Вступление
Расширение границ Московского княжества в Сибирских землях связано главным с тем, что был нанесен сокрушительный удал по Золотой Орде и взятием Казани, одновременно шла колонизация пермских территорий и ассимиляцией коми- зярян на севере и мордвы на южных рубежах. Русские во времена Ивана IV построили мощную базу для дальнейшего продвижения за территорию восточнее Урала. Основным периодом колонизации сибирских земель русскими можно считать конец XVI века и весь XVII век.
Разгром Сибирского Ханства отрядом Ермака и установка Тобольска , позднее Тюмени подготовила почву для дальнейшего продвижения русских на Дикий Восток . Присоединение Якутии расширило границы Российской Империи на огромном пространстве Северо-Восточной Азии, и подготовила почву для освоения Камчатки, Чукотки с последующим завоеванием Аляски.
Оценка историков этих событий в разные годы была разной. В Царское время замалчивалось о сопротивлениях коренного населения, все жалобы были не доступны в печати, была цензура. Все попытки рассказать правду о положении «сибирских индейцах» заканчивались «каторгой». Только лишь после революции, все эти факты всплыли, обозначив четкую политику Ленина, и всплывали они по двум причинам:
1 Политика Ленина заключалась на самоопределении народов, с самой широкой автономией, вплоть до того, что многие народы, исповедовавшие ислам писали арабской вязью, а некоторые сибирские народы сочли больше подходящим для себя латиницу.
2.Советская власть делала все, что бы раскрыть преступления царизма и русской колониальной политики, кроме того, такими историками как В. Бахрушин, А. П. Окладников, С. Б. Окунь считали своим долгом бороться с «пережитками великорусского шовинизма».
Но после Великой Отечественной войны в целях укрепления дружбы народов историками стало подчеркиваться то, что присвоение сибирских территорий к Московскому царству было добровольным. Тем не менее, ряд фактов подтверждало не только добровольное вхождение, но и завоевание. Поэтому стало целесообразней применять термин «Присоединение» включая в себя, как и добровольное вхождение, так и завоевание. Именно термин «присоединение» предложил В. И. Шунков в 1960-ых годах, он подчеркивал, что «факты добровольного вхождения пока что установлены лишь по отношению к отдельным народностям» и что «отрицать наличие в этом процессе элементов прямого завоевания, сопровождавшегося грубым насилием, значит игнорировать факты». Но в 70-тых годах стали говорить опять о добровольном присоединении Сибирских земель, делая исключение только для похода Ермака в Сибирь и разгромом Сибирского Ханства. Советскими историками тех времен искажалась концепция «Присоединения» тем, что мелкие вспышки отдельных этнических групп нельзя назвать вооруженным сопротивлением.
Таким образом, история Сибири трактовалась исходя не из фактов, а из идеологических установок. С началом Перестройки вслед за падением коммунистических догм и ростом национального самосознания народов России рухнул и миф о «преимущественно мирного и добровольного вхождения» народов в состав России. С начала 1990-х годов в исторической литературе, когда речь заходила о приобретении Россией в XVI — XIX вв. новых территорий, все чаще стали использоваться термины «завоевание», «колониальная политика», «экспансия». Перемены затронули и сибирскую историографию. В новейшей литературе, опубликованной в 1990-е годы, уже признается неоднозначный характер присоединения Сибири в целом и ее отдельных регионов в частности, сложность и противоречивость этого процесса. Отмечается, что нельзя преуменьшать масштабы конфликтов, которые имели место на этапе присоединения Сибири к России, а также степень сопротивления русским отдельных групп местного коренного населения. Указывается на то, что взаимоотношения русских и аборигенов были крайне напряженными, имелось много моментов, приводящих к конфронтации отношений и вооруженным столкновениям. Историки отказываются от употребления термина «добровольное вхождение» как несоответствующего реальным фактам и к тому же искажающего этническое самосознание народов
В частности, якутский историк Г. А. Иванов, анализируя взаимоотношения русских и якутов, обратил внимание на то, что «в концепции „добровольного вхождения“ Якутии в состав дореволюционного Русского государства по логике ее авторов проходит мысль о том, что якутский народ — это такой этнос, который сам „напрашивался“ на свое бесправное положение».
Но сейчас после военных конфликтов в Чечне и Грузии историки опять идут на попятную. Из политкорректности замалчивают факты, например о сопротивлении аборигенного населения, а из этого следует то, что на смену коммунистической идеологии приходит снова идеология имперская. Та идеология, при которой и шло «присоединение» Сибирских земель.
Но из статьи В.Н. Кузьменых «Неизвестная война. Чукотка 1649 — 1755 гг.» где он четко сформулировал тезис, что в отношении колонизации этой территории «применим термин „завоевание“, поскольку там с момента появления Дежнева почти сто лет шла „необъявленная война“ русских с чукчами». Некоторое Историки открыто не высказывают своей позиции, но судя по их работам читатель склоняется к тому, что «присоединение» Сибири было все таки завоеванием. А. В. Головнев охарактеризовал «первый этап» присоединения северо-западной Сибири в XVI-XVII вв. как «военный», Е. П. Кандаракова, характеризуя процесс присоединения Северного Алтая к России, использовала термины «захват», «покорение», «подчинение». Историк из Кемерово С. В. Романов, заключил, что «взаимоотношения русских и инородцев были крайне напряженными, имели много моментов, приводящих к конфронтации отношений».
Историк В. А. Тураев в своей очень интересной источниковедческой статье показал, что стремление подчеркнуть мирный характер «сибирской одиссеи России» привело советских историков к цензурированию источников, что выражалось в их публикациях с купюрами, которые имели принципиальный характер. Он привел конкретные примеры того, как в результате «кастрации» документов искажался их общий смысл, особенно в части описания взаимоотношений русских с аборигенами. Отметив, что характер источников не соответствует концепции мирного присоединения Сибири, Тураев пришел к вполне однозначному выводу: «Реальная история народов Сибири и Дальнего Востока, их взаимоотношений с Российским государством гораздо сложнее. Совсем не простым и не мирным было их присоединение к России. Нет практически ни одного, даже самого маленького народа, который оказался бы в ее составе по собственной воле».
