Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2016 » Сэтинньи » 7 » Почему якутов объявили коренным народом республики?
Почему якутов объявили коренным народом республики?
22:28

Почему якутов объявили коренным народом республики?

Сахалайф. Якуты. Фото якутов
Предыстория

Что бы ни сейчас утверждали о якобы тенденциозности прессы СССР, она была весьма информативной.
Советская печать сообщила, что в 1982 году создана рабочая группа ООН по выработке стандартов прав коренных народов и затем регулярно освещала ход ее деятельности.

Мне кажется, что именно тогда многие начали задумываться – относятся ли якуты к числу коренных народов и каковы будут критерии определения понятия «коренные народы»? В то время остро стоял вопрос сохранения и развития традиционной народной культуры – а этот аспект ключевой в вопросе прав коренных народов.
Я тогда был студентом, изучал этнографию, вопрос определения «коренных народов» был для меня значимым, поэтому продолжал прослеживать все сообщения на эту тему. Кроме того, я с 1982 году познакомился с режиссером Якутского драматического театра Андреем БОРИСОВЫМ, театр тогда становился центром новых импульсов духовного возрождения народа. Поэтому знаю, что в разговорах в стенах театра часто обсуждалась тема, что ООН начала работу над созданием документа о правах коренных народов.

В Якутии с большим интересом ждали, когда будет принят документ на уровне ООН о правах коренных народов.
Начало участия якутян в работе над Декларацией о правах коренных народов
Когда Андрей БОРИСОВ в 1989 году был избран народным депутатом СССР, интерес якутян к данной теме стал практическим и конструктивным.
Одним из первых действий Андрея БОРИСОВА стал поиск выходов через МИД СССР на рабочую группу ООН по разработке проекта Декларации о правах коренных народов.
Получив рабочие документы ООН, начали активно вырабатывать свои предложения по поправкам в текст проекта. В моем архиве есть большая папка, в которой сохранились те рабочие документы ООН, а также внесенные народным депутатом СССР Андреем БОРИСОВЫМ поправки, с их всесторонним обоснованием.
Разумеется, сначала работа шла через МИД СССР, но там поправки фильтровались, что было естественно.
Весной 1990 года было создано общественно-политическое движение «Саха омук» под руководством Андрея БОРИСОВА, решили сделать эту организацию площадкой для работы с ООН. Большую активность проявляли Егор ЖИРКОВ, Ульяна ВИНОКУРОВА, Василий АЛЕКСЕЕВ, Афанасий МИГАЛКИН, Владимир НИКОЛАЕВ, Вадим КРИВОШАПКИН, Олег СИДОРОВ и десятки прогрессивных деятелей.
Разработкой Декларации о правах коренных народов занимался Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) – один из главных органов ООН.
«Саха омук» стал членом ООН в качестве неправительственной организации и получил консультативный статус при ЭКОСОС.
Появилась возможность прямого участия в разработке Декларации прав коренных народов.
Причины интереса к Декларации о правах коренных народов
В окончательной редакции Декларации написано:
«Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев… Коренные народы имеют право возрождать, использовать, развивать и передавать будущим поколениям свою историю, языки, традиции устного творчества, философию, письменность и литературу… Коренные народы имеют право на достоинство и многообразие их культуры, традиций, истории и чаяний».
В конце 1980-х годов этот вопрос в Якутии обострился.
С 1986 года органы госбезопасности и вслед за ними партийные органы начали публично, с трибун пленумов и партконференций, настаивать на сворачивании процесса развития традиционной культуры народов Якутии.
Как всегда бывает, нашлись люди, которые стали рьяно писать, что народный фольклор и философия – реликт первобытнообщинного и феодального строя и чем быстрее откажемся от этих устаревших культурных традиций, тем резвее будет развиваться социалистическая культура народа. Некоторые из нынешних публицистов, которые убеждают сейчас нас, что традиционная культура народа – фундамент духовности и прочее, в те времена открыто писали, что необходимо решительно отказываться от всего национального колорита в искусстве и культуре.
