ТранспортСтатья опубликована в № 4066 от 29.04.2016 под заголовком: Не в рельсах благосостояние
Счетная палата проверила выделение средств для БАМа и Транссиба
Выяснилось, что значительная часть работ оплачена, но не выполнена
Контролирующему органу стало интересно, как деньги превращаются в рельсы
А. Рудаков
В 2014 г. РЖД, взявшаяся за модернизацию БАМа и Транссиба, проводила тендеры. 88 объектов, назначенных к модернизации, получали финансирование из фонда национального благосостояния (ФНБ). На конец 2015 г., выяснила Счетная палата, договоры заключены на модернизацию только 73 объектов, но примерно на половине из них никаких работ не велось. По части объектов, пишет Счетная палата, не утверждалась даже и проектная документация, а разрешения на строительство отсутствовали.
Первый транш денег из ФНБ в количестве 50 млрд руб. поступил на расчетный счет РЖД в марте 2015 г. По состоянию на 1 января 2016 г. израсходовано 3,7 млрд из этих денег, или 7,4%. По договору РЖД и банка ВТБ за март – декабрь 2015 г. на остаток средств ФНБ на счете РЖД начислено процентов на 4,2 млрд руб., сообщает Счетная палата.
За выполненные и принятые в 2015 г. работы подрядчики получили более 1,5 млрд руб. средств ФНБ, из них 463,1 млн достались «РЖДстрою»(«дочка» РЖД), 498,6 млн – «Бамстроймеханизации» и 565,7 млн – «Трансюжстрою». Всего по заключенным договорам «РЖДстрою» причитается 15,6 млрд руб., «Бамстроймеханизации» – 925,4 млн руб., «Трансюжстрою» – 14,2 млрд руб.
Счетная палата приводит конкретные примеры. Так, «РЖДстрой» не выполнил значительную часть договорных обязательств при реконструкции станции Мегет Восточно-Сибирской железной дороги. Работы стоимостью в 437 млн руб. должны были закончиться до 31 октября 2015 г., но к 30 ноября 2015 г. на объекте освоено всего 24,2 млн руб., или 5% стоимости работ. Другой пример: реконструкция мостов на Восточно‐Сибирской железной дороге стоимостью 47,4 млн руб. Ее следовало закончить в конце октября 2015 г., но, как пишет Счетная палата, на момент проведения контрольного мероприятия акты выполненных работ отсутствуют, объект заказчику не сдан.
Отчасти это вызвано тем, что при проведении тендеров в составе конкурсных документаций отсутствовали проектно-сметные данные объектов, определяющие перечень работ, стоимость строительства и сроки исполнения, пишет Счетная палата. РЖД отвечала, что цены формировались средневзвешенно, исходя из сводного перечня работ по развитию местной железнодорожной инфраструктуры – за вычетом среднего уровня затрат на оборудование в размере 10% от стоимости выполнения строительно‐монтажных работ.
Но, по мнению Счетной палаты, часть контрактов была заключена на сумму, превышавшую стоимость работ по тендеру. К примеру, «РЖДстрой» выиграл и другой тендер на реконструкцию мостов на Восточно‐Сибирской железной дороге стоимостью 69,2 млн руб. «РЖДстрой» нанял субподрядчика, компанию «Строй-трест», которая была готова выполнить работу за 62,1 млн руб. Но затем договор с нею был расторгнут и перезаключен с компанией «Мост‐Восток» за 71,1 млн руб.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что конкурс на выполнение работ проводился без подготовленного детального проекта, именно поэтому в РЖД не могли подсчитать точную стоимость. «Нужно было одновременно и допроектировать, и выбрать победителя конкурса», – говорит Бурмистров.
За выполненные и принятые в 2015 г. работы подрядчики получили более 1,5 млрд руб. средств ФНБ, из них 463,1 млн достались «РЖДстрою»(«дочка» РЖД), 498,6 млн – «Бамстроймеханизации» и 565,7 млн – «Трансюжстрою». Всего по заключенным договорам «РЖДстрою» причитается 15,6 млрд руб., «Бамстроймеханизации» – 925,4 млн руб., «Трансюжстрою» – 14,2 млрд руб.
Средства на пути
Стоимость реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба оценена в 554,1 млрд руб. до 2019 г. РЖД выделит свои 302,2 млрд руб., 104,2 млрд руб. – бюджет, 147,7 млрд руб. – фонд национального благосостояния. Президент РЖД Олег Белозеров обещал сократить расходы на 8 млрд руб.Отчасти это вызвано тем, что при проведении тендеров в составе конкурсных документаций отсутствовали проектно-сметные данные объектов, определяющие перечень работ, стоимость строительства и сроки исполнения, пишет Счетная палата. РЖД отвечала, что цены формировались средневзвешенно, исходя из сводного перечня работ по развитию местной железнодорожной инфраструктуры – за вычетом среднего уровня затрат на оборудование в размере 10% от стоимости выполнения строительно‐монтажных работ.
Но, по мнению Счетной палаты, часть контрактов была заключена на сумму, превышавшую стоимость работ по тендеру. К примеру, «РЖДстрой» выиграл и другой тендер на реконструкцию мостов на Восточно‐Сибирской железной дороге стоимостью 69,2 млн руб. «РЖДстрой» нанял субподрядчика, компанию «Строй-трест», которая была готова выполнить работу за 62,1 млн руб. Но затем договор с нею был расторгнут и перезаключен с компанией «Мост‐Восток» за 71,1 млн руб.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что конкурс на выполнение работ проводился без подготовленного детального проекта, именно поэтому в РЖД не могли подсчитать точную стоимость. «Нужно было одновременно и допроектировать, и выбрать победителя конкурса», – говорит Бурмистров.