Main » 2016»Тохсунньу»3 » стоимость 103 тыс. га якутских сельскохоз угодий 4,3 триллиона рублей. Кому принадлежит земля в России.
стоимость 103 тыс. га якутских сельскохоз угодий 4,3 триллиона рублей. Кому принадлежит земля в России.
16:20
Земля раздора
Кому принадлежит земля в России
SakhaLife.ruЗемля во все времена была основой жизнедеятельности народа. Без земли у любого народа нет будущего. Ещё основатель древней империи хунну шаньюй Модэ провозгласил: «Земля – есть основание государства».
Мы знаем из истории много примеров того, как многомиллионные народы, потеряв родную землю, разбредались по всему миру. Наиболее яркий пример этого трагическая судьба 40 миллионного курдского народа.
Сейчас в связи с новым этапом освоения Дальнего Востока, инициативой полпреда ТРУТНЕВА о бесплатном выделении 1 гектара земли саха, крупнейший коренной народ Сибири и Дальнего Востока, впервые за сто лет оказался на грани потери своей земли.
В этой связи вспоминаются пророческие слова выдающегося якутского мыслителя и общественного деятеля А.Е. КУЛАКОВСКОГО (1877-1926 гг.) из поэмы «Сновидение шамана», опубликованного в 1912 году, о том, что саха могут погибнуть в результате потери своей земли.
В начале ХХ века во время столыпинской аграрной реформы были планы переселения в Якутскую область переселенцев из числа русских крестьян центральных губерний. Землю для них российские власти хотели отобрать у саха.
Это вызвало массовое недовольство саха, создание Союза якутов, сбор петиций против передачи земли в адрес властей. И сами переселенцы – русские крестьяне не захотели переехать в Якутию и предпочли южные регионы Дальнего Востока, Приморье и Приамурье.
В связи с этим первая попытка российских властей отобрать землю у саха не удалась.
Но современные планы российских властей по бесплатной раздаче россиянам по 1 гектару земли в Дальневосточном федеральном округе могут представлять не меньшую угрозу для существования народа саха.
В целях реализации инициативы Трутнева поддержанной президентом России В.В. ПУТИНЫМ был разработан проект федерального закона № 930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Продвижение этого законопроекта идёт ускоренными темпами. 18 декабря 2015 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ рассмотрела и одобрила в 1 чтении этот резонансный законопроект. А 1 мая 2015 г. этот закон может вступить в силу.
Предполагается, что «дальневосточные гектары» будут выделяться постепенно. На первом этапе участки будут выделяться не по всему ДФО, а лишь в отдельных муниципальных образованиях регионов ДВФО. На следующем этапе доступ к программе получат все жители Дальнего Востока во всех его регионах, а затем и все жители России.
Сначала участок должен быть предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 5 лет, потом, если он освоен, гражданин может бесплатно оформить его в собственность или взять в аренду. Ограничение, по сути, только одно: иностранцам перепродавать землю нельзя. Предполагается, что выбрать участок, оформить заявку, авторизовать ее и отправить можно будет в сети Интернет за 10-15 минут. Решение будет принято государством в течение месяца.
Получатели «дальневосточного гектара», как недавно пообещал Юрий Трутнев, смогут рассчитывать на льготную ипотеку под индивидуальное строительство на Дальнем Востоке от Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию. Кроме того, по его словам, есть возможность оказывать поддержку в части льготного кредитования на приобретения сельхозоборудования.
Также Юрий Трутнев поручил проработать возможность обеспечения инфраструктурой при подаче коллективной заявки на получение земли на Дальнем Востоке. «На Дальнем Востоке есть места, более удобные для проживания. И вот если собираются определённое количество людей, допустим 100 семей или больше, то нам неплохо бы подумать о том, чтобы в этом случае помочь с инфраструктурой», — сказал он.
Народный депутат Иван ШАМАЕВ отмечает, что законопроект № 930602-6 противоречит 9 статье Конституции РФ, где написано, что земля и ресурсы является источником жизнедеятельности народов на ней проживающих. И. Шамаев отмечает: «Этот проект принимают совсем не для простых граждан, а для обогащения наших олигархов. Может повториться та же история, что была с ваучерами. Тогда в девяностых их раздали людям, а потом дельцы скупили ваучеры у населения, фактически за бесценок. Теперь, то же самое хотят провернуть, через «Бесплатный гектар»…Вот примут закон – начнут люди через интернет участки на себя оформлять. Среди них могут быть и специально нанятые, подставные лица. Потому, что через интернет это можно сделать весьма просто. И по закону эта земля потом будет пять лет числиться за гражданином. Но, действительно, что потом с этой землей в тайге или тундре делать? Вряд ли все, кто взял участок, поедут его осваивать. И к тем, кто оформил участок, но не будет иметь желание его осваивать, придут люди и предложат выкупить его за энную сумму, и люди будут соглашаться. Зачем им эта земля в глухомани? А в итоге, таким образом, заинтересованные лица будут забирать землю себе. У них во владениях окажутся большие территории, где могут находиться различные природные ресурсы… Вот к этому переделу недр страны стремятся наши олигархи. Для этого они продвигают данный законопроект».
