Депутат Госдумы РФ Федот ТУМУСОВ и фракция партии «Справедливая Россия» в Ил Тумэне требуют изменить систему поддержки села.
Депутат Госдумы РФ фракции партии «Справедливая Россия» Федот Тумусов считает, что новый закон о развитии сельского хозяйства в Якутии, который ориентирован на товарное производство, абсолютно неправильный. Депутат предлагает изменить систему поддержки села с учетом особенностей региона.
— Федот Семенович, все-таки нужен ли новый закон о развитии сельского хозяйства Якутии?
— Якутии необходим закон о развитии сельских территорий , села и сельского хозяйства. Речь идет о судьбе народа саха. В республике одна третья населения живет в селе, и мы все родом из села. А новый закон о развитии сельского хозяйства абсолютно неверный.
— В чем ее несправедливость?
— Сельское хозяйство имеет две формы существования. Во-первых, это натуральное хозяйство, когда продукты производятся для удовлетворения нужд самого производителя. Оно тесно связано с традиционным укладом жизни. Во-вторых, это товарное производство, то есть производство молока, мяса и другой сельхозпродукции, при этом часть продукции может идти на собственные нужды, а остальное выносится на рынок и продается в виде товара.
По медицинским нормам среднестатистический человек должен в год потреблять 87 кг мяса и 240 литров молока. У нас ни в одном селе такого необходимого количества продуктов не производится. Это выясняется просто – 87 кг умножаем на количество жителей села. То есть в селах преобладает натуральное хозяйство, традиционный уклад жизни. Вот и получается, что в наших экстремальных северных условиях говорить о полноценном товарном производстве невозможно.
И мы должны заниматься сельским хозяйством как традиционным укладом жизни. А это значит применять другие методы финансирования и дотирования сельского хозяйства. А товарное производство — это бизнес. Здесь действуют иные финансовые механизмы.
Новый закон ориентирован на поддержку товарного производства в сельском хозяйстве. При этом на деле селян берут в кабалу. Дают кредит под большие проценты на строительство коровника. Дают технику в лизинг опять же под огромные проценты, и традиционный уклад жизни это не может переработать. И чтобы получить деньги для выплат по кредитам и лизингам, селянин вынужден сдавать молоко и мясо, то есть ограничивать себя и свою семью в потреблении своего же молока и мяса. А это противоестественно натуральному хозяйству. Так мы губим свой народ, наносим ущерб его здоровью.
— И что вы предлагаете?
— По данным статистики, 90% лошадей и крупного рогатого скота содержатся в семьях. Мы предлагаем развивать сельские семейные хозяйства. У поселений должна быть программа, предусматривающая поддержку таких хозяйств. Например, семье выделяется дотация на каждую голову крупного рогатого скота ( от мала до велика) от 17 тысяч до 25 тысяч рублей ежегодно. В этих цифрах учтены рыночная стоимость и нормы потребления мяса и молока в год. То есть семья содержит не одну корову, а несколько. Кроме того, члены семейного хозяйства должны получать зарплату за заготовку и завоз кормов, и в-третьих, получать средства на отопление. В идеале деньги не должны выделяться через минсельхоз. Семье необходимо иметь собственный лицевой счет. На первом этапе средства могут перечисляться в бюджет поселения, а там уже распределяться по семейным хозяйствам. Если хозяйство занимается растениеводством, то необходимо дотировать приобретение техники и семян.
Такую систему я апробировал 1998 году через систему «АгроЧек», через развитие так называемых скороспелых видов сельскохозяйственного производства. Люди ее помнят и до сих пор отзываются с благодарностью. Эта система работала в течение года. Первый Президент Республики Николаев М. Е. хотел распространить ее на всю республику. Создал Правительственную комиссию, в которую входил тогдашний министр сельского хозяйства Борисов Е.А. Но комиссия благополучно угробила идею.
