News topics |
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
|
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
|
Суд-закон.МВД.Криминал [1282]
|
Право, закон [323]
|
Экономика и СЭР [840]
|
Власть Правительство Ил Тумэн [1208]
|
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
|
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
|
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [558]
|
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [156]
|
Коррупция [862]
|
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [294]
|
Социалка, пенсия, жилье [277]
|
ЖКХ, строительство [133]
|
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
|
Люди. Человек. Народ. Общество [226]
|
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [672]
|
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
|
Земля. Недра [240]
|
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [380]
|
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
|
Промышленность [43]
|
Нефтегаз [284]
|
Нац. вопрос [284]
|
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
|
Дьикти. О невероятном [183]
|
Выборы [661]
|
Айыы үөрэҕэ [123]
|
Хоһооннор [5]
|
Ырыа-тойук [23]
|
Ыһыах, олоҥхо [107]
|
Култуура, итэҕэл, искусство [368]
|
История, философия [244]
|
Тюрки [76]
|
Саха [164]
|
литература [42]
|
здоровье [469]
|
Юмор, сатира, критика [14]
|
Реклама [7]
|
Спорт [123]
|
В мире [86]
|
Слухи [25]
|
Эрнст Березкин [88]
|
Моё дело [109]
|
Геннадий Федоров [11]
|
BingHan [4]
|
|
|
Main » 2016 » Муус устар » 8 » Из года в год: "вечные" календари народа Саха
Из года в год: "вечные" календари народа Саха | 09:10 |
Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Дерево, резьба.. Фото: ilin-yakutsk.narod.ru
Из года в год: "вечные" календари народа Саха
У каждого улуса, у каждой семьи была своя уникальная дощечка с важными датами, служившая из года в год
Якутские народные календари были близки к русским деревянным календарям-святцам. В основном, это были обычные деревянные дощечки, на которые с помощью зарубок и особых знаков заносилась важная информация. Календари не составлялись специально для одного определенного года, они могли быть использованы и в последующем году. Поэтому их называли "вечными календарями" (yйэттэн yйэ5э диэри барар халандаардар). Одинаковых календарей у якутов не было, даже в календарях одного и того же улуса бывали расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов. О календарях народа Саха – в материале ИА YakutiaMedia.
Практически все месячные и недельные календари имели круглую форму. В некоторые в качестве украшения вставлялись кусочки слюды. В календарь с помощью зарубок и особых знаков заносилась информация о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли, о днях семейных праздников. Эти календари имелись почти в каждой якутской семье.

Якутский календарь (выставка в в Национальном художественныом музее).
Фото: dnevniki.ykt.ru/RomSpb

Якутский календарь-диск. Кон. XIX — нач.XX
Фото: art16.ru
Одинаковых, совпадающих во всех обозначениях календарей у якутов не было: в разных местах, исходя из характера природы и хозяйства, в календари вносились свои дополнительные знаки, причем отбрасывались не нужные для данных мест символы. Даже в календарях одного и того же улуса бывали расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов.
Еще одна особенность: календари не составлялись специально для одного определенного года, они использовались в любом последующем году, месяце. Поэтому их называли "вечными календарями" (yйэттэн yйэ5э диэри барар халандаардар). Среди этих деревянных календарей есть экземпляры самой разнообразной формы и качества работы: от простых гладких досок до имеющих вычурную форму и украшенных тонкой резьбой.

Якутские календари
Фото: http://odynokiy.livejournal.com
Календари делились на годовые, месячные и недельные. Принцип устройства у всех одинаков. В годовых писали названия месяцев и количество дней. В месячных и недельных календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца, недели. В эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня. Иногда эти палочки имели форму птиц.
Исчисление года начиналось с пробуждения природы — в мае. Встречу Нового года отмечали обрядом Ысыах, который проводили в течение трех самых долгих дней — в июне, а три самых коротких дня в декабре признавали в качестве "макушки года".

Якутский спиралевидный календарь – деревянный календарь
Фото: sakhalife.ru
С принятием христианства летоисчисление якутского народного календаря изменилось, были внесены церковные праздники. Органичное соединение русского и якутского календарей превратилось в удобную систему узнавания времени. В отдельных случаях якутские календари допускали значительные отступления: иногда год начинался с 1 сентября, не обозначались некоторые церковные праздники, так как они не были связаны напрямую с ведением хозяйства.

Годовой календарь— Пасхалиц ("сибээскэ")
Фото: республика-саха-якутия.рф
В книге "Истоки мифологии и традиционный календарь якутов" А.И. Гоголев пишет: "После массовой христианизации населения Якутии в первой половине XIX века, наравне с традиционным, распространяется русский православный календарь. По нему год начинается с осени. На деревянном “вечном” календаре “для почитания каждого воскресного дня” первый месяц — сентябрь".
В фондах Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера хранится календарь, приобретенный в 1911 году у Петра Герасимова из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Этот вечный календарь представляет собой четырехугольную деревянную доску, имеет 12 горизонтальных полос с отверстиями, каждое из которых соответствует определенному месяцу и графическим обозначениям праздников. Год начинается с сентября (это перенято от русского народного календаря, так как у якутов открывает год май).

Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Дерево, резьба.
Фото: ilin-yakutsk.narod.ru
Календарь составлен по старому стилю:
1 сентября — |
 |
Семенов день. Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Постепенный переход с летников на зимники. |
14 сентября — |
 |
Исакьев день. Завершается переезд в зимники. |
1 октября — |
 |
Покров день. Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне. Начинается рыбная ловля на мелких озерах. |
26 октября — |
 |
Дмитриев день. Забой скота. Возвращение охотников из тайги. Начало сезона "городчиков", везущих на продажу в город мясо, масло, дичь и т.д. |
1 января — |
 |
Новый год (перенят от русских). |
18 января — |
 |
Середина зимы. |
25 марта — |
 |
Благовещение |
23 апреля — |
 |
День святого Георгия — покровителя скота |
9 мая — |
 |
Николин день. Переход на лето. Начало весенних полевых работ. Начало найма батраков на летние полевые работы. Начало ледохода и летнего плавания. |
29 июня — |
 |
День Петра и Павла. Начало сенокоса и сезона летних работ. Этот праздник всегда проходил многолюдно с национальными танцами и играми. |
8 июля — |
 |
Прокопьев день. Начало массового сенокоса. |
20 июля — |
 |
Ильин день. |
1 августа — |
 |
1-й Спасов. Полное вызревание хлебов и массовой его уборки. Сбор голубики и черной смородины. |
6 августа — |
 |
2-й Спасов. Время метания стогов и скирдования хлеба. |
По материалам республика-саха-якутия.рф, okkult.in, ilin-yakutsk.narod.ru, yakutskhistory.net.
1.04.2016
|
Category: Култуура, итэҕэл, искусство |
Views: 2874 |
Added by: uhhan1
|
|
|
Ааҕыылар |
Баар бары (online): 14 Ыалдьыттар (гостей): 14 Кыттааччылар (пользователей): 0 |
|