Main » 2016»От ыйа»20 » Кто управляет «Титаником» российской политики?
Кто управляет «Титаником» российской политики?
18:14
Кто управляет «Титаником» российской политики?
Алексей Фомин http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=46&PubID=40493
До выборов в российский парламент осталось всего три месяца. Завершились праймериз, прошли партийные съезды, утверждены предвыборные списки, участники главного политического сражения года определены и ждут старта. В это же самое время за кулисами публичной политики под видом «борьбы с коррупцией» полным ходом идет самая жестокая за последнее время битва за власть, именно от результатов которой, а вовсе не от итогов выборов в Думу, и будет зависеть новый политический ландшафт страны.
Чтобы скрыть новый виток межклановой войны внутри государственного аппарата, в информационное поле вовремя были вброшены «дымовые шашки» - например, к месту пришлись сообщения об установке в Санкт-Петербурге доски памяти финского маршала Маннергейма, и о появлении там же моста имени Ахмада Кадырова; отвлекшие внимание пытливой аудитории на споры и склоки. Традиционно удобным ньюсмейкером в этом смысле вновь проявил себя и российский премьер, умудрившийся за короткий срок дважды стать героем интернет-мемов: сначала с признанием о том, что «денег нет», а потом как носитель весьма, кстати, скромных по нынешним меркам туфель Jimmy Choo.
За кулисами всего этого информационного шапито центральный аппарат ФСБ почти бесшумно одержал две внушительные победы. Главная – свержение всесильного и некогда непотопляемого начальника ФСО генерала Евгения Мурова и его ближайшего окружения. Разработка первой части этой секретной спецоперации под кодовым названием «Лжецы» шла в течение года и началась с поисков выведенных из бюджета сотен миллионов рублей, которые должны были пойти на реставрацию памятников культуры – ансамбля Новодевичьего монастыря, Изборских и Псковских памятников истории.
Результатом же громкого «Дела Минкульта» помимо событий второго ряда - обысков в здании министерства и арестов заместителя министра культуры Григория Пирумова и его сообщников, - стал резонансный арест питерского миллиардера Дмитрия Михальченко, считавшегося «неприкасаемым» партнером Евгения Мурова. Обыски в офисах холдинга «Форум» и строительной компании «БалтСтрой», контролируемых Дмитрия Михальченко, шли параллельно с проходившей в это время в Москве Коллегией МВД. На ней рядом с Президентом страны все это время находился директор ФСБ Александр Бортников – главный бенефициар победы в этом аппаратном сражении.
Вторая победа клана Бортникова и поддерживающего его в Администрации Президента Сергея Иванова была одержана на «внутреннем фронте» - в течение июня была проведена оперативная кадровая зачистка внутри самой Федеральной службы безопасности. После очередного «таможенного скандала» рапорт об увольнении подал сначала руководитель Управления «К» (контроль за банковской и кредитно-финансовой сферой) 58-летний генерал ФСБ Виктор Воронин — один из самых влиятельных и непубличных силовиков страны.
Потом пришла очередь главы Службы экономической безопасности ФСБ Юрия Яковлева, считавшегося на Лубянке человеком старой команды Виктора Иванова (глава ФСКН был фактически уволен после расформирования ФСКН весной этого года). Вслед за Яковлевым освободились места начальников Управлений «П» (промышленность) и «Т» (транспорт) – на все эти руководящие должности сейчас приходят люди из команды бывшего главы УСБ Сергея Королева, которого в среде силовиков принято считать человеком Бортникова. Сам Королев уже возглавил СЭБ вместо Яковлева.
Неожиданной жертвой этого крупнейшего в новейшей истории спецслужб дворцового переворота в публичном поле стал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ведь многоквартирный 14-ый «этаж Шувалова» в доме на Котельнической набережной обнаружился совершенно случайно, когда ФСБ расследовала судьбу 6 с лишним миллиардов рублей, которые ФСО направило на ремонт «высотки».
Лес рубят – щепки летят: информацию об апартаментах Шувалова руководство спецслужбы принято решение «слить» в информационное поле. На всякий случай. Говорят, особенно рады были этому «сливу» в окружении Игоря Сечина и его сырьевого лобби, ведущего сегодня нелегкую войну как против собственно Белого Дома, так и внутри отрасли – против компании «Лукойла». Об уровне «лесорубки» говорит тот факт, что щепкой в этой истории оказался целый первый вице-премьер. К слову, в кулуарах власти его вовремя успокоили – мол, в этот раз не за ним пришли.