Ни одна развитая культура в мире, будь то китайская и японская, французская и германская, русская и украинская, не развивались без подпитки от своих народных корней – традиционной культуры, мифологии, исторически сложившихся мировоззрения и мировосприятия.
Второй причиной был социально-экономический интерес.
К 1980-х годам социальная сфера в Якутии, особенно в селе, вступила в стадию откатывания – количество вновь введенных объектов социальной инфраструктуры уже не могло замещать физическое и моральное старение школ, больниц, культурных центров, дошкольных учреждений, большая часть из которых была построена еще до Великой Отечественной войны. Тогда многие ученые утверждали, что Якутская АССР была самой отсталой в социальном плане среди субъектов РСФСР.
Конечно, вопрос упирался в ограниченность ресурсов Советского Союза. В условиях нарастающей гонки вооружений, уменьшения поступления нефтедолларов вследствие падения цен на нефть, замедления темпов развития народнохозяйственного комплекса, появления признаков экономической стагнации и даже деградации, было естественно отставание в развитии социальной сферы всей страны.
Общую картину видели и понимали многие, в верхах появилась и укрепилась мысль о том, что социалистическая экономика СССР начинает проигрывать в силу множества накопившихся факторов и проблем гонку с капиталистической системой, поэтому назрели реформы. Их задумал, но не успел реализовать Юрий АНДРОПОВ, а при Михаиле ГОРБАЧЕВЕ началась перестройка.
В условиях поиска новых подходов к решению социально-экономических задач намерение ООН объявить преимущественное право коренных народов на природные ресурсы на территориях их проживания вызывало сильный интерес якутян.
В таком подходе виделась возможность укрепления позиции республики на получение права на природную ренту (в понимании этого термина как право на получение платы за использование природных ресурсов).
Откат
Но со временем якутяне утратили интерес к разработке Декларации о правах коренных народов.
Во-первых, стало ясно, что Декларация о правах коренных народов не будет принята в близкой перспективе. Так и получилось – Декларация была принята только в 2007 году.
Во-вторых, вопрос развития традиционной культуры стал решаться своими силами с активным и масштабным привлечением другой структуры ООН – ЮНЕСКО. Андрей БОРИСОВ стал министром культуры республики в сентябре 1990 года и закипела работа.
Во-третьих, вопрос получения природной ренты стал решаться другими методами – путем заключения договоров и соглашений с центральной властью.
Принятие Декларации о правах коренных народов
13 сентября 2007 года Декларация о правах коренных народов была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН – принята резолюцией 61/295.
Сахалайф. Якуты. Фото ООН
Зал заседания Генеральной Ассамблеи ООН. 13 сентября 2007 года.
143 государства проголосовали за принятие Декларации.
4 государства были против – Австралия, Канада, Новая Зеландия и США.
11 государств воздержались – Азербайджан, Бангладеш, Бутан, Бурунди, Грузия, Кения, Колумбия, Нигерия, Российская Федерация, Самоа, Украина.
Позиция России по Декларации о правах коренных народов
Делегация России мотивировала свой отказ в поддержке Декларации о правах коренных народов двумя основными причинами.
Во-первых, в связи с несогласием текста статьи 3 Декларации о праве коренных народов на самоопределение.
Во-вторых, в связи с несогласием с текстами статей 26 и 27 Декларации о праве коренных народов на земли, территории и природные ресурсы и праве компенсации за использование ресурсов или отъем (изъятие) территорий.
Позиция России логична.
Право любого народа, не только коренного, на самоопределение – естественно.
СССР, правопреемником которого является Россия, в 1973 году ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, первая же статья пакта гласит: «Все народы имеют право на самоопределение».
Также в 1973 году Советским Союзом был ратифицирован другой Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, первая статья которого также гласит: «Все народы имеют право на самоопределение».
