместном заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) и Федерального оперативного штаба (ФОБ), Бортников, в частности, счел «необходимым совместно с законодателями еще раз внимательно проанализировать действующую нормативно-правовую базу с целью ее корректировки в направлении ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности».
Между тем, напомнил он, за минувший год в целях противодействия этой угрозе был принят целый ряд мер, включавший в себя 5 федеральных законов, 2 указа президента, 10 постановлений и 11 распоряжений правительства. Помимо этого были установлены более 2,9 тыс. россиян, которых подозревали в причастности к действиям запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ). 198 из них уничтожили за границей во время боевых действий, а 214 взяли под плотный контроль после их возвращения в Россию. На территории РФ нейтрализованы 156 боевиков, из них – 36 главарей. Из 26 лидеров бандформирований, присягнувших на верность ИГ, уничтожены 20, таким образом, организационное звено террористов было парализовано.
Если это так, то возникает вопрос: в каком же конкретно направлении может пойти ужесточение уголовной ответственности за терроризм? Ведь если это необходимо, то выходит, что в антитеррористических законах имеются пробелы. Мнения у экспертов оказались различными. Так, адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов считает, что по традиции можно увеличить тюремные сроки. Не исключил он даже и введение смертной казни, пояснив свое предположение следующим образом: из всех антитеррористических статей самые суровые наказания – к примеру, по ч. 4 ст. 205 УК (умышленное причинение смерти), ч. 4 ст. 205.1 (организация террористического акта) – ограничены лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. В крайнем случае могут дать пожизненное. Увеличить срок в 20 лет уже нельзя: «При этом, согласно ст. 56 УК РФ, в случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 УК РФ, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 30 лет, а по совокупности приговоров – более 35 лет. Таким образом, в данном случае в виде ужесточения можно только ввести смертную казнь».
С тем, что речь скорее всего пойдет об увеличении сроков, согласен и управляющий партнер юридической компании «Ценные бумаги консалтинг» Дмитрий Волосов, по словам которого «формально сроки действительно можно увеличивать, теоретически – вплоть до пожизненного». Однако, считает он, нужно задаться вопросом: «Мы собираемся сделать так, чтобы (в идеале) терроризма не было или чтобы пойманные террористы как можно дольше оставались в заключении?» Неотвратимость наказания, по его мнению, поможет бороться с терроризмом куда лучше, чем «страшный срок». В связи с этим он вспомнил притчу: «Воровство в одном городе закончилось не тогда, когда раз в год вешали одного вора из 100, а когда однажды посадили в темницу всего лишь на год, но всех 100 воров».
Свое мнение на этот счет у зампреда комитета Госдумы по безопасности Дмитрия Горовцова. Он уточнил, что с ходу крайне сложно сказать, в какой части законодательства может последовать ужесточение, да и вообще в этом вопросе сложно достигнуть совершенства, «можно до бесконечности ужесточать и ужесточать». Однако, предположил депутат, речь может идти об усилении контроля по секторам – к примеру, обеспечение безопасности объектов санаторно-курортного комплекса и инфраструктуры топливно-энергетического комплекса. То есть речь идет об «особо важных или критически важных объектах, которые регулируются как федеральным законодательством, так и нормативными актами».
Сам глава ФСБ между тем подчеркнул, что не менее важна антитеррористическая и антиэкстремистская пропаганда. К ней он призвал подключиться Минобрнауки, МВД, Роскомнадзор, Росмолодежь и Роспечать. Дескать, должны быть приняты «исчерпывающие меры по выправлению ситуации» с растущим числом выезжающих из России радикалов – и в первую очередь молодежи.