1 апреля 2013 года во время совещания по развитию Дальнего Востока в Якутске Президент РС(Я) Борисов Е.А. передал Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву служебное письмо N352-А1 «О направлении средств о�� продажи акций АК «АЛРОСА» (ОАО) на развитие инфраструктуры Республики Саха Якутия», в котором предложил принять специальное решение Правительства России о направлении доходов от продажи 14% АК «АЛРОСА» на решение проблем Республики Саха (Якутия), в частности - ликвидацию ветхого жилья, обеспечение транспортной доступности населенных пунктов, строительство и реконструкцию объектов водоснабжения.
В резолюции ДМ – П13 -2082 Председателя Правительства России Д.А.Медведева от 03.04.2013 говорится: «Необходимо учесть мнение Республики Саха (Якутия) при определении назначения средств, полученных от приватизации ОАО АК «АЛРОСА».
Тогда же Борисовым Е.А. было предложено направить эти средства через ОАО «Республиканская инвестиционная компания» (далее «РИК» или «ОАО «РИК»). Также Борисовым Е.А. были озвучены предложения по формированию на базе РИК целевого инвестиционного института по развитию Дальнего Востока. Е.А.Борисов
Сам Борисов Е.А. в качестве основного довода в пользу направления средств через ОАО «РИК» указывает, что ОАО «РИК» было создано в соответствии с распоряжением Правительства РС(Я) от 18 сентября 2006г. № 1141-р. Его уставный капитал составляет 35.1 млрд.руб., единственным акционером является Министерство Имущества и Земельных Отношений РС(Я), имеет большой практический опыт в управлении федеральными средствами, в частности полученных от реализации акций ОАО «Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь» в размере 43 млрд. руб. Указанные средства были переданы ОАО РИК.
В соответствии с Мировым Соглашением от 28 марта 2007 г. №7979/06 между Федеральным центром и РС(Я) были определены основные направления расходования денежных средств, полученных от продажи акций ОАО «Якутуголь», а распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2008 г. №308-р Минфин России (в лице Кудрина А.Л.) был определен уполномоченным ФОИВ, осуществляющим согласование основных направлений расходования средств, полученных от продажи акций ОАО «Якутуголь». Согласованные средства в размере 37.4 млрд.руб. (а, с учетом доходов от продажи акций ОАО «Эльгауголь» - 43 млрд.руб.) должны были быть направлены на инвестиционные проекты, в том числе социально значимые и, в первую очередь, на строительство железнодорожной линии Беркарит-Томмот-Якутск (полный список прилагается).
Вместе с тем в процессе проведения проверки Счетной Палаты РФ в 2010 году последняя обратила внимание на факт создания ОАО «РИК» в 2006 году, в то время как Мировое Соглашение было утверждено ВАС РФ в марте 2007 года. Таким образом, ОАО «РИК», созданное для реализации условий Мирового Соглашения было фактически создано за полгода до его утверждения, то есть когда Мирового Соглашения еще не существовало. Более того, Счетная Палата РФ высказала позицию, что внесение средств от реализации акций ОАО «Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь» в ОАО РИК, минуя их зачисление в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, противоречит законодательству РФ.
Кроме того, в соответствии с уставными документами ОАО «РИК» основной целью деятельности РИК является получение прибыли, для чего Общество имеет право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Таким образом, фактически деятельность РИК направлена не только на финансирование согласованных государственных программ, но и на осуществление коммерческой деятельности, в интересах акционера, т.е. Правительства РС (Я).
Наряду с этим, как показывает проведенный экономико-правовой анализ деятельности РИК, с момента его создания по настоящее время данная компания наряду с реализацией определенных инвестиционных государственных программ по согласованным с Минфином РФ направлений расходования средств, компания использовалась руководством Республики для осуществления заведомо убыточных и высокорисковых операций, а также финансовых операций, не связанных с согласованными направлениями расходования средств, включая инвестирование в заведомо непрофильные активы и в частные компании, связанные с руководством РИК и руководством Республики. В результате этого указанному предприятию причинен ущерб, который на 01.01.2013 года превысил 2 млрд.руб.
На неэффективную деятельность РИК также указывает то, что в процессе проведения проверки Счетной Палаты РФ в 2010 году было высказано мнение, что размещение средств ОАО «РИК» в ряде кредитных организаций, выдача займов другим организациям обуславливают риски существенных финансовых потерь, а отсутствие требований по согласованию направлений использования прибыли РИК не в полной мере отвечает интересам социально-экономического развития РС (Я).
Данные тезисы подтверждаются результатами проведенного анализа, в процессе которого также установлено, что значительное количество финансовых вложений и иных операций, осуществленных ОАО «РИК», не соответствует целям и задачам функционирования компании. Решения об осуществлении таких инвестиций и расходов обычно утверждались Советом Директоров РИК, однако, в ряде случаев в целях снижения прозрачности финансовых операций руководство компании применяло сложные схемы, в том числе имеющие признаки криминального характера, с участием аффилированных компаний.
В приложении к этому сообщению содержится более гигабайта документов, подтверждающих вышеуказанные тезисы.
В этом сообщении содержится ссылка на сайт www.sakhaleak.com и архив документов, подтверждающих факты длительного расхищения и нецелового использования крупных объемов республиканских и федеральных финансовых средств в Республике Саха (Якутия).
Все желающие могут скачать архив и ознакомиться с материалами.