К признанию концепции завоевания стал, видимо, склоняться и такой известный исследователь-сибиревед как Б. П. Полевой. В вышедшем недавно 1-м томе «Истории Русской Америки» он в отношении присоединения всей Сибири использовал термин «завоевание», подчеркнув, правда, при этом, что вооруженных конфликтов было «относительно не так уж много», и продвижение русских по Сибири носило в целом мирный характер . Стоит заметить также, что Б. П. Полевой призвал историков освободиться наконец-то от созданного в отечественной историографии «странного культа» Е. П. Хабарова и мифологизации русского продвижения на Амур, восстановив историческую правду об амурском походе и лично самом Хабарове, действия которого, возможно, принесли больше вреда, нежели пользы русским интересам в Приамурье.
Свою работу я делю главным образом на три части. Завоевание Сибири Ермаком, Присоединение Якутии, Экспедиция Хабарова.
1. ПОХОД ЕРМАКА
К 1555 году русский род Строгановых, успешно ведший промышленность и торговлю в Сольвычегодске, обратил свой взор на Восток, а точнее Зауралье.
Ясачные люди Строгонова , а также промышленные и прочие крестьяне подвергались набегам мансийских и татарских отрядов. Они жгли деревни и убивали людей. В 1558 году Григорий Строганов обратился к русскому царю Ивану Третьему с просьбой санкционировать колонизацию земель восточней реки Камы до реки Чусовая, где при поддержке царя Строгановым удалось построить форт Соликамск, снабженный пушками и солдатами. Продвигаясь на восток русские облагали народ манси пушной данью, что привело к первым военным столкновениям между русскими поселенцами и манси. На стороне русских стояли зыряне, которых русские нанимали не только как проводников, но и как главный инструмент покорения, именно крещеные зыряне и восточные коми были главной составляющей русских отрядов, во главе который стояли иногда и сами зыряне. Например есть версия о том, что Ермак Тимофеевич был как раз из крещенных зырян. Если мы посмотрим ревизские сказки того периода по Яренскому городку, то судя по записям значительное число зырян гибло именно в походах на Угру ( Югру).Многие из так называемых казаков таких как Коновал и Черепан как раз выходцы из коренного населения Яренска. Союзниками русских были и манси язычники в основном с севера, которые были против навязывания татарами ислама. Союзниками манси были сибирские татары в основном ассимилированные тюрками а затем мусульманами Средней Азии угры, а также угорские племена ханты.
В 1573 году татары Кучума атаковали один мансийский языческий поселок и вырезали всех мужчин, женщин и детей, кроме того, татары убили московского посла, который находился в этом поселке. После этого нападения татар, часть мансийских родов, живущих на западной стороне Уральских гор, стала переходить на сторону русских. Начались военные действия. Из-за множества мансийских и татарских поселках началась неразбериха. Русские, мстя за нападения татар уничтожали мансийские поселки.
С другой стороны некоторые манси испытав на себя тяготы ясака, были недовольны русскими и переходили на сторону Сибирского Ханства. Боевые столкновения продолжались. Отряд мансийского вождя Бегбели вошел на территорию владения Строгановых, но, столкнувшись с хорошо вооруженным отрядом, проиграл сражение. Его взяли в плен, но отпустили домой, взяв клятву, что ни он, ни его люди не будут воевать с русскими. В 1581 году другой мансийский вождь Кихек также предпринял неудачный поход против русских колонизаторов, он осадил форт Чердынь, который русским помогли отстоять коми, но не смог его взять, сжег форт Соликамск. Позднее отряд Кихека был разгромлен отрядом Максима Строгонова у крепости Нижняя Чусовая.
После этого похода Максим Строганов приглашает Ермака и его людей, снабжает их оружием и боеприпасами. Кроме того, в отряд Ермака входит еще триста человек Строганова. По разным оценкам количество людей в отряде Ермака было от 800-3000 человек, отряд состоял главным образом из зырян, коми-зырян, западноевропейских наемников и казанских служилых татар. Когда говорят о войске Ермака, то применяют к нему термин казаки. Под этим термином в своей работе я подразумеваю не сколько этнических казаков донских, терских и запорожских, сколько вольнонаемных и крещеных коми-зырян и казанских татар в самую первую очередь. Ермак рассчитывал на мощь огнестрельного орудия и междоусобицу татарских и мансийских князей. Цитата из Семена Ремизова «История Сибирская»;
« В 1583-м году ехал Ермак в низовья реки Иртыша, ходил войной на Кодские городки. Князей Алачевых захватил с имением [их], и все городки Кодские и Назыский городок с огромным имением их князя захватил [и все городки Кодские князей Алачевых с их имением захватил, и Назымский городок с имением того князя захватил], и ясак с них собрал, а платят они и до нынешнего времени, и возвратился к себе в город в 20 день июня. В первый день июля в том же году ходили походом по Тавде: захватили Лабутинский городок, князька Лабуту с имением, и Паченку.
А на Паченке такой жестокий бой был, что озеро Поганое наполнили трупами, так же завоевали Кошуки и Кондырбай, и Табары. И собрав ясак, назад возвратился к себе в город.»
В мая 1583 года отряд Ермака подошел к одной мансийской деревне и предложил сдаться её вождю Лабуте. Люди этой деревни сдались. Через некоторое время отряд Ермака подошел к мансийской деревне, где военным вождем был Паченг. Предварительно Ермак послал людей с предложением сдаться. Паченг ответил отказом. При подходе к самой деревне отряд Ермака был обстрелян из луков. Мансийские и воины стреляли из ближайшей рощи. Известно о восьми раненых. От берега до рощи, из которой велся обстрел стрелами, было метров 80-100 поля. Что произошло дальше, не известно, либо отряд Ермака и манси встретились на этом поле, либо манси держали оборону в роще и все были убиты. Всех убитых ермаковцы скинули в болото, которое называется Поганым. В ходе сражений казакам удалось занять Епанчин-городок, затем старую столицу Тюменского “царства” Чинги-Туру. Опасность теперь угрожала непосредственно столице Сибирского ханства. Хан Кучум собирал воинов главным образом из мансийских и сибирскотатарских поселков, требуя от мурз и князей, чтобы они пришли к столице со своими отрядами. Кучум собрал большое войско, по численности превосходившего отряд Ермака. Перед этим Кучум послал большой отряд лучших воинов во главе со своим старшим сыном Аттиком в Пермский Край.
