Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2016 » Олунньу » 4 » Истощение "кормовой базы" олигархов ускорило приватизацию в стиле "лихих 90-х"«Справедливая Россия» против приватизации АЛРОСА
Истощение "кормовой базы" олигархов ускорило приватизацию в стиле "лихих 90-х"«Справедливая Россия» против приватизации АЛРОСА
10:38

Большая приватизация. Зачем правительство хочет продать «Роснефть» за бесценок

Большая приватизация. Зачем правительство хочет продать «Роснефть» за бесценок3 Февраля 2016 521 0 Тренды
На фоне бюджетного кризиса в российском правительстве снова заговорили о «большой» приватизации. Однако столкнулись с прежней проблемой: Российское Государство не хочет расставаться с собственностью и видит в контроле над ней источник своей власти.

Приватизация со времен залоговых аукционов 90-х годов вызывает в России исключительно негативные ассоциации. Пришедший к власти на заре 2000-х, президент Владимир Путин сделал ставку на построение государственного капитализма. Он приложил немало усилий для установления контроля государства за ключевыми компаниями и отраслями, в которых они, в большинстве случаев, занимают доминирующие положение и находятся в руках близких к президенту людей.

Тем не менее, процесс приватизации шел своим ходом и пополнял бюджет. Согласно данным Росстата, в 2005 году от продажи госимущества в федеральную казну поступило 87 млрд руб., после кризиса 2008-2009 годов приватизационные доходы исправно пополняли бюджет: на 150 млрд руб. в 2012-м, на 125 млрд в 2013-м, на 106 млрд в 2014-м и на 5 млрд в 2015 году. На 2016-ый первоначально были запланированы относительно скромные доходы – 33,2 млрд руб. Пиковых значений стоимость государственных активов достигла в 2008 году, когда и зародилась дискуссия о распродаже «слонов» российской экономики – крупнейших банков, нефтегазовых, транспортных и коммуникационных компаний. Про амбициозный план – передать контрольные пакеты акций всех госкомпаний частным инвесторам – вспомнили в 2012 году.

Однако государство, превалирующее в экономике, не собиралось столь быстро расставаться со своей опорой. В ожидании более благоприятной конъюнктуры рынка компании только дешевели и к настающему моменту подешевели в долларовом выражении: «Роснефть» – в 4,4 раза, Сбербанка – в 4,6 раза, ВТБ – в 3,5 раза, «Газпром» – в 11 раз. Ситуацию осложнила политика: Москва пошла на открытый конфликт с Западом на почве украинского кризиса и попала под санкции против целых секторов экономики. С закрытым доступом к западным финансовым рынкам и в условиях рекордного за десять лет падения цен на нефть российские «слоны» сильно похудели.

Правительство, желавшее продать доли в госкомпаниях как можно дороже, с началом экономического кризиса надеялось на одно – внезапный и спасительный рост цен на нефть. Вера в прилив нефтедолларов парализовала политическую волю в 2015 году и не позволяла предпринимать решительных действий. В прогнозе Минэкономразвития на текущий год есть отголоски пустых надежд: средняя цена нефти по году составит 50 долларов за баррель, дефицит бюджета при этом достигнет 2,36 трлн руб. или 3% ВВП. Но при нефти по 35 долларов дыра в бюджете, по разным оценкам, вырастет от 4,5% до 6% ВВП. Среди способов финансирования дефицита есть устраивающий всех вариант расходования Резервного фонда, спорное и нежелательное повышение налогов и сборов, а также приватизация госкомпаний.

«В бюджете денег нет, доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются, поэтому продавать будут все», – цитировали «Ведомости» чиновника Минэкономразвития перед совещанием у Путина. Надо сказать, что и крупнейший производитель нефти в мире – Саудовская Аравия – тоже задумалась о продаже акций государственной Saudi Aramco, чтобы справиться с бюджетными проблемами. Как видно, Россия в своих бедах не одинока и фискальный мотив «большой» приватизации 2016-2017 стал центральным. Именно поэтому инициатива Минфина и Минэкономразвития, которые ожидают извлечь 1 трлн руб. из распродажи «голубых фишек» в ближайшие два года, подкрепляется стойким ощущением безысходности. Усиливая этот эффект, руководители ведомств сопровождают обсуждение комментариями о «критической ситуации» с бюджетом.

Среди позитивных моментов, которые отмечают сторонники разгосударствления, считающие, что частный собственник априори лучше государства, упоминаются структурные реформы, перестройка экономики (в идеализированном представлении – отход от госкапитализма) и улучшение качества управления государственным имуществом. Но эту сугубо идеологическую упаковку сложнее «продавать» общественному мнению, отсюда на первом плане пополнение бюджета. Тем не менее, вопрос о собственности для государства отнюдь не праздный и упразднить его не получится. Власть должна контролировать системообразующие компании и отказываться от функции управляющей руки не собирается.

