В чем же подоплека такой безотлагательности мероприятия? Дело в том, что наболело. В разгар МСИ «Дети Азии» предприниматели почувствовали себя очень некомфортно. Как же так, ведь олимпиады и чемпионаты – это всегда большие возможности для бизнеса?
Формально поводом для встречи стала болезненная для производителей воды Якутии ситуация, сложившаяся к «Детям Азии». Дело в том, что именитые и давно зарекомендовавшие себя производители вод и напитков вместо прибыли от Международных Игр получили удар под дых от родного правительства. Государственный производитель напитков ФАПК «Якутия» (именно государственный), получив госсредства, модернизировал свои производственные линии и влез на рынок, как слон в посудную лавку, нарушив и без того хрупкий баланс бизнес климата. ФАПК обеспечивает Игры «Дети Азии» за госсчет водой, оставив за бортом частный бизнес.
При этом тендер на поставку воды не проводился на том основании, что вода якобы предоставляется бесплатно. Но как же бесплатно, если фактически за госсчет?
И слова Медведева и Путина о том, что государство должно стимулировать малый бизнес местным царькам нипочём.
В ФАПК постоянно вливаются колоссальные средства – 421 миллион выделен в 2004 году на модернизацию линии по производству пива, которая сегодня работает на 1% мощности. «Эффективно» средства покидают бюджет, не так ли? Теперь то же самое происходит с дорогостоящей линией чистой воды. Что будет завтра — линия по производству варенья?
Ладно с водой. Как стало ясно из речей предпринимателей, то же самое происходит везде. Подобный монструозный подход со стороны государства свойственен каждой отрасли.
То же самое происходит в алмазогранильной отрасли, то же самое в телекоммуникациях (ГУП «ТЦТР» и «РЦИТ»), торговле (ТРК «Туймаада»), СМИ («Сахамедиа» и НВК «Саха»), строительстве («РДР-Групп»), общепите (Комдрагметалл Якутии), культурной сфере («Сахафильм»). Про газовую отрасль мы уже молчим – там уже давно все очень серьезно запущено.Вкратце схема такова. Государственные структуры — ГУПы, МУПы, ГБУ и подконтрольные правительству АО играют на рынках Якутии, пользуясь госбюджетом, админресурсом и преференцями. Навариваются на этом, как сами госкомпании, так и их аффилированные ООО-шки. А частный бизнес чахнет. Каково бороться с монстром, который сидит на госбюджете на полном обеспечении? И при этом регулирование всегда в его пользу, поскольку он государственный, а значит, «хороший и качественный»?
Что делать с этим? Как бороться? Прозвучало много мнений – тут тебе и Путин, и прокуратура, и обращение к Ил Дархану, и требование отчитываться, и прочая-прочая.
Предприниматель и член «ОПОРЫ России» Трофим Иванов объяснил суть проблемы на пальцах: «Они собирают с нас налоги, открывают на наши же налоги предприятия, которые начинают с нами конкурировать. В итоге объемы у предпринимателей падают, а также падают объемы начисления налогов. Ведь от запуска новой линии ФАПК люди в два раза больше воды пить не станут, рынок не резиновый».
Михаил Плетнер, предприниматель: «Информация о том, что ФАПК станет спонсором «Детей Азии», была известна еще в прошлом году. Я тогда смеялся: еще ни одной бутылки не произвели, только шла наладка оборудования, но все уже было решено еще тогда. Но что еще смешнее, ведь это финансово-агропромышленная корпорация! У которой есть производство и сбыт вино-водочной продукции. И туда выделяются средства. Хотя оно должно быть самодостаточным как предприятие. А когда я смотрю на отчетные данные, там прибыль за 2014 год — миллион рублей. Куда прибыль-то девается? И какие там 500 миллионов рублей налоговых отчислений могут быть? Это, скорее всего, акцизные отчисления. А если компания платит в таком объеме налоги, то зачем выделяют деньги на покупку линии для воды?»
По словам Плетнера, эту проблему надо активно поднимать в СМИ. Беда в том, что журналисты не всегда правильно освещают те проблемы, которые есть у предпринимателей. А многие люди не знают этих нюансов и искренне верят, что государство поступает правильно, влезая в бизнес. Что все государственное — это, дескать, качество.
