- Константин Константинович, в четверг, 22 сентября, в Якутии пройдет форум предпринимателей «Вместе мы – сила!». На форуме одной из главных тем значатся тарифы на электроэнергию. Пользуясь случаем, приглашаем вас на форум, а также хотим узнать: есть ли сегодня возможность снижения электроэнергии для того, чтобы бизнесу в республике легче дышалось?
- Спасибо за приглашение. Ответ по тарифам: да, есть. И она связана с уходом от перекрестного субсидирования. Как, например, произошло с Южной Якутией. Как только она вошла в Единую национальную электрическую сеть, сразу же изменились тарифы для промышленников. Они стали значительно ниже. Технологически Якутия – и Центральная, и Западная – уже вошла в Единую национальную электрическую сеть де-факто. Теперь это надо сделать де-юре. По моей оценке, с 1 июля 2018 года тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей должны будут снизиться в пределах 30-35 процентов.
- Это совершенно правильно. Сегодня промышленные потребители переплачивают. Они платят не только за себя – они платят за севера. Они несут на себе ту нагрузку, которую на самом деле должно нести государство. Моя позиция по отношению к «Якутскэнерго» такая: ребята, вы добивайтесь, чтобы эту сумму вам компенсировала республика. А уже она должна добиваться финансирования из бюджета Российской Федерации. И тогда бы уже давным-давно мы эту сумму из бюджета Российской Федерации получили бы. Ведь вы когда приходите в магазин и покупаете продукты, вы не доплачиваете за Северный завоз. Так должно быть и в случае с промышленными потребителями электроэнергии. Ведь сегодня что происходит? Когда мы приходим в Российскую Федерацию и говорим – компенсируйте нам тарифы на электроэнергию, нас спрашивают: а кто на себе несет эту нагрузку? На себе ее несут «Якутуголь», золотари, «АЛРОСА».
И правительство Российской Федерации сразу задает вопрос: «Вы хотите сказать, что мы должны компенсировать эти тарифы для «АЛРОСА», «Якутугля», «Алданзолота»? Да никогда мы этого делать не будем!».Но если бы мы сказали, что это у нас заложено в бюджете – вот тогда был бы совершенно другой разговор. И далее последует мультипликативный эффект: как только мы снизим тарифы, сразу некоторую свободу почувствуют малый, средний и крупный бизнес. Крупный бизнес получил бы возможность реализовать какие-то инвестиционные проекты и заплатить больше налога на прибыль. То есть часть денег мы получим обратно в виде налога на прибыль, а также через развитие малого и среднего бизнеса. Это около двух миллиардов рублей в бюджет. А по остальной разнице надо добиваться компенсации из федерального бюджета. По сути, это инвестиция. То есть правило простое: прежде чем получить прибыль, мы должны вложиться.
- То есть куда надо стучаться в первую очередь?
- В первую очередь – в Правительство Республики Саха, а также в федеральное правительство – Министерство энергетики, Минфин РФ, используя существующие механизмы. Используя «ОПОРУ России», Торгово-промышленную палату.
- То есть предприниматели должны сами этого добиваться, взяв на себя роль исполнительной власти?
- Ничего страшного в подталкивании правительства со стороны общественных организаций нет.
- А что же это за такая власть, которой нужно как маленькой объяснять на пальцах, что ей нужно делать.
- Понимаете, исполнительная власть исходит из другой точки зрения – экономики бюджета и так далее.
- Ну, так это же недальновидно.
- Вы совершенно верно ответили на этот вопрос. Здесь сталкиваются два взгляда. Один – краткосрочный, другой связан с перспективой.
- Согласен, экономия вышла боком. А вообще, если я стану депутатом, вопросы тарифов для якутян будут для меня приоритетными. Я за то, чтобы тарифы на электроэнергию были снижены, потому что это даст развитие малому и среднему бизнесу, а также позволит реализовывать интересные бизнес-проекты в республике.
- А вы уверены, что это сразу даст эффект? Что сразу приедут инвесторы, а малый бизнес задышит грудью свободно.