На первом совещании у президента на тему приватизации 1 февраля речь шла о «концептуальном подходе», как выразился пресс-секретарь первого лица Дмитрий Песков. Глава государства в общих чертах описывал правила продажи крупных пакетов госкомпаний. Во-первых, он отметил целесообразность передачи доли инвестору, что подразумевает запрет на продажу по «бросовым ценам». Но эта задача, как мы отмечали выше, уже невыполнима – крупнейшие компании России существенно подешевели по сравнению с 2012 годом. И если уж целесообразно подходить к приватизации с точки зрения ценовой конъюнктуры, то с ней теперь точно лучше подождать до лучших времен. Здесь можно привести пример «Роснефти», которая в 2013 году приобрела ТНК-ВР за 54,5 млрд долларов, а по состоянию на январь 2016 года вся компания стоила 36,9 млрд долларов. Продавать 19,5% «Роснефти» сейчас значит нанести серьезный финансовый ущерб государству. В то же время без нефтяной компании правительство едва ли заработает на приватизации 400 млрд руб.

Во-вторых, Путин настаивает на прозрачности сделок, получении полной информации об их бенефициарах. В экономическом блоке правительства ему кивают: такой опыт у России уже есть, все можно сделать по мировым стандартам. Однако затем президент резко сузил потенциальный круг покупателей акций госкомпаний: инвестор должен обладать российской юрисдикцией, то есть быть зарегистрированным не в офшорной зоне, а в России. Таким образом, наиболее вероятными претендентами на покупку становятся российские миллиардеры. Но и тут президент выставляет ограничение: на совершение сделок в госбанках кредиты брать будет нельзя, то есть само у себя покупать компании на подставные лица государство не намерено. Это, пожалуй, единственная хорошая новость. Правда, и здесь есть подводные камни. Так, например, реализовать пакет акций «Ростелекома» вряд ли получится из-за возражений со стороны Минобороны и спецслужб, для которых компания предоставляет спецсвязь. Пускать инвесторов со стороны в такой актив явно не будут, но и у государства нет средств для инвестиций в отдельную инфраструктуру спецсвязи.

В-третьих, президент не хочет видеть среди покупателей спекулянтов, которые купят российские компании «на дне» с расчетом на последующий рост. Поэтому он требует, чтобы у инвесторов был четкий план развития приобретаемого актива. Из всего этого следует, что получить долю в госкомпании сможет российский стратегический инвестор, располагающий необходимыми ресурсами и готовый развивать бизнес в партнерстве с государством. Несколько противоречий сразу бросаются в глаза: ограничение количества покупателей ведет к снижению цены, в свою очередь, на внутреннем рынке нет необходимого объема средств для покупки государственных активов и, наконец, собственная стратегия для инвестора не будет иметь никакого смысла, ведь государство сохранит контроль над предприятием, а значит, менеджмент останется прежним. Другими словами, управляющим акционером по-прежнему будет государство, и держатели миноритарных пакетов будут серьезно ограничены во влиянии на политику «Роснефти», ВТБ или любой другой компании.

