Путешествие по современной Чингисиане, ч. I.
Сегодня ясно, что нужен новый монтаж личности Чингиз Хана, «человека, создавшего новую мировую систему и ядро современной универсальной культуры”, – по признанию профессора Джека Уэзерфорда. Один мой оппонент, нестрашный тролль из недр …, когда я сослался на уважаемого профессора, сказал, что «американец ему не указ, что он может знать про нашу историю, другое дело Исай Калашников…».
Ему, конечно, невдомёк, чтоJack Weatherford, профессор антропологии и прочих исторических наук из Macalester College. (Сент-Пол, штат Миннесота; кстати, одного из лучших гуманитарных колледжей США) в первую очередь при создании своего historical bestseller (исторического бестселлера) «GenghisKhanandtheMakingoftheModernWorld»(Чингисхан и рождение современного мира) опирался, по его собственному признанию, исключительно на три нарративных источника из нашей (конечно же, из нашей!) истории:
1) «Jami al-Tawarikh» of Rashid-al-Din Hamadani («Сборник летописей» Рашид ад-Дина),
2) «Ta’ rīkh-i jahān-gushā» of Juvayni («История завоевателя мира» Джувейни) и, 3) написанный «неизвестным тюркским автором» (Е.М) «The Secret History of the Mongols»; а также на редкие европейские источники, такие, как переписка мангульскогопосла Rabban Bar Sawma с европейскими коронованными особами, в которой, кстати, он выражает удивление и обеспокоенность отсутствием религиозной свободы в Европе.
Эмоционально свои доводы о нашем Кагане мастер Уэзерфорд подкрепляет отрывками из едва ли не первого художественного произведения, написанного на английском языке – “Tale of the Squire”, «Canterbury Tales», Geoffrey Chaucer (Джеффри Чосер,«Кентерберийские рассказы», самый длинный – “Рассказ сквайра”): «Когда-то жил в краю татар царь по имени Cambuskan // Он непрерывно воевал с Московией // Был известен далеко за пределами Татарии (в виду) своих превосходных качеств // Был он храбр, богат, мудр, мягок (!), прост, нежен (!), благороден, молод и силен // Имел живой, красивый и сильный характер».
Мой перевод дословный, но точный. Впрочем, есть относительно неплохой адекватный перевод на русский, но он «поэтический», да и переводчик (И. Кашкин) «стесняется» называть героя его же именем (как же такое возможно, Чингисхан и… a lord in everything – «лорд во всем»), поэтому и «обозвал» – Амбусканом.
Маленькая справка: Geoffrey Chaucer – основоположник английской национальной литературы и литературного английского языка, первым начал писать свои сочинения не на латыни, а на родном языке.
Живший за сто лет до Чосера философ и естествоиспытатель, магистр ордена францисканцев по прозвищу doctor Mirabilis («удивительный доктор») Роджер Бэкон из графства Сомерсет утверждал, что монголы одерживают победы “благодаря не столько своему несомненному военному превосходству”, сколько «благодаря методом науки». Хотя монголы и склонны к войне, считал он, «они достигли столь многого, потому что посвящaли чaсы досугa принципaм философии (курсив мой)”. «Удивительный доктор» не утверждал ничего удивительного, потому как «в Европе прaктически все стороны жизни – техникa, искусство войны, одеждa, торговля, пищa, искусство, литерaтурa и музыкa – подверглись серьезным изменениям в результaте монгольского (читай: тюркского, Е.М.) влияния.
Вдобaвок к новым формaм ведения войны, новым мaшинaм и блюдaм, дaже сaмые обыденные aспекты кaждодневного бытa изменились, когдa европейцы переключились нa монгольские ткaни, одев штaны и кaфтaны вместо туник и бaлaхонов, стaли игрaть нa своих музыкaльных инструментaх при помощи мaленького степного лукa-смычкa, вместо того, чтобы щипaть струны пaльцaми, и стaли писaть кaртины в совершенно новом стиле. Европейцы дaже подхвaтили монгольский боевой клич “урa”, в кaчестве возглaсa одобрения и восторгa» (Уэзерфорд).
Из других англо–американских авторов the truthful (правдивых) книг о Чингис Хане, из переведенных на русский, могу вспомнить сейчас и Джона Мэна, его книгу «Чингисхан хан. Жизнь, смерть и воскрешение» (Jhon Man. Genghis Khan: Life, Death, and Resurrection), а также сэра Гарольда Альберта Лэмба – “Чингисхан. Властелин мира» (Harold Albert Lamb. Genghis Khan: The Emperor of All Men).