Ополчения собирались также около близлежащих поселений Аттик и Кара-Чан. У устья реки Туры на встречу Ермаку вышли мансийские и татарские войны. Стреляя из лодок плывших вдоль противоположного берега, казаки прошли мимо отряд готовый лишь к тому, что бы дать бой на суше. Огнестрельное оружие произвело ужас на манси и татар, но прейдя в себя они продолжали обстреливать казаков из луков. Им ни чего не оставалось делать, как кричать оскорбления уплывающим казакам. Отряд Ермака миновав, таким образом, отряд ополченцев плыл дальше по реке и вошел в реку Тобол. Подступив к Кара-Чану, Ермак встретился с мансийскими и татарскими войнами, которые вышли из городка огороженного частоколом. Аборигены двинулись в атаку. Ермак выстроил свой отряд в шеренгу и дал первый залп из всех пищалей. Войны Сибирского хана остановились, и в это время казаки пошли в атаку на рукопашную схватку. Многие татары и манси побежали назад, в городок. Раненных воинов противника казаки рубили, так они вошли в городок Кара-Чан. Попытки хана Кучума отбить Кара-Чан оказались безуспешными, и Кучум отступил. Вскоре русскими был взят Аттик.
Казаки Ермака встречая сопротивление от мелкий отрядов подошли к столице Кучума Чинги-Тура. После двух неудачных попыток штурмов взять город Мамедкул , выждав отступление русских на исходные позиции открыл ворота города и попытался нанести решающий удар захватчикам. Конница татар и манси атаковали отступающих русских в открытом поле, но казаки заняли круговую обороны и давали залп за залпом из пищалей.
В распоряжение казаков Ермака было около трехсот единиц огнестрельного оружия, включая пищали, аркебузы и легкие маленькие пушки. После ранения Мамедкула конница отступила. Ночью хан Кучум покинул свою столицу, а войско разошлось по деревням . 26 октября 1582 года Ермак с дружиной вошел в столицу Сибирского ханства.
Ермак охотился за Ханом Кучумом, но тот уже избегал открытых сражений, а вел партизанскую войну, нападая на русских ночью, или из засады стреляли по проплывающим мимо казакам. Именно во время одной из таких вылазок Ермак был ранен и ушел под воду.
Что интересно, что когда царь написал Строгоновым письмо, что бы не ссорить его с Сибирским Ханством. Письмо это пришло к Строгоновым после того, как этого Ханства уже не было. Все это говорит о том, что четкой политики колонизации сибирских земель не было. А колонизация была почти авантюрой, известно и то, что сам Ермак оказывался в розыске .
Московским царем поощрялось крещение манси, а именно, крещенных освобождали от какой-то части подати, но чиновники на местах старались манси не крестить, из-за материальной выгоды.
Хорошим фундаментом для колонизации Западной Сибири была и христианская пропаганда. Были отправлены многие монахи и священники проповедовать «слово божие «среди язычников». Татары, как правило, не принимали крещение. Что касается манси и хантов, то они относились к христианству по разному. Одни крестились сразу, другие восставали против крещения с оружием в руках. Были и такие, кто, приняв крещение, уходил от татарских хозяев. Манси помогали русским строить форты и города, однако жить их вместе с русскими не пускали, к тому же было запрещено торговать с манси, а точнее продавать им ружья, порох, ножи и топоры. После указа Петра о насильственном крещении манси в 1712 году монах проповедник Феодор строил на землях манси православные храмы, сжигал идолов без особого сопротивления. Не смотря на слова Петра «Всех манси крестить, а тех, кто не пожелает вешать», геноцида по отношению к манси не было. Что же думают сами коренные народы о завоевании Ермаком, я цитирую несколько вариантов народного эпоса о приходе Ермака. «Материалы по фольклору хантов» ВМ. Кулемзина и Н.В.Лукиной. Томск.1978 г.
1. «Рассказывали: Ермак пришел к богатырю, который у Колпашева. Тот мордушку плел, высоко привязал. Ермак показывает пушку, а богатырь смял пушку: вот ваше оружие! Десять мужиков к нему подошли, богатырь их между пальцами зажал. Объ перепрыгнул.
На Васюган Ермак не приходил. Договорились не воевать, а остяков ( хантов) в армию не брать. Эта грамота в Новосибирске на бересте на хранении.»
2. «Остяки с Ермаком не воевали. Когда Ермак пришел, то наш вождь встретился с ним, встали они напротив друг друга и поменялись, передавая из рук в руки лук и ружье, тот нашему - ружье, а наш-лук.
А до этого все было из кости; и ножи и топоры. И сейчас, если бы нужно было, я бы сделал топор из лопатки лося. Из клыка медведя можно сделать маленький нож.»
3.»Когда Ермак (т.е. его люди) пришли в Айполово, решили не трогать остяков, а дать им решить; покориться или воевать. В Айполово семь шаманов собрались и сказали всему народу:
- Дайте нам семь дней подумать.
Посовещались с богом и решили подчиниться и платить дань. Я читал грамоту Екатерины Второй, там также примерно написано, что не трогать, если дань будут платить. Выделили отряд и пошли с русскими Кеть завоевывать.»
Это конкретно сказке о Ермаке, но есть и сказки о том как боролись ханты с казаками потом. Известный хантыйский эпос о Тонье богатыре говорит о том, что столкновения все-таки были. Цитирую из этой же книги :
« Его казаки нашли. Тонья был царь хантов. Он в Сургуте, ему ханты по белке отдавали. Казак его попросил, он не дал, говорит:
- Я сам удерживаю со своих. Пусть он с казаков удерживает.
Он удерживал перья от орла на стрелы.
-Если он со мной спорить хочет, пусть войско придет, я людей не пущу, я хозяин.
