Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».Главный редактор портала, кандидат исторических наук Афанасий Николаев
Древнекитайский мыслитель, философ Конфуций когда-то сказал, что символы и знаки управляют миром. В этом смысле календарь имеет особое значение в судьбе любого народа. Изменения в календаре означают изменения в мировоззрении народа.
До XVIII века новый год в России начинался не с 1 января, как в настоящее время, а с 1 марта (до 1492 года) или с 1 сентября (с 1492 года) по юлианскому календарю.
При крещении Руси христианами, начавшемся в Х веке и затянувшимся до ХIII века, введённый ими юлианский календарь русский народ не принял.
Люди не могли понять, зачем нужен на русской земле чужеродный календарь с номерными месяцами на латинском языке, который на 3 месяца больше, да к тому же еще начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а в начале весны.
Но христианская церковь в России нашла выход из создавшегося положения. Они придумали славянские названия для юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий. Только в таком виде, христианам удалось навязать русским чужой календарь.
Но даже после того, древний дохристианский славянский календарь не перестал существовать. На всех русских землях продолжали использовать два календаря.
По новому (юлианскому) календарю можно было узнать только о церковных праздниках и о событиях прошлого, произошедших далеко от славянских земель. А старый календарь нужен был в России для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхозработы и другие дела.
Таким образом, на Руси в ХI — ХVII веках параллельно существовали 2 календарные системы, старая и новая.
Чтобы упорядочить несогласованность календаря, в Лето 6856 (1448 г. н.э.) по указу великого князя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.
Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали, несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя.
Так, например:
День Бога Велеса был заменён Днём Власия;
День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;
День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя или как его называли на русский манер — Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;
День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;
Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка.
Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия, Христианское Новолетие 1 марта и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.
Никакие запреты старого народного календаря не помогали, а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект — во многих городах и сёлах началась смута и происходили вооружённые восстания, сопровождавшиеся поголовным уничтожением христианских священников и их сторонников.
Чтобы избежать смуты царь Иван III был вынужден не только разрешить пользоваться старым календарём, но и узаконить право почитать старую веру предков.
Таким образом, на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться — официальным, т.е. государственным, а старый календарь — народным.
При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.), среди христиан в России росли апокалиптические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы.
Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября.
В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова.
Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.
Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли только в феврале 1918 года.
Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным.
Традиция празднования нового года в ночь с 31 декабря на 1 января в России появилась в 1700 году от Рождества Христова по указу царя Петра 1.
Эта реформа Петра 1 кажущаяся на первый взгляд не очень значительной, на самом деле была одной из наиболее его важных реформ.
Фактически этим своим решением Пётр 1 не только лишил Россию 5508 лет истории, но и полностью разрушил преемственность её исторической традиции.
Именно с этого времени история России стала лишь частью истории Европы, причём частью неполноценной и вторичной по отношению к истории Западной Европы.
Эта реформа календаря стала логическим завершением процесса установления контроля над Россией со стороны католической Европы.
Начало этого процесса захвата России европейцами приходится ещё во вторую половину ХVI века, когда первый русский царь Иван IV (Грозный) попытался закрепиться на Балтике.
В ответ началась Ливонская война, фактически первая мировая война Европы против России, так как за спиной Ливонии, Польши и Швеции, стояла набирающая силу Англия.
В результате активной работы спецслужб западных держав, в первую очередь английских спецслужб, происходит раскол в политической элите России. С отравлением в 1584 году царя Ивана IV этот раскол в политической элите России постепенно превращается в общенациональную катастрофу, в Смутное время.
Смутное время приводит к гибели правящей династии Рюриковичей и приходу к власти в России династии Романовых (Римских) в 1613 году. В самом названии правящей династии нашло отражение западное её происхождение.
Также не случайно и то, что именно в это время оформляется господствующая в эпоху правления династии Романовых политическая доктрина «Москвы – 3 Рима», которая фактически рассматривает историю России лишь, как производную от истории Европы, европейской цивилизации.
Следующим рубежным этапом этой многовековой борьбы Запада за господство над Россией становится церковная реформа патриарха Никона 60-х годов ХVII века.
Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов.
В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками.
В это время в России под религиозными лозунгами началась необъявленная многовековая гражданская война, завершившаяся лишь в 1917 году со свержением власти антинародной династии Романовых.
Эта реформа приводит не только к церковному расколу, но и началу неизвестной кровавой, многовековой гражданской войны в России, закончившейся лишь в 1917 году.
Объявленные вне закона царём Алексеем Михайловичем сторонники старой веры начинают войну против антинародной власти ненавистной династии предателей истинной веры Романовых.
В огне этой незатухающей гражданской войны 1653 – 1917 годов погибли миллионы людей. Наиболее активная и кровавая фаза этой гражданской войны пришлась на правление царя Петра 1(1689 – 1725 годы). В это время население России сократилось на 25 %. Но началась эта война уже в правление отца Петра 1, царя Алексея Михайловича Романова.
Первым в 1668 году восстал против новой власти Соловецкий монастырь, который был захвачен правительственными войсками лишь в 1676 году.