Но именно из-за этого принципа права народов на самоопределение распался СССР. Поэтому в России, состоящей из множества национально-территориальных образований, отношение к этому термину – как реакция в семье повешенного на слово «намыленная веревка».
Должно пройти некоторое время, прежде чем отношение к термину «самоопределение» станет не таким нервным.
Также в 2006-2007 годах, когда шло утверждение окончательного текста Декларации, в России доминировало стремление стать энергетической сверхдержавой (концепция о России как энергетической державы начала активно обсуждаться именно с 2006 года), чье могущество зиждется на практически монопольном праве государства на природные ресурсы.
Поэтому позиция России вполне понятна и закономерна.
Пробуждение интереса к теме коренных народов
Начиная с 2003-2004 годов, вскоре после начала первого срока руководства республикой Вячеславом ШТЫРОВЫМ, в широких слоях общественности республики отмечается повышение интереса к вопросу – относятся ли якуты к категории коренных народов?
Это объясняется тем, что республика стремительно утрачивала экономические права и возможности. Фактически были дезавуированы или официально аннулированы все прежние договора и соглашения с центром.
Стремительно шел процесс продажи Вячеславом ШТЫРОВЫМ всех стратегических активов Якутии, они также бесплатно выводились под разными предлогами из государственной собственности республики во владение частных лиц и компаний.
Если до 2002 года преобладало наполнение республиканского бюджета поступлениями от природной ренты, то вскоре основным источником доходов бюджета Якутии стали федеральные дотации.
Поэтому интерес к теме прав коренных народов логичен и особенно стал актуальным после провозглашения Декларации ООН о правах коренных народов, даже если Россия не поддержала этот документ.
Пример пренебрежения интересами жителей республики
Оттеснение народов республики от природной ренты видно даже на одном простом примере.
Освоение нефтегазовых ресурсов Якутии идет в том числе и на территории, принадлежавшей наслегу Орто-Нахара Ленского района с населением около 650 человек.
Но по настоянию Вячеслава ШТЫРОВА исторически сложившиеся земли наслега были изъяты республиканским законом 173-З № 353-III от 30 ноября 2004 года.
Тогдашний глава поселка Орто-Нахара Владимир БУРЦЕВ добился вынесения постановления Конституционного суда республики № 2-П от 27 февраля 2007 года о восстановлении исторических границ территории наслега. В вердикте указано: «Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно». Но, конечно, Вячеслав ШТЫРОВ совершенно проигнорировал это решение.
Возьмем примеры других субъектов Федерации.
В нефтегазовом Ханты-Мансийском АО территории традиционного природопользования занимают 33,12% территории всего автономного округа. Поэтому ни одно освоение либо разработка месторождений полезных ископаемых не проводится без согласования этих вопросов на трех уровнях – с Правительством автономного округа, с органами местного самоуправления и с кочевыми общинами. И против этого не возражают крупные недропользователи – «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и др. Они согласовывают освоение этих территорий, выплачивают населению территорий соответствующую компенсацию.
Жителям Орто-Нахары отнюдь не упали бы с неба миллиарды долларов природной ренты. И даже не сотни или десятки миллионов долларов. Всего-навсего несколько миллионов рублей, которые могли бы пойти на обустройство наслега. Но Вячеславу ШТЫРОВУ даже сама мысль, что местные жители получали бы крохи от корпораций, была, видимо, столь нестерпима, что он решил наплевать на постановление Конституционного суда.
Апелляция к международному праву
Такие примеры, как попрание прав населения поселка Орто-Нахара, стимулировали стремление общественности апеллировать не к своим властям, а к международным институтам.
И это – естественное явление, в нем совершенно нет национализма или сепаратизма, как могут представить некоторые.
