Древнетюркские рунические надписи были обнаружены на огромном пространстве от р. Лены на востоке до р. Дунай на западе; наиболее крупные надписи были найдены в бассейне р. Орхон (орхонские) и бассейне р. Енисей (енисейские).
Открытие древнетюркской орхоно-енисейской рунической письменности показало, что предки современных тюркских народов уже в 5 веке н. э имели свой язык и свою письменность. Тюркские языки по памятникам письменности самих тюрков известны приблизительно от V-VI вв. нашего летосчисления. Языки по этим памятникам представляют собой результат очень большого развития.
Как известно у древних тюрков в этот период существовали и другие литературные произведения, в частности, переводы буддийских текстов с китайского языка, тюркские песни, мифы и легенды, передаваемые из поколения в поколение. К этому же периоду относятся памятники уйгурской литературы, представляющие собой, в основном, переводы с других языков и принадлежащие к различным направлениям религиозной, главным образом, манихейской, буддийской или несторианской литературы. С принятием ислама начинается новая фаза в развитии тюркской культуры и литературы. Именно в это время были созданы такие уникальные памятники, как “Диван-улугатит-турк” (“Свод тюркских слов”) Махмуда Кашгари (XI в.) и “Кутатгубилиг” (“Благодатное знание”) Юсуфа Баласагуни (XI в.) - первое крупное поэтическое произведение на тюркском языке,
и др.
Как известно, лексика каждого языка является важным и надежным источником знаний о быте и культуре данного народа. Язык народа формируется в процессе его познавательной деятельности и осмысления окружающей действительности. Таким образом,представление о жизни того или иного народа мы получаем из его словарного фонда.
Необходимо отметить, что все современные тюркские народы, населяющие обширные пространства Восточной Европы, Передней и Средней Азии, а также Сибири, в своѐм словарном фонде сохранили большинство слов, входящих в общетюркскую базисную и культурную лексику. Чтобы в течение долгого времени слова, входящие в базисную и культурную лексику сохранилась во всех современных тюркских языках, предки современных тюрков, до начала распада древнетюркской общности, несколько тысячелетий должны были прожить вместе.
Необходимо отметить, что когда многие древние народы продолжали существовать за счѐт охоты и собирательства, древние тюрки, благодаря естественно-географическим и климатическим особенностям их исторической прародины (географическая вариативность локальных групп диких растений и животных, пригодных для одомашнивания, а также наличие хорошо орошаемых пахотных участков земли), уже, примерно, в VI тыс. до н.э. начали интенсивно осваивать скотоводство и земледелие. В дальнейшем, резкое изменение климатических условий к концу IV тыс. до н.э., при наличии равнинных степных зимовий и высокогорных альпийских летовий, вынудило их перестраивать свою хозяйственную деятельность в пользу отгонного скотоводства. Теперь зимой они жили у больших рек, а весной поднимались со своими стадами высоко в горы. Однако, со временем они стали ощущать нехватку пастбищ и часть из них переселилась на новые земли, в степи северного Прикаспия.В конце III тыс. до н.э. в их жизни, как и в жизни всего человечества, произошѐл резкий поворот, который был связан с приручением лошади и изобретением железа. Поскольку изобретение железа на территории Евразии совпало с появлением здесь первых конных кочевников, этот период историки называют "эпохой ранних кочевников".
Имея опыт приручения диких животных, древние тюрки вскоре смогли доместицировать дикую лошадь - тарпан. А с изобретением железа, наступил период более интенсивного освоения Евразийской степи, которая до этого практически не была заселена. В ближайшее тысячелетие вся Евразийская Степь от Южного Кавказа до верховий Волги, а также от Дуная до Енисея была заселена степными скотоводами-предками современных тюркских народов. Дальнейшая их судьба хорошо иллюстрируется многочисленным археологическим материалом (древнетюркские курганы). Известный российский ученый П.Н. Савицкий ещѐ в начале 20 века писал: «Военное значение кочевой стихии неотделимо от обуздания коня, осуществленного в кочевом мире. Обузданный конь (иногда десятки, сотни коней) лежит в кочевой могиле, будь то скифской, алтайской или в позднейших «татарских» (тюркских-Г.Г.) курганах. Около покойника положено оружие, как памятник его военного духа».
