Main » 2016»Ыам ыйа»19 » На сцене Саха театра состоялась премьера спектакля «Манчаары»
На сцене Саха театра состоялась премьера спектакля «Манчаары»
11:19
На сцене Саха театра состоялась премьера спектакля «Манчаары»
На сцене Саха театра состоялась премьера спектакля «Манчаары»
18 мая 2016 года на сцене Саха академического театра им. П.А. Ойунского состоялась премьера спектакля «Манчаары» по пьесе В.В. Никифорова-Күлүмнүүр.
Василий Васильевич Никифоров-Күлүмнүүр написал драму ровно 110 лет назад, в 1906 году, находясь в заключении в Якутской тюрьме. Осенью этого года в Якутском клубе, расположенном в «приспособленном доме» Василия Никифорова, публике было представлено первое драматическое произведение на якутском языке – пьеса Василия Никифорова «Манчаары түөкүн». В первой постановке пьесы роль Манчаарысыграл основоположник якутской литературы Алексей Кулаковский.
И спустя 110 лет в день рождения Василия Никифорова-Күлүмнүүр в рамках празднования в республике 150-летия видного общественного и политического деятеля приглашенные почетные гости – политики, искусствоведы, литературоведы, ценители культуры, писатели – смогли увидеть на сцене Саха театра Манчаары Василия Никифорова.
Спектакль начался со сцены, где Василий Кюлюмнюр в литературно-артистическом клубе «Бродячая собака» в Санкт-Петербурге читает свою пьесу «Манчаары» перед публикой русской интеллигенции. Арт-клуб«Бродячая собака» удивительным образом вмещал в себя всю разность творческих и художественных потенциалов своего времени. Здесь собирались на литературные вечера, музыкальные и театральные представления, диспуты и доклады, капустники и гала-концерты.
Как человек, стремившийся изменить отношение империи к малым народам, Василий Никифоров через заступника угнетенных и бесправных, отважного, бесстрашногоМанчаары заговорил о своем желании - о свободе, восторжествовании справедливости, стремлении к лучшей жизни.
По признанию самого Василия Никифорова, ему удалось «вложить в уста Манчаарымысли и идеи, которые разделял сам», и через принятие населением популярного героя довести до зрителя, прежде всего, якутского, основное содержание взглядов национальной интеллигенции на сложившийся в Российской империи общественно-государственный порядок. Василий Никифоров-Кюлюмнюр осуществил глубоко продуманный выбор темы для первого в истории якутской литературы драматического произведения. Герой драмы В.В. Никифорова – реальная личность. Биография Василия Фёдорова-Манчаары, с ранних лет восставшего против произвола тойонов, еще при жизни начала обрастать полулегендарными сюжетами. Образ Василия Манчаары, «стихийного бунтаря против засилья тойонов», в драме В.В. Никифорова обрёл новые черты публичного борца против угнетения и несправедливости, выражающего вековые чаяния и устремления родного народа.
У автора и его персонажа своя судьба, но в тоже время судьбы Василия Васильевича иМанчаары схожи. Находясь в Якутской тюрьме, Василий Никифоров говорил,что он «сидит по недоразумению, ибо не чувствует за собой никакой вины… Ни в каких заговорах против Советской власти не участвовал, а попал в тюрьму только по ложному доносу… Если меня будут судить, то я оправдаюсь! В истории якутского народа мое имя останется навсегда!». Так и образ Манчаары остался в сердцах народа как символ справедливости, борьбы за правду, отстаивания интересов народа.
Хочется отметить необычное оформление спектакля и создание его изобразительно-пластического образа благодаря сценаграфу Михаилу Егорову. Так как спектакль основывается на научных трудах Алексея Кулаковского-Өксөкүлээх Өлөксөй, легендах, преданиях и сказаниях, а также
на произведениях классиков якутской литературы, в постановке отдельное место занимает образ Тэппээк ойуун (Гаврил Менкяров).
Основная тема постановки – любовь к родине, своему народу, тоска по дому. Постановка начинается со сцены заключения главного героя в тюрьму. Образы, возникающие в памяти и воображении Манчаары, материализуются, появляются на миг и снова исчезают, оставляя в его душе грусть, тоску. Согласно сюжету, в спектакле показана и любовная драма Манчаары с тремя женщинами. Не забыт и образ матери, с которым блестяще справилась артистка Саха академического театра Ильяна Павлова. «Образ Манчаары символизирует борьбу, он – защитник, он – герой, бунтарь, вечно убегающий и скачущий на своем коне, гордый, сильный и дарующий надежду, мечту всем нам», - отметил на пресс-конференции главный режиссёр Саха академического театра им. П.А. Ойунского Руслан Тараховский.
Современному зрителю хочется верить, что, заканчивая свой жизненный путь, полный самых разнообразных подвигов, наш герой садится на своего белого коня и мчится по родным просторам, словно посылая о себе весть в будущее, и этот топот мы до сих пор слышим сердцем.