На совещании Путин проговорил ключевые слова: «сохранение контроля», угроза «захвата предприятий конкурирующими компаниями» и «стратегически важные активы». Собственно, это и есть исчерпывающая концепция отношения государства к собственности: она должна контролироваться властью, точка. Поэтому идея настоящей приватизации в путинской России глубоко утопична. При таком отношении возможно лишь перераспределение активов.
Однако каждый конкретный случай будет рассматриваться индивидуально, пообещали в правительстве. Нельзя исключать, что приватизация пакета «Роснефти» ­– самого дорогостоящего актива из всех предложенных – со стороны западного инвестора, который решит вопрос российской юрисдикции, может привести к тому, что Москва получит в его лице союзника и лоббиста, готового приблизить отмену санкций. Но это лишь осторожное предположение – успешный результат, как и получение 1 трлн руб. от приватизации правительством – не гарантированы.
Александр Мельников
Александр Мельников
Аналитика
18:19 02.02.2016 | экономика
Истощение "кормовой базы" олигархов ускорило приватизацию в стиле "лихих 90-х"
Приватизация очередных государственных компаний в кулуарах готовилась в течение всего прошлого года. Первыми из Правительства просочились новости о печальной судьбе 19,5% акций "Роснефти", которые могут быть проданы в самый неудачный, с точки зрения стоимости добывающих компаний, момент. На совещании у президента Владимира Путина стало ясно, что такая же участь ждет и совсем недавно "национализированную" "Башнефть". "Эффективных менеджеров" ждут и в монополиях – алмазной "Алросе", инфраструктурных "Совкомфлоте" и РЖД. Удивительно ли, что последователи Гайдара не видят иных источников пополнения бюджета, кроме как от распродажи остатков "совкового" наследия, даже когда это не велит делать "рука рынка"? А что они предпримут, если и этот ресурс закончится, и нефть не начнет "расти"?
Биржевой эксперт, независимый экономист Владислав Жуковский в интервью Накануне.RU отмечает, что выбор в пользу частного собственника традиционно делают в тех отраслях, где нужно строить стратегию работы в конкурентных условиях, бороться за рынок. Объявленная главой государства "программа приватизации" скорее "смахивает" на новое перераспределение долей в высокорентабельном бизнесе, нежели на экономически оправданный план развития системообразующих предприятий.
Вопрос: Исходя из списка участников совещания, можно составить список компаний, акции которых перейдут в частные руки. Это "Алроса", "Аэрофлот", "Совкомфлот", "Роснефть", "Башнефть". Президент говорил о том, что продавать за бесценок нельзя, надо учитывать конъюнктуру рынка. Но финансовые власти не послушают это указание?
владислав жуковский|Фото:
Владислав Жуковский: "Программа приватизации" - не программа вовсе. Она не решает структурные или системные проблемы, не позволяет проводить новую индустриализацию. Это очередное узаконенное в масштабах всей Российской Федерации раздербанивание собственности. В рублевом выражении все активы за последние три-четыре года подешевели в два раза, за последние восемь лет – в пять раз. Причем, даже крупнейшая российская корпорация – "Газпром" в рублях подешевела в 2,5 раза, а в долларах все активы обесценились еще больше. При этом, в приватизации не нуждается ни одна из перечисленных компаний. В "Алросе", например, уже высока доля частных инвесторов (у РФ – 43,9%, 23% - в свободном обращении, еще 25% принадлежит республике Якутии). Она – монополист в области добычи алмазов, если есть проблемы, можно пригласить качественного менеджера, выгнать из совета директоров чиновников-казнокрадов, которые кормятся в органах управления всех госкомпаний. Чтобы навести порядок, не нужно "сливать" госактивы.
Вопрос: После продажи уменьшатся и доходы государства, как акционера компаний. В какие суммы Вы оцениваете потери?
Владислав Жуковский: Российские госкорпорации платят в бюджет порядка 2,5 трлн руб. дивидендов. Нам предлагают группу активов отдать за 1-1,5 трлн руб. Если посчитать, сколько государство может получить за доли в этих компаниях в течение 10-20 лет, то доходы в десятки раз превысят разовые поступления от приватизации по бросовым ценам. С точки зрения экономики, эта мера неадекватная, по своей преступности сравнимая с рейдерским захватом активов.

Вопрос: Президент несколько условий приватизации обозначил: покупка компаний только российскими инвесторами и только за собственные средства, без участия госбанков. Условие выполнимо?
Владислав Жуковский: У российских инвесторов сейчас нет денег, даже у крупных, не говорю уже о среднем бизнесе. Олигархи из списка Forbes стенают о господдержке, рефинансировании кредитов. У госбанков, как сказал президент, деньги на приватизацию занимать нельзя. Теперь непонятно, откуда вообще взять средства? Потому что не только в России, но и в мире 70-80% сделок по приватизации проходят за счет увеличения заемного капитала. У государства брать нельзя, внутреннего рынка займов у нас нет, фондовый рынок убит, рынок корпоративных облигаций в глубокой коме, доступ к внешним заимствованиям закрыт. Остается выменять акции компаний на ракушки или фантики. Отсюда вывод, что такие условия диктуются для того, чтобы компании перешли в руки нужным людям. Тем, кто "сидел на валюте" и за счет этого увеличил свой капитал в несколько раз. Цены на бумаги упали, поэтому, не напрягаясь, они купят подешевевшие компании.
Вопрос: При продаже пообещали уделять внимание "деловой репутации" покупателей, то есть искать будут именно "эффективных" собственников.
Владислав Жуковский: Чтобы убедиться, насколько частные собственники "эффективнее" государственных, можно посмотреть на металлургию, базовые финансовые институты, какие процессы протекают в приватизированном и раздробленном РАО ЕЭС. И еще стоит вспомнить, как в 2008, 2009 и в 2014 г. в Правительство и Кремль с протянутой рукой бегали все богатейшие люди России – те самые эффективные менеджеры. Они просили льготных кредитов, денег, любой помощи от государства.