Мнение народного депутата И.Шамаева разделяют общественники республики, создавшие для противодействия бездумной раздаче земли общественное движение «Сир», подготовившие петицию в адрес руководства России и организовавшие пикет в г. Якутске на площади Ленина 16 декабря.
Основной смысл лозунгов пикетчиков сводился к требованию не допустить принятия проекта закона «О бесплатном гектаре» в существующем виде.
Один из организаторов пикета председатель общественной экологической организации «СахаЭко» Иван СТЕПАНОВ (член правления Республиканского общественного движения «Сир (Земля)») отметил: «Для северной природы страшна даже вырубка лесов (это подтверждается информацией научных сотрудников республиканского института мерзлотоведения), в результате которого начнется массовая оттайка мерзлоты, заболачивание. О более страшных последствиях добывающей, химической промышленности или бизнеса по утилизации ядерных отходов даже говорить не стоит. Для нашей республики это гибельный путь».
В Республике Саха (Якутия) начинается активная кампания общественности против поспешного принятия несовершенного, недоработанного проекта федерального закона № 930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, например, 17 декабря 2015 г. при обсуждении предложений в трутневский законопроект на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) народный депутат Алексей ЕРЕМЕЕВ сообщил, что в его избирательном округе (Намцах) протестующие против этого законопроекта жители уже собрали 2000 подписей.
Трутневский законопроект разрабатывался в спешке и, по мнению целого ряда экспертов, имеет ряд серьёзных недостатков.
В нём не в полной мере учтены интересы населения, проживающего на территории ДФО, а также недостаточно урегулированы многие вопросы в сфере земельных отношений.
Во-первых, этим законопроектом предоставлена возможность гражданам, проживающим в других субъектах Российской Федерации, получить в упрощенном порядке земельный участок без переезда в Дальневосточный федеральный округ.
В-вторых, не уточнена процедура проверки целевого использования земельного участка.
В-третьих, информационная система для выбора и предоставления земельных участков не предусматривает обеспечение однократности предоставления земельного участка конкретному гражданину или проверки соблюдения принципа однократности.
В-четвёртых, законопроектом № 930602-6 не учитываются такие важные принципы, как категорийность и территориальное зонирование земель передаваемых безвозмездно гражданам.
В-пятых, этот законопроект не учитывает природно-климатические особенности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в том числе особенности эксплуатации земель в зоне расположения многолетней мерзлоты.
В-шестых, законопроектом № 930602-6 не учитывается возможность залегания в недрах испрашиваемых земельных участков полезных ископаемых, а также то, что большинство проданных с аукционов участков недр графически не могут быть нанесены в силу законодательства на общедоступные информационные ресурсы.
В-седьмых, законопроект Трутнева не предусматривает нормы, регулирующие отношения в области охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
В-восьмых, этот законопроект не содержит норму, предусматривающую отказ в предоставлении земельного участка, если данный земельный участок покрыт лесными насаждениями. Если все же земельный участок будет предоставляться с лесными насаждениями, то возникнут ситуации незаконных рубок лесных насаждений.
В-девятых, в связи с принятием этого законопроекта охотпользователи могут лишиться своего права долгосрочного пользования охотничьими ресурсами на той части территорий земельных участков, на которые будут поданы заявки.
В-десятых, в данном законопроекте нет положения о запрете на распределение земельных участков особо охраняемых природных территорий.
В-одиннадцатых, из-за плохой скорости информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» жители большинства населённых пунктов Дальневосточного федерального округа не смогут полноценно и на равных правах с жителями других регионов пользоваться предлагаемым сервисом. Основу упрощённого предоставления земельных участков по законопроекту Трутнева составляет информационная система для выбора и предоставления земельных участков.
В-двенадцатых, возникают вопросы, связанные с правоприменением этого законопроекта. Предлагается приобретение земельного участка безвозмездно в собственность в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации. Однако законопроектом не вносятся изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в части установления случая бесплатного предоставления земельного участка в Дальневосточном федеральном округе. Кроме того, законопроект не определяет орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками.
Народный депутат И.Шамаев в связи с несовершенством законопроекта № 930602-6П предложил: «Изменить название и перечислить в нём конкретные регионы, где он будет действовать. Естественно республику в нём не указывать. Этот законопроект актуален для Дальнего Востока – Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской, Сахалинской областей. Либо нужно сделать отсрочку его принятия, отодвинуть на пару лет. Ведь у нас во многих районах есть неоформленные участки, и есть проблемы с отсутствием соответствующих специалистов. Да и сам процесс занимает время. Нужно принять программу субсидирования районов, в плане оформления земли. Если мы этого не сделаем, то можем многое потерять».