Любая этническая группа, любое сообщество людей стремится найти и использовать возможности развития. Именно поэтому с древнейших времен люди искали и находили земледельческие культуры, приручивали животных, заселяли новые территории. Если остановиться и примириться с установившейся ситуацией – это означало постепенное исчезновение группы.
После принятия Декларации о правах коренных народов усилилось стремление придать якутскому народу статус коренного народа.
Почему именно якуты? А другие народы Якутии?
Другие аборигенные народы Якутии уже имеют статус коренных народов, установленный Федеральными законами № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 года и № 104-ФЗ от 20 июля 2000 года.
К их числу республиканским законом 133-З N 269-III от 15 апреля 2004 года отнесены также русские – этнические группы «русскоустьинцы» и «походчане».
В России понятие «коренные малочисленные народы» означает этническую группу численностью на конкретной территории не свыше 50 тысяч человек.
Например, эвенки на территории России относятся к малочисленным народам, поскольку их около 37 тысяч. А так эвенков в мире – свыше 77,6 тысяч.
Численность якутов по итогам переписи 2010 года составило 478,1 тысяч, сейчас вполне может быть больше 500 тысяч человек.
Как определяются коренные народы?
В российском правовом поле нет юридического понятия «коренные народы», кроме термина «малочисленные коренные народы».
А вот в международном праве есть четкое определение.
Впервые понятие «коренные народы» было дано в Конвенции Международной организации труда № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых государствах» (1957 год). Затем Конвенция № 107 была частично пересмотрена и в 1989 году принята Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах».
Россия не ратифицировала Конвенцию № 169. Но Конституционный суд России в определении № 224-О от 10 февраля 2016 года установил, что даже если международные правовые акты «не подписаны и не ратифицированы Российской Федерацией, [это] не исключает возможности учета и использования их положений при формировании российского законодательства».
Конвенция № 169 в первой статье определяет коренными народами:
«a) … народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;
b) … народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты».
Очевидно, что якуты могут считаться коренным народом именно по пункту b), поскольку населяли территорию Якутии в период установления государственных границ Российской Федерации в конце 1991 года.
Официальной датой прекращения существования СССР и перехода международного правопреемства на Российскую Федерацию считается 26 декабря 1991 года. Якутия 26 декабря 1991 года называлась Якутская-Саха ССР и с 28 декабря 1991 года стала именоваться Республика Саха (Якутия).
При этом надо иметь в виду, что границы Якутской республики к тому времени были четко очерчены, а сама Республика Саха (Якутия) по Конституции России 1993 года определена как государство в составе Российской Федерации.
Поэтому якуты являются коренным народом конкретной территории с установленными границами и с закрепленной в Конституции России государственно-административным устройством. У них на момент образования Российской Федерации был политический институт – республика-государство, в соответствии с критериями Конвенции № 169.
Российская Федерация является преемницей СССР. 30 декабря 1922 года, когда был образован Союз ССР, якуты также уже жили в Якутской республике, чья территория была, кстати, больше нынешней. Якутская АССР была образована раньше СССР – 27 апреля 1922 года, при этом ее территорию уменьшили примерно на полмиллиона квадратных километров, затем несколько раз корректировали границы республики в сторону уменьшения.
Таким образом, даже если брать период установления государственных границ СССР, то якуты уже населяли конкретную территорию с установленными границами и имели свое административное образование в виде республики. Причем, по Конституциям СССР и РСФСР 1978 года Якутская АССР была объявлена государством в составе РСФСР.
И этот статус государства сохранялся у Якутии до принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 году. Таким образом, к 26 декабря 1991 года, когда были установлены государственные границы России, у якутов был политический институт – республика-государство.
Есть и другой дополнительный критерий – якуты жили в Якутии в период ее включения в состав Русского государства в 1632 году. Можно сколько угодно спорить о характере включения Якутии в состав России – было ли это завоеванием или колонизацией. Завоевание территории означает ее захват военными силами (в отношении Якутии – вооруженными контингентами казаков, которые подчинялись централизованной власти Русского государства, которое назначало военных администраторов – воевод), колонизация территории означает заселение и превращение в свое владение чужой территории с покорением ее коренного населения.