Гарольд Лэмб написал свою книгу еще в 1927 году, задолго до того, как «Вашингтон пост» (1995 год) назвал нашего Кагана – Mr Khan(а) – «Самым важным человеком последнего тысячелетия: the most important person of the last millennium». В книге Лэмба, едва ли не первой в ХХ веке европейской книге-панегирике о Чингисхане, на мой взгляд, самыми любопытными являются примечания – notes – в конце книги, где есть даже анализ и рассуждения бригадного генерала сэра Перси Сайкса о стратегии, тактике «армии Субэдея (Супытая) в Европе», пользовавшихся «оперативными приемами изобретательных ранних тюрков – гуннов, от которых и происходят «монголы» (мой курсив).
Существует раздражающая наших «академических» ученых манера западных историков сверять, выверять события и факты истории ( наши «классики» верят всем на слово) современными расчетами. Однажды мой всезнающий, с детства рационально мыслящий – отсюда крайне скептически относящийся к современным объяснениям древности (“В древности все иначе, чем на самом деле”) – друг, кстати, тезоименник поджигателя Москвы, Токтамыс, как-то раскрыв журнал «Знание – сила», а возможно и «Техника молодежи», а может даже «Юный техник», но уж точно не «Моделист конструктор», взяв в руки карандаш и линейки, объяснил мне следующее: общий вес знаменитой пирамиды Хеопса составляет примерно 5 млн 750 тысяч тонн, состоит он из 2 млн. 500 тысяч каменных глыб каждая весом по 2, 5 тонны.
Общий объем его оценивается в 2 млн 700 тыс куб. м. Считается, что Хеопс строил его как свою гробницу, а правил он с 2551 по 2528 год до нашей эры, т.е. 23 года. Так? И чтобы за эти 23 года, даже не построить, а просто подготовить «стройматериалы», голоногим египетским рабочим пришлось бы с момента восхождения Хеопса на трон и до момента, когда он умер, круглые сутки, с изумительной точностью, без аварий и остановок добывать и обтесывать в день 321, 6 куб м. гранита, что (торжествующе!) … невозможно! (мой друг – грамотный строитель). И вправду, я позже “вычитал”, что египтолог Ричард Нун с помощью Американского института известняка в штате Индиане установил: того, чтобы изготовить известняк для строительства дубликата Великой Пирамиды, с помощью современных технологий понадобиться… 81 год – без учета времени на собственно строительство. Еще надо поднять эти каменные глыбы (а некоторые из них – те, что для перемычек – весят от 50 до 80 тонн!) на высоту пятидесятиэтажного небоскреба, т.е на 146, 6 метров.
При этом, нужно рассчитать, как свести стороны пирамиды к верхней точке, и еще… “Так кто же, и когда построил пирамиду Хеопса… да и другие”, – спрашивал Тоқа меня глазами. И это что же получается, что наука египтология со всеми их светилами, многочисленными научными институтами, журналами, «открытиями» и утверждениями о возрасте и способах строительства пирамиды Хеопса… блеф и мистификация, как, возможно… и другая интересная “наука монголоведение» о Чингисхане, с его светилами-докторами Миллером, Фишерем, армянином Д’Оссоном, отцом Иакинфом Бичуриным, архимандритом Палладием Кафаровым, доктором Хара-Даваном и нынешними Гомбоевыми, Жамцараноми и Кычановыми…
Возвращаясь к notes Лэмба: получается, важна оценка современных military стратегов и тактиков, чтобы оценить размеры деяний всех полководцев древности. Лэмб приводить мнение военного историка Деметриуса Булгера, профессора Корнелльского университета, о таланте Чингис Хана: «Даже китайцы говорили, что он руководил своими армиями как бог. То, как он приводил в движение большие массы людей, перебрасывая их на огромные расстояния без видимого усилия; здравый смысл, с которым он проводил военные кампании в странах, отдаленных друг от друга, его стратегия в незнакомых регионах, способность всегда быть начеку и в то же время никогда не допускать колебаний или перестраховки во вред своему предприятию; осады, осуществление которых приводило к успеху, его блестящие победы, череда «дней Аустерлица» – все вместе взятое создает картину его карьеры, которой Европа не может противопоставить ничего, если она вообще имеет что-то, что может с этим сравниться»
Гарольд Лэмб также автор потрясающих книг об Omar Khayyam (1934) // «Омар Хайям. Гений, поэт, ученый», о Бабуре – «Вabur the Tiger: First of the Great Moguls (1962) – Бабур-Тигр: великий завоеватель Востока», и о «трендовом» Султане Сулеймана: Suleiman the Magnificent (1951) // «Сулейман. Султан Востока». Язык его книг легкий и доступный, хорош для beginner english. Правда, на обложке его книги на русском о Чингис Хане изображен, по-моему, вовсе не он, может – Тамерлан.
