Проблема высоких тарифов на электричество и газ в Якутии будет рассмотрена на ближайшем заседании Координационного совета по предпринимательству при главе республики. Но как нам стало известно, обсуждение газового вопроса, в отличие от темы электротарифов, перенесено на неустановленный срок. Причиной стала якобы его недостаточная проработанность, хотя, возможно, дело не только и столько в этом.
В целом проблема связана с тем, что во многом регулирование тарифов зависит от федеральных структур. Однако это не значит, что руководство республики должно избегать обсуждения данной темы и не стремиться заострять внимание на ней перед федеральным центром. Подводные камни либерализации цены на газ
В последний раз проблема высокой стоимости газа и электричества озвучивалась на Первом независимом форуме предпринимателей республики в сентябре этого года. Малый бизнес давно и не без эмоций говорит о том, что ни о каком развитии предпринимательства при таких тарифах говорить нельзя. Дороговизна обоих тарифов влияет на все, но в первую очередь на производственников. Впрочем, на космические размеры тарифов жалуются не только бизнесмены, но и просто жители – например, частного сектора.
Одним из инструментов влияния на стоимость товаров и услуг считается конкуренция. Если она присутствует, то всегда способствует снижению цен. Однако в энергетической сфере многое регулируется государством, поэтому конкуренция в её чистом понимании здесь невозможна.
В последнее время в данном направлении делаются осторожные шаги. Так, в России пытаются осуществить либерализацию цен на газ, правда, пока без особого афиширования в рамках экономического эксперимента. Начинать эксперимент, как водится, предлагают с пилотных регионов. Таких выбрано три – Тюменская область, ЯНАО и ХМАО.
Согласно проекту, будет отменена нижняя планка оптовой цены на топливо. Такой шаг позволит «Газпрому» и независимым поставщикам газа конкурировать за потребителя, что логически должно привести к снижению цен.
По словам начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС РФ Дмитрия Махонина, в ведомстве работают над улучшением методик формирования тарифов оптовых цен на газ. Манохин отметил, что вопросы газоснабжения крайне непросты в плане аппаратной борьбы и решения аппаратных вопросов. При этом в ФАС пока не хотят обсуждать вопрос индексации оптовых цен на природный газ для промышленности.
Позиция компании-добыдчика в лице «Якутской топливно-энергетической компании» пока остается неясной. Во всяком случае, на наш официальный запрос месячной давности по этому поводу ответы до сих пор не поступили. Что не может не наталкивать на разные подозрения и домыслы.
Между тем тему экономической эффективности развития газоснабжения в республике довольно пристально изучает журналист Владимир Нифонтов. В своих статьях он неоднократно указывал на перекосы в развитие отрасли. Мы обратились к коллеге по поводу того, как может повлиять либерализация газовых цен на тарифную политику в Якутии. – Владимир, если либерализация цен на газ коснется Якутии можно ли ожидать, что основной поставщик «ЯТЭК» поднимет цену?
– Да, в этой ситуации «ЯТЭК» ничего не мешает поднять цену. Может возникнуть та же ситуация, что и с электроэнергией. Дело в том, что нашей республики это не коснулось, так как у нас локальный рынок. А в остальной стране моментально стали задирать цены и включать в тарифную часть всё что попало. Потому что нормальной конкуренции в этой сфере у нас нет. Такая же ситуация наблюдается с ценами на бензин — они же у нас не снижаются. У нас просто поделили страну на куски, и в каждом свой хозяин. И никаких конкурентов у такого хозяина внутри региона нет, хотя вроде у нас везде либерализация. – То есть не факт, что либерализация даст ожидаемый эффект даже в трёх пилотных регионах?
– В тех пилотных областях, где ввели либерализацию (Тюменская область, ЯНАО и ХМАО), там есть крупные компании. В ХМАО много попутного газа, который можно перерабатывать. Там «Газпром» и «Новатэк» – они могут конкурировать. Может, в этих регионах это что-то даст. Но глядя на рынок электроэнергии, я сильно сомневаюсь, что либерализация в газовой отрасли приведет к повсеместному снижению стоимости тарифов. Ведь на рынке электроэнергии этого сделать не получилось. – Что в Якутии не позволит снизить тарифы на газ? – У нас в республике проводится бездумная газификация. Под её предлогом идёт банальная загрузка мощностей «СТНГ». Трубы тянут в отдаленные и малонаселенные деревни, прикрываясь социальной политикой. Это очень порочная деятельность, потому что содержание этих труб ложится бременем на остальных потребителей, в том числе и на предпринимателей. Если так дальше продолжится, то вскоре у республики не хватит средств на дотации, чтобы всё это содержать. Трубы начнут ржаветь, а денег на замену не будет. – Но почему в компании придерживаются такого неразумного курса?
– Всё ради денег. Зарабатывают на строительных подрядах и на увеличении объемов поставляемого газа. Пока у власти нынешнее руководство ничего не изменится. У него четкая задача – зарабатывать, и СТНГ для него зарабатывает. – Что может изменить ситуацию?
