На фоне бюджетного кризиса в российском правительстве снова заговорили о «большой» приватизации. Однако столкнулись с прежней проблемой: Российское Государство не хочет расставаться с собственностью и видит в контроле над ней источник своей власти.
Приватизация со времен залоговых аукционов 90-х годов вызывает в России исключительно негативные ассоциации. Пришедший к власти на заре 2000-х, президент Владимир Путин сделал ставку на построение государственного капитализма. Он приложил немало усилий для установления контроля государства за ключевыми компаниями и отраслями, в которых они, в большинстве случаев, занимают доминирующие положение и находятся в руках близких к президенту людей.
Тем не менее, процесс приватизации шел своим ходом и пополнял бюджет. Согласно данным Росстата, в 2005 году от продажи госимущества в федеральную казну поступило 87 млрд руб., после кризиса 2008-2009 годов приватизационные доходы исправно пополняли бюджет: на 150 млрд руб. в 2012-м, на 125 млрд в 2013-м, на 106 млрд в 2014-м и на 5 млрд в 2015 году. На 2016-ый первоначально были запланированы относительно скромные доходы – 33,2 млрд руб. Пиковых значений стоимость государственных активов достигла в 2008 году, когда и зародилась дискуссия о распродаже «слонов» российской экономики – крупнейших банков, нефтегазовых, транспортных и коммуникационных компаний. Про амбициозный план – передать контрольные пакеты акций всех госкомпаний частным инвесторам – вспомнили в 2012 году.
Однако государство, превалирующее в экономике, не собиралось столь быстро расставаться со своей опорой. В ожидании более благоприятной конъюнктуры рынка компании только дешевели и к настающему моменту подешевели в долларовом выражении: «Роснефть» – в 4,4 раза, Сбербанка – в 4,6 раза, ВТБ – в 3,5 раза, «Газпром» – в 11 раз. Ситуацию осложнила политика: Москва пошла на открытый конфликт с Западом на почве украинского кризиса и попала под санкции против целых секторов экономики. С закрытым доступом к западным финансовым рынкам и в условиях рекордного за десять лет падения цен на нефть российские «слоны» сильно похудели.
Правительство, желавшее продать доли в госкомпаниях как можно дороже, с началом экономического кризиса надеялось на одно – внезапный и спасительный рост цен на нефть. Вера в прилив нефтедолларов парализовала политическую волю в 2015 году и не позволяла предпринимать решительных действий. В прогнозе Минэкономразвития на текущий год есть отголоски пустых надежд: средняя цена нефти по году составит 50 долларов за баррель, дефицит бюджета при этом достигнет 2,36 трлн руб. или 3% ВВП. Но при нефти по 35 долларов дыра в бюджете, по разным оценкам, вырастет от 4,5% до 6% ВВП. Среди способов финансирования дефицита есть устраивающий всех вариант расходования Резервного фонда, спорное и нежелательное повышение налогов и сборов, а также приватизация госкомпаний.
«В бюджете денег нет, доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются, поэтому продавать будут все», – цитировали «Ведомости» чиновника Минэкономразвития перед совещанием у Путина. Надо сказать, что и крупнейший производитель нефти в мире – Саудовская Аравия – тоже задумалась о продаже акций государственной Saudi Aramco, чтобы справиться с бюджетными проблемами. Как видно, Россия в своих бедах не одинока и фискальный мотив «большой» приватизации 2016-2017 стал центральным. Именно поэтому инициатива Минфина и Минэкономразвития, которые ожидают извлечь 1 трлн руб. из распродажи «голубых фишек» в ближайшие два года, подкрепляется стойким ощущением безысходности. Усиливая этот эффект, руководители ведомств сопровождают обсуждение комментариями о «критической ситуации» с бюджетом.
Среди позитивных моментов, которые отмечают сторонники разгосударствления, считающие, что частный собственник априори лучше государства, упоминаются структурные реформы, перестройка экономики (в идеализированном представлении – отход от госкапитализма) и улучшение качества управления государственным имуществом. Но эту сугубо идеологическую упаковку сложнее «продавать» общественному мнению, отсюда на первом плане пополнение бюджета. Тем не менее, вопрос о собственности для государства отнюдь не праздный и упразднить его не получится. Власть должна контролировать системообразующие компании и отказываться от функции управляющей руки не собирается.
На первом совещании у президента на тему приватизации 1 февраля речь шла о «концептуальном подходе», как выразился пресс-секретарь первого лица Дмитрий Песков. Глава государства в общих чертах описывал правила продажи крупных пакетов госкомпаний. Во-первых, он отметил целесообразность передачи доли инвестору, что подразумевает запрет на продажу по «бросовым ценам». Но эта задача, как мы отмечали выше, уже невыполнима – крупнейшие компании России существенно подешевели по сравнению с 2012 годом. И если уж целесообразно подходить к приватизации с точки зрения ценовой конъюнктуры, то с ней теперь точно лучше подождать до лучших времен. Здесь можно привести пример «Роснефти», которая в 2013 году приобрела ТНК-ВР за 54,5 млрд долларов, а по состоянию на январь 2016 года вся компания стоила 36,9 млрд долларов. Продавать 19,5% «Роснефти» сейчас значит нанести серьезный финансовый ущерб государству. В то же время без нефтяной компании правительство едва ли заработает на приватизации 400 млрд руб.