«Многие руководители продолжают полагать, что нужно проводить огосударствление бизнеса, поскольку так будет проще им управлять. Но на самом деле мы понимаем, о чем идет речь, и чего на самом деле они хотят достичь», - были слова предпринимателя.Юрий Григорьев, депутат Ил Тумэн: «Государство действительно постоянно вмешивается в отрасль малого бизнеса. Сейчас у нас есть «РИК», до этого у нас были Фонд будущих поколений, завод по производству памперсов, который в Москве построили за 15 миллионов долларов и который выбросили, завод по производству лампочек «Оптоган». Нужно понять аксиому, что государство — неэффективный собственник, ему необходимо управлять различными инфраструктурными проектами и контролировать сбор денег, пусть оно занимается своей специализацией. А всякие «РИКи» и Комдрагметы — все это оказывается нежизнеспособным и живет только за счет административной ренты».
По словам Григорьева, сложившаяся порочная система противоречит поручению главы государства Владимира Путина о том, чтобы к 2020 году довести долю малого бизнеса до 40 процентов в доле товарооборота. В Якутии эта доля мизерна — всего 13 процентов. И это при том, что в малом бизнесе задействовано до 30 процентов неаселения. То есть нам необходимо нарастить товарооборот в три раза.
Егор Макаров, предприниматель, член Совета якутского отделения «ОПОРЫ России»:
«Нам надо консолидироваться. На самом деле республика у нас богатейшая, денег очень много. Если мы не решим, никто не будет за нас наши проблемы. В Калужской области (одного из самых экономически развитых регионов России Я.И.) бюджет всего 47 миллиардов! У нас 180 миллиардов — это даже больше, чем в Татарстане! При этом Татарстан и Калужская области лидеры по развитию предпринимательства в стране, а мы живем в таком болоте».Предприниматель в области телекоммуникаций Надежда Субурусская предложила частичное решение проблемы: «В прошлом году в России был принят стандарт развития конкуренции, где разработаны системные меры по борьбе с этим явлением — сколько ГУПов, МУПов и ГБУ субъект должен ежегодно выводить с конкурентных рынков. Причем там прописана конкретная доля. А для начала надо хотя бы провести инвентаризацию».
Также Субурусская предложила видит решение проблемы во вхождении бизнесменов во всевозможные общественные советы и комиссии при министерствах, которые принимают решения касательно малого бизнеса.
Однако заместитель главного редактора газеты «Якутск вечерний» Виталий Обедин считает, что эту порочную систему так не не поменяешь.
«Потому что все эти разговоры и рекомендации общественных комиссий заканчиваются двумя вещами. Первое — либо игнорируются, либо выбрасываются. Второе — передаются на выработку решений или подготовку поручений чиновникам, которым эти проблемы до лампочки», - заявил Обедин.По словам Обедина, единственный случай на его памяти, когда мнение предпринимателей было услышано, - это назначение омбудсмена по правам предпринимателей Якутии Айталины Соколовой. Тогда бизнесменам удалось самим протолкнуть в Ил Тумэн свой вариант схемы назначения на эту должность. (Правда, на совещании некоторые высказывали недовольство: а есть ли толк от омбудсмена?)
Таким образом, Обедин предлагает идти по такому же пути. В настоящее время парламенте республики принимается проект закона "о национальной экономике".
«Если вы хотите каких-то изменений, то надо вклиниваться в этот документ на стадии принятия во втором и третьем чтении. Тем более этот законопроект курирует Госкомитет по экономической, инвестиционной, налоговой политике и предпринимательству, возглавляемый Виктором Федоровым, - были слова Обедина. - И в нем надо прописать, в чем же проблема. А проблема в том, что государственные структуры — предприятия с госучастием, используя имеющиеся у них финансовые и материальные ресурсы, занимают ниши, в которых уже присутствует бизнес. Значит, надо ставить вопрос об инвентаризации площадей, которые находятся в распоряжении предприятий с государственным участием — например, того же Комдрагмета республики. Во-вторых, посмотреть, какая часть этих площадей используется в соответствии с уставной деятельностью этих предприятий.