Впрочем, есть и «своебразности» у западных исследователей Кагана – его смерть у них почему то непременно связана с его фаллосом и чьей-то вагиной: «… тангутская царица поместила себе в вагину некое хитроумное устройство, которое оторвало Чингисхану гениталии, когда он пытался заняться с ней сексом, и он умер в страшных мучениях».
Правда, Уэзерфорд приводит этот рассказ, как пример недружелюбия врагов Хана. А книга Мэна вообще начинается с утверждения, выделенного жирным: Чингис оказывается самым мощным из всех мужчин-производителей, а преамбулой всей книги является отрывок из монгольской народной сказки, где «царская дочь с маленьким острым ножом, напутствуемая отцом… – и когда Святой Чингис возлег с ней, она вытащила нож…». Нельзя объяснить однозначно неоднозначный интерес к интимной жизни, к интимным частям тела великих людей у западного обывателя. Особенно если этот «великий» – азиат, такой как, к примеру, Аттила, смерть которого тоже в сознании европейца связана с его сексуальными похождениями, во всяком случае, с его брачной ночью.
«Европоцентризм неосознанно присутствует в сознании, в подкорках мозга всякого европейца в виду самого факта рождения и существования в европейском обществе», – сказал мне европеец по рождению, кальвинистский пастор, но кыпчак Золтан Раб. «Порочность европейской цивилизации, – добавил он, – заключается в ощущении своего превосходства любого его представителя перед всяким неевропейцем. И для этого ему обязательно нужны жареные факты, свидетельствующие об отличии (вообще-то сказано было: неполноценности) их от них. И это часто связывается с (недостаточной или избыточной) сексуальностью последних».
В целом, многие европейские исследователи Чингис Хана, начиная с сэра Генри Ховардса: и Лэмб, и Мэн, и, в особенности, Уэзерфорд дали отличную (от принятой в среде ортодоксальных ученых там и тут) оценку личности и деяний Кагана. Они единодушны в том, что именно он и его наследники соединили Азию и Европу узами, которые действенны и сегодня. С ним завершилась эпоха городов, окруженных стенами. При нем появились первые зоны свободной торговли, в его империи были снижены налоги, даже совсем отменены, для лекарей, учителей и учебных заведений. Именно он создал уникальную систему управления, основанную на личных качествах, преданности и успеха. Чингис Хан полностью изменил человеческое общество.
Сегодняшнему Западу импонирует толерантность и веротерпимость Кагана.
Не будучи, строго говоря, историком, но талантливым и плодовитым беллетристом, американская писательница из знаменитого шотландского клана – тейпа Мак-Грегоров Тейлор Колдуэлл очарованно напишет: “Одно за другим Темуджину покорялись племена и народы, ожидая верной смерти, но он проявлял мудрость. Каждому покорившемуся племени он говорил: “Вы — герои, и мне нужны такие люди. Присоединяйтесь к моим народам и продолжайте мне служить, и вы можете сражаться рядом с нами бок о бок и разделять славу наших побед.
Бог станет всех нас защищать”. Люди были зачарованы его силой, властью, щедростью и его удивительным видом, никто из покоренных не отказался к нему присоединиться. Люди от души желали ему служить, попав под его поразительное влияние, они хотели умереть ради Темуджина, не сводили с него молящих взоров…” (Taylor Caldwell, “Mongol”).
По мере полного – это значит адекватного и объективного изучения феномена Чингисхана, историки Запада становятся сегодня все более комплиментарными по отношению к нему. «В условиях Америки свершения Чингисхaнa можно было бы описaть тaк, – пафосно утверждает д-р Уэзерфорд,- предстaвьте себе: Соединенные Штaты создaли не обрaзовaнные торговцы и богaтые плaнтaторы, a один из негрaмотных рaбов, который блaгодaря исключительно силе своей личной хaризмы и решимости, освободил Америку от контроля Англии, объединил нaрод, изобрел aлфaвит, нaписaл Конституцию, устaновил aбсолютную свободу вероисповедaния, перевел искусство военных действий нa принципиaльно новый исторический уровень, прошел со своей победоносной aрмией от Кaнaды до Брaзилии, и открыл новые торговые пути, проходящие через свободные экономические зоны, протянувшиеся через весь континент. Нa любом уровне и с любой точки зрения мaсштaб и величие свершений Чингисхaнa потрясaют вообрaжение и подходят к грaницaм необъяснимого».
Пока ясно одно – новый монтаж личности Чингис Хана уже начался. Начался он, как всякое new in science – на Западе. Историки Запада опять первыми увидели свет с Востока – Shyngyskannyn shapagaty: сияние, исходящее от его деяний.
Источник: блог Ернара Масалима.