– Изменить может лишь приход человека, который действительно хочет что-то поменять в этой отрасли. Если «СТНГ» будет заниматься только транспортировкой газа и никуда больше не лезть, то тогда можно будет говорить о возможности снижения тарифа. – Как это должно выглядеть в идеале?
– Основания задача газификации – это обеспечение тепла. Но тогда нужно рассчитывать, какие мощности нужны на местах по факту. Может, в Западных районах, где есть доступ к дешевой электроэнергии, внедрять электрообогрев, электрокотлы, как это делают в Сунтарах. Или как в Алдане сделали – локальная газификация. Машина привозит сжиженный газ, сливает его в хранилище, и вся деревня его использует. Просто должна быть проложена нормальная дорога до населенного пункта.
То есть не дотягивать трубу без надобности до каждой деревни, потому что содержание этих труб — это бремя для всех. Теоретически снижение цен с введением либерализации возможно, но не с нашей властью и не в наших условиях. – Возможна ли, на ваш взгляд ситуация, когда «СТНГ» для конкуренции с «ЯТЭК» начнет развивать собственное месторождение и продавать добытый газ через собственный газопровод?
– Теоретический да, у «СТНГ» есть Отраднинское месторождение, они его разрабатывают и хорошо идут по Ленскому району. В этом плане они в правильном направлении идут, но нужно учитывать, что этот газ преимущественно идет на экспорт по трубопроводу «Сила Сибири». – Есть ли смысл тянуть до Якутска и близлежащих улусов трубу с Нежданинского месторождения для создания конкуренции «ЯТЭК»?
– Нет, это дорого и смысла нет. В теории здоровая конкуренция должна выглядеть так: есть компании-добытчики, и есть компания-транспортировщик газа (владелец трубопровода). Поставщики конкурируют между собой за потребителей. Заключают с ними контракты и идут к транспортировщику каждый со своим объемом поставок газа. Просят доступ к трубе. В таких условиях можно добиться снижения цены на газ. – А чем плох вариант, когда компания сама добывает и сама владеет газопроводом?
– Потому что в этом случае она, как «Газпром», станет монополистом и никого к трубе подпускать не будет. Ведь ей важней будет свой газ продавать. Конкурировать надо не за трубу, а за потребителя. Если у тебя есть много потребителей, значит, у тебя есть место в трубе, и ты её загружаешь. При этом владельцу трубы без разницы, куда и кому газ поставлять его задача, что бы через его трубу газа шло больше – в этом его выгода. Но у нас свои реалии. Либерализация цены на газ может выйти боком А реалии таковы, что у нас есть один поставщик газа – «ЯТЭК». И одна компания транспортировщик – «Сахатранснефтегаз».
В этой ситуации возникает резонная мысль: а может создать конкуренцию на газовом рынке республики путем создания альтернативного поставщика газа? Для этого специально созданная дочерняя фирма могла бы провести дополнительный газопровод от Кысыл-Сыра до Якутска через Горный улус. Тем самым создав конкуренцию «СТНГ». Однако реализации такого предложения вновь мешает государственное регулирование.
Как прокомментировал юрист Сергей Погорелов, всё, что связано с поставками газа, относится к сфере государственной безопасности. А это значит, что присутствие частных компаний на рынке газовых сетей недопустимо.
«Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством РФ, – прокомментировал Якутия.Инфо Сергей Погорелов. – Соответственно, с точки зрения действующего законодательства собственником Единой системы газоснабжения может быть только организация с государственным участием, а, следовательно, и альтернативную нитку газопровода может протянуть и эксплуатировать только организация с такими характеристиками».
Хорошо – пусть газом занимаются только государственные компании. Но, если мы говорим о социальной политике, то она, в первую очередь, должна касаться их деятельности. Согласитесь, весьма порочно, когда госкомпания, используя своё монопольное положение, делает завышенные расценки, а бремя по их компенсации перекладывает на госбюджет, который итак формируется из налогов граждан.
Но выходит, что люди платят дважды – ведь на народные (бюджетные) деньги государство поддерживает деятельность госкомпании, и этими же деньгами субсидирует тарифы для граждан. Может подумать над тем, как сделать деятельность госкомпании эффективнее, а её услуги для граждан дешевле – это будет более разумная социальная политика, чем доплата государства в виде субсидий за всех и за всё.
Идея привлечь инвесторов со стороны, в существующих реалиях тоже выглядит не привлекательно, поскольку инвестор заинтересован в прибыли. А проще всего получить её – это накрутить тариф.
Повторимся, у нас на рынке есть один поставщик газа – «ЯТЭК». И одна компания транспортировщик – «СТНГ». Обе компании – монополисты на своих рынках. И возникают оправданные сомнения о том, что государственная либерализация цен будет ими воспринята, как шаг навстречу потребителю. Скорей всего они воспримут её как возможность заработать ещё больше.
***
Отметим, что вопросы энерго-тарифов неотделимы от газа, поскольку стоимость электричества напрямую зависит от цены на голубое топливо. И добиться удешевления электричества или хотя не столь резкого его удорожания без пересмотра газовых тарифов не получится. Если подорожает газ, то подорожает киловатт. Тимофей ЕФРЕМОВ, Денис АДАМОВ.
Источник:YAKUTIA.INFO.