Простой сельский парень, а ныне директор компании «Саха-Липснеле» Пуд Тимофеев на себе испытал все прелести сельского быта.
- Я в детстве, когда печку топил, всегда думал о том, что было бы здорово, чтобы дрова дольше горели. Ведь чтобы тепло в доме было, в нее нужно подкидывать дрова каждые два часа. То есть, по сути, ты кочегар при своей печке. Ты зависишь от неё, а она отнимает твоё время.Об отопительных котлах, работающих на принципе верхнего горения, наш герой узнал в 2013 году, познакомившись с первым человеком в республике, начавшим его эксплуатацию.
- Автор технологии медленного горения – литовский изобретатель Эдмунтас Штропайтис. В Якутии первым эти котлы испытал Николай Гаврильев из села Тумул Хангаласского улуса. У него мы ознакомились с устройством и принципом работы котла. Тогда мы с напарником решили, что это весьма актуальная технология для наших сел, её нужно продвигать, - рассказывает Пуд Тимофеев.
Увы, доступность ресурсов долгое время тормозила внедрение новых технологий. И получилось так, что в суровом северном крае особо не задумывались о том, чтобы сделать процесс поддержания тепла в доме не только экономичным, но и комфортным.
- За границей дрова, уголь, газ и прочие виды топлива дорогие. Поэтому там потребность в экономии стимулировала внедрение технологий. В чём заключается особенность этой технологии? Процесс горения направлен сверху вниз, с помощью регулируемой подачи воздуха можно устанавливать скорость сгорания топлива и температуру котла. Чем меньше температура, тем медленнее сгорает топливо. Этому очень удивлялись пожилые люди – они поначалу не верили, что котел будет гореть долго. Сидели рядом и ждали момента, когда нужно будет закинуть следующую партию дров – два часа, три и больше, а он не остывает. К тому же они привыкли заглядывать в печь и проверять процесс сгорания дров, а тут открытого пламени нет. Для них это было в диковинку, а потом понимали, что к чему – привыкали.
В 2013 совместно с Госкомитетом по инновационной политике началась работа по опытной эксплуатации твердотопливных котлов медленного горения в условиях Якутии. Итоги работы показали преимущество котлов медленного горения перед обычными.
- Тогда мы выиграли госконтракт на поставку 41 котла. Мы планировали, что установим по одному котлу в каждом улусе республике. Но из-за сложной транспортной схемы не смогли доставить их арктические районы. Зато поставили котлы во все центральные районы республики. В течение нескольких отопительных сезонов мы совместно с «Теплокомфортом» провели обследование всех установленных котлов в наших условиях. Учитывались показатели: время горения, теплоотдача. Наблюдали в течение года и по итогам защитили работу в правительстве. Мы доказали экономичность по потреблению топлива в 2 – 2,5 раза против обычных котлов. Одной закладки дров при -50 С хватало на 18 часов, а угля на двое суток.
После успешных полевых испытаний было решено учредить совместное предприятие «Саха – Липснеле». Было заключено лицензионное соглашение с литовской компанией UAB”VAKARORASA”на использование патента и на право продажи на территории республики.
- За два года мы продали более 600 котлов по всей республике. Сейчас проще сказать, где их нет – это Жиганский, Анабарский, Мирнинский и Нерюгринский районы. В течение двух лет мы внесли собственные изменения в конструкцию. Мы увеличили толщину внутренней стенки. Изменили распределитель воздуха и колосники. Всё с учетом особенностей нашего угля и других видов топлива - северный вариант котлов. Нами организовано производство котлов большего объёма. Однако вся продукция производилась в Литве, - рассказывает Пуд Тимофеев.
Но в силу известных обстоятельств на работу «Саха – Липснеле», как, впрочем, и остальных российских компаний, повлияло падение рубля и удорожание иностранной валюты.
- Мы прорабатывали вопрос размещения собственного производства в Якутии. Поэтому и стали резидентами ТОР «Кангалассы», где заявлены льготные условия для производителей. Но теперь ещё и курс валюты делает более выгодной организацию собственного производства. Нам выдали землю в ТОР «Кангалассы». Всё необходимое оборудование мы нашли. Планируем строить за счет собственных и заемных средств. При этом производство котлов подпадает под программу импортозамещения. Оболочку и внутреннее устройство котлов будем полностью производить сами. Разве что дверцы котлов, они литые, мы будем заказывать в Амурской области или в Новокузнецке.
Задумка простая – наладить производство экономичных котлов, благодаря которым многие якутяне смогут сократить свои расходы на отопление. Но самым главным преимуществом, по мнению Пуда Тимофеева, является высвобождение личного времени.
- Нам нужно поднимать качество жизни. На мой взгляд, повсеместное внедрение наших котлов в сельской местности будет содействовать закреплению молодежи в деревнях и сёлах. Сейчас все стремятся в города, там есть работа и бытовые удобства. Если жизнь на селе станет комфортнее, молодые специалисты будут оставаться там.Между тем известно, что газификация деревень и сёл – дело дорогое. Кроме того, нужно учитывать отмену перекрестного субсидирования, когда крупные промышленные предприятия, более благополучные и населенные районы доплачивают разницу за газ, проведенный и потребляемый в менее густонаселенных районах. Следовательно, можно сказать, что котлы медленного горения выглядят весьма реальной и экономически выгодной альтернативой. Поскольку газ в ближайшее время дешеветь точно не станет.
Во всяком случае, по словам самого руководства главного и основного транспортировщика голубого топлива - компании «Сахатранснефтегаз», они работают на пределе своих возможностей. Цены приходится сдерживать за счет сокращения внутренних издержек. Если это так, то технология котлов медленного горения может с уверенностью занять свою востребованную нишу на рынке республики и за её пределами.