Во-вторых, Путин настаивает на прозрачности сделок, получении полной информации об их бенефициарах. В экономическом блоке правительства ему кивают: такой опыт у России уже есть, все можно сделать по мировым стандартам. Однако затем президент резко сузил потенциальный круг покупателей акций госкомпаний: инвестор должен обладать российской юрисдикцией, то есть быть зарегистрированным не в офшорной зоне, а в России. Таким образом, наиболее вероятными претендентами на покупку становятся российские миллиардеры. Но и тут президент выставляет ограничение: на совершение сделок в госбанках кредиты брать будет нельзя, то есть само у себя покупать компании на подставные лица государство не намерено. Это, пожалуй, единственная хорошая новость. Правда, и здесь есть подводные камни. Так, например, реализовать пакет акций «Ростелекома» вряд ли получится из-за возражений со стороны Минобороны и спецслужб, для которых компания предоставляет спецсвязь. Пускать инвесторов со стороны в такой актив явно не будут, но и у государства нет средств для инвестиций в отдельную инфраструктуру спецсвязи.
В-третьих, президент не хочет видеть среди покупателей спекулянтов, которые купят российские компании «на дне» с расчетом на последующий рост. Поэтому он требует, чтобы у инвесторов был четкий план развития приобретаемого актива. Из всего этого следует, что получить долю в госкомпании сможет российский стратегический инвестор, располагающий необходимыми ресурсами и готовый развивать бизнес в партнерстве с государством. Несколько противоречий сразу бросаются в глаза: ограничение количества покупателей ведет к снижению цены, в свою очередь, на внутреннем рынке нет необходимого объема средств для покупки государственных активов и, наконец, собственная стратегия для инвестора не будет иметь никакого смысла, ведь государство сохранит контроль над предприятием, а значит, менеджмент останется прежним. Другими словами, управляющим акционером по-прежнему будет государство, и держатели миноритарных пакетов будут серьезно ограничены во влиянии на политику «Роснефти», ВТБ или любой другой компании.
На совещании Путин проговорил ключевые слова:«сохранение контроля», угроза «захвата предприятий конкурирующими компаниями» и «стратегически важные активы». Собственно, это и есть исчерпывающая концепция отношения государства к собственности: она должна контролироваться властью, точка. Поэтому идея настоящей приватизации в путинской России глубоко утопична. При таком отношении возможно лишь перераспределение активов.
Однако каждый конкретный случай будет рассматриваться индивидуально, пообещали в правительстве. Нельзя исключать, что приватизация пакета «Роснефти» – самого дорогостоящего актива из всех предложенных – со стороны западного инвестора, который решит вопрос российской юрисдикции, может привести к тому, что Москва получит в его лице союзника и лоббиста, готового приблизить отмену санкций. Но это лишь осторожное предположение – успешный результат, как и получение 1 трлн руб. от приватизации правительством – не гарантированы.
Истощение "кормовой базы" олигархов ускорило приватизацию в стиле "лихих 90-х"
Приватизация очередных государственных компаний в кулуарах готовилась в течение всего прошлого года. Первыми из Правительства просочились новости о печальной судьбе 19,5% акций "Роснефти", которые могут быть проданы в самый неудачный, с точки зрения стоимости добывающих компаний, момент. На совещании у президента Владимира Путина стало ясно, что такая же участь ждет и совсем недавно "национализированную" "Башнефть". "Эффективных менеджеров" ждут и в монополиях – алмазной "Алросе", инфраструктурных "Совкомфлоте" и РЖД. Удивительно ли, что последователи Гайдара не видят иных источников пополнения бюджета, кроме как от распродажи остатков "совкового" наследия, даже когда это не велит делать "рука рынка"? А что они предпримут, если и этот ресурс закончится, и нефть не начнет "расти"? Биржевой эксперт, независимый экономист Владислав Жуковский в интервьюНакануне.RUотмечает, что выбор в пользу частного собственника традиционно делают в тех отраслях, где нужно строить стратегию работы в конкурентных условиях, бороться за рынок. Объявленная главой государства "программа приватизации" скорее "смахивает" на новое перераспределение долей в высокорентабельном бизнесе, нежели на экономически оправданный план развития системообразующих предприятий. Вопрос: Исходя из списка участников совещания, можно составить список компаний, акции которых перейдут в частные руки. Это "Алроса", "Аэрофлот", "Совкомфлот", "Роснефть", "Башнефть". Президент говорил о том, что продавать за бесценок нельзя, надо учитывать конъюнктуру рынка. Но финансовые власти не послушают это указание?