После премьеры на сцену театра вышли председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков, государственный советник республики, художественный руководитель Саха академического театра им. П.А.Ойунского Андрей Борисов, директор Саха театра Анатолий Николаев. В своем выступлении Андрей Борисов отметил, что удачно сложившиеся обстоятельства говорят о том, что пришло время выразить признание и благодарность, отметить значимость Василия Никифорова. Он от имени Саха академического театра, якутской интеллигенции поблагодарил спикера парламента ЯкутииАлександра Жиркова за идею постановки Манчаары на сцене Саха академического театра спустя 110 лет, за доверие и поддержку.
От имени республиканского организационного комитета по проведению мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения Василия Никифорова-Күлүмнүүр председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков поздравил артистов Саха академического театра с премьерой и поблагодарил за то, что они дали возможность зрителям заговорить о Манчаары Василия Никифорова после 110-летнего забвения. «Судьба Василия Никифорова-Күлүмнүүр перекликается с судьбой Манчаары. У обоих была трагическая, трудная судьба. Он написал драму в 1906 году, находясь в заключении в Якутской тюрьме. В этом же году спектакль был представлен якутскому зрителю. Однако театральная судьба первых якутских спектаклей оказалась недолгой. К тому времени «Союз якутов» распался, и Российская империя запретила национальным театрам ставить постановки, написанные не на русском языке вплоть до конца XIX века. Отстаивание национального театра продолжили члены официальной делегации, выехавшей из Якутии в 1913 году в Санкт-Петербург для участия в торжествах по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. Там одновременно секретарь якутской делегации Василий Никифоров возбудил ходатайство о разрешении постановки своей драмы «Разбойник Манчаары», переведенной на русский язык Марией Николаевой. Таким образом, цензурный комитет разрешил драму «Манчаары» «к представлению в театрах», без допуска «к представлению в народных театрах». Поэтому драма Василия Никифорова является не только первым драматическим произведением на якутском языке, но и первым произведением на якутском языке, перевод которого получил специальное разрешение на публичное представление на русском языке», - отметил спикер парламента Александр Жирков.
Далее спикер рассказал об истории литературно-артистического клуба «Бродячая собака» в Санкт-Петербурге. «В клубе собирались на литературные вечера такие известные люди, какАнна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Немирович-Данченко,
Константин Станиславский и другие. В это заведение непросто было попасть обычному прохожему, так как сюда приходили по особому приглашению. И в 1913 году перед такой публикой наш Василий Никифоров-Күлүмнүүр прочитал свое произведение «Манчаары». После выступления присутствующие высказали положительные отзывы, был поднят вопрос о немедленной постановке пьесы. Именно поэтому в ближайшем будущем портрет Василия Никифорова-Күлүмнүүр в бронзовой раме будет выставлен в легендарном арт-клубе Санкт-Петербурга наряду с портретами известных людей», - сообщил Александр Жирков.
Кроме того, он отметил, что в увековечении имени Василия Никифорова участвует весь якутский народ. Сегодня это принимается как акт покаяния за все те лишения, преследования и попытки умолчать о судьбе лидера якутской интеллигенции в советские годы. «Несмотря на то, что его имя было запрещено даже упоминать на протяжении 63 лет, якутский народ бережно относился к памяти выдающегося сына народа саха Василия Васильевича Никифорова, посвятившего всю свою жизнь борьбе за благополучие, возрождение и счастье родного народа. Ни один историк, исследователь не написал о нëм плохого, чтобы запятнить имя Василия Никифорова. Наш народ испокон веков бережно относится к памяти тех людей, которые положили свою жизнь на алтарь служения интересам народа. Мне отрадно, что сегодня мы можем без оглядки, опасения, с огромным чувством гордости называть имя Василия Никифорова-Күлүмнүүр наряду с остальными видными общественно-политическими деятелями нашей республики. Справедливость восторжествовала!» - сказал в заключение спикер парламента Александр Жирков.
В этот вечер на премьере присутствовала правнучка Василия Никифорова-Күлүмнүүр Альбина Федоровна Никифорова. В знак уважения от имени организационной комиссии ей был вручен букет цветов. Художественный руководитель Саха академического театра им. П.А.Ойунского Андрей Борисов сообщил: «Еще со времен Алампа Софронова, Алексея Кулаковского, Платона Ойунского, Максима Аммосова, Дмитрия Сивцева-Суорун Омоллоона существует обряд звонить в колокол в знаменательные даты. Также у театра есть добрая традиция – подвешивать театральный колокол с именами выдающихся людей в знаменательные, особо важные дни в зале Саха театра. Сегодня мы хотим завершить этот знаменательный день нашим обрядом – предоставить возможность заслуженному артисту Республики Саха (Якутия), воплотившего на сцене Саха театра образ Василия Күлүмнүүр, Иннокентию Дакаярову подвесить колокол с именем выдающегося общественного и политического деятеля, лидера якутской интеллигенции конца ХIХ – начала ХХ веков».
Звон колокола возвестил о начале юбилейных мероприятий в нашей республике, посвященных 150-летию со дня рождения общественного и политического деятеля, лидера якутской интеллигенции, просветителя Василия Васильевича Никифорова - Күлүмнүүр.