- Да нет, конечно. Это лишь одно из того, что нужно сделать.
- Что еще нужно сделать?
- На всех встречах с предпринимателями в Забайкальском крае я часто слышал от них: вы нам только не мешайте. Второе: сегодня существует много федеральных программ по поддержке предпринимательства, во всех них мы должны участвовать. Привлекать как можно больше денег в республику для поддержки предпринимательства. Я считаю, что по республике по этой части мы делаем недостаточно.
И вообще я заметил нашу порочную практику – мы все время делим общество на «своих» и «чужих». Сенаторы сами по себе, губернаторы сами по себе, депутаты сами по себе, муниципальная власть сама по себе.В итоге этого возникают парадоксальные ситуации наподобие того, что я видел в Ленске, где работают гранды мировой экономики - «Роснефть», «Транснефть», «Сургутнефтегаз». Ленск же хороший городок, но зрелище там печальное – ничего не меняется. А это говорит о том, что нет совместной работы. А ведь из Ленска можно сделать город-сад.
- Есть мнение, что власть якутская не заинтересована развивать малый и средний бизнес, потому что она больше заинтересована выстраивать отношения с этими самыми «грандами экономики».
- Это свойственно многим субъектам, не только Якутии. Исполнительная власть хочет прислониться к крупным промышленным компаниям и «помочь им». Но им-то зачем помогать – они сами кому хочешь помогут! Им надо просто не мешать и немного в каких-то вопросах поддерживать. А вот чем надо заниматься, так это малым и средним бизнесом. Его надо всячески опекать, лоббировать, чтобы он участвовал во всяких конкурсах, и получали подряды у тех же самых грандов экономики.
- Знаете, в биологии есть такое понятие, как биоценоз. Отсюда можно вывести такое понятие, как бизнес-ценоз. В биоценозе на одну крупную рыбу должна приходиться тысяча мелких рыбешек. В бизнес-ценозе — то же самое. Ведь в чем ценность малого предпринимательства? В самозанятости людей. Они сами себе зарабатывают, сами себя обеспечивают и ни у кого ничего не просят. Еще и налоги платят! И совершенно неважно, большие это налоги или маленькие – пусть они платят самый мизер, но они обеспечивают себя и свои семьи. Вот в чем ценность малого бизнеса. И там, где какие-то субъекты это поняли, все более-менее нормально. Конечно, крупным предприятиям не до малого бизнеса, но для этого и есть исполнительная власть, которая должна их к этому подталкивать.
- Не связано ли постоянное прогибание властей перед крупными грандами с тем, что те контролируют политическую ситуацию в регионе? Что они могут взять и снять главу региона, так и назначить угодного им. Что политическая стабильность того же Егора Борисова зависит от того, как он хорошо дружит с «Газпромом», «Сургутнефтегазом» и прочими монстрами.
- Я знаю, как устроена система власти, как устроена система смены руководителей. Уверяю вас, сейчас на смену руководителей регионов эти самые гранды никак не влияют – это однозначно. Политикой они не руководят. Вы просто не представляете масштаб влияния этих компаний с точки зрения бизнеса, вообще на страну. Иванов, Петров, Сидоров – им неважно, кто руководит регионом. Они своего все равно добьются. Нужно, чтобы эти гранды работали не сами по себе, а на единую цель развития территории. На развития того же Ленска. Чтобы они не рассматривали его как нечто им мешающее. Ведь по большому счету Ленск для них – заноза.
- Конфликт товарища Лейкина с «Суртугнефтегазом» в этом плане очень показательный. И понятно, почему в этой ситуации глава республики занял сторону «Сургута».
- Власть в любой ситуации должна защищать своего жителя от, скажем так, высокомерия грандов экономики. Их сложно в чем-то упрекнуть – они выполняют свою задачу. Но задача власти как раз и состоит в том, чтобы их работа не шла в противоречие с жизнью простых людей на местах. Поэтому я на стороне Лейкина.
- Такое ощущение, будто вы говорите свою предвыборную речь кандидата на пост главы республики.
- Да, я готов возглавить республику, я об этом уже говорил.