Помню, в прошлом году, в Оймяконском районе была встреча с населением Сордоннохского наслега. Все дома в этом селе подключены к центральному отоплению, и люди стали возвращаться из города. У них появилось желание чем-то заниматься. Глава был воодушевлен и решил заняться сельским хозяйством. Они собрались и решили внедрить проект — построить большой коровник, затем собрать весь рогатый скот, что был в деревне, и содержать его в этом коровнике. А следить за всем этим хозяйством должны были два нанятых работника с зарплатой в 20 тысяч рублей. Я тогда спросил главу, кто придет туда работать на такую зарплату. Ну ладно, может и кто придет. Но два человека не осилят содержание большого коровника. Один заболеет или еще что-то случится. И самое главное — люди не отдадут своих коров. Мы же уже проходили это, вспомним колхозы, и знаем, какое отношение складывается к общему хозяйству.
Тогда я ему предложил на деньги, которые они планировали направить на строительство коровника, на наемных работников приобрести телят или коров и отдать их семьям бесплатно, но с условием, что в течение трех-пяти лет будет увеличено поголовье, налажено производство молока и скот не уйдет на мясо. Это и есть программа поддержки сельских семейных хозяйств. Селяне будут с удовольствием заниматься собственным скотом, а не горбатиться в общем коровнике.
— Но ведь люди уезжают в поисках лучшей жизни в города. В селах почти не осталось семей.
Конечно, будут уезжать при нынешней так называемой системе поддержки сельских товаропроизводителей. Хотя бы взять закупку молока. Она насквозь коррумпирована. К примеру, дается план селу сдать 300 тонн молока. Но план село не может выполнить, производит от силы 200 тонн молока. Однако деньги получают, как за выполненный план, оформляют так называемые фиктивные квитанции. Деньги через крестьянские хозяйства обналичиваются и непонятно куда деваются. Если внимательно анализировать, то можно увидеть разницу в цифрах. Например, объём сданного молока и произведенной продукции еще как-то будут коррелироваться, то обьём реализованной продукции будет намного меньше чем объём произведенной продукции. Это говорит об элементарных приписках и коррупции. Такое происходит почти во всех хозяйствах, и все молчат, потому что получают хоть какие-то средства.
Молодёжь убегает в город за «экономическим» счастьем. А родители поддерживают их в этом, потому что никому не хочется, чтобы их ребенок жил в бедности.
Вот поэтому необходимо менять методику и механизм поддержки сельского хозяйства. Сохранить село могут семейные хозяйства, потому что здесь система проста и понятна. За каждую корову житель села получает 20 тысяч рублей ежегодно, на заготовку, завоз корма и отопление тоже выделяют ему средства, излишки молока и мяса он может продать, а это еще дополнительные деньги. У людей появится интерес заниматься сельским хозяйством, и обязательно найдутся те, кто вернется в село.
— Как же быть с импортозамещением? А накормить страну?
— Промышленные масштабы, то есть товарное производство можно создавать там, где есть рынок сбыта. Возле городов и крупных населенных пунктов. В Белой горе такое производство не организуешь, где потом сбывать продукцию? Кстати, возле Якутска нашим молодым эсером — Станиславом Сивцевым создается большое агропромышленное предприятие, которое через два- три года будет выдавать продукцию в промышленных масштабах и с достаточной прибылью.
А, натуральное хозяйство — по сути и есть импортозамещение. Треть населения будет питаться продукцией, которую оно само и произвело, при том экологически чистую. К тому же крепкое натуральное хозяйство способно не только себя прокормить, но и других.
— Ваши поправки в закон о развитии сельского хозяйства были как-то учтены?
— Мы предложили внести поправки о поддержке сельских семейных хозяйств в закон о развитии сельского хозяйства Якутии. Но фракция «Единая Россия » в Ил Тумэне их отклонила. И понятно по чьей это подсказке и указанию. Просто некоторые чиновники и коррупционеры хотят сохранить старую систему, чтобы и дальше «пилить бюджет республики».
Мы оформили наши предложения по поддержке сельских семейных хозяйств в виде отдельного законопроекта, и будем выдвигать его, как самостоятельную законодательную инициативу.
Источник: Пресс-служба РОПП «Справедливая Россия» в РС(Я).