Для понимания важности земельного вопроса в России достаточно вспомнить историю Октябрьской революции 1917 г., когда лозунг «землю — крестьянам» обеспечил большевикам поддержку со стороны крестьянства.
Также необходимо иметь в виду то, что в современной России единственным ценным ресурсов ещё не захваченным олигархами остаётся земля.
Ещё в 2006 году Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости объявило, что суммарная кадастровая стоимость всех земель России составляла 23,6 триллиона рублей (без учета стоимости недровых богатств). Эта цифра была сопоставима с ВПП России в 2006 году – примерно 27 триллионов рублей.
В период с 2006 по 2015 гг. стоимость земельных ресурсов России значительно выросла. Так, например, только в период с января по декабрь 2013 года цена на земли сельхозназначения в России увеличилась в среднем 23% по данным результата регулярного мониторинга рынка земель аналитическим центром «СовЭкон».
Если говорить об оценке стоимости земельных ресурсов Республики Саха (Якутия), то с учётом доли республики в общем земельном фонде России, общая кадастровая стоимость земель Республики Саха (Якутия) составляла 4,2 триллиона рублей на 2006 год.
Реальная рыночная цена земельных ресурсов республики значительно больше. Так, например, по оценкам правительства Республики Саха (Якутия) на 2006 года стоимость 103 тыс. га якутских сельскохозяйственных угодий в составе лесного фонда составляла 4,3 триллиона рублей.
И поэтому через трутневский законопроект российские олигархи хотят установить контроль над этими огромными земельными богатствами Якутии. Главный редактор портала «Якутия – образ будущего», кандидат исторических наук Афанасий НИКОЛАЕВ.
Источник: yakutiafuture.ru
Земельная реформа в России. Часть 3. Кому принадлежит земля в России.
От редакции: мы продолжаем серию публикаций по теме земельной реформы в России и публикуем аналитический материал опубликованный 22 мая 2015 г. Г.Шугаевым.
Григорий Шугаев
22 мая 2015 г. В Госдуме прошли слушания по изменению основных положений Земельного кодекса.
Принцип деления всех земель по целевому назначению действовал в России еще с царских времен. Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1922 году, закрепил его и при советской власти. В новом документе 1970 года, сохранив тот же принцип деления, увеличили количество назначений и предусмотрели порядок перевода земель, например из категории сельскохозяйственной в категорию земель промышленного назначения. «Территориальное зонирование», или новый принцип деления земель по версии Минэкономразвития, очень скоро заставит многих россиян узнать, что такое, например, земля сельхозназначения. Особенно если эта земля идеально подходит под дачу и ее неплохо было бы перевести в другую категорию, например земель населенных пунктов.
Вокруг перевода земель из одной категории в другую страсти кипели еще во времена СССР. Они еще более обострились после так называемой ельцинской приватизации земли, когда на самом деле приватизировали не саму землю, а право на нее. Земли сельхозназначения начали таять на глазах, несмотря на то что с этим пытались бороться разными способами.
Заместитель министра сельского хозяйства и статс-секретарь Александр Петриков говорит, что Россия, обладая 9% угодий и 15% чернозема в мире, в 90-е годы, когда была введена частная собственность на землю, потеряла больше всего территорий сельхозназначения — около 30 млн гектаров посевных площадей. «У нас сейчас 115 млн га пашни, обрабатываем и засеваем мы только 76 млн га, — отмечает депутат Государственной думы Геннадий Кулик. — Что происходит с остальными, мы догадываемся, но докладывалось ли об этом президенту, когда мы заявляли, что можем накормить полмира?» Депутат добавляет, что об импортозамещении при таком раскладе земли говорить трудно.
В Минэкономразвития еще с 2009 года зрела идея исправить положение, изменив сам принцип разделения земель. На проблему обратил внимание президент и дал соответствующие поручения. Решили заменить понятие «земли назначения» на «территориальные зоны». Поправки к Земельному кодексу приняты уже в первом чтении. В Государственной думе 21 мая прошли парламентские слушания по этой проблеме, так как идея, заложенная в изменениях к кодексу, показалась многим депутатам прямо противоречащей поручениям президента и вообще здравому смыслу.
«Территориальное зонирование — это установление правового режима земель, участков и территорий в связи с делением всей территории региона на зоны, — рассказывает Елена Голиновская, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, эксперт рабочей группы по работе над изменениями. — Эти зоны и по названиям аналогичны делению земли на категории. Но разница между делением на земельные категории и территориальные зоны — в концептуальных подходах в управлении, в процедуре установления территориальных зон. Придется менять в документах “категорию” на “территорию”, то есть это огромные документальные затраты. Вы представляете, что в правоустанавливающих, кадастровых, градостроительных документах — везде все придется переписывать?»