Сходство тюркских языков есть важнейшее проявление их общего родства. Факт сходства тюркских языков лингвистами рассматривается как указание на существование в прошлом единого общего языка-источника, из которого сложными и разнообразными путями развивались все современные тюркские языки. Удивительное сходство современных и древних тюркских языков, разделенных тысячелетиями и удаленных друг от друга на тысячи километров, может быть объяснено тем, что все они восходят к одному праязыку.
Эта удивительная близость современных тюркских языков была отмечена многими
исследователями. Вот что об этом, например, писал в начале 20 века известный
российский учѐный Г.Е. Грум-Гржимайло: «Еще Клапрот (французский учѐный 19 века –Г.Г.) заметил, что тюркский язык обладает такими элементами устойчивости, какими не обладает ни один из известных нам языков. Действительно от Енисея до Константинополя все племена этого корня все еще продолжают говорить одним языком при самых ничтожных изменениях в диалектах».
Общетюркский электронный словарь.
Общетюркский электронный словарь создал Гумбатов Гахраман на материале книги: С.А. Старостин, А.В. Дыбо, О.А.Мудрак.«Этимологический словарь Алтайских языков».Лейден. 2003. http" target="_blank" rel="nofollow">https://www.youtube.com/watch?v=d_Q3I3sWDVAhttp://media.ykt.ru/upload/photo/2016/01/08/normal/My_tyurki.jpegОтветить
Ответы и комментарии:
а чё тогда этрусские грамоты не упомянули? тоже рунические
- гахраман
8 января 21:56 (194.135.153.177)
askhara,
у меня о них нет сведений.
- askhara Профи
8 января 22:00 (85.115.243.126)
гахраман, гугл на што
- эр
8 января 22:15 (107.167.112.197)
askhara, этруски искаженное Туруу саха.
Юлий Цезарь тоже из туруу саха.
- askhara Профи
8 января 22:19 (85.115.243.126)
эр, они называли себя росенами
- БыйангПостоялец
31 января 07:22 (178.21.25.129)
askhara,
араас сиэннэр?
- mega_mind
5 ч. назад (213.129.40.15)
эр, ахахахахах я ща лопну от этой бредятины. юлий от саха ахахаххахахахахаха. заскринил ))
- гахраман
9 января 01:55 (194.135.153.218)
Прародина тюрков по данным лингвистической палеонтологии.
Метод лингвистической палеонтологии - в праязыковом словаре выделяется комплекс понятий (названия растений, животных, термины для особенностей климата, ландшафта и т.д.), позволяющих представить экологическую среду, в которой обитал пранарод; затем эта картина сопоставляется с имеющимися выводами палеобиогеографии относительно эпохи, к которой относится время существования праязыка, что позволяет определить район, в котором в данную эпоху мог сформироваться данный комплекс понятий.
Лингвистическая палеонтология исходит из того, что ареалы распространения определенных видов животных и растений ограничены. Например, если собрать воедино все те названия животных и растений, которые были известны тюркскому праязыку, то с учетом былого географического распространения соответствующих биологических видов можно очертить некогда существовавшие границы области расселения (прародины) древних тюрков.
Известный российский лингвист С. Е. Яхонтов писал в статье «Прародина и древние передвижения языковых групп народов материковой части Юго-Восточной Азии»: «Распространение языка на новые территории может происходить двумя путями: либо оно связано с миграциями говорящего на нем народа, либо народ, более слабый в экономическом, культурном, военном отношении, перенимает язык соседнего народа, более сильного, в ходе постоянных естественных контактов или завоевания».