Казаков послали сто человек. Тонья на реке построил город на Мункул-Уры возле Угута, там рядом высокий бугор есть.
Войско пришло. Казак говорит:
- Тонья подойди, все уместимся, потом воевать будем.
Тонья в стене дыру сделал, чтобы стрелять. У Тоньи пять человеки брат, а казаков сто. Как казак стреляет. Тонья топором дыру закроет, казачьи стрелы обратно улетают.
У казаков ружья были такие: одному на плечо кладут , другой целится, а третий поджигает. Тонья в это время переднего и заднего, обоих одной стрелой пробивает. Тонья говорит: - Идите к вашему хозяину, пусть еще войско посылает.
Послали семьсот человек. Тонья опять всех их кончил, его никак не могут кончить. У него стрелы кончились, они собрались удирать. Тонья стрелял стрелой с оперением из беличьих хвостов. Он говорит: « Последнюю стрелил».
И вернулись.»
Далее по приданиям следует, что Тонью поймали, посадили в крепость и отрезали пальцы, что бы он из лука стрелять не мог, но Тонья все равно убежал. Поймали его русские на Пиме и там убили.
2. ЗАВОЕВАНИЕ ЯКУТИИ
Экономические последствия
Большое количество пушнины, что укрепляло экономику государства. ХVII- ХVIII вв. роль валютной казны и составляла временами до трети всей валюты государства, так как пушнина шла на экспорт. Русские купцы подобно другим европейцам распространявших влияния своей империи в Америке, торговались с коренными народами, обменивая дорогие меха на бисер, предварительно спаивая местных аборигенов.
После завоевания и последующей колонизации русскими Сибирского Ханства в последние годы царствования Ивана Грозного границы России или проще сказать княжества Московского расширились до бассейна Оби.
Считаю, что поводом к освоению мест лежащий дальше за Обью послужило не только и не сколько как истощение пушных запасов Западной Сибири, а как жадность купцов, и политическая стратегия Русского государства.
Якутия до русского завоевания.
На территории современной республики Якутия жили многочисленные племена и народы составляющие большие этносы, самыми крупными из которых были юкагиры, эвены, эвенки,тунгусы, чукчи и собственно якуты. Все эти многочисленные народы относились не только к разным языковым группам, но и расам. Например Чукчей некоторые ученые относят к американоидам ( америндам), а недавно эта теория подтвердилась, группа американских ученых исследовала участки ДНК известные как 9RA присущие только американским индейцам, но эти участки были обнаружены и у чукчей и коряков. Зато исследования ДНК самих якутов подтвердили то. Что генетически якуты ближе к европейской расе, чем к монголоидной.Эти исследования известны как работа В.В.Фефеловой по исследованию системы HLA в Крови.
Юкагиров больше относят к древне-уральской расе, а вот например эвенки считаются потомками древне-чукотского и древне-эвенкийских этносов. Что касается языка непосредственно Якутов, то он хотя и относится к тюркской группе языков, но около 25 процентов слов монгольского происхождения, около четырех процентов слов тунгусо-маньжурского, но что интересно, что десять процентов слов неотносятся ни к одной известной языковой группе. Ученые предположили, что этот язык к древнейшим местным языкам. Ведь самый древнейший человек Евразии найден именно в Якутии. Я говорю об экспедиции ЯНЦ СО РАН (Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук) возглавляемой Ю.А. Мочановым и С.А. Федосеевой. Успехом этой экспедиции было то, что была обнаружена археологические культуры: эпохи нижнего и среднего палеолита – Аллайская ( 1,8 млн.-150 тыс. лет) и кызылсырская ( 150-35 тысяч лет. Юрием Алексеевичем Мочановым, возглавлявшему экспедицию была открыта Дюктайская Культура на Алдане возраст её датируется 35 -10 тысяч лет назад. Кроме того открыто множество первобытных стоянок. Некоторые ученые даже склоняются к версии о том, что Якутия была альтернативной колыбелью человечества, естественно альтернативной африканскому происхождению.
Во второй половине XVI века сформировался якутский этногенез, и якуты были самым мощным политическим союзом на средней Лене. Якуты были главным образом оленеводы и рыболовы. XVII век определяется как культурный и социальный подъем якутов. В якутских преданиях XVII век определяется как эпоха Тыгына. Тыгын был внуком вождя Баджая. Баджай имел много воинов, слуг, рабов, жен, на его кангаласских просторах паслись бесчисленные стада лошадей и скота. От старшего сына Баджая, которого звали МуньЯн. Дархан родился Тыгын. Окладников назвал Тыгына «якутским царем».Тыгын внук таона Баджая пытаеться захватить земли соседей, чтобы объединить народы Якутии в мощное государство, но встречает отпор со стороны своих братьев. Междоусобные войны продолжались со второй половины
XVI века до начала XVII. Именно они опустошили страну. Тем не менее Тыгыну удалось объеденить под своим началом огромную территорию с политическим и культурным центром вокруг озера Сайсары. В якутских преданиях образ Тыгына был как грозного правителя и великого воина.
Колонизация пространства от Оби до Енисея послужило прочным фундаментом для присоединения Якутии к России.
Освоение этой территории шло двумя основными направлениями: северным и южным.
Северный морской путь шел морем через устья Оби в Обскую губу и в восточные притоки Тазовскую губу или Мангазейское море, а от туда по реке Тазу в Мангазею, окуда волоком перебирались на реку Турухан , приток Енисея. На реке Тазе был построен русский форпост Мангазея, а у слияния рек Туруханское зимовье.
Что касается южного направление, то он шел через приток Оби реку Кеть, верховья которой подходили к среднему течению Енисея. В 1619 году на Енесее был построен Енисейский острог.