Являются ли якуты автохтонами Якутии?
У некоторых недалеких людей началось поветрие – дескать, если доказать, что предки якутов обитали на территории современной Якутии сотни или десятки тысяч лет (минимум – несколько тысяч лет), то это станет аргументом, что они – коренной народ.
Это – причудливое порождение типично «совкового» мышления и готовности пихаться за место в очереди за дефицитом. Мол, если упрямо настаивать, что стояли тут еще до строительства магазина, то дадут право первым купить вожделенную колбасу.
Такое поведение вызывает только недоумение и сожаление.
Во-первых, апологеты такого подхода показывают свою неграмотность – не знают, что в международном праве уже есть определение понятия «коренной народ» и якуты по всем признакам неоспоримо являются коренным народом Якутии.
Во-вторых, наука с каждым годом накапливает все новые и новые доказательства, что якуты пришли на территорию современной Якутии после XIII века, поскольку появление скотоводческой культуры на Средней Лене археологически фиксируется только с XIII века. Даже якутские лошади оказались, как установлено генетиками, пришедшими в Якутию всего несколько столетий назад.
Все народы мира когда-то пришли на территории, которые они сейчас населяют. На Центральной России, где находится столица России Москва, раньше жили финно-угорские племена. Англы и саксонцы пришли на территорию современной Британии в течение нескольких веков, их массовое переселение завершилось в основном в V веке н.э.
Таким образом, нет нужды заниматься сочинением лжеистории, что якуты якобы жили в Якутии тысячи лет назад.
Протоякуты пришли на территорию Якутии примерно в XIII-XIV веках, активно заселяли Центральную Якутию и прилегающие земли в XIV – XVI веках, а в XVII – XIX веках распространились по всей территории современной Республики Саха (Якутия) и за ее пределами. Процесс формирования современного якутского этноса протекал на территории Якутии в XIII – XVI веках. Завершенность процесса этногенеза якутского народа к началу XVII века доказывается тем, что бурные события XVII века разметали многие якутские роды и племена на гигантской территории площадью миллионы квадратных километров, но у них были и до сих пор сохранились единый язык, единая культура, единый фольклор, единый менталитет, с незначительными местными элиминациями (исключениями) в виде отдельных терминов, местных вариантов легенд и пр.
И к приходу представителей Русского государства в начале XVII века якуты уже являлись автохтонами этой географической области, наравне с другими этническими группами – эвенками, эвенами и юкагирами.
Этнические общности долган, русскоустьинцев и походчан сложились позднее.
Русскоустьинцы сформировались в течение XVII – XIX веков, гипотеза об их новгородских корнях (что удревняет возраст русскоустьинцев почти на столетие) – романтичная, но еще не доказана.
Походчане также сформировались в течение XVII – XIX веков.
Долганы возникли из множества этнических компонентов во второй половине XIX – начале XX веков, начало их длительного смешивания относится к XVII веку.
Тундровые чукчи массово проникли в Якутию, видимо, с середины XVI века, когда началось ослабление юкагирских племен.
Самодийцы (нганасаны и энцы) постепенно были оттеснены из Якутии на запад в ходе массового расселения якутов в XVII – XIX веках, часть из них (энцы) вошла в состав долган. Сейчас бывших самодийских автохтонов на территории Якутии не осталось, кроме отдельных индивидуумов, которые пришли в Якутию в силу различных жизненных обстоятельств.
Долган, походчан и русскоустьинцев, проживающих в Якутии чукчей также следует признать автохтонами, исторически населявшими территорию Якутии.
Позиция федерального центра по данному вопросу
21 декабря 1993 года Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 48/163 объявила Международное десятилетие коренных народов мира (1995 – 2004 годы).