Ведь если у Комдрагмета основная уставная деятельность — это не рестораны и ночные клубы, а развитие гранильной отрасли, то почему он использует большие площади не для исполнения своих целевых уставных задач?».Дельное предложение высказала руководитель Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий Якутии Татьяна Кырбасова: «На самом деле то, что мы сейчас обсуждаем, - это проблема всей России. Конкретно по ФАПК «Якутия»: все дороги ведут в УФАС. Они начинают работать только при наличии конкретной жалобы от конкретного предпринимателя. В-третьих, должно быть четкое разделение сфер деятельности между малым и средним бизнесом и государственными структурами. Далее, выделение таких больших денег на ту же ФАПК «Якутия» должны контролировать депутаты».
Также Кырбасова поведала одну любопытную деталь. На самом деле эту проблему был призван поднимать перед главой республики Инвестиционный совет при главе республики. Но что в итоге произошло?
«Я скажу следующее: первая экспертная группа Инвестиционного совета при главы республики, которая должна была смотреть за улучшением состояния бизнес-климата республики, подобралась бойкой и работящей. Однако когда состоялось заседание первого Инвестиционного совета АСИ при главе Якутии, и наши эксперты стали выступать, среди первых вопросов глава республики поставил вопрос: нужно поменять экспертов. И в этом году их поменяли.
А ведь мы вносили очень дельные предложения по улучшению бизнес-климата. Но вместо того, чтобы слушать нас, поменяли экспертов. И сейчас там сидит молодежь, которая все силы и время тратит на то, чтобы получить гранты и субсидии. И они ручные — что им скажут, то они будут делать.Поэтому нам надо как-то консолидироваться и использовать все возможные трибуны. Главным призывом при этом должно быть то, что государство должно создавать условия для нормального бизнеса, а не заниматься им. А бизнесом должны заниматься жители».
В выступлениях многих сквозила мысль: чиновники в последнее время активно лезут в бизнес. Либо создают свои аффилированные структуры в открытую — как тот же «РИК» с «ТРК «Туймаада». Либо переделывают бизнес, вводя в него своих игроков — как это, происходит, например, с «антиалкогольным законом», комдрагметовскими пивными и ФАПК «Якутия».
На вопрос «Почему же чиновники лезут в бизнес?» ответил Виталий Обедин:
«Дело в том, что с каждым годом скукоживается количество неподеленных рынков — нефть, лес, газ поделили. А родственников и зятьев — то есть людей, которых надо посадить на денежную ренту — становится все больше. И они начинают смотреть, где какой рынок живет. И начинают в этот рынок залазить».***
После эмоциональных обсуждений, критики и рассуждений на тему «Бизнес и власть» итогом совещания стало следующее.
Ирина Котенко, руководитель Союза товаропроизводителей, предпринимателей торговли, потребительского рынка республики: «В августе решено провести Форум предпринимателей Якутии с привлечением всех общественных организаций предпринимателей и Общероссийского народного фронта. Цель — выработка единых мероприятий в этом вопросе. Что касается конкретно ситуации по ФАПК «Якутия», то этот вопрос будет рассмотрен во вторник на Координационном совете по предпринимательству при главе администрации Якутска. Интересно будет посмотреть аналитику как со стороны предпринимателей, так и со стороны ФАПК «Якутия». Также данный вопрос под свой контроль возьмет Торгово-промышленная палата Якутии».
От себя добавим, что предприниматели должны осознать главное – пора действовать сообща и систематично, вооружившись конкретной аналитикой и цифрами. Иначе госмонстр придет к вам и нагнет ваш бизнес.
Почему наш частный бизнес слаб перед государством
08:00 | 14.7.2016 | просмотров: 383 | ПолитикаТекст: Тимофей ЕФРЕМОВФото: Открытый источникYAKUTIA.INFO. Вчера в стенах Торгово-промышленной палаты Якутии прошло совещание на тему «Неэффективной государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства». Обсудить проблему собрались представители Координационного совета по предпринимательству при главе Якутска, предприниматели из «ОПОРЫ России», члены «Союза предпринимателей», депутаты, журналисты и общественники.