«Это категорически коснется всех людей, — продолжает эксперт. — Отменим категории — не факт, что кто-то не лишится земель, потому что у него неправильно зону установили. Кто-то поэтому не сможет ее приватизировать. Или, например, будет неправильно включен в жилую зону лесной массив. А жители соседнего с лесом более старого жилого района встанут на дыбы, начнут протестовать, потому что это у них единственное и привычное место отдыха, как было с Химкинским лесом примерно. И это несмотря на то, что сейчас у вас есть действующий механизм деления земель, и он работает. Плохо или хорошо, но он есть, давайте его совершенствовать! Вы предлагаете новый механизм деления земель — зонирование, непроработанный, необоснованный, концептуально не вписываемый в управление землей в Российской Федерации. Вначале обоснуйте, потом поговорим. Все, кто сегодня выступал, говорили так: лучше никакого закона, чем плохой. Тем более что никаких пробелов в законодательстве нет. Поручение президента можно использовать по-разному: можно все снести, а можно сделать так, чтобы ни у кого не было проблем».
Геннадий Кулик более категоричен: «Цели поправок только одни — получить удобные площади для тех объектов, которые истребует сегодня бизнес. Если я занимаюсь строительством, я заинтересован в том, чтобы мне дали участок, который менее затратен для проведения всех работ, связанных с инфраструктурой, удобен, имеет уже подъездные пути. Дайте мне такой участок, чтобы я построил сразу целый микрогород. Они на этом и спекулируют. Они приходят к президенту и говорят: очень дорогая земля! Если на каждом участке строить дом, то как же его будет покупать население? Да, есть проблема, но давайте решать ее по-другому. У нас есть 200 млн гектар неудобий — пожалуйста, стройте там. Целые города расположены за границей на горах. Впишите овраг в городской пейзаж, это будет красиво смотреться. Сделайте водоем, вокруг которого разместите поселок. Сейчас вообще многие дома надо перестраивать, заменять ветхое жилье. Другие ищите способы, но не такой. Поскольку у нас тот прав, у кого больше прав, нам приходится постепенно исправлять закон».
Члены Совета Федерации, представители районов, особенно Крайнего Севера, многие губернаторы очень недовольны проектом закона. «Я, например, сейчас не представляю, как можно в эту сессию закон доработать и принять, если поправки правительством не будут учтены. Мы ждем от правительства и Минэкономразвития работы по поправкам. Мы пригласим на заседание коллег из Совета Федерации. Законопроект вызывает большую обеспокоенность. Категории были институтом защиты — вы его потеряли. Второй исключительно важный момент: из норм земельного кодекса полезли в градостроительные взаимоотношения и устроили кашу. Придумали “зоны”, которые не соответствуют реалиям. Не время сейчас для революций, причем революций затратных. Здесь нужно опять обозначить узловые темы. Важнее этого закона по линии нашего комитета не было», — подчеркнул председательствовавший на слушаниях первый заместитель председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум.
«Закон ориентирован и направлен прежде всего на развитие населенных пунктов, то, на чем у нас стоит земельное законодательство и регулирование обеспечением баланса различных интересов в использовании земли, а такой подход может расшатать систему, — сказала в заключение Елена Галиновская. — Закон мало обеспечивает защиту земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых природных территорий, лесных земель, а это одна из основных хозяйственных ценностей в нашей стране. Территориальное зонирование предполагает вначале только застройку и только потом все остальное, это не то что: давайте посмотрим в каждом регионе и стране, какие земли для каких целей надо использовать. То есть комплексного решения этот проект не несет, а предполагает обеспечение интересов определенных кругов: муниципалитетов, например, для городской застройки. Говорить, хорошо это или плохо, мы не будем. Закон предполагает интересы застройщиков. Что же касается интересов аграрников, которые нас кормят, лесников, которые обеспечивают ресурсы и недра, то здесь остается огромное количество вопросов».
Источник: ИД «РУССКАЯ ПЛАНЕТА».
Земельная реформа в России. Часть 1. Сценарий олигархов. Михаил Прохоров – землю богатым!
Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Главный редактор портала, председатель Совета ЯРО Российского Переселенческого Движения «Человек. Земля. Россия» Афанасий Николаев.
13 ноября 2015 г.
От редакции:
Наш портал начинает серию публикаций по вопросам земельных и аграрных отношений.
В России в 2015 г. был дан старт новой масштабной земельной, аграрной реформы. По мнению экспертов, речь идёт о новой революции в земельных отношениях сравнимых по масштабам со столыпинской аграрной реформой начала ХХ века.
В этой связи представителям всех регионов России необходимо кардинально пересматривать свою земельную и аграрную политику.
До сих пор существуют разные варианты реализации новой земельной и аграрной реформы в России.
20 ноября 2013 года на встрече президента Владимира Путина с руководителями партий, не прошедших в российский парламент, лидер и создатель политической партии «Гражданская платформа», миллиардер Михаил Прохоров озвучил свою программу по “решению” земельного вопроса в стране.
М.Прохоров на этой встрече отметил, что структурное экономическое отставание России от стран Запада на 20 лет является следствием отсутствия земельной реформы, наличием отрыва земельных отношений от права собственности на землю.