20 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 59/174 о проведении второго Международного десятилетия коренных народов мира (2005 – 2014 годы).
Россия активно участвовала в проведении первого и второго Международных десятилетий.
В 2015 году был подготовлен и опубликован официальный доклад по итогам проведения в России второго Международного десятилетия коренных народов, под редакцией заместителя министра культуры России Александра ЖУРАВСКОГО.
В докладе говорится:
«Большинство народов России исторически сформировались на ее территории, и в этом смысле все они, независимо от их численности и мест проживания, являются коренными народами России».
Как видим, позиция федерального центра также подтверждает, что якуты, как и все народы России, являются коренным народом.
При этом надо учесть, что с сентября 2014 года, когда было ликвидировано Министерство регионального развития России, функции государственного регулирования сферы межнациональных отношений перешли к Министерству культуры России. И именно Александр ЖУРАВСКИЙ возглавлял Департамент межнациональных отношений. Нынешнее Федеральное агентство по делам национальностей было создано уже после подписания в печать официального доклада по итогам проведения в России второго Международного десятилетия коренных народов.
Усиление интереса к теме коренных народов
Инициатива по выделению каждому гражданину России бесплатного дальневосточного гектара вызвала сильное беспокойство, что вполне объяснимо.
Практика реализации Закона о дальневосточном гектаре, особенно после старта с 1 октября 2016 года второго этапа, показала, что тревога населения республики была обоснованной – Якутия находится в числе лидеров по количеству поданных заявок, причем большое количество заявок подали жители других субъектов Дальневосточного федерального округа. Тем самым оказался опровергнут тезис, что бесплатные гектары будут брать преимущественно в Приморье, а не в труднодоступной Якутии.
Что будет твориться с 1 февраля 2017 года, когда право подавать заявки получат жители других регионов России, которых насчитывается свыше ста миллионов, – сложно сказать.
Какие бы ни препоны придумали законодатели и чиновники, существующий механизм позволяет, скажем, жителям Москвы, брать бесплатные гектары в составе групп и самим не заниматься их освоением, а поручить организаторам групп (в законе они названы «уполномоченными») от их имени заниматься оформлением и практической стороной освоения занятых гектаров. Ограничение состава групп (не более 10 человек) очень легко обойти, создав 10 или 100 таких групп, каждая из которых состоит из 10 человек, у всех этих 100 групп может быть один уполномоченный.
В так называемой «белой зоне» свободного выделения бесплатных гектаров в Якутии оказались преимущественно территории компактного проживания якутов и ведения ими хозяйственной деятельности. Даже удаленные от Якутска земли верхоянских, оймяконских, среднеколымских якутов попали в «белую зону».
Такая ситуация сложилась из-за того, что бесплатные гектары запрещено выделять «в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера».
А якуты законодательно не отнесены к числу коренных народов, поэтому территории, на которых они занимаются скотоводством, не защищены от посягательств со стороны тех же предприимчивых москвичей, скооперировавшихся в конгломераты групп.
Таким образом, на практике наглядно было продемонстрировано – какие преимущества теоретически может дать статус коренных народов – практически все малочисленные коренные народы сумели сохранить свои территории традиционного природопользования от раздачи виде бесплатных гектаров.
В «белой зоне» наиболее удобные земельные участки расположены вокруг поселений якутов с уже имеющейся инфраструктурой – автодорогами, связью, линиями электропередач. И, понятно, что участки будут брать и оформлять именно вокруг этих поселений, а не в сотнях километрах от ближайшего населенного пункта.
Естественно, жителям других российских регионов участки в Якутии совершенно не нужны для строительства дома или ведения домашнего хозяйства. А вот как объекты спекулятивной недвижимости – очень даже интересны, если найдутся люди-«уполномоченные», готовые создать конгломераты групп и захватывать огромные территории частной собственности. За право косить сено, пускать табуны лошадей, охотиться, ловить рыбу на этих частных территориях местным жителям придется раскошеливаться.