Ведь как мы понимаем, и это самое важное, все эти истории – от «Дела Минкульта» и ареста Михальченко до снятия с должностей руководства СЭБ и отставки Мурова – не имеют никакого отношения к борьбе с коррупцией. Просто такими методами ведется сегодня аппаратная борьба за ресурсы – административные и финансовые.
К той же категории политических баталий следует отнести и арест Никиты Белых, оперативная разработка бизнес-окружения которого шла уже около 5 лет - еще с тех времен, когда «Дело Кировлеса» считалось перспективным инструментом укрощения Алексея Навального. Главой штаба по оперативной разработке Навального тогда и сейчас принято считать опять же главу Администрации Президента Сергея Иванова.
И собранная оперативниками 6-ой службы ФСБ из команды Сергея Королева информация о том, что Никита Белых принимает крупные суммы в евро в целлофановых пакетах, сначала пришла именно к Иванову. Конечно же, аппаратчик такого уровня понимает: несмотря на то, что формальную ответственность за юридическое обоснование ареста губернатора и сбор доказательной базы несут следователи СК, основную (политическую) ответственность за мероприятие такого масштаба понесет в итоге только он.
Учитывая, что «дело Белыха» оказалось сложнее, чем казалось на первый взгляд, и политическая шумиха вокруг него в канун выборов многим в Кремле показалась лишней, «клан Иванова» неожиданно попал в им же расставленный капкан.
С одной стороны, успехи в аппаратных сражениях обеспечили его команде доступ к новым кускам бюджетного пирога, с другой – выросли собственно политические риски. Своими чрезмерно активными действиями Администрация и ее силовое крыло рискуют не просто расшатать пресловутую политическую лодку, а вообще ее перевернуть. Но особенность идущей сегодня битвы за ресурсы, видимо, таковы, что остановиться или договориться о перемирии еще сложнее, чем выиграть. Тем более, надо спешить – в условиях разрастающегося экономического кризиса лакомых секторов российской государственной экономики осталось не так уж много.
Когда-то общий тайный план аппаратно-силовой атаки на министра обороны Анатолия Сердюкова объединил временных политических союзников Сергея Иванова, Сергея Чемезова и Дмитрия Рогозина в одну группу. Согласно плану, который полностью реализован так и не был, место погрязшего в коррупции Сердюкова должен был занять курирующий ВПК молодой и перспективный Рогозин, чье появление на Знаменке превращало бы военно-оборонно-промышленный комплекс в мощнейшую самостоятельную политическую группировку страны. Та созревшая за спиной у Президента затея его ближайших соратников вряд ли пришлась по душе Владимиру Путину. И он принял другое кадровое решение. Но это вовсе не значит, что борьба за ресурсы и бюджеты на этом завершилась. Скорее, наоборот – ее вектор просто сместился в другую сторону.
Фронт аппаратной войны против руководства федерального агентства «Спецстрой» был открыт сразу же после визита Президента на космодром «Восточный», когда многим критика Владимира Путина в адрес системы управления «стройкой века» была воспринята как сигнал к «политической охоте» на руководителя агентства Александра Волосова. Огромное неповоротливое агентство, подведомственное Минобороны, требовало серьезной реформы, которую, кстати, команда Волосова только начала проводить. Несмотря на непрекращающиеся уголовные дела, обыски, выемки и аресты, которые сопровождают работу Спецстроя в течение последних двух лет, агентство остается очень привлекательным активом.
Общий портфель государственных заказов для предприятий Спецстроя России сегодня составляет 924 государственных контракта на общую сумму 1,061 триллионов рублей, а чистая выручка агентства по последним данным - более 215 миллиардов. Очередной громкий арест в "Спецстрое" случился 4 июля – был задержан полковник Александр Буряков, ближайший заместитель Волосова. Ему уже предъявлено обвинение в мошенничестве, и по решению суда его арест продлен до сентября, когда как раз и должна завершиться комплексная реформа ведомства.
