Main » 2016»Ахсынньы»20 » Разработчики «Стратегии-2030» Якутии не правильно понимают «зеленую» экономику.
Разработчики «Стратегии-2030» Якутии не правильно понимают «зеленую» экономику.
17:54
Разработчики «Стратегии-2030» Якутии не правильно понимают «зеленую» экономику.
Анатолий Чомчоев
Переселить жителей депрессивных арктических поселков в районы с более благоприятным климатом (с.40 Стратегии)
Раздел «Формирование «зеленой» экономики» находится в Главе 6 «Экологическая политика» (с.188-199). Это показывает не правильное понимание разработчиками сути «зеленой» экономики. «Зеленая» экономика, это прежде всего переход на экологически щадящие технологии по всем направлениям экономической и человеческой деятельности для «устойчивого развития». Из-за не правильного понимания сути вопроса, разработчики в разделе «Формирование «зеленой» экономики» (с.193-196) разбирают состояния качества воды крупных рек Якутии и пишут: «Качественный состав воды крупных рек Лена, Вилюй, Колыма, Индигирка, Яна оценивается как «загрязненные» и «слабо загрязненные» (с.193). В каком источнике информации взяли такие хорошие данные? А в «Государственном докладе о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2013 году» Правительства Республики Саха (Якутия) написано, что «качество поверхностных вод бассейна р.Лена и её притоков в 2013 г., по сравнению с 2012 г., изменилось и перешло из 3-го класса разряда «б» («очень загрязненная») в 4-й класс разряда «А» («грязная») (с.9 Госдоклада). Качество воды рек Вилюй, Колыма, Индигирка и Яна тоже ухудшились (с.17-23 Госдоклада).
Про загрязнение воздушной среды разработчики Стратегии вот что написали: «В области охраны атмосферного воздуха реализация положений Парижского соглашения по введению углеродного сбора потребует мер государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух…Формирование «зеленой» экономики требует зрелого гражданского общества, общей идеи о важности бережного отношения к природе» (с.193-194). Я понял, что разработчики имеют желание ввести углеродный сбор для жителей Якутии? Если возвратиться к Госдокладам 1994 и 2013 годов, уровень загрязнения атмосферы, которая измеряется индексом загрязнения атмосферы = ИЗА такова: воздух города Якутска в 2013 году ухудшился 2,2 раза по сравнению с 1994 годом и стал «высоким» (с.5 Госдоклада); Мирного – почти в 2 раза «высокий», Нерюнгри – более 5 раз «очень высокий» (с.4 Госдоклада).
Вот откуда, из-за грязной воды и воздуха, такая высокая заболеваемость в наших городах. Воду и воздух загрязняют промышленники, грязный бензин, мусор, отсутствие очистительных сооружений и т.д. Необходимо принимать срочные меры реагирования по их устранению. Вот это есть «зеленая» экономика – взаимосвязь здравоохранения и действия властей.
Я согласен с тем, что глава экологических проблем в Стратегии должна была присутствовать, но туда «зеленую» экономику не надо включать. «Зеленая» экономика должна быть во всех главах Стратегии, но прежде всего надо раскрыть в главе, где энергетика. А что написано там? «Энергосистема Республики Саха (Якутия) состоит из трех энергорайонов – Южно-Якутский, Центральный и Западный, а также зоны децентрализованного энергоснабжения (Северный энергорайон), – и в настоящее время является энергоизбыточной» (с. 99-104).
Короче, перечисляются энергообъекты Якутии и некоторые «части» из «Схемы производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» образца 2006 года (далее Схема-2020). «Части» - это строительство крупных ГЭС на территории Южной Якутии. Новое: «на 2016-2025 годы планируется внедрить порядка 2 МВт солнечных электрических станций в 21 населенном пункте. До 2035 года планируется внедрить дополнительно 2,3 МВт солнечных электростанций в 11 населенных пунктах зоны локальной энергетики» (с.104).
Про строительство солнечной электростанции без аккумуляторов и преобразователей в Батагае в 2030 году будут анекдоты рассказывать про якутов, которые в местах где полтора месяца полярные ночи специально их строили, чтобы летом во время «белых» ночей еще без трекера «ловили» солнечную радиацию, чтобы присудили «антинобеля». В книгу Гиннеса Якутия уже вошла с этими солнечными станциями. В эти дни «дураки» американцы на Аляска проектируют атомную станцию малой мощности (АСММ) на 10 МВт и китайцы тоже не отстают от них для островных поселений.
Почему в Стратегии-2030 отказались от плавучих АТЭС Схемы-2020, которые планировались для локальных потребителей в изолированных районах Якутии: пос. Тикси АТЭС мощностью 12 МВт с вводом в эксплуатацию – 2010-2012 г.г., пос. Батагай АТЭС мощностью 12 МВт с вводом в 2011-2013 г.г., пос. Усть-Куйга АТЭС мощностью 12 МВт с вводом в 2012-2014 гг., пос. Черский АТЭС мощностью 70 МВт с вводом в эксплуатацию – 2014-2016 г.г. (с. 160-161 Схема-2020)? Да, вроде использование АЭС противоречить «зеленой» экономике, но в эти дни завершилась двухнедельная конференция ООН по климату, прошедшие в Марракеше (Марокко), где руководителем российской делегации был советник президента Российской Федерации по климату Александр Бедрицкий. Россия обозначила свой особый путь: приоритеты на среднесрочную перспективу отдаются развитию газодобычи, повышению энергоэффективности в угольной и материалоемких отраслях, а также атомной энергетике.