Вторым крупным эпизодом этой гражданской войны стало восстание под руководством Степана Разина 1670-1671 годах.
В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами.
Одним из эпизодов этой необъявленной гражданской войны было и последнее крупное вооружённое выступление саха против русской колониальной администрации, восстание под руководством хангаласского князца Дженника в 1682 году. Одной из главных движущих сил в этом восстании были русские староверы.
В 1682 году в Москве состоялась показательная массовая казнь старообрядцев.
Одновременно с церковной реформой шло активное переписывание истории страны. Так, например, после отмены института местничества в 1682 году при царе Фёдоре Алексеевиче Романове на Руси были сожжены все книги, имевшие к этому отношение. В их числе были и знаменитые Разрядные Книги, содержавшие историю государственных назначений на Руси за прошедшие два столетия, а также Родословные Книги знатнейших фамилий России. Взамен этим книгам была написана новая родословная книга – Бархатная Книга.
В 1685 году регент малолетних царевичей Петра и Ивана, царевна Софья Алексеевна издаёт знаменитые «12 статей» — законы, на основании которых будут преданы различным казням десятки тысяч старообрядцев: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах.
При Петре I был усилен контроль за старообрядцами и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу.
За совращение в раскол (всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г.
Фаза открытого противостояния народа и власти завершилась крестьянской войной под руководством Емельяна Пугачёва 1773-1775 годов.
Вместе с открытым вооружённым противостоянием народ ответил династии Романовых также массовым бегством на новые земли. Именно это обусловило быстрое освоение русскими огромных просторов Сибири и Дальнего Востока, так как именно русские староверы первыми начали освоение этих земель и составили основу постоянного русского населения на этих новых землях российского государства.
Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке до трети русского населения оставались старообрядцами.
Между тем в истории России была реальная альтернатива вестернизации нашей страны в эпоху правления Романовых.
Изначально, Великороссия, Московская Русь являлась прямой наследницей Золотой Орды, империй тюрков и хунну.
Наследие монгольской империи сказалось, прежде всего, в значительной роли кочевой знати, бежавшей из Орды, в формировании военно-политической элиты Московского государства, жесткой централизации власти, особой роли военно-служилого сословия.
Великороссия взяла на себя, в связи со своим геополитическим положением, решение традиционной для евразийской державы задачи защиты Евразии от давления китайской и мусульманской цивилизаций на востоке и юге.
Это, в свою очередь, предполагало продолжение древней тюркской и монгольской политики культурной и государственной веротерпимости, признание за народами, населяющими Евразию, права на сохранение самобытной национальной культуры в рамках единого, сильного централизованного государства.
Эта политика, наряду с этнической комплиментарностью русских и большинства народов Урала, Сибири и Дальнего Востока, обусловила быстрое и практически бескровное освоение огромной территории от Урала до Тихого океана в ХVI–ХVII веках и создание Российской империи.
Закреплению этих территорий способствовали в дальнейшем мирная крестьянская колонизация и активный процесс метисации, смешения народов России.
Отказ от этой традиции, от признания самобытности этносов, населяющих Россию, и особой роли русских, как системообразующего этноса российского суперэтноса, привели в конечном счете к падению династии Романовых и распаду империи в 1917 году.
Исторический поворот, отказ от этих традиций, наметившийся еще в правление Алексея Михайловича, произошел в эпоху Петра I. В этот период Россия стала воспринимать себя не как самостоятельная культура, а как лишь часть европейской цивилизации.
Не случайным, в этом смысле, представляется появление пушкинского образа Петра I — как человека, который «Россию поднял на дыбы», образа символического и знакового.
Этот образ служит метафорой исторического поворота — усиления процессов закрепощения крестьян и власти бюрократии, отказа от политики защиты национальных интересов России в угоду политики сохранения баланса сил в европейской политике.
В этой связи не случайным представляется то, что, несмотря на все военные победы, успехи на дипломатическом фронте были минимальны, и Россия в эпоху правления династии Романовых не могла в полной мере воспользоваться плодами своих побед.
Эту двойственность, цивилизационную неполноценность романовской России наиболее выпукло и ярко отразил известный российский философ П.Я. Чаадаев. Он отмечал, что «мы живем в одном настоящем без прошлого и будущего», что «каждая новая идея бесследно вытесняет старые потому, что не вытекает из них, а является к ним бог весть откуда», что «мы странно движемся во времени», что «с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно».
Одним из последствий петровских реформ стал раскол между образованной частью общества и простым народом, который выражался не только в уровне материального благосостояния, но даже и в языке. Основным языком общения у русского дворянства был французский язык, поэтому не случайно, например, что в знаменитом романе «Война и мир» Л. Толстого значительную часть текста составляют подстрочные переводы на русский язык длинных цитат героев романа на французском языке.
Это глубокое разделение русского народа и русского дворянства на двух разных народов предопределило основные исторические коллизии России XVIII—XX веков, череду дворцовых переворотов, крестьянских восстаний, неудачных, незавершенных попыток реформ и модернизации, некритическое усвоение идей марксизма, неразрешенность ключевого для аграрной страны земельного вопроса, распад Российской империи, создание идеократического советского государства.