Все три форпоста Мангазея, Туруханское Зимовье и Енисейский острог, служили отправными точками для продвижения русских в Якутию. Здесь предстояло продвижение до реки Лена по реке Тазу и Нижней Тунгуске. Продвижение русских сопровождалось недовольством коренного населения. Известно, что в 1621 году из допроса шести пленных буляшей ( эвенков) русские служилые люди из Мангазеи узнали о существовании большой реки Лиин, где проживал большой народ, живущий как и русские в избах «избы де у них, как у русских людей. И лошади есть, а про то они не ведают пашенные ль они или не пашенные ; а платья носят таковые же, как русские люди». Кроме того пленные сказали, что этот народ также как и русские изготовляют железные вещи и меняют их у эвенков на меха и ведут также торговлю со многими другими народами. Со слов пленных эвенков русские не могли выяснить этническую принадлежность этого народа, но им было понятно, то что экономически этот народ был более богатым чем ране встречаемые малочисленные эвенские племена верховьев Лены, бассейнах реки Подкаменной и Нижней Тунгуски. Кроме того, русские были уже знакомы с самодийцами Таза, Турухана и Нижнего Енисея. Это было первое сообщение об якутах. После этих рассказов отряд казаков из сорока человек под предводительством служилого атамана Пенды, прошел по Нижней Тунгуске до её верховьев перевалил войлоком суда и вышел на Лену. Спустившись по ней до стратегически выгодного места, казаки основали Якутский острог.
Однако существует и якутская версия этого поселения. Как-то к юрте вождя кангалассих якутов
Тыгына пришли бородатые люди с подарками и нанялись к нему в работники. Но, проработав три года пришельцы исчезли, все в один деть, но через несколько лет пришло очень много бородатых людей.
Так или иначе, служилый Казак Пенда вернулся с описанием земли якутской. Что послужило подготовкой к дальнейшим экспедициям русских в Якутию.
В 1628 было оправлено две экспедиции.
Первая экспедиция
Первая экспедиция была направлена из Енисейского острога во главе с Василием Бугром, который ранее «собирал ясак» с эвенкийских семей в районе устья Идирмы и на реке Куту. Бугор спустился по Лене и дошел до реки Чаи, а летом оставивший на реке Куты двух, а на реке Киренги четырех служилых людей, вернулся в Енисейский острог ( Енисейск). Услышав рассказы о богатых и красивых землях енисейский воевода поляк по происхождению Шаховский отправляет для покарения и сбора ясака отряд во главе с Галкиным, который ранее собирал дань с коренного населения Усть-Куты.. Галкин остановился в устье реки Илима и построил острог при Симунручье. От сюда он отправил отряд под командованием Елисея Ермолина для поиска людей оставленных ранее Бугром, двух человек нашли на Куты в здравии, но четыре человека с реки Чаи покинули пост и с другими торговыми людьми уплыли в низ по Лене в « Якольскую землю».
От эвенков узнали, что «Якольская земля людна и скотна, и скот всякой есть, и кони, и коровы, и овцы, а живут де они на край Лены реки». Эти сведения
Позднее подтвердил и Галкин, таким образом об « Якольской земле» были известны и в администрации Елисея Ермолина. 25 января 1631 воевода Шаховский отправляет Галкина уже в « Якольскую землю» для сбора ясака. Весной 31 года Галкин переходит реку и делает первые сборы ясака. Он отмечает, что местное население имеет лошадей и доспехи, воинственны и ни кому дани платить не хотят, «скотны и людны и доспешны и воисты и не хотели государева ясаку дать».
Но Галкин идет дальше ему сопротивляются Сергуй вождь одеи, Буруха вождь мегин, Ижил вождь борогон, Ногуй вождь батулин. Одержав победу над ними Галкин с них берет исак. Дальше отряд Галкина доходит до Алдана и плывут, вверх подвергаясь нападениям коренного населения. Но «И бог пособил их побить и жены их и дети в полон взяты». На обратном пути на них напали кангаласы под предводительством Тыгына, сражение шли день и ночь, казакам удалось пробиться, но итогом стало то, что якуты не захотели видеть над собой власти в лице русских. На смену отряда Галкина был послан отряд из тридцати человек под командованием стрелецкого сотника из казанских служилых татар Пером Бекетовым. Бекетову удалось покорить и взять дань с якутов проживающих, по обозначенных Бекетовым новых волостей: Бутунская, Намская, Модуцкая, Бутулинская, Кангалаская, Мегинская, Нерюптайская, Дупсунская. Видимо название волостей, он давал либо по названию якутского племени, либо по
имени вождя местного вождя.
Вторая Экспедиция
Вторая экспедиция 1628 года была предпринята боярским сыном Самсоном Новицким (Новацкий) собиравшим дань, главным образом пушниной и рыбой с небольших разрозненных эвенских племен, получил известия от шамагирского эвенка о том, что кроме эвенкийских племен таких как киндакири и варакаи на Лене живут «якуцкие люди», свободные и дани никому не платящие. Информатора эвенка доставили к мангазейскому воеводе Палицину для дальнейшего допроса. Это было хорошим поводом для начало завоевания русскими Якутии.
Отряд Антона Добрынского и березовского казака Мартынова Васильева перешел Чону - приток Вилюя, затем сам Вилюй и по нему вышел на Лену. «зимою на себе таскали нарты, и на тех службах нужу и стужу и голод терпели».
Первым делом они собирали ясак с первых попавших тунгусов и конных якутов, которые и слыхом не слыхивали о Российском государстве, до и не являлись его подданными. Короче говоря, просто занимались грабежом. Построили острог.
Осенью 1630г. отряд разделился на две группы. Группа из 15 человек во главе с Добрынским осталось «у якуцких людей» для сбора ясака на 1631г. и для «утверждения» здесь «государевой власти». Другие с Мартыном Васильевым возвратилась назад; из них 7 человек в июне 1632г. добрались до Тобольска и представили воеводам новые сведения об якутских землях, эта партия должна была уговорить государственных людей снаряжать большие экспедиции в Якутию.
Грабежи со стороны русских казаков продолжались, жадности их не было предела , территория сбора ясака продолжалась, хотя Якутия официально не входила в состав Московского Княжества.
