Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Дерево, резьба.. Фото: ilin-yakutsk.narod.ru
Из года в год: "вечные" календари народа Саха
У каждого улуса, у каждой семьи была своя уникальная дощечка с важными датами, служившая из года в год
Якутские народные календари были близки к русским деревянным календарям-святцам. В основном, это были обычные деревянные дощечки, на которые с помощью зарубок и особых знаков заносилась важная информация. Календари не составлялись специально для одного определенного года, они могли быть использованы и в последующем году. Поэтому их называли "вечными календарями" (yйэттэн yйэ5э диэри барар халандаардар). Одинаковых календарей у якутов не было, даже в календарях одного и того же улуса бывали расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов. О календарях народа Саха – в материале ИА YakutiaMedia.
Практически все месячные и недельные календари имели круглую форму. В некоторые в качестве украшения вставлялись кусочки слюды. В календарь с помощью зарубок и особых знаков заносилась информация о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли, о днях семейных праздников. Эти календари имелись почти в каждой якутской семье.
Якутский календарь (выставка в в Национальном художественныом музее).
Фото: dnevniki.ykt.ru/RomSpb
Якутский календарь-диск. Кон. XIX — нач.XX
Фото: art16.ru
Одинаковых, совпадающих во всех обозначениях календарей у якутов не было: в разных местах, исходя из характера природы и хозяйства, в календари вносились свои дополнительные знаки, причем отбрасывались не нужные для данных мест символы. Даже в календарях одного и того же улуса бывали расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов.
Еще одна особенность: календари не составлялись специально для одного определенного года, они использовались в любом последующем году, месяце. Поэтому их называли "вечными календарями" (yйэттэн yйэ5э диэри барар халандаардар). Среди этих деревянных календарей есть экземпляры самой разнообразной формы и качества работы: от простых гладких досок до имеющих вычурную форму и украшенных тонкой резьбой.
Календари делились на годовые, месячные и недельные. Принцип устройства у всех одинаков. В годовых писали названия месяцев и количество дней. В месячных и недельных календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца, недели. В эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня. Иногда эти палочки имели форму птиц.
Исчисление года начиналось с пробуждения природы — в мае. Встречу Нового года отмечали обрядом Ысыах, который проводили в течение трех самых долгих дней — в июне, а три самых коротких дня в декабре признавали в качестве "макушки года".
С принятием христианства летоисчисление якутского народного календаря изменилось, были внесены церковные праздники. Органичное соединение русского и якутского календарей превратилось в удобную систему узнавания времени. В отдельных случаях якутские календари допускали значительные отступления: иногда год начинался с 1 сентября, не обозначались некоторые церковные праздники, так как они не были связаны напрямую с ведением хозяйства.
В книге "Истоки мифологии и традиционный календарь якутов" А.И. Гоголев пишет: "После массовой христианизации населения Якутии в первой половине XIX века, наравне с традиционным, распространяется русский православный календарь. По нему год начинается с осени. На деревянном “вечном” календаре “для почитания каждого воскресного дня” первый месяц — сентябрь".
В фондах Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера хранится календарь, приобретенный в 1911 году у Петра Герасимова из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Этот вечный календарь представляет собой четырехугольную деревянную доску, имеет 12 горизонтальных полос с отверстиями, каждое из которых соответствует определенному месяцу и графическим обозначениям праздников. Год начинается с сентября (это перенято от русского народного календаря, так как у якутов открывает год май).
Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Дерево, резьба.
Фото: ilin-yakutsk.narod.ru
Календарь составлен по старому стилю:
1 сентября —
Семенов день. Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Постепенный переход с летников на зимники.
14 сентября —
Исакьев день. Завершается переезд в зимники.
1 октября —
Покров день. Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне. Начинается рыбная ловля на мелких озерах.
26 октября —
Дмитриев день. Забой скота. Возвращение охотников из тайги. Начало сезона "городчиков", везущих на продажу в город мясо, масло, дичь и т.д.
1 января —
Новый год (перенят от русских).
18 января —
Середина зимы.
25 марта —
Благовещение
23 апреля —
День святого Георгия — покровителя скота
9 мая —
Николин день. Переход на лето. Начало весенних полевых работ. Начало найма батраков на летние полевые работы. Начало ледохода и летнего плавания.
29 июня —
День Петра и Павла. Начало сенокоса и сезона летних работ. Этот праздник всегда проходил многолюдно с национальными танцами и играми.
8 июля —
Прокопьев день. Начало массового сенокоса.
20 июля —
Ильин день.
1 августа —
1-й Спасов. Полное вызревание хлебов и массовой его уборки. Сбор голубики и черной смородины.
6 августа —
2-й Спасов. Время метания стогов и скирдования хлеба.
По материалам республика-саха-якутия.рф, okkult.in, ilin-yakutsk.narod.ru, yakutskhistory.net.