На деле Прохоров предлагает организовать новый передел земли в пользу олигархических групп, которые хотят стать единоличными собственниками земли.
В начале 90-х годов ХХ века от государства в частные руки перешли основные производственные активы и недвижимость нашей страны в ходе незаконной, грабительской приватизации и залоговых аукционов.
В результате сейчас 70% промышленных мощностей, созданных в России и в досоветский, и в советский период, считавшихся общенародной собственностью, сегодня юридически закреплены за оффшорными компаниями, половиной из которых владеет лишь немногим более сотни семей.
М.Прохоров предлагает отметить категорийность земли вокруг Москвы и Санкт-Петербурга в радиусе 100 км, вокруг городов-миллионников — в радиусе 50 км, вокруг других городов — в радиусе 30 км. Использование земель он предлагает регулировать (вместо категорий) через налогообложение.
Очевидно, что М.Прохоров лоббирует интересы крупных собственников, которые уже сейчас скупили значительную часть земли вокруг городов, так и частные земельные паи.
К примеру, в Московской области из 1,5 млн. га сельскохозяйственных земель — 750 тыс. га официально не используется владельцами по назначению. Именно эти земли Прохоров предлагает передать олигархам.
Интересы олигархов по земельному вопросу лоббируют наряду с Прохоровым и ряд высокопоставленных чиновников Минэкономразвития. Ими подготовлен и уже внесён на рассмотрение Правительства РФ проект ФЗ об отмене категорий земель.
В случае отмены категории без установления сельскохозяйственного регламента, который фиксирует площади особо ценных земель и устанавливает виды разрешенного использования в интересах граждан РФ, — будут сняты все преграды для перепродажи наших земель финансовым фондам с иностранным участием или, в лучшем случае, для сплошной застройки, что убивает потенциальные рабочие места.
Крупнейшие мегаполисы страны и территории вокруг них станут заасфальтированной зловонной автострадой и коробками многоэтажных дешевых новостроек — с автомобильными пробками, теснотой, социальными и межэтническими конфликтами.
Зато наши олигархи разбогатеют ещё больше, немедленно капитализируют свои земельные активы и вернут свои вложения в землю с прибылями в тысячи процентов.
Дележ промышленности и объектов капитального строительства в России почти закончен. Поделено всё, что под землей и над землей. Сейчас с подачи М.Прохорова наши олигархи задумали организовать дележ последнего и главного богатства страны — её земли.
Именно на это направлено предложение господина Прохорова по отмене категорийности различных земель в РФ. Не случайно Михаил Прохоров прогнозирует, в случае запуска предложенного им механизма свободной купли-продажи земли в России, рост ВВП нашей страны лишь в 2 %.
Таким образом, Прохоров изначально предполагает, что оборот земель не будет всенародным, работающим на интересы всей страны, а будет обеспечивать обогащение только отдельных олигархов, чьё личное состояние связано лишь со стоимостью их акций на зарубежных биржах и никак не связано с государственным бюджетом России.
Прохоров предлагает вариант, при котором государство оформит и поставит на учет все земли за счет налогов от народа, а все остальное сделают землевладельцы и рынок.
“Собственник распоряжается землей по своему усмотрению, а государство регулирует использование земель только через налоги: в случае землепользования в интересах всех — предоставляет преференции, в противном случае — повышает налоги”, — утверждает господин Прохоров.
Такой подход в корне противоречит нашим национальным интересам. Между тем, в развитых странах Запада существует четкое разделение: владение, использование и распоряжение землей. Не допускается владение с/х землей и при этом неиспользование ее в целях сельского хозяйства, без производства продовольствия.
Если соответствующая норма не исполняется, то наступает не повышение налогового коэффициента, а процедура принудительной продажи земли, причем приоритетным правом наделена специальная земельная служба страны (изъятие с компенсацией) — к примеру, в США за это отвечает Федеральное бюро по землеустройству; аналогичные службы есть в Германии, Франции, Италии и всех развитых странах мира.
До встречи с Президентом России на своей пресс-конференции М.Прохоров предложил ввести принцип купли-продажи земли в России. Прохоров мотивировал свои предложения необходимостью “дать земле хозяина”, так как, государство якобы является неэффективным собственником земли.
При этом господин Прохоров забывает, что мы все до сих пор пожинаем горькие плоды деятельности «эффективных» менеджеров, частных владельцев «заводов, дворцов, пароходов». Именно бездарность и жадность наших олигархов разрушила за последние 24 года реальный сектор экономики России и вынуждает нас сейчас в условиях нарастающей внешней угрозы лихорадочно заниматься восстановлением разрушенного народного хозяйства, импортозамещением.
Нельзя забывать и про уроки истории, трагические последствия столыпинской аграрной, земельной реформы начала ХХ века. Ведь и тогда П.А.Столыпин, как сейчас М.Прохоров, пытался сделать ставку на кулака, «эффективного» собственника.
