Обсуждать продажу федерального имущества будут на совещании, которое состоится на этой неделе. На совещании по экономическим вопросам, прошедшем 29 января, Путин напомнил присутствующим о том, что на следующей неделе им предстоит обсудить планы приватизации, в том числе на текущий год.
Как сообщил один из источников издания, продавать будут все из-за нехватки средств в бюджете, вызванной серьезным сокращением доходов от экспорта энергоресурсов. В числе прочих, на продажу могут быть выставлены госпакеты акций «Транснефти», «Роснефти», «Ростелекома», «Совкомфлота», «Аэрофлота» и ряда других компаний.
По словам представителя Минэкономразвития, ведомство представило правительству предложение по продаже госпакетов крупнейших компаний в ноябре 2015 года. При этом он сообщил о том, что как только данное предложение будет одобрено, МЭР и другие заинтересованные ведомства приступят к подготовке соответствующих решений.
Представитель Минэкономразвития также отметил, что рассматриваются продажи как на рынке, так и стратегическим инвесторам.
Отметим, что в минувшую пятницу Путин заявил: в обозримом будущем государство не планирует проводить приватизацию Сбербанка, контрольным пакетом которого владеет. В этом вопросе президент РФ встал на сторону главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, которая назвала приватизацию Сбербанка преждевременной. Кроме того, она отметила, что доверие вкладчиков к банку во многом основано на том, что он контролируется государством.
О преимуществах приватизации Сбербанка говорил его глава Герман Греф, который отмечал, что такой шаг позволит существенно улучшить текущую ситуацию. При этом Греф убежден, что приватизировать банк следует полностью, разделив этот процесс на несколько этапов. Его позицию поддерживал и глава МЭР Алексей Улюкаев. По словам министра, благодаря приватизации госбанков удастся изменить ситуацию с капитализацией отечественного банковского сектора.
Однако финансовый блок правительства эту идею раскритиковал. Помимо Набиуллиной против приватизации госбанка ранее выступал и замминистра финансов Алексей Моисеев, который указывал на тот факт, что Сбербанк находится под западными санкциями, а, значит, вряд ли заинтересует потенциальных инвесторов.
Ранее министр финансов Антон Силуанов заявил, что правительство рассматривает возможность приватизации «Роснефти» в 2016 году как способ снизить нагрузку на Резервный фонд. За счет продажи «Роснефти» и «Башнефти», отмечал он, бюджет может получить до 1 трлн. рублей. Акции «Роснефти» министр оценил в 500–550 млрд. рублей.
Возможность приватизации «Роснефти» также допускал Улюкаев.
Между тем, эксперты выразили сомнение в отношении того, что правительству удастся собрать 1 трлн. рублей благодаря данным сделкам, однако отметили возможность совершения сложных сделок по продаже госпакетов стратегическим инвесторам из Индии или КНР.
В «Ростелекоме», являющемся одним из первых в списке кандидатов на приватизацию, говорят, что готовы выполнить указания контролирующего акционера, отмечая при этом: проблемой при приватизации может стать система спецсвязи, против передачи которой в частные руки выступает Минобороны.
Отложить приватизацию нефтяных компаний и банков в России на год-полтора ранее призвал экс-министр финансов Алексей Кудрин. Требуемые средства в это время он считает целесообразным черпать в Резервном фонде. Свою точку зрения бывший министр объяснил тем, что в пик падения цен и при сохранении падения ВВП стоимость нефтяных компаний окажется очень низкой.
Желание Минфина провести приватизацию «Роснефти» связано в первую очередь с тем, что ведомству «не дают других источников покрытия дефицита», отмечал Кудрин.
Вероника Волкова