Владислав Жуковский: "Программа приватизации" - не программа вовсе. Она не решает структурные или системные проблемы, не позволяет проводить новую индустриализацию. Это очередное узаконенное в масштабах всей Российской Федерации раздербанивание собственности. В рублевом выражении все активы за последние три-четыре года подешевели в два раза, за последние восемь лет – в пять раз. Причем, даже крупнейшая российская корпорация – "Газпром" в рублях подешевела в 2,5 раза, а в долларах все активы обесценились еще больше. При этом, в приватизации не нуждается ни одна из перечисленных компаний. В "Алросе", например, уже высока доля частных инвесторов (у РФ – 43,9%, 23% - в свободном обращении, еще 25% принадлежит республике Якутии). Она – монополист в области добычи алмазов, если есть проблемы, можно пригласить качественного менеджера, выгнать из совета директоров чиновников-казнокрадов, которые кормятся в органах управления всех госкомпаний. Чтобы навести порядок, не нужно "сливать" госактивы. Вопрос: После продажи уменьшатся и доходы государства, как акционера компаний. В какие суммы Вы оцениваете потери? Владислав Жуковский: Российские госкорпорации платят в бюджет порядка 2,5 трлн руб. дивидендов. Нам предлагают группу активов отдать за 1-1,5 трлн руб. Если посчитать, сколько государство может получить за доли в этих компаниях в течение 10-20 лет, то доходы в десятки раз превысят разовые поступления от приватизации по бросовым ценам. С точки зрения экономики, эта мера неадекватная, по своей преступности сравнимая с рейдерским захватом активов.
Вопрос: Президент несколько условий приватизации обозначил: покупка компаний только российскими инвесторами и только за собственные средства, без участия госбанков. Условие выполнимо? Владислав Жуковский: У российских инвесторов сейчас нет денег, даже у крупных, не говорю уже о среднем бизнесе. Олигархи из списка Forbes стенают о господдержке, рефинансировании кредитов. У госбанков, как сказал президент, деньги на приватизацию занимать нельзя. Теперь непонятно, откуда вообще взять средства? Потому что не только в России, но и в мире 70-80% сделок по приватизации проходят за счет увеличения заемного капитала. У государства брать нельзя, внутреннего рынка займов у нас нет, фондовый рынок убит, рынок корпоративных облигаций в глубокой коме, доступ к внешним заимствованиям закрыт. Остается выменять акции компаний на ракушки или фантики. Отсюда вывод, что такие условия диктуются для того, чтобы компании перешли в руки нужным людям. Тем, кто "сидел на валюте" и за счет этого увеличил свой капитал в несколько раз. Цены на бумаги упали, поэтому, не напрягаясь, они купят подешевевшие компании. Вопрос: При продаже пообещали уделять внимание "деловой репутации" покупателей, то есть искать будут именно "эффективных" собственников. Владислав Жуковский: Чтобы убедиться, насколько частные собственники "эффективнее" государственных, можно посмотреть на металлургию, базовые финансовые институты, какие процессы протекают в приватизированном и раздробленном РАО ЕЭС. И еще стоит вспомнить, как в 2008, 2009 и в 2014 г. в Правительство и Кремль с протянутой рукой бегали все богатейшие люди России – те самые эффективные менеджеры. Они просили льготных кредитов, денег, любой помощи от государства.
Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей МИРОНОВ выступил против обсуждаемой в настоящее время «большой приватизации», государственных активов, назвав ее «жестом отчаяния».
«Непонятно, как можно распродавать госимущество в кризис, по цене вдвое – втрое ниже рыночной. Чьей личной выгоде послужат заведомо убыточные сделки, пока непонятно, но они уж точно не пойдут на пользу бюджету», — заявил Миронов.
По его мнению, пополнить дефицит бюджета можно за счет наведения порядка в управлении госактивами, а, не избавляясь от них. Пресечение практики «откатов» при управлении государственной собственностью, считает Миронов, позволило бы сэкономить до 800 миллиардов рублей, а устранение махинаций с госзакупками – не менее 1,5 триллионов.
Напомним, что в настоящее время в правительстве России, рассматривается план продажи части акций крупных компаний с государственным участием. По словам главы Минэкономразвития Алексея УЛЮКАЕВА, наибольшие шансы быть приватизированными в 2016 году у таких компаний, как «Роснефть», «Башнефть» и АЛРОСА. Государство готово выставить на торги до 19.5% акций «Роснефти» и до 19% АЛРОСА. По «Башнефти», размер возможного лота пока не озвучивался.
Источник: Пресс-служба РОПП «Справедливая Россия» в РС(Я