В результате именно этих реформ в 1917 г., роста народного недовольства несправедливым распределением земли произошли свержение правящей династии Романовых, распад Российской империи и Россия оказалась на грани гибели.
Нельзя также забывать, что олигарх М.Прохоров имеет свои интересы и в нашей республике. Именно он, его компания “Полюс золото” скупила основные золотодобывающие предприятия Якутии в Алданском районе. Сейчас эта компания активно захватывает золотоносные земельные участки в Оймяконском районе.
Именно при прямой поддержке господина Прохорова и его партии на выборах главы республики в 2014 г. якутский политик Э.Берёзкин набрал 30 % голосов избирателей Якутии. Таким образом, М.Прохоров не только имеет бизнес-интересы в Якутии, но и достаточно мощную группу поддержки среди влиятельных местных политиков и бизнесменов.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Государственную думу проекта федерального закона, устанавливающего порядок безвозмездной передачи гражданам России земельных участков на Дальнем Востоке.
В соответствии с зaконопроектом земельные участки площадью до 1 гектара предоставляются на территории Дальнего Востока любым гражданам РФ сначала в безвозмездное пользование на 5 лет, затем в собственность бесплатно, если земельный участок использовался для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых российским законодательством. В случае неиспользования земельный участок изымается.
Экспертные оценки:
Юрий Крупнов К сожалению, это постановление – очередная кампанейщина, которая не только носит популистский характер, но и отражает степень дикости в сфере управления на высшем уровне. Вместо того чтобы проектировать и строить новые молодёжные города, мыслить инфраструктурой, индустрией, добрые федеральные управленцы раздают по гектару земли, который даже хорошего качества на Дальнем Востоке стоит не более полтысячи долларов. Эта мера работает для сотен людей, она, возможно, и решит какие-то частные вопросы, но не имеет никакого отношения не то что к подъёму и развитию Дальнего Востока, но хотя бы к перелому той деградационной тенденции на выезд дальневосточников. От самой новости и пафоса, с которым об этом решении сообщается, – хочется сесть в уголок и долго плакать. Ведь даже эти участки будут без инфраструктуры. И никто через пять-семь лет, когда окажется, что результаты ничтожны, за сегодняшние фантазии не ответит. Так Дальний Восток и Россию в целом не поднимешь.
Надо делать ставку на новые города. При космодроме Восточный есть наукоград Циолковский. Но строится он по проекту по сути 50–60-х гг. вместо того, чтобы создать малоэтажный хайтековый молодёжный город развития. Да, деньги выделяются, но исполнение не просто безобразное, а чудовищное. Соответственно, следующий момент. Ключевая точка, которая может сдвинуть весь Дальний Восток, – это строительство нового города, примерно на 100 тысяч человек, в Хасанском районе, это юг Приморского края, рядом с портом Зарубино. Этот город мог бы стать и крупнейшим портом, транспортно-логистическим узлом, и биоэкополюсом, основанным на переработке уникальных ресурсов прибрежного океана. Это конкретный сверхперспективный проект, которым стоит заниматься, а не раздавать гектары.
Фёдор Бирюков Освоение Дальнего Востока – проблема давняя, и цари этим занимались, и Советский Союз. Дальний Восток – пустующая земля с огромным потенциалом, на которую претендуют другие страны. Поэтому закон о выделении земель можно только приветствовать. Но я полагаю, что это не решит проблем, это всего лишь первый шаг в решении стратегической задачи. Понятно, что не так уж много людей в России способны на переселенческий подвиг – переезд на Дальний Восток, начало жизни с нуля, освоение земель. Я полагаю, что необходимо запустить целый национальный проект освоения Дальнего Востока, если угодно, русификации Дальнего Востока, который предполагал бы и выделение земель в том числе и под сельскохозяйственную деятельность, и под создание неких туристических зон, что крайне перспективно. Здесь можно было бы создать хорошие условия, в которых предприимчивому человеку можно было начать дело с нуля, а государство по крайней мере не мешало бы этому.
Дальний Восток интересен и с точки зрения туризма, причём не только для граждан России, но и для жителей соседних стран, и для западных туристов. Там можно было бы создать программу как бюджетного отдыха, так и очень дорогого, для миллионеров. Это задача на десятилетия.
Принятие закона – это некоторый аванс обществу, потому что проблема Дальнего Востока на слуху. Все знают, что там низкая плотность населения, что Дальний Восток втихую долгое время заселяется гражданами других стран, что есть определённое недовольство и местного населения тем, что государство недостаточно внимания им уделяет. Поэтому это правильное решение, на котором нельзя останавливаться, за законом должна последовать настоящая комплексная программа. Есть ли на это силы, умы – другой вопрос.