Ныне в Китае, США и других странах разрабатываются миниэнергетические безопасные ядерных энергетических установок (ЯЭУ) нового поколения на 10 МВт для энерго – теплообеспечения небольших населенных пунктов. Российская наука в создании ЯЭУ имеет огромные заделы, чем плавучие АТЭС. Таким образом, пока в мире нет надежной и экономичной технологии по электро-теплообеспечению, чем миниэнергетические ядерные энергетические установки (ЯЭУ), надо возобновить Соглашение Республики Саха (Якутия) с Росатомом 2014 года по данному направлению. Ныне Росатом готов изготовить опытный действующий образец (ОДО) микроустановки твердооксидной тепловой электростанции (ТОТЭС) мощностью 15 кВт, 100 кВт, 5МВт и 10 МВт.
Если население одобрит такое действие высших органов власти Республики Саха (Якутия), то многие пункты в проекте Стратегии имели бы показатели в интересах человека. Для примера:
«Тарифы на электроэнергию в зоне локальной энергетики достигают до 219 руб/кВт.ч., средняя стоимость составляет 35,36 руб/кВт.ч. Энергоемкость ВРП в Республике Саха (Якутия) составляет 96,51 кг у.т./на 10 тыс. рублей и занимает 2 место в Дальневосточном федеральном округе, и 5 место по России» (с. 13 проекта Стратегии), далее в проекте Стратегии нет показателей снижения тарифа электроэнергии до 2030 и далее 2050 годов. Так, при использовании ТОТЭС средняя стоимость 1 кВт/час составил бы не более 11 центов (по нынешнему курсу 7 рублей).
В проекте Стратегии по Арктической зоне республики нет «зеленой» экономики, а сохранилась старая «модель ресурсоемкой экономики»: «Арктическая Якутия перспективна на выявление месторождений алмазов, редких металлов, нефти и газа, угля в Анабарском, Оленекском и Булунском улусах. Перспектива развития данной территории основывается на изучении месторождения редких металлов Томтор, Прончищевского и Западно-Анабарского участков недр, перспективных на выявление нефти и газа, Таймылырского месторождении угля и богхедов и шельфа моря Лаптевых.
Развитие Усть-Янского горно-промышленного кластера, включающего территории Усть-Янского, северной части Верхоянского и Эвено-Бытантайский улусов связано с месторождениями рудного золота Кючус, олова Депутатское, Чурпуньа, Одинокий, Эге-Хая, Кестер, Куларского рудно-россыпного узла, заключающего золото-редкоземельное месторождение Центральная-Нижняя. Территория перспективна на выявление месторождений платины, меди, урана, редких металлов» (с. 128 проекта Стратегии).
«Освоение Верхне-Мунского месторождения алмазов, строительство карьера мощностью 3 млн.т руды в год, к 2022 г. (с.131 проекта Стратегии). «Ожидаемые результаты: Закрепление ведущей доли Якутии в мировом объеме добычи алмазов» (с. 132 проекта Стратегии) и т.д. А где Человек в ожидаемом результате и что в каком объеме должны оставить природные ресурсы для будущего поколения?
«Зеленая» экономика опираясь на ресурсосберегающие и экологически безвредные производства, повышает благосостояние людей и снижает риски для окружающей среды.
В связи с этим, необходимо было указать в Стратегию республики порядок внедрения закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Недропользователи должны подписать Соглашения с Республикой Саха (Якутия) и местными органами власти по земельной ренте, полному обеспечению традиционными видами деятельности местного населения, взамен упущенной выгоды из-за вмешательства горнодобывающей организации и в интересах будущего поколения. Это: полное возмещение и финансирование ведения домашнего оленеводства на уровне скандинавских стран, внедрение аквакультуры, животноводства, коневодства, птицеводства, кролиководста, создания ферм глухарей, лосей и т.д. за счет недропользователя по примеру Аляски и ежегодная рекультивация и рекультивация по окончанию работ. Без таких Соглашений в XXI веке, в веке «зеленой» экономики не выдавать лицензии.
У меня нет мысли заподозрить разработчиков Стратегии в злом умысле. Они желают «как лучше, но получилось как всегда» по Черномырдину. Вместе с тем, в связи написанием на странице 40 Стратегии о переселении жителей депрессивных арктических поселков в районы с более благоприятным климатом, имеются вопросы: 1. По какой методике определили депрессивные арктические поселки и где список. 2. Как понимать районы с более благоприятным климатом? Где эти районы, в Якутии или в России? 3. Переселение чурапчинцев во время войны было в более с благоприятным климатом или наоборот? Все познается при сравнении.