После попытки повторного сбора ясака якуты пришли в недоумения от действия русских и они осадили острог. 9 ноября якутские воины возглавляемые такими вождями как Наракан, Корени, Буруха, Бойдон, Ногуй. Осада длилась с 8 ноября 1630 до 9 мая 1631. Но огнестрельное оружие европейцев оказались сильнее в осадной войне, чем копья, луки и стрелы. Потеряв много воинов ранеными и убитыми, якутские ополченцы разошлись по своим поселениям. Отряд Добрынского не потерял ни одного человека убитым и вернулся в Тарухан. В сентябре 1632 году служилый человек Петр Юрлов привез в Мангазею с Лены заложников якутов, и множество мехов, главным образом соболей. Это привлекло еще больше внимания среди промышленных людей и купцов.
Тем временем на основании доклада Мартына Васильева был издан царский указ в Тобольск об отправке через Мангазею отряда 20 человек Березовских и двадцать человек мангазейских служилых людей, которым выдали провиант и деньги. Из Москвы для них было доставлено
Военного обмундирования, кирас, шлемов на сорок человек для « бою с иноземцы, которые будут государю непослушны», одновременно были выданы подарки от государя для тех вождей, кто был миролюбивым, то есть, согласен платить ясак и потерять свою свободу. Особое значение уделялось для строительства судов в Мангазеи.
Но слухи о разбоях русских казаков из отряда Добрынского и Васильева все же дошли до государя, т они были отстранены от участия в предстоящей экспедиции как заподозренные в злоупотреблениях.
Основание Якутска
В сентябре 1632 года сотником Бекетовым заложен Ленский острог, именно с этого места начинается современный город Якутск. Кроме жилых домов, была построена часовня, а острог был обнесен частоколом. Этот острог стал перевалочной базой для казаков, собиравших ясак, то есть ясачных казаков. Но место было выбрано на низком берегу реки и весной смыло амбар и большую часть построек. В 1633 году Бекетов сменяется уже знакомым нам Галкиным, который перестраивает острог, на более высоком месте. Все это время Галкин ведет непрерывные войны с местным населением, но, обложив их селения или беря заложников, русские казаки добиваются выкупа, то есть ясака. Понимая безуспешность войны с русскими колонизаторами, якутские племена делают первые попытки объединиться, возможно, это первый повод объединить разрозненные тюркоговорящие народы этого района в самостоятельную якутскую нацию.
И вот к концу декабря 1633 года якутский боевой отряд насчитывает от 600 до 1000 человек против отряда Галкина насчитывающих 50 ясачных казаков. Галкин пытается найти брешь среди якутского кольца и всеми силами пытается выйти из окружения, но встретив даже небольшой отряд якутов, терпит поражение и отступает назад в острог. Среди его потерь два человека убитыми и множество раненых, в том числе и тяжело. Якуты преследовали русских до самого острога и осадили его. Осада продолжалась 50 дней. Русские голодали , замерзали у многие болели цингой. Но 28 февраля якуты снимают осаду. Поводом такого поступка было то, что другой якутский вождь Тыгын враждовавший с Логуем осадившим крепость вторгся во владения последнего. После снятия осады Галкин как ни в чем не бывало снова продолжал собирать ясак, а союза между якутскими племенами не получилось. Но отдельные сопротивления поборам чужеземцев продолжались.
Около 1635 года Галкин был заменен боярским сыном Парфеном Ходыревым. Ходырев продолжал воевать с кангаласскими вождями Откураем и Безеко. Войны с русскими пылали по всей якутской земле.в 1636 году отряд бетун под предводительством Камыка, Улта и Ортуйя напали на казаков и уничтожили их всех, позднее был убит и сам Парфен Ходырев. Интересен тот факт, что ранее осаждавший крепость Логуй со своими людьми нанимал в свои отряды служилых людей и использовав их затем как эмиссаров договорился жить с русскими по соседству. Когда люди Логуя были атакованы большим отрядом кангаласцев( примерно 400 человек), пленили двадцать человек и угнали скот, то на помощь Логуе пришел Иван Галкин, его люди участвовали в погоне вместе с людьми Логуйя и успешно отбили пленников и скот. Совместный отряд Галкина и Логуйя осадил крепость канголосцев, и снял осаду, после того как те обещали платить ясак и признавали себя подданными Московского государства. После признание кангалесцев поражения, многие якуты платили ясак как само собой разумеющееся, а многие якутские тойоны признавали власть русского царя. С этих пор ясачные казаки стали собирать дань на Амге, Вилие, в низовьях Лены, на Алдане.С этого времени все эти территории в районе реки Лены стали считаться российскими и время от времени переходили под управления разных администраций от Мангазеи, Тобольска и Томска.
Укрепление позиций на реке Лене делало хорошую базу для русских для последующих колонизаций на северных и восточных территориях.
Морской путь освоения русскими якутской территории
В 1633 году группа служилых людей во главе Ивана Реброва подала челобитную о разрешении идти морен на реку Янга. Получив разрешения, он на судах по морю достигает устья Лены и достигает реки Яна, здесь он собирает дань с юкагиров и строит острог. Он отправляет с Иваном Порфирьевым партию отобранных у юкагиров мехов в Енисейск, а сам отправляется на Индигирку, на берегах которой строит два острога, в которых живут семь лет, собирая ясак сами ели они по свидетельству и сосновую кору и траву.
В 1637 году Елисей Буза вышел из Олекминского острога и спустился вниз по Лене к морю и морем дошел до устья Оленка, где волоком, где по реке блуждал он до самого 1641 года, но с пользой, так как вел дневник «своих заблуждений» . Пока он блуждал Селиван Харитонов открыл сухопутный путь через Верхоянский хребет, этот путь занимал пять недель конного перехода до реки Яна, затем преодолев хребет Тай-Хаянас, через три недели оказывались на Индигирке. По его следам в 1638 году шел отряд служилого Постника Иванова, здесь они и заложили зимовье ставшее в последствии фундаментом города Верхоянск.