Дальний Восток – безусловно, территория XXI века. Там можно создать по-настоящему новую реальность, в которой бы возврат к родной природе совмещался бы с хай-теком, высокими технологиями. Здесь Россия может попробовать себя в качестве лидера нового жизненного уклада. Это очень интересно, перспективно, это действительно вызов всему миру. Тем более сейчас, когда и политическая, и экономическая карта мира стремительно меняется, мы можем открыть там, скажем так, ресурсный багаж, который позволит нам успешно жить следующее столетие. Дальний Восток – один из новых перспективных центров Евразии. Его необходимо осваивать, потому что существует опасность даже не насильственного, а фактического отъёма региона у России, если никаких решительных мер не будет принято. Поэтому Дальний Восток – это долгосрочная, трудоёмкая, но обязательная повестка дня для государства Российского.
Андрей Гуськов Председатель Совета директоров нашего Союза землеустроителей России приветствует желание нашей власти освоить необъятные территории Дальнего Востока. По сути дела, заново осуществить их реколонизацию, в том числе через механизм предоставления бесплатного доступа к землям. Сегодняшнюю инициативу правительства можно считать первым пробным шагом, направленным на то, чтобы дать людям доступ к землям. Однако здесь не хватает комплексности решения задачи. Опасаюсь, что жители европейской части России поиграют через компьютер в резервирование этих гектаров, но вряд ли кто поедет жить за 200 км от Хабаровска, где нет дорог, школ, больниц и сложно создать эффективный бизнес.
Когда я говорю о комплексности, это означает, что мы должны взглянуть на исторический опыт освоения территорий России, в частности, столыпинский опыт 1905–1913-х гг., который позволил буквально за три года создавать новые хозяйства. Но он включал в себя именно необходимость решения одновременно как земельного вопроса, так и вопроса аграрного. Плюс вопросы обеспечения населения необходимыми социальными объектами здравоохранения, образования и, естественно, культуры. В своё время людям была дана не только возможность доступа к земле, но и подъёмные на переезд, временное жильё, обучение условиям ведения хозяйства в новых климатических условиях. Далее речь шла о том, чтобы на каждого члена семьи по крайней мере 15–20 гектаров. В зависимости от социального статуса семьи существовала разная градация. Исходя из этого семья могла получить примерно 100–150 га, на которых можно было делать эффективное хозяйство. Далее государство Российское предоставляло им подъёмные, оборудование, семена. Помимо этого, в обязательном порядке строились дороги к местам освоения земель, обеспечивалось обучение детей, давали порубочный билет для строительства собственного дома из леса.
Тогда при этих комплексных условиях возникала новая экономика, новая социальная и жилищная среда, и мы начали производить продовольствие и его экспортировать. И на 1913 год Россия стала экономически сильной державой. Это при том, что Столыпин был застрелен в 1911 году. Но его методы освоения территории Сибири, Дальнего Востока были инновационные. Именно освоение земель потянуло за собой развитие и других отраслей промышленности России. Понадобилась техника и оборудование, значит, заработали машиностроительные заводы. Они в свою очередь создали спрос на металлы: заработали металлургические комбинаты, рудники, транспортная отрасль. Люди строили собственное жильё, значит, строительная индустрия заработала. Люди зарабатывали деньги, значит, пошёл спрос на лёгкую промышленность. В результате все работали на одно – на производство продуктов питания, продовольствия, которые Россия успешно экспортировала за рубеж. Не знаю, стоит ли напоминать, но тем не менее в той же Западной Сибири, в Барабинской степи, объём производства сливочного масла был таков, что мы его экспортировали в объёме больше, чем в то время продавали золота. Не говоря о других видах продовольствия.
Поэтому, возвращаясь к инициативе правительства об одном гектаре, я это могу расценивать лишь как первый, пробный шаг, который пока не имеет под собой возможности ведения эффективного хозяйства – на одном гектаре, малым числом и в особых климатических условиях Дальнего Востока. Обращу внимание, что одновременно с этим правительство принимает решение о выделении 450 миллионов рублей на переселение на Дальний Восток, но этих денег хватит лишь для 1,5 тысячи человек: в среднем 200–300 тысяч рублей подъёмных, чтобы переехать, взять временное жильё, обустроить его. 1,5 тысячи человек для Дальнего Востока – это не та цифра, в которой он нуждается сегодня. Притом что отток населения намного превышает эту величину.
Думаю, этот хороший пробный шаг уже через год, а может ранее, покажет не очень высокую эффективность, и мы всё-таки вспомним исторический опыт освоения земель Российской империи – комплексный столыпинский подход. Будем надеяться, что правительство отбросит фрагментарные сюжеты. Такая программа по предоставлению всем желающим земельного капитала на переезд, кстати, разработана нашим Российским переселенческим движением совместно с учёными, экспертами, государственными деятелями, депутатами. С ней можно ознакомиться. Чтобы вырастить детей, существует материнский капитал, а это капитал семейный, чтобы обеспечить людям возможность новой счастливой жизни за пределами МКАД.
Кому принадлежит земля в России?