Вопросы оформления земельных участков у чиновников и судебные процессы окажутся для организованных конгломератов более легко решаемыми, чем для местных жителей. Уровень коррумпированности чиновничьего аппарата и судейского корпуса закономерно возрастет.
Также учтем, что нет ограничения во времени – бесплатный гектар могут получать хоть через десять или двадцать лет. Никто не гарантирует, что со временем процесс получения земельных участков большими группами не станет массовым по мере отработки механизма и укрепления коррупционных связей с местными чиновниками, силовиками и судьями.
Очевидно, что серьезность ситуации начала доходить до многих.
Отсюда повышение общественной мобилизации у якутов.
И вопрос о коренных народах перешел из чисто теоретического в практическую плоскость.
Постановление Конституционного суда Якутии
Конституционный суд республики своим решением № 4-П от 21 октября 2016 года принял беспрецедентное и смелое решение признать якутов коренным народом, а территорию Якутии – «родной землей и исторической родиной якутского народа, источником его экономического благополучия, уникальной культурной и языковой идентичности».
Таким образом, коренными народами Якутии являются:
— представители коренных малочисленных народов (эвенки, эвены, юкагиры, чукчи),
— представители русских этнических групп (среднеустьинцы и походчане),
— якуты.
При этом эвенки, эвены, юкагиры, чукчи признаны коренными народами федеральными законами.
Русские (среднеустьинцы и походчане) признаны коренными народами республиканским законом.
Якуты признаны коренным народом вердиктом Конституционного суда республики.
Сахалайф. Якуты. Фото КС
Провозглашение решения Конституционного суда Якутии. 21 октября 2016 года.
Причем, толкование Конституционного суда республики «является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан… Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами».
Мне кажется, председатель Конституционного суда Якутии Александр КИМ-КИМЭН запомнится народу этим беспримерным решением.
Что дальше?
В 2017 году отметим 385-летие включения Якутии в состав Русского государства.
За почти четыре века русские стали, естественно, таким же коренным народом Якутии, как и малочисленные народы Севера и якуты.
Наверное, целесообразно этот статус закрепить за русскими также постановлением Конституционного суда республики.
В решении Конституционного суда № 4-П от 21 октября 2016 года говорится:
«Содержащиеся в настоящем постановлении резолютивные выводы … не препятствуют Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) … изменять и дополнять Конституцию, … вносить … соответствующие изменения, направленные на совершенствование … механизма сохранения и возрождения коренных народов Республики Саха (Якутия), коренных малочисленных народов Севера, защиты и обеспечения их неотъемлемых прав».
Противоречивая реакция
Появились и еще будут появляться разнообразные негативные отклики со стороны людей, которые не вникли в суть постановления Конституционного суда № 4-П от 21 октября 2016 года.
Их негативная, иногда истеричная, реакция на то, что якутов объявили коренным народом – исходит из непонимания того факта, что «большинство народов России исторически сформировались на ее территории, и в этом смысле все они, независимо от их численности и мест проживания, являются коренными народами России» (еще раз цитируем федеральный доклад по итогам проведения в России второго Международного десятилетия коренных народов).
А вот со стороны официальных федеральных властей, которые привыкли взвешенно оценивать факты и документы, не было такой негативной реакции.
В состоявшемся 31 октября 2016 года заседании Совета по межнациональным отношениям под руководством Владимира ПУТИНА в Астрахани о Якутии упоминали в позитивном ключе.
Сахалайф. Якуты. Фото Совета
Заседание Совета по межнациональным отношениям. 31 октября 2016 года.
Давая слово профессору Леокадии ДРОБИЖЕВОЙ, Владимир ПУТИН сказал: «У нее интересное сообщение – о консолидации российского общества в единую гражданскую нацию».
