Шамалову, которому в марте исполнилось 33 года, принадлежит пятая часть Сибура, крупнейшей в России нефтехимической компании. В этом месяце Сибур получил $1,75 миллиарда из денег Фонда национального благосостояния на строительство гигантского комплекса в Тюменской области, под Тобольском.
Согласно документам правительства и компании, Сибур смог одолжить деньги по низкой ставке, которая сейчас составляет 2 процента. Финансовые аналитики называют это дешевыми деньгами. Артем Усманов, аналитик БКС, сказал, что при рыночной сделке ставка с аналогичными условиями должна была бы составить не менее 7 процентов. Ирина Ализаровская, аналитик Raiffeisenbank, назвала заем "достаточно дешевым длинным финансированием".
Шамалов не ответил на запрос о комментарии. Девятого декабря гендиректор Сибура Дмитрий Конов, которого цитирует Сибур, назвал условия финансирования от ФНБ выгодными. Представитель Сибура сказал, что у компании "нет информации о родственных связях и взаимоотношениях акционеров компании с президентом России". По его словам, заявка на финансирование "прошла сложные многоступенчатые процедуры, прописанные в соответствующих нормативных актах".
Фонд национального благосостояния, который, согласно формулировке Минфина, "призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан России", на начало 2015 года оценивался в 4,8 триллиона рублей (на тот момент $72 миллиарда), в основном используется для инфраструктурных проектов — строительство и модернизация железных и автомобильных дорог. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в октябре указ о включении строительства Западно-сибирского нефтехимического комбината (Запсибнефтехима) в список проектов, в которые размещаются средства ФНБ. Это решение, сказал Медведев на совещании с вице-премьерами, снизит зависимость от импорта и будет способствовать появлению до 15.000 рабочих мест.
Средства госфонда составляют часть из необходимых для тобольского проекта $9,5 миллиарда. Сибур называл комбинат "крупнейшим современным нефтехимическим комплексом в России", при эксплуатации которого "предполагается использовать новейшие передовые технологии в области переработки углеводородного сырья".
Проект может стать ключевым для будущего Сибура и для стоимости доли в нем Шамалова. В 2012 году, когда началась проектировка комплекса, председатель совета директоров Сибура Леонид Михельсон сказал, что Запсибнефтехим "изменит облик не только компании, но и всей российской нефтехимии".
После того как Шамалов женился на дочери Путина в 2013 году, он увеличил свою долю в Сибуре в пять раз, и компания инвестировала внушительные средства в Запсибнефтехим. Согласно расследованию Рейтер в начале месяца, Шамалов приобрел 17 процентов Сибура в сентябре 2014 года, став вторым по размеру доли акционером компании с пакетом 21,3 процента. Стоимость этой доли сейчас может стоить $2,85 миллиарда, если судить по недавней сделке по продаже акций Сибура китайской Sinopec.
В сентябре 2014 года Сибур сообщил, что инвестиции в Запсибнефтехим вырастут с 53 миллиардов рублей (тогда $1,4 миллиарда) до 74 миллиардов рублей.
В феврале этого года Сибур сообщил, что погрузил первую сваю в основание комплекса. Четвертого декабря компания одолжила $3,3 миллиарда у западных банков и выпустила облигации на $1,75 миллиарда Фонду национального благосостояния через государственный Российский фонд прямых инвестиций. Облигации выпущены на 15 лет по ставке 2 процента или инфляция в США плюс 1 процентный пункт, в зависимости от того, что выше. По состоянию на ноябрь этого года инфляция в США составила 0,5 процента.
РФПИ утверждает, что проект "полностью соответствует установленным критериям для соинвестирования средств ФНБ" и позволяет вкладывать деньги фонда "с максимальной защищенностью и соответствующей доходностью". РФПИ назвал Запсибнефтехим "одним из наиболее перспективных проектов в мире".
Представительница Минэкономразвития, которое отбирает проекты для финансирования из средств ФНБ, сообщила, что облигации Запсибнефтехима не понесут потерь в рублевом эквиваленте, добавив, что госфинансирование помогает привлечь деньги иностранных инвесторов.
Сибур в рамках проекта строительства Запсибнефтехима сотрудничает с немецкой сервисной компанией Linde Group и швейцарской химической фирмой INEOS. Ни одна из компаний не ответила на запрос Рейтер о комментариях.
Комбинат по плану должен производить в год по 1,5 миллиона тонн этилена, который используется для производства потребительских и промышленных товаров — от кухонной и садовой утвари до водяных труб.
Аналитики Moody's прогнозируют, что Запсибнефтехим увеличит выручку Сибура на 25-30 процентов до порядка $11 миллиардов в год.
Другим совладельцем Сибура является миллиардер и нефтяной трейдер Геннадий Тимченко, старый друг Путина. Тимченко также принадлежит крупный пакет акций другой российской частной компании Новатэк, которой также удалось получить финансирование из средств ФНБ. Новатэк и Сибур — единственные частные компании, сумевшие найти финансирование таким способом.
Новатэк не отреагировал на запрос о комментарии.
После аннексии Крыма Россией в 2014 году отец Кирилла Шамалова Николай попал под санкции Европейского союза как "давний знакомый" Путина и за получение выгоды от связей с "представителями власти в России". Санкции накладывают ограничения на перемещение и замораживают активы на территории ЕС. Тимченко был включен в аналогичный санкционный список США.
Ни Кирилл Шамалов, ни Сибур в санкционные списки не включались.
Казначейство США не ответило на просьбу Рейтер прокомментировать, рассматривало ли оно возможность введения санкций против Сибура и Кирилла Шамалова. Представители ЕС говорили Рейтер в декабре, что блок не обсуждал расширение своего санкционного списка.