Важнейшую роль в палеоисторических построениях играет выявление древних контактов между носителями разных языков на основании данных языковых заимствований, поскольку известно, что наибольшее число заимствований, естественно, происходит из языка, с носителями которого данный народ был в контакте.
Известный французский лингвист А.Мартине в статье «Распространение языка и структурная лингвистика» писал: «Язык одолевает своих соперников не в силу каких-то своих внутренних качеств, а потому, что носители его являются более воинственными, фанатичными, культурными, предприимчивыми… Даже в случаях, когда язык распространяется на ранее не заселенные территории, остается возможность, что новая среда и новый способ жизни определят развитие речи данного района, а косвенно и языка в целом. Но, как правило, распространение языка проходит через ситуацию двуязычия, которая вне зависимости от того, выживает ли каждый из борющихся языков или же один из них исчезает, всегда оказывает весьма значительное влияние на данный язык».
Как известно понятие "историческая прародина" традиционно ассоциируется с локальной территорией, неким "первичным очагом", в границах которого складывались архаические элементы физического типа, языка и культуры современного этноса.
На основании археологических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. 6,0 тысяч лет начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть древних тюрков, начиная с III тыс. до н.э. переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы и др.).
Коренными народами Южной Сибири и прямыми потомками афанасьевцев и карасукцев являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары – тюркские народы Сибири. Около 500 лет тюрки Сибири стали подданными Российской империи, но до сих пор сохранили свою древнюю культуру и свой тюркский язык. Для тюркских народов Сибири мы наблюдаем общие названия явлений окружающего мира (животных и растений, разновидностей ландшафта) и видов жизнедеятельности (хозяйствования, оленеводства, охоты, рыболовства).
Как известно на территории Сибири, равной территории всей Западной Европы, вместе с другими гражданами России живут около 1,0 млн. тюрков, то есть 0,5 % всего современного тюркского мира (в настоящее время около 200 млн. тюрков живут в Европе и Средней Азии).
Как известно все современные тюркские народы от своих далеких предков унаследовали названия домашних животных: ат (лошадь), айгыр (жеребец), буга (бык), окюз (вол), инек (корова), деве (верблюд), гоч (баран), гойун (овца), теке (козёл), кечи (коза), ешшек (осёл), гатыр (мул), ит (собака) и др., а также названия основных культурных растений, таких как бугда (пшеница), арпа (ячмень), дары (просо), бурчаг (горох), алма (яблоко), узюм (виноград), говун (дыня), сарымсаг (чеснок) и др.,которые образованы на основе исконно тюркских слов. Это произошло на территории исторической прародины (Южный Кавказ, VII-V тыс. до н.э.), где предки современных тюркских народов сами одомашнили животных и культурные растения и дали им соответствующие названия, исходя из словарного запаса своего языка.
Предки алтаесибирских тюрков переселившись на новые территории, где эти
культуры не произрастают, за 5 тыс. лет подзабыли эти слова.
В лексике тюрков Сибири (якуты, алтайцы, тувинцы, тофалары, хакасы, шорцы) есть слова, которые отсутствуют в древних тюркских письменных языках, а также в языках тюркских народов, живущих западнее Сибири. Эта лексика, видимо, появилась у тюрков Сибири после того, как их тюркские предки переселились на новые земли. И уже живя в Сибири предки современных тюркских народов, вынуждены были осваивать ранее неизвестные им новые формы деятельности (таѐжная охота, рыболовство, собирательство кедровых шишек и ягод) и давать названия понятиям, связанным с их новым бытом в условиях тайги или же заимствовать эти слова у аборигенов Сибири. https://www.youtube.com/watch?v=73UXpsNy_4s
- БыйангПостоялец
9 января 04:28 (178.21.25.129)
гахраман,
О якутском языке могут рассуждать только носители якутского языка. Если человек не знает языка с рождения, а знает язык по словарю, так этот человек пусть дальше общается со словарем, а не с людьми.
- саксаксакПрофи
3 февраля 11:11 (91.185.252.14)
Быйанг, для того мы и открыли саха сакрал, помочь тюркоязычным братьям.