Организация Воеводства
Как мы видим ясачные казаки грабили якутское население в государственную казну, но были и такие мерзавцы, что грабили для себя, эти хищники иногда сталкивались друг с другом, и если эти рекитеры не могли поделить между собою зоны влияния, то между ними получались разборки, приводившие к смертельным случаям. Такой порядок не устраивал главного монополиста государство, которое грабило на «законных основаниях». Получалось, так как в советском кино « Чапаев» «крестьянин» говорит, «белые» придут грабют, «красные» придут грабют, куда бедному крестьянину податься, в нашем случае « якут». Повсюду вспыхивали недовольства. Сопротивление оказывали не только Якутские племена, но даже миролюбивые тунгусы.
Итак Москва по возможности пресекало попытки «незаконного грабежа» и учредило в 1838 году административный центр - воеводство с центром в Лене. В Лену был оправлен отряд из четырехсот стрельцов , двух кузнецов, двух толмачей, тридцать плотников. Отряд добирался до Лены в течении трех лет. Руководителями отряда были Петр Головин, Матвей Глебов и дьякон Ефим Филатов. По прибытию Головин расширил острог, построенный ранее Галкиным, а в двух днях пути по Лене была построена крепость, деревянная, но с пятью башнями. Здесь находилась таможня, администрация воеводства, государственные амбары, тюрьма, пыточная камера и церковь, сюда позднее и переехал центр воеводства из Лены в 1643 году. Здесь содержали великого пленника Тыгына. Якуты просили освободить его, но русские не отпускали его на свободу, тогда в 1642 году отряды местное население подняло восстание, которое возглавили сыновья Тыгына – Бэджэкэ, Окурей и Чаллай. Но они не знали того, что Тыгын уже был мертв.
В 1646 году промышленные люди во главе с Исааком Игнатовым вышла из Камы в Море, здесь, на берегу Чаунской губы меняли товары у местного населения на моржовую кость. В экспедицию за «моржовым камнем» отправилось 90 человек под управлением приказчика Алексея Попова, который был в услужении богатея Усова. В состав этой экспедиции входил и знаменитый путешественник Семен Дежнев. Тем не менее, важные географические открытия в этом районе делались с помощью коренных жителей якутов, тунгусов, юкагиров, чукчей живших здесь сотни лет. До появления европейцев. Среди них Ильтик, Ясырка,Увай.
3. ЭКСПЕДИЦИЯ ХАБАРОВА
Хабаров Ярофей Павлович родился около 1603 года. Крестьянин из Устюжского уезда. Зимой 1628 года он со своим братом Никифором отправляется в Соликамск , Верхотурье и Тобольск, затем «златокипящую вотчину» на Таймырский полуостров в Мангазею. Где собирал ясак с местного населения в государеву казну, а также «целовальником» по сбору десятинной половины с торговых и промышленных людей. Из Мангазеи небольшой отряд по сбору ясака, под командованием братьев Хабаровых обосновался в Усть-Кутском остроге, откуда ходили по Лене к Якутску. Хабаров основал там соляные варницы, которые к 1639 году снабжали солью не только ближайшие остроги, но и Якутск. Также он основал соболиный и рыбный промыслы, завел землепашество. Вскоре он стал одним из крупнейших хлеботорговцев – мечтал собирать более тысячи пудов зерна в год. Но вот якутский воевода Головин и Глебов решили забрать у него в “государеву казну” безвозмездно 300 пудов хлеба; без всякого вознаграждения отписали они и его соляной завод. Отобрали у Хабарова земли.
Весной 1641 года Ярофей Хабаров поселился на устье реки Киренги в Никольском остроге, основанном отрядом Василия Бугра, где он построил мельницу , но за отказ платить дань в государеву казну в 1643 году, его посадили в тюрьму, с последующей конфискацией всего имущества. Но вернувшись через два с половиной года он взялся восстанавливать свое хозяйство с братом и племянником.
Но в 1646 году до государя дошли слухи о злоупотреблениях и самоуправстве воеводы Головина, среди коих были и многочисленные самосуду среди коренного населения и укрывательства больших средств от государевой казны, а вместо него был поставлен православный немец Дмитрий Фаренбах.
К нему то и попросился Ярофей отправить его с экспедицией в землю Даурскую,Фаренбах согласился и отправляет Хабарова в 1649 году. В 1651 году Хабаров закладывает первую русскую крепость Албазин. Здесь складываеться экономическая платформа для дальнейшего продвижения и Хабаров с отрядом идет на Амур, здесь он устраивает зимовье, на этом месте впоследствии возникнет город Хабаровск. Хабаров строит целую сеть острогов: при слиянии рек Шилки и Аргуни, на правом берегу Амура Усть-Стрелочный, ниже Албазинский, ниже по Амуру Кумарский, в районе озера Болонь-Ачанский. Все эти остроги были официально обозначены на карте и уже в 1653 году официально вошли в состав Московского Царства.
В марте 1652 года Хабаров разбивает большой маньчжурский отряд (около 1000 человек), пытавшийся взять приступом острожек. Необычайная дерзость и храбрость русских ратных людей и умелое командование Хабарова помогли им одержать победу; были захвачены трофеи: 2 пушки, 8 знамен, 17 ружей и весь китайский обоз - 830 лошадей и хлебные запасы.
Однако Хабаров понимал, что с его малочисленным войском нельзя овладеть страной; весной, как только Амур вскрылся, он оставил Ачанский острог и поплыл на судах против течения.
Еще летом 1651 года вдогонку Хабарову воевода отправил отряд служилых людей с обещанными боеприпасами. Казаков повели Терентий Ермолин и Артемий Филинов. На Тунгире они повстречали человека Хабарова с грамотой, в которой тот просил как можно быстрее идти на помошь. Но, видимо, груз был слишком велик, и 'Ермолин споро строит зимовье и оставляет в нем часть снаряжения с небольшим отрядом казаков для охраны, а сам идет на Амур. Мастеровые вытесали струги, отряд погрузился и двинулся вниз по реке. Они не знали, где может стоять Хабаров со своими людьми, и потому зорко вглядывались в берега, надеясь увидеть хоть какой-нибудь след. Но все напрасно.
Только взяв языков, проведали они "про Ярофея и про войско все". "И те языки на расспросе сказали про Ярофея и про войско, что-де тот Ярофей нашу землю Даурскую проплыл..." Ермолин понял, что до ледостава не успеет нагнать Хабарова. Спустившись по Амуру, он наткнулся на развалины какого-то брошенного городка и решил остановиться в нем на зимовку.
