Не бит, не крашен, бабушка по воскресеньям в церковь ездила… Это стандартный ответ продавца автомобиля на вопрос об авариях, в которые тот попадал в ходе эксплуатации. Можно ли при осмотре машины точно определить, попадала ли она в ДТП? Рассказывает эксперт.
Первое, на что следует обратить внимание, это… лючок бензобака. На многих машинах по положению этой детали сразу видно, снимали ли его или нет. Нестандартные или поврежденные болты, «левые» заклепки - все это говорит о том, что лючок снимали.
Если да, поинтересуйтесь у продавца, с какой целью это было сделано. Чаще всего лючок бензобака снимают ради колеровки – т.е. для подбора цвета при перекраски кузовных деталей.
Далее ищите на кузове сколы и микроцарапины. Если машина находится в постоянной эксплуатации (это видно по пробегу) на протяжении нескольких лет, при этом кузов идеальный, можно предположить, что его недавно перекрашивали.
При хорошем освещении ищите несовпадение цвета между отдельными деталями, переходы оттенка или цветовые пятна, для чего обходим автомобиль кругом. Более пристальное внимание обращаем на арки дверей и багажника. Чаще всего именно там заметен грубый переход окраски.
В подозрительны местах при взгляде вдоль поверхности определите наличие так называемой шагрени - микронеровностей ЛКП. Проверьте, не «играет» ли поверхность на свету.
Внимательно изучите равномерность и симметричность кузовных зазоров. Много интересного могут рассказать скрытые полости: недра подкапотного пространства, ниша запасного колеса и пол багажника, внутренние торцы дверей и так далее. Опытные оценщики берут на осмотр отвертку и не стесняются снимать обшивки багажника, чтобы посмотреть, как выглядят крылья изнутри. Если машину когда-то стукнули сзади, как правило, в этих полостях найдутся улики.
Проверьте легкость и звук закрывания дверей, крышки багажника и капота. Не стесняйтесь хлопать всеми дверьми, оцениваем на слух различия, на вид - работу механизмов.
Оцените качество сварных швов (точек) и аккуратность нанесения герметика. Заводской герметик выглядит аккуратно, хорошо прокрашен и часто почти незаметен. При кузовном ремонте его наносят более грубо, часто размазывают, а консистенция порой похожа на высохшую краску. Оцените качество швов с левой и правой стороны автомобиля.
Проверьте крепежные элементы: болты, заклепки, пистоны. Нет ли поврежденных, замененных, нестандартных или неокрашенных деталей? Не болтаются ли обшивки интерьера? Крепления окрашиваются и покрываются эмалью с завода. Стоит уточнить, что далеко не все болты у автомобиля должны быть закрашены: на заводе часть элементов устанавливается после малярных работ. При кузовном ремонте машину разбирают, какие-то крепежные элементы теряются или ломаются, например пистоны для фиксации интерьерных панелей. Если заметили недотянутый, некрашеный или нестандартный болт, а также потерянный или сломанный пистон – это повод изучить элемент более тщательно. Сравните крепеж подозрительных элементов с аналогичными деталями на другой стороне машины или у нового авто. Проверьте, не «гуляют» ли обшивки салона: после кузовного ремонта часто их не крепят должным образом, или они разбалтываются или слетают.
Не забываем осмотреть заводскую маркировку стекол. Маркеры не должны отличаться.
Ищите наличие следов от полировочной пасты или краски на неокрашиваемых деталях, особенно, на резиновых уплотнителях. При финишной обработке лакокрасочного покрытия используются полироли, которые смываются с наружной части кузова, но часто остаются в скрытых полостях. Внешне полироль похожа на меловой осадок, который легко смывается водой и стирается пальцами. Иногда мастера ленятся разбирать элемент перед покраской полностью и заклеивают смежные детали скотчем, но не всегда «герметично», поэтому следы краски остаются на деталях интерьера и уплотнителях. Полезно отогнуть пальцем резиновые элементы и посмотреть на места их примыкания к окрашиваемым деталям: если на резинках есть следы краски – машина была у маляров.
В случае сомнений требуйте инструментальной диагностики автомобиля. В идеале стоит проверить геометрию кузова, функциональность ходовой части, состояние тормозной системы и рулевого управления, продиагностировать двигатель и проверить информацию о срабатывании систем безопасности.
Битая машина, а тем более крашенная – не повод отказываться от покупки. Во-первых, сам по себе факт ремонта не означает, что задеты жизненно важные органы: возможно, было мелкое ДТП. Крашеный бампер без других признаков ремонта – это, скорее всего, результат неудачной парковки или попытки хозяина устранить сколы. Небольшие травмы при эксплуатации почти неизбежны.
Во-вторых, даже если удар повредил несущие элементы автомобиля, сместил точки крепления подвески или деформировал силовую структуру, после качественного ремонта автомобиль вполне может послужить еще. Тут главное – не переплатить за него лишнего, но сама по себе битость – это еще не приговор.
Хуже, если ремонт был сделан некачественно: изобилие шпаклевки, плохая окраска, тем более трещины на лакокрасочном покрытии, недостача крепежа – признаки тяп-ляп-ремонта.
Совсем плохо, если не удалось восстановить геометрию кузова: вот тогда можно огрести целый ворох проблем от плохого закрывающихся дверей до невозможности выставить рекомендуемые значения углов установки колес. А это уже небезопасно.