Леокадия ДРОБИЖЕВА сказала, что в Якутии поддерживают концепцию о том, что «гражданская идентичность – это активная гражданская позиция… Гражданская нация не мешает существованию национальностей, а они, в свою очередь, поддерживают российское единство». В Якутии Леокадию Михайловну многие знают, она неоднократно бывала у нас, занималась полевыми социологическими исследованиями.
На этом заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте России поднимался вопрос о составлении перечня коренных российских народов, утверждаемого Правительством России.
Реакция Владимира ПУТИНА в целом была позитивной: «Ну давайте подумаем, идея неплохая». Когда Ариф КЕРИМОВ продолжал настаивать: «Хотя бы перечень Правительства», ПУТИН согласился: «Наверное, можно».
На что сделать упор?
В программе кандидата в депутаты Госдумы Андрея БОРИСОВА одним из основных блоков была тема территорий традиционного природопользования.
От того, что якутов объявили коренным народом – в сущности, особой пользы нет.
Необходимо этот статус закрепить соответствующими правами.
Например, необходимо добиться, чтобы в законодательном порядке определить якутское табунное скотоводство в условиях Севера ведением традиционного природопользования и традиционного образа жизни якутов как исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования якутами объектов животного и растительного мира.
Постановление Конституционного суда Якутии № 4-П от 21 октября 2016 года дает правовую базу – объявило якутов коренным народом.
Дальше надо вести работу по законодательной защите исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности якутов как одного из коренных народов Якутии.
Это позволило бы вывести из-под действия закона о дальневосточном гектаре территории, необходимые для ведения табунного коневодства.
Кто займется этой работой?
Вопрос непростой.
Андрей БОРИСОВ так и не сумел стать депутатом Госдумы.
Исполнительная власть республики, естественно, не будет излишне инициативной, она давно встроена в единую вертикаль власти.
Остаются депутаты Ил Тумэна и общественники.
Интересны и перспективны намерения руководителей нового движения – Региональной общественной организации «Форум содружества и развития» Игнатия ТАРАСОВА и Туйаары МИХАЙЛОВОЙ. Они нацелены именно на разработку правовых механизмов – в первую очередь, по законодательному признанию якутского табунного коневодства исконной традиционной хозяйственной деятельностью якутов. Целями организации, по словам руководителей, являются «укрепление межнационального мира в республике, конституционное просвещение среди населения, разработка правовых механизмов по сохранению здоровья и качества жизни будущих поколений, источником которого являются традиционные отрасли хозяйствования местного населения – якутов, русских и малочисленных народов».
У других активистов, например, депутата Ил Тумэна Ивана ШАМАЕВА, свои методы, свои направления, свои задачи по мобилизации общественности.
Но сейчас важно сосредоточиться именно на правовых механизмах дальнейшей работы.
Значение постановления Конституционного суда
Постановление Конституционного суда Якутии № 4-П от 21 октября 2016 года – документ, ставший историческим с первых же минут его провозглашения.
Он не раз станет объектом острой полемики, критики, поддержки, дальнейших правовых коллизий. И, есть надежда, получит признание на федеральном уровне, поскольку вписывается в новые тренды управления межэтническими отношениями в России. Например, вероятно, скоро будет составлен официальный перечень коренных народов России – эта идея была озвучена на недавнем заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ и получила поддержку Владимира ПУТИНА.
Хотелось бы, чтобы этот исторический документ воспринимался адекватно, как площадка для дальнейшего развития глубинного смысла постановления, как один из камней в фундаменте строительства российской нации.
С одобрения Владимира ПУТИНА будет разрабатываться новый федеральный закон о российской нации.
Желательно, наверное, Якутской республике активно участвовать в разработке этого закона.
Источник: Иван НИКОЛАЕВ специально для Сетевого издания SAKHALIFE.RU. Фото из открытых источников.
Category: Саха | Views: 2329 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Сэтинньи 2016  »
БнОпСэЧпБтСбБс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 100
Ыалдьыттар (гостей): 100
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024