Вопрос: И это будет совершенно законно, как в свое время были законны залоговые аукционы и ваучерные приватизации?
Владислав Жуковский: Президент сказал, что все приватизационные сделки должны строго соответствовать нормам и требованиям закона, в том числе, чтобы не было захватов предприятий из-за бросовых цен. Но это его совещание с членами Правительства выглядит как попытка переложить ответственность за крайне непопулярные, бессмысленные и вредительские действия на кабмин. Высшим лицом исполнительной власти является президент и он может не просто порекомендовать продавать активы по высоким ценам, а издать правовой акт о том, чтобы программа приватизации госактивов проводилась по определенной схеме, чтобы цены не были ниже какой-то справедливой стоимости. Пока мы видим пространный призыв: "давайте проведем честную приватизацию". Это слова из серии "давайте не допустим роста тарифов ЖКХ" или "давайте слезем с сырьевой иглы".
Вопрос: Приватизация, как инструмент экономической политики, может быть полезна?
Владислав Жуковский: Традиционно приватизируются предприятия тех секторов промышленности и отраслей экономики, которые генерируют убытки из-за того, что государство ими не может эффективно управлять. Это не относится ни к "Роснефти", ни к "Башнефти", ни к "Алросе". Здесь генерируется сырьевая рента, извлекается сверхдоход от продажи сырья и его первичной обработки. Государственными должны быть и те предприятия, где извлекается монополистическая рента или инфраструктурная, как в "Аэрофлоте" и РЖД. Для того, чтобы получать нормальный финансовый результат работы таких компаний, не нужно быть Биллом Гейтсом, Стивом Джобсом или Майклом Деллом. Надо просто навести порядок, посадить пару воров-лихоимцев. Но этим заниматься никто не хочет, отсюда идея отдать все в руки приближенных структур. Когда компания работает на конкурентном рынке, где ключевую роль играет управленческий талант, то да, приватизировать ее нужно при условии, что это не стратегически значимый сектор. Но разве "Роснефть" и "Башнефть" попадают в эту категорию? Разве не они хребет нашей сегодняшней низкопередельной сырьевой экономики? Приватизировать доли в этих компаниях смешно. В 90-е годы сначала проводили ваучерную приватизацию по Чубайсу, потом кредитно-залоговые аукционы, инвестиционные конкурсы. В начале "нулевых" распилили те госактивы, которые попали в руки нелояльных Кремлю олигархов в пользу рукопожатных. Теперь кормовая база сжалась окончательно, нефтедолларов на всех стало не хватать и пришла мысль перераспределить те активы, которые еще на плаву. В этом суть всей, так называемой, "программы приватизации". Это не рыночная экономика, не капиталистическая экономика. Это бюрократический механизм по распилу ренты, по обогащению в условиях бандитского капитализма.
 

© Институт Информационных Технологий, 620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Телефоны: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38. E-mail: news@nakanune.ru
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.

[18+]
4 февраля 2016, 12:53

«Справедливая Россия» против приватизации АЛРОСА

mironov
SakhaLife.ru
Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей МИРОНОВ выступил против обсуждаемой в настоящее время «большой приватизации», государственных активов, назвав ее «жестом отчаяния».
«Непонятно, как можно распродавать госимущество в кризис, по цене вдвое – втрое ниже рыночной. Чьей личной выгоде послужат заведомо убыточные сделки, пока непонятно, но они уж точно не пойдут на пользу бюджету», — заявил Миронов.
По его мнению, пополнить дефицит бюджета можно за счет наведения порядка в управлении госактивами, а, не избавляясь от них. Пресечение практики «откатов» при управлении государственной собственностью, считает Миронов, позволило бы сэкономить до 800 миллиардов рублей, а устранение махинаций с госзакупками – не менее 1,5 триллионов.
Напомним, что в настоящее время в правительстве России, рассматривается план продажи части акций крупных компаний с государственным участием. По словам главы Минэкономразвития Алексея УЛЮКАЕВА, наибольшие шансы быть приватизированными в 2016 году у таких компаний, как «Роснефть», «Башнефть» и АЛРОСА. Государство готово выставить на торги до 19.5% акций «Роснефти» и до 19% АЛРОСА. По «Башнефти», размер возможного лота пока не озвучивался.
Источник: Пресс-служба РОПП «Справедливая Россия» в РС(Я
Category: Экономика и СЭР | Views: 1681 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Олунньу 2016  »
БнОпСэЧпБтСбБс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 7
Ыалдьыттар (гостей): 7
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024