Гахраман респект за топ.
Уважаемый, почему так сурово? Некоторые лингвисты, например, не спрашивая разрешения у вождя племени, пишут книги о языке различных малочисленных представителей африканского континента. И я не думаю, что все якуты согласны с Вашим мнением. Электронная книга рассчитана на тех, кто интересуется историей древних и современных тюркских языков.
+100500! Ты прав Гахраман - gerby
4 февраля 03:37 (80.83.238.126)
- гахраман
9 января 13:36 (194.135.152.111)
Предполагаю, что в окончательном варианте "ОБЩЕТЮРКСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ" вместит около 800 тюркских слов (на 30 древних и современных тюркских языках). Просмотр-20 часов. В сопровождении прекрасной азербайджанской музыки. https://www.youtube.com/my_videos?o=U
Сторонники Ордосского и Алтайского происхождения тюрков (Норманская, Дыбо) голословно утверждают, что тюрки с виноградом ознакомились в восточных регионах Азии (Север Китая, Западная Сибирь итд).
Между тем китайские историки сообщают, что семена винограда были завезены в Китай только в конце первого тысячелетия до н.э., когда китайский посол Чжан-Цянь посетил в 128 г. до н. э. нынешнюю Фергану и долину Зеравшана (Согдиана), где нашёл процветающее виноградарство и виноделие. Тогда же им здесь были взяты семена винограда и перенесены в Китай. Вот что об этом сообщает китайский историк Бань Гу: «Правитель Давань Чаньфэн договорился с Хань ежегодно преподносить в дар две небесные лошади, а ханьский посол, возвращаясь, захватил с собой семена винограда. Сын Неба повелел расширить до пределов видимости площади под виноградом рядом с загородным дворцом».
Российский редактор книги известного американского учёного Э. Шефера «Золотые персики Самарканда» Л.Н.Меньшиков в предисловии к книге пишет: «Севернее Индии и западнее тогдашнего Китая жили народы тюркского и иранского происхождения, которым Китай обязан коневодством, многими сельскохозяйственными культурами (джут, рами, виноград, люцерна) и множеством других полезных вещей, без которых сейчас невозможно представить китайскую цивилизацию».
О том, что во время хунно-китайских войн виноград ещё не рос на территории Китая косвенно подтверждается тем, что в переписке между китайцами и хунну всегда упоминается только рисовое вино. Так, например, В.С.Таскин приводит из книги Бань Гу «История династии Хань» следующие сведения: «В 89 г. до н. э., т. е. через год после одержанной победы, шаньюй Хулугу отправил к У-ди посла с письмом, в котором говорилось: «На юге есть великое государство Хань, а на севере могущественные хусцы; хусцы — это любимые Сыны Неба... Ныне я хочу открыть вместе с Хань большие заставы для торговли, взять в жены дочь из дома Хань, хочу, чтобы мне еже¬годно посылались 10 тыс. даней рисового вина, 5 тыс. ху проса, 10 тыс. кусков различных шелковых тканей, а также все остальное согласно прежнему договору, и в этом случае на границах не будет взаимных грабежей».
Известный российский хуннолог Н.Н. Крадин сообщает, что представители высшего хуннского общества имели возможность в среднем в день потреблять полтора литров рисового вина: «Китайцы поставляли ежегодно хуннскому шаньюю 10 тыс. даней рисового вина. При ежедневной норме потребления это составляло более 550 л в день условно на каждого члена хуннской высшей военной элиты, от тысячников и выше (вряд ли такой дефицитный товар доходил до простых воинов), приходилось более полутора литров рисового вина!».