Участники круглого стола говорили эмоционально, прозвучало много интересных мнений и замечаний. Однако общее впечатление от встречи навело меня на грустные мысли. Несмотря на общую для всех проблему – вмешательство чиновников в сферу частного бизнеса в лице государственных компаний – в высказываниях предпринимателей чувствуется некий скепсис, неверие в эффективность борьбы с бюрократией существующими инструментами. Поводов для такого настроя достаточно, упоминания о прокуратуре у собравшихся взывала кривую ухмылку. Каждый из присутствующих наверняка мог привести несколько примеров неисполнения решений суда или напомнить о куче поручений, указов, резолюций и законопроектов, направленных на поддержку бизнеса, которые в итоге остались забытыми и неисполненными.Явственно чувствовалось, что собравшихся объединяет чувство отчаяния: «Стало плохо, станет ещё хуже, что делать?». Инстинктивно в случае опасности все живые существа, и люди в том числе, объединяются. Наши предприниматели, видимо, почувствовали, что скоро чиновники начнут отнимать их хлеб.Они уже начинают создавать на уже сформировавшихся рынках свой «правильный» бизнес, который к тому же достоин всемерной государственной поддержки. Представители малого и среднего бизнеса активно соглашались с призывом объединить усилия, невзирая на разные направления бизнеса или внутриотраслевую конкуренцию. Но, вот с тем, как отстаивать общие интересы, конкретного общего понимания пока в головах нет.
Были и взаимные упреки в том, что сами предприниматели не участвуют в деятельности общественных организаций, не отслеживают их повестку. Потому что, как я отметил выше, бизнес не верит в действенность существующих институтов власти – ни прокуратуре, ни суду, ни общественника, ни депутатам.
О последних в ходе встречи особо и не вспоминали. Притом что на встрече присутствовал народный депутат Юрий Григорьев. Говорили о Координационном совете по предпринимательству при Главе Якутии, который возглавляет депутат Виктор Федоров. Но по поводу Координационного совета свой скепсис высказал наш коллега - журналист Виталий Обедин. Он отметил, что заседания общественных организаций малоэффективны. Их решения либо игнорируются, либо их доработка и исполнение поручается чиновникам, которые в итоге ничего не исполняют.
По его мнению, надо сконцентрировать внимание и усилия на законотворчестве. Поскольку именно от законов зависит бизнес-климат. Удачным примером, по мнению Виталия Обедина, является закон о бизнес-омбудсмене, который избирается, а не назначается Ил Дарханом, как было в первоначальном варианте закона. При лоббировании этого варианта закона интересы бизнеса и депутатов сошлись. Но в том то и дело, что один раз сошлось, а в остальном предприниматели и депутаты сами по себе, притом, что среди последних есть предприниматели.Вопрос: чьи интересы они там представляют? Свои личные?А сейчас буду говорить ну совсем неоригинальную, банальную и очевидную вещь. То, с чем столкнулся наш бизнес, является следствием событий 90-х годов. Когда в депутаты шли ради неприкосновенности и бюджетного содержания – оплата проезда, льготы на коммуналку, медобслуживание и прочее. Те же, кто занимался бизнесом, всячески дистанцировались (не исключено, что откупались) от политики. Политика – сама по себе, бизнес – сам по себе.А что в итоге? Не секрет, что депутаты занимаются лоббированием. Судя по тому, что происходит, наши народные избранники весьма эффективно лоббируют интересы государственного бизнеса. Добавлю ещё одну заезженную банальность: "Если вы не займетесь политикой, то политика займется вами". (С). Французский писатель и политик Шарль Монталамбер.Что из этого следует? Наш бизнес должен решиться на активную политическую деятельность. Уже сейчас нужно думать, кого выдвигать в качестве кандидатов на выборы в Ил Тумэн в 2018 и в 2023 году. Начинать работу с партиями, чтобы от каждой в Государственном собрании был представитель от бизнеса. Чтобы в итоге эти народные избранники рассматривали и принимали законы, благоприятные для предпринимателей, чтобы они формировали тот самый бизнес-климат в республике. Чтобы интересы бизнеса и политиков совпадали не единично, а регулярно. За новыми депутатами должны стоять общественные объединения в лице «ОПОРЫ России», «Союз предпринимателей» и прочих общественных организаций. Депутаты, действительно представляющие бизнес, должны сменить, депутатов, имитирующих представление интересов бизнеса во власти.Но работа над этим должна начаться уже сейчас. По-другому эффективно взаимодействовать с властью у нашего бизнеса не получится.