В августе 1653 г., у устьев реки Зеи московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев, которого послали из Москвы для награждения Х. золотым червонцем, служилых людей двумястами новгородок, а охочих - 700-ми московок, вследствие требования Х. показать ему государев указ, по которому действительно указано Зиновьеву "всю Даурскую землю досмотреть и его Х. Но настроенный ранее отколовшимися от Хабарова Поляковым, Чечигиным посыльный Зиновьев арестовывает его и везет в Москву. После допросов, учитывая заслуги перед Москвой, Хабарова освобождают
Хабарову инкриминировалось нецелесообразное использование пороха и свинца, а также утайку сборов в государственную казну. Но вскоре был освобожден, так как учитывались и его заслуги, но приговор все же был, « Не появляться боле на Амуре».Хабаров умер в безвестности, не осталось и известий о его захоронении. Известно то, что открытые им места для русских он полюбил и не однократно просил о поселении в качестве простого смертного на Амур, но к просьбам его государство для которого он служил как преданный пес осталось равнодушным.
В документах Сибирского приказа, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции (из статьи Н. Чулкова в журнале “Русский архив”): “Хабаров грабил вилюйских тунгусов, якутов и русских промышленников”. Там же рассказывается о расправе, учиненной Хабаровым в стойбище туземцев. Инородцы заверили атамана в том, что они готовы платить ясак русскому царю, но он приказал мужиков топить, а жен и детей подуванить, т.е. поделить между служилыми людьми.
В числе таких несчастных и оказалась и жена местного князька Шилгинея, которую Хабаров хотел сделать своей заложницей. Она воспротивилась, и тогда атаман велел ее удавить. В тот день, почти всех заложников он засек кнутом, а Москву известил о том, что заложники сам себя лишил жизни…
Князь Кичиги пообещал атаману выкуп за троих своих пленных братьев и сына – пять сороков соболей, однако Хабаров заложников повесил, остальных пленных приказал порубить.
Даже историк И. Забелин, изучивший подлинные документы - “отписки” Хабарова, назвал его единственным в своем роде “законченным” конквистадором.
Властолюбие, жестокость, стремление к личному обогащению, - таков истинный характер Хабарова, писал историк.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Итоги и значения присоединения или завоевание Сибири.
Процесс присоединения сибирских земель был сложным и неоднозначным.
В этом процессе чинились жестокости с обеих сторон, но местное население защищало свои территории, а русские воспринимались как алчные захватчики, живущие по другим законам. Политика русских мало чем отличалась от политики Англии и Франции на территории северной Америки, но в отличии о англичан, голландцев и французов, русские собирали ясак с местного населения, чего не делали европейцы в американских колониях. Но есть существенная разница в том, что русские казаки часто брали в жены жен из местного населения, создавая новую общность, их дети принимали крещения, брали православные имена и таким образом становились русскими. В Северной Америке, где европейские поселенцы жили главным образом семьями, такого процесса не происходило. Это, на мой взгляд, два основных отличая от политики колонизации Якутии русскими и Северной Америки другими западными европейцами. В истории России присоединение Якутии считается мирным, но я имею на этот счет другую точку зрения.
Русские, выменивая у коренного населения топоры, ножи, котлы, бисер на драгоценную пушнину.
Есть и положительный фактор, местные народы перенимали у русских земледелие, якуты стали, как и русские запасаться сеном на зиму, что повышало удои коров и уменьшало, падешь скота и лошадей в суровые холодные зимы. Развивалась грамотность среди якутского население, на базе русского языка складывалась и якутская литература. Что касается преданий о Тонье, то не в том дело, что сказка эта не правдоподобная, а что это единственно, что осталось у этого народа. Охотничьи угодья уничтожены нефтепромыслами. Ханты и манси, в самом богатом краю России влекут жалкое существование. До недавнего времени детей забирали из стойбищ в школы, отрывали от родителей и воспитывали в интернатах. Это справедливо? Коренное население почти вымерло, оставшиеся в живых коренные жители обрусели. В Тюмени в книжных магазинах вы не найдете ни одного учебника по хантыйскому или мансийскому языку. Или это нормально, если онемечить народ значит это плохо, а если «обрусеть», то это хорошо.
Но вхождением коренного населения в состав феодально-крепостнической Руси, сибирские народы утрачивали свои традиции основанные на родовом отношении. Среди коренного населения стали богатеть знатные князья, а бедняки не успевшие приспособиться к новым условиям соплеменники становились крепостными крестьянами. С этими тенденциями, коренное население стало разделяться по классам, и пропасть между этими классами стала расти. Кроме того, со всем этим сибирские племена стали терять свой традиционный уклад жизни, основанный на шаманизме и полигамных браках. Естественно, для Московского государства присоединение Сибири к России было важным и положительным фактором.
Но, я считаю что историю надо рассматривать не с точки зрения политических устремлений государства, а руководствуясь чувством справедливости основанном на личном восприятии происходящего.
1. Основы курса истории России, под. ред. А.С. Орлова М., 1997г.
2. История Якутии, под. ред. Г.П. Башарина Якутск, 1988г.
3. История Якутии, под. ред. Н.И.Васильева Якутск, 2004г.
4. Страницы истории Якутии в документах, легендах и мифах. Пестерев В.И. Якутск, 1993г.
5. История Якутии в лицах. . Пестерев В.И. Якутск, 2001г.
6. История Якутии. Обзор исторических событий до начала XX в. А.И. Гоголев Якутск, 2000г. .
7. Республика Саха. Геологический атлас. Москва 2000г.
8. Кузьминых В. И. Неизвестная война. Чукотка 1649 — 1755 гг. // Материалы XXXII Междунар. науч. студенч. конф. «Студент и научно-технический прогресс»: История / Новосиб. ун-т. Новосибирск, 1994.
9. Тураев В. А. О характере купюр в публикациях документов русских землепроходцев XVII в. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII — XIX вв. (Историко-археологические исследования). Владивосток, 1995. Т. 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8