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Получается, что львиной долей земли русской распоряжаются чиновники - бюрократы. Однако в статье Кому принадлежит Россия говорится, что "основные владельцы сельскохозяйственных земель в России — аграрные компании". И приводится список крупнейших владельцев сельскохозяйственных земель:
Инвестируя в землю, нужно приготовиться к долгому ожиданию доходов
С.Самуленков / PhotoXpress
Список крупнейших владельцев сельскохозяйственных земель, контролирующих больше 50 000 га каждый, по просьбе «Ведомостей» подготовила консалтинговая компания BEFL. В него вошли 27 компаний; все опрошенные фигуранты списка подтвердили корректность данных. Для большинства из них сельское хозяйство – основной бизнес: компаний, созданных как инвестпроекты фондами или банками, не больше трети.
BEFL работает в России 15 лет. Среди ее клиентов – крупные и средние аграрные компании («Русагро», «Продимекс», «Эксима» и др.) и западные инвесторы в аграрный сектор.
Самый большой, по подсчетам BEFL, земельный банк – 480 000 га – контролирует компания «Продимекс», крупнейший в России производитель сахара (в 2012 г. ее заводы выпустили 20,1% всего белого сахара в России). Все земли «Продимекса» обрабатываются, большая часть занята сахарной свеклой, рассказывает гендиректор «Продимекса» Виктор Алексахин. Большой земельный банк компании нужен из-за технологии выращивания сахарной свеклы: высаживать ее каждый год на одном и том же поле нельзя, объясняет Алексахин. Всерьез увеличивать земельный банк компания не планирует.
На 1 января 2012 г., по данным Росреестра, площадь сельхозугодий России была 196 млн га, из них пашни – 115 млн. В 2011 г. для производства сельхозпродукции использовалось 64% площадей.
Большинство фигурантов списка говорят, что возделывают почти все земли, которые контролируют. Из 450 000 га татарстанского «Вамина» (третий в списке) 420 000 га – пашни, рассказывал «Ведомостям» в марте Вагиз Мингазов, члены семьи которого контролируют компанию. Две трети земель «Мираторга» (шестая строчка) используются в проекте разведения мясных пород крупного рогатого скота в Брянской области. По словам гендиректора «Мираторга» Александра Никитина, компания будет наращивать земельный банк примерно до 500 000 га за 2–3 года.
Вложения в земли сельхозназначения в России интересны для инвестиций, но на срок более 10 лет, говорит предправления «Финама» Владислав Кочетков. У «Финама» есть ЗПИФ, контролирующий 157 000 га сельхозземель (20-я строчка; передан в управление Бинбанку). На быстрый заработок рассчитывать не стоит: рынок зарегулирован, а оборот сельхозземель затруднен, констатирует Кочетков.
В список вошли и инвестпроекты, созданные финансистами: Trigon Agri, Alpcot, РАВ «Агро-про» (эту компанию в 2011 г. приобрела чешская PPF) и др. Самый известный проект финансовых инвесторов в секторе – Black Earth Farming («Агро-инвест», седьмая строчка): в 2006 г. в ее капитал вошли Vostok Nafta и шведский AB Kinnevik. В 2007 г. при IPO в Стокгольме компания была оценена почти в $1 млрд, хотя ее выручка в тот год составила $21,3 млн, а чистый убыток – $21,5 млн. В 2012 г. Black Earth Farming впервые показала чистую прибыль: при выручке в $229 млн – $7 млн; капитализация сейчас – $287,24 млн.
«Мы как инвесторы активно смотрим на сельское хозяйство и за последние пять лет видим сравнительно мало компаний, которые стабильно зарабатывают деньги в России», – говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Другие причины того, что консолидация сельхозземель в России идет хуже, чем, например, на Украине: в отрасли не хватает сильных менеджеров и гораздо медленнее, чем на Украине, внедряются передовые технологии, продолжает он.
Наконец, в России очень дорогая логистика – дешево хранить и переваливать продукцию не получается. «Возврат на капитал не феноменальный, а прибыль для инвесторов довольно скромная», – констатирует Кривошапко.
Чтобы инвестировать в сельхозземли, надо понимать, что придется заниматься сельским хозяйством, т. е. зависеть от дотаций и отношений с местными администрациями, говорит Сергей Чумак, бывший партнер консалтинговой компании Strategy Partners.
После кризиса на рынке появилось большое предложение земель, доставшихся банкам от обанкротившихся производителей, теперь банки пытаются от них избавиться, рассказывает Кочетков. Многие средние и небольшие агрокомпании в силу кризиса ликвидности и недостатка собственного капитала больше озабочены продажей бизнеса, чем наращиванием земельного банка, но сделок немного, подтверждает управляющий партнер BEFL Владислав Новоселов: основная причина – невысокий спрос, низкое качество активов и серьезные расхождения между покупателем и продавцом по стоимости бизнеса. Цены на землю в подавляющем большинстве регионов не повышаются, знает он, а в отдельных регионах и районах наблюдается даже снижение цен.