Кроме рисового вина китайцы ежегодно поставляли сюнну в большом количестве солод из клейкого проса. В.С.Таскин пишет: «Непрекращающиеся набеги тревожили Вэнь-ди, поэтому он отправил шаньюю несколько писем с предложением о восстановлении мира, заключенного в 162 г. до н. э. Для Китая мир был тяжелым и позорным. Вэнь-ди признавал сюнну равным по силе государством и обязывался ежегодно отправлять в подарок шаньюю определенное количество солода из клейкого проса». Вот что об этом написано в письме китайского императора: «Хань и сюнну — равные по силе соседние государства. [Владение] сюнну расположено в северных землях, где холодно и рано наступают убийственные морозы, поэтому чиновникам приказано ежегодно отправлять в подарок шаньюю определенное количество солода из клейкого проса, золота, шелковых тканей, шелковой ваты и прочих вещей».
Н. И. Вавилов определил следующие основные центры происхождения винограда и введение его в культуру: Закавказье; переднеазиатский, охватывающий внутреннюю Малую Азию, Иран и горную часть Туркменистана; среднеазиатский, охватывающий Северо-Западную Индию, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Западный Тянь-шань; В этих регионах виноград представлен огромным разнообразием культурных и диких форм. https://www.youtube.com/watch?v=yO29UmSFgKY http://media.ykt.ru/upload/photo/2016/01/11/normal/tyurki.jpeg
Древние предки тюрков зародились на востоке Евразии. - айгор
30 января 05:26 (91.185.247.236)
Родина тюрков,да и большинства народов Евразии - это Дальний Восток ,а не Ближний Восток.
С Ближнего Востока люди не стали бы идти жить в северные от них земли с холодным климатом.
А с Дальнего Востока и Алтая народы пошли осваивать западные земли в конце Оледенения .
(Кстати вы наверно знаете ,что такое Оледенение ,лед в Европе до 2км толщиной и что из себя представляли западные земли и Европа и прилежащие земли Евразии ..)
И граница между этими народами и южными народами которые вели оседлый образ жизни на Ближнем Востоке проходила издавна по Тибету ,Средней Азии Турции и Греции .
Поэтому мы северяне планеты отличаемся от южан ,у нас у всех другой менталитет .
Там где тепло Индия,Иран,Аравия,Египет - у них свой образ жизни - у них никогда небывали морозы.
А те кто живет севернее от них имеют другой склад ума,более дальновидный и смекалистый тип мышления. Это потому что на зиму нужно готовиться заранее еду,припасы,скот,дом и т.д. ,а южанам всегда тепло.
Поэтому - тюрки, это северяне Земли ,притом особо многочисленные в древние допотопные времена.
и ни как не южане ,тюрки не иранцы.
кас ты пошто такой тупой? - 1
30 января 15:40 (91.185.240.216)
Общепринято считать тюркской гаплогруппой R, как бы тебе не хотелось быть тюрком.
И двигалась эта волна через Среднюю Азию, баругины правого крыла вышли к Алтаю, Саянам. Дальше на восток не пошли, холодно однако.
Дыгыны, левая волна ушла на запад. Чпсть естественно осела в СА, впоследствии составив основу тюркских народов узбеков, казахов, киргизов.
- tuslulkhan
30 января 23:22 (10.244.241.88)
1, ..!.
- киһи
1 февраля 16:57 (94.245.133.236)
гахраман, Якутские название крс.
Ынах - корова
Буҕа - бык,бык-производитель.
Оҕус - бык.
Ат оҕус - вол.
Кунан - молодой бык трех лет.
Оҕучаа,оҕууча - молодой бык,бычок.
Атыыр оҕус - бык-производитель.
Тыһаҕас - телка.
Торбос - теленок.
Тарбыйах - теленок.
Бургунас - нетель.
Бороон - теленок в первую зиму.
Борооску - теленок (после четырех-пяти месяцев)
Буос - стельная (о корове).
Кытарах - яловая.
Үтүрүм - дойный.
Өҥүрүмэр - Крупн.рог.скот в начале четвертой зимы.
Эриҥэх,эримэх - бесплодная корова.
Кунаачай - бычок.
Тиҥэһэ - скотина трех лет.
Байтаһын,байтал - нагульный скот.