Видимо, свой вклад в «качественное изменение системы управления» агентством хотят внести политические тяжеловесы, заинтересованные в кадровых переменах в руководстве "Спецстроя". А таковых немало: помимо Минобороны, основными заказчиками "Спецстроя" являются Минпромторг, Минэнерго, «Роскосмос» и «Ростех», представители которого явно были бы не против усилить свое присутствие в руководстве главного военно-строительного холдинга страны.
Но для этого «силовикам» нужно будет преодолеть сопротивление не менее сильного «клана Шойгу», который формально осуществляет контроль за "Спецстроем". Это аппаратное столкновение, легко прогнозируемое, исходя из логики последних событий, может стать крупнейшим «подковерным» сражением ближайшего времени.
Причем оно фактически анонсировано теми СМИ, которые обычно используются в качестве «площадок» для проведения разного рода специальных информационных мероприятий. Агентство АПН Северо-Запад, известное своей близостью к медиаструктурам АП, выпускает новость об аресте Бурякова под заголовком «Ставленник Шойгу обвиняется в мошенничестве». В конце заметки ее безымянный автор вопрошает: «Было бы интересно проверить: нет ли у родственников Бурякова, Шойгу и их сослуживцев общих компаний? И не проходили через эти фирмы особо вкусные контракты Минобороны?» Примерно с таким же посылом выходит и газета «Версия»: «…возможно, пора пришла проверить не отдельные недостатки, а весь «уникальный замкнутый цикл»?
Понимая, что атаковать Сергея Шойгу напрямую бесполезно, а реальных поводов просто нет, оппоненты министра обороны будут использовать различные мелкие зацепки, пытаясь нанести удар по его окружению или бывшим сослуживцам по МЧС, как в случае с Буряковым. Эта тактика при грамотном медийном освещении может привести к созданию требуемой информационной картины – мол, в окружении министра обороны собрались коррупционеры, которые не снились и Сердюкову. Информационная кампания против Шойгу должна, по идее, начаться прямо сейчас. А потом как раз начнется «рейдерский политзахват» какого-нибудь лакомого бюджетного куска из хозяйства Минобороны. Тактика проста, задачи все те же – «отжать» себе сектора госбюджета.
По мнению экспертов, за атакой на команду Шойгу сегодня стоит отряд ГУБЭПиК МВД, действия которого контролирует помощник Президента Геннадий Школов. Но и без интересов главы АП Сергея Иванова тут явно не обошлось. Пока атака не самая сильная, но это все-таки атака. И прежде всего, ее причиной стало решение Сергея Шойгу о назначении своим заместителем бывшего главы «Оборонстроя» Тимура Иванова.
Интересно, что информационная кампания против самого Тимура Иванова началась загодя - даже раньше событий, происшедших в "Спецстрое". Вероятно, ее целью было воспрепятствовать назначению Иванова на пост заместителя министра. Очевидно, Шойгу к предупреждению не прислушался. А значит, ему самому теперь предстоит побыть в роли мишени пиарщиков АП, служащих в подчинении заместителя Сергея Иванова – Вячеслава Володина. А "Спецстрою" придется жить под пристальным взором силовиков, существенно расширивших свои границы и полномочия.
Российская экономика, в том числе – государственная, традиционно в большей степени регулируется уголовным кодексом, нежели собственно законами рынка. И каждый всплеск активности силовых групп, живущих по собственным законам правоприменительной целесообразности, в ближайшее время будет означать новый виток войны могущественных властных кланов. Конечно, ее удобнее всего вести в «мутной воде» информационного поля: прикрываясь борьбой с коррупцией в Минкульте, сливая оппозиции схемы и сметы квартир Шувалова, отвлекая внимание журналистов на взломанную почту Арама Габрелянова. А в это время решать свои аппаратные задачи.
Только вот игры политических тяжеловесов, которым сегодня активно покровительствуют АП и силовики, могут привести к крайне опасному эффекту – основной их удар придется по позициям Президента прямо в канун парламентских выборов.
Развязав информационную войну в СМИ на фоне арестов, обысков и отставок в самом центре Москвы, в угаре «политической охоты» очень легко не только «замутить» воду, но и утонуть в ней. И пустить ко дну весь российский политический «Титаник», пытающийся нащупать свой курс среди айсбергов и рифов, построенных сотрудниками своей же «администрации».