Эксперты ответили на вопросы якутских журналистов о проекте «бесплатного гектара»
SakhaLife.ru
17 декабря, в бизнес-центре «Портал» состоялось обсуждение нашумевшего проекта «бесплатного гектара» в виде Skype-моста между экспертами из Москвы и якутскими журналистами. Вопросы обсуждения стояли следующие: какая польза территориям Дальнего Востока и России будет от данного проекта, если он заработает? Каким именно образом? И стоит ли сейчас жителям Якутии волноваться о так называемой «прихватизации»?
Напомним, что суть проекта состоит в том, что в России, и на Дальнем Востоке в частности, есть много неосвоенных земель, которые можно интенсивно освоить путем выделения «бесплатного гектара» (1 га) любым гражданам Российской Федерации. Площадь предоставляемого земельного участка не может превышать 1 гектар на одного человека, но может быть меньше гектара, говорится в законопроекте.
Гражданин может получить земельный участок для любых целей, не запрещенных законами Российской Федерации. Например, для строительства дома, ведения сельского хозяйства, занятия предпринимательством. Также в проекте есть условие, что если участки в течение пяти лет использовались согласно разрешению, то их можно будет оформить в собственность на безвозмездной основе. Гражданин может получить земельный участок в любом месте на Дальнем Востоке, где предоставление земли не запрещено.
Какие выводы были получены из обсуждения?
1. На данный момент в проекте самое главное – минимизирование рисков.
2. О том, что сейчас в обществе бытует мнение, что «земли нет» – это вопрос к чиновникам. По официальной статистике, на территории Дальнего Востока 618 млн. га, из которых используется всего лишь 3 млн., все остальное – пустует.
3. Тот момент, что якутяне восприняли данный проект довольно негативно – довольно странный, отметили участники, так как по официальной статистике самое большое количество обращений на получение земли на сегодня, поступают именно из Якутии.
4. В Якутии на получение земли приоритет в первую очередь будет иметь житель самой республики, и только затем житель другого региона.
5. На вопрос о том, возможно ли то, что бесплатный гектар может получить малообеспеченный человек, эксперты отметили, что приоритет к получению будет иметь в первую очередь человек обеспеченный, чтобы рисков «неосвоения» земли было меньше.
6. Как отметили эксперты, если проект грамотно реализовать, то в идеале 1 га земли сможет получить каждый житель России.
7. Закон планируется вводиться «поэтапно». В обсуждении отметили, что его введение может «сломать» устаревшую и неэффективную земельную систему.
8. В рамках проекта предлагается специальный электронный сервис, в котором будет вестись статистика по использованию всех предоставленных земель – в планах, он должен заработать 1 мая 2016 года.
9. На вопрос журналистов о том, будет ли продлен процесс рассмотрения Закона о бесплатном гектаре и были ли прошения о запрете, эксперты ответили, что прошений о запрете не было, а процесс продления вряд ли будет задействован, так как большинство заявлений об участии на получение земли было получено именно из Якутии.
1. Журналисты отметили о сути пикетов, на которые сегодня выходят жители Якутии: «В народе есть опасение, что если этот закон заработает, а в нем есть Положение о консолидированной группе лиц, то по этому Положению олигархи или другие юрлица попросту соберут под каким-нибудь предлогом паспорта, возьмут 100 га земли и смогут устроить на этих землях ту же свалку с радиоактивными отходами. Что вы ответите?». Александр КРУТИКОВ, директор Департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Минвостокразвития России ответил:
1.1. «Насчет механизма по собиранию паспортов: так никто сделать не сможет без воли самого гражданина и паспорт для получения земли будет не нужен. Все это будет проводиться в электронном виде, над функционированием которого мы еще работаем. Итак, есть группа граждан из 10 человек, подается коллективное заявление на получение 10 га земли, и для того, чтобы это заявление было отправлено – каждый из этих 10 человек должен подтвердить свое согласие, то есть совершить юридически значимое действие на то, что он это, собственно, делает. Кто-то другой за него это сделать не сможет – он не получит доступ к сайту, если он сам не пройдет процедуру и не получит на свое имя соответствующие документы из “Ростелекома”».
По поводу предполагаемого мошенничества. Мы в рамках проекта исходим из презумпции невиновности граждан и не злоупотреблению своим правом. Но на тот случай, если когда Закон вступит в силу, и мы увидим, что кто-то начнет этим злоупотреблять, к примеру, через подставных людей, то на этот счет мы специально в Закон поместили форму о том, что земельный участок может быть изъят по основаниям, которые дополнительно к основанию, прописанному в Законе, определит правительство. Будет оперативное реагирование.
1.2. «Свалки радиоактивных отходов на предоставленной земле никогда не будет по той причине, что в Законе есть норма, которая предусматривает, что Минвостокразвития России после принятия Закона утвердит своим приказом перечень видов разрешенного использования земель, участки которых будут предоставлять гражданам. Такой перечень уже существует, его утвердил Минэкономразвития – мы возьмем этот большой список и выберем оттуда только то, что будет разрешено делать на этих земельных участках. В силу того, что мы закон писали не для юрлиц, а для граждан – соответственно виды деятельности по примеру свалки отходов в принципе появиться не могут. Запрещенные и ограниченные виды деятельности также в список не войдут».
Эксперты-участники:
2. Сергей ГАБЕСТРО (модератор обсуждения) – заместитель председателя Комиссии по развитию институтов общественно-государственного сотрудничества и социального партнерства в Дальневосточном федеральном округе Минвостокразвития России.
3. Александр КРУТИКОВ – директор Департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Минвостокразвития России.
4. Кирилл МИРОНОВ – референт Отдела территориального планирования и земельных отношений Департамента развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов ДВ Минвостокразвития России.
5. Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО – генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы».
6. Юрий СЕЛИВАНОВ – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, фракция «Справедливая Россия», основатель жилищно-накопительного кооператива «ЖБК-1» (г. Белгород).
7. Иван ЕФИМОВ – начальник Отдела мониторинга и прогноза трудовых ресурсов Департамента развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов ДВ Минвостокразвития России.
Источник: Евгений ОНУФРИЕВ, ИА Якутия24.
|