Ч
ерез восемь месяцев республику ожидают сложнейшие муниципальные выборы: избирать будем мэра Якутска, руководителей районов и поселений, депутатов представительных органов. О том, какие подводные камни могут возникнуть в течение избирательного процесса, рассказал председатель ЦИК РС(Я)
Анатолий Кривошапкин.
– Анатолий Денисович, как бы Вы охарактеризовали предстоящие в 2017 году выборы в республике и будем избирать?
– Республика Саха (Якутия) является самым большим субъектом РФ, ее площадь превышает 3 млн квадратных километров, это почти пятая часть территории России. Соответственно, организация и проведение выборов в нашей республике имеют свои особенности и трудности, обусловленные большими расстояниями, сложной транспортной схемой и малонаселенностью.
Количество муниципальных выборов в 32 районах составит
522, в том числе должны будут избраны главы восьми районов – Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Оймяконского, Среднеколымского и Томпонского. Также в единый день голосования, 10 сентября, горожанам предстоит избрать главу Якутска.
Пройдут выборы депутатов представительных органов шести районов – Булунского, Верхоянского, Кобяйского, Оймяконского, Томпонского и Усть-Янского. Будут избраны
109 депутатов райсоветов, главы
222 поселений,
3 173 депутата представительных органов 288 поселений.
Таким образом, 10 сентября 2017 года в Якутии предстоят очень непростые муниципальные выборы. Сложность их заключается в том, что это выборы на муниципальном уровне и, соответственно, все они будут финансироваться из муниципальных бюджетов и при постоянной нехватке денежных средств в муниципальных органах; некоторые муниципальные образования будут планировать на проведение выборов меньшие суммы. Мы, со своей стороны, постараемся проконтролировать, чтобы на выборы было запланировано достаточно средств, хотя сделать это будет сложно: ЦИК РС(Я) – государственный орган, а муниципалы представляют другую ветвь власти, напрямую мы на них воздействовать не можем. В случае, если наши замечания будут проигнорированы, придется обращаться в органы прокуратуры.
Как уже было отмечено, избирательная комиссия муниципального органа (ИКМО) самостоятельно проводит выборы на своей территории, и в этом смысле мы ограничены в своих правах, даже ТИКи, на которые возложены полномочия избирательной комиссии муниципального района (ИКМР), могут принимать меры, если есть жалобы на действие или бездействие ИКМО.
ИКМО избираются сроком на пять лет, за это время они проводят всего одни выборы, поэтому из-за отсутствия опыта они иногда допускают ошибки в регистрации кандидатов, организации избирательного процесса.
В нынешние выборы особенно сложно будет в некоторых поселениях, где избиратели получат по четыре бюллетеня для избрания главы района, депутата райсовета, главы поселения и депутата представительного органа поселения.
В межвыборный период членов ИКМО никто не обучает, а у нас нет средств на организацию учебы для них. Нам придется рассылать методические материалы, постараемся организовать обучение в формате видеоконференции, также мы будем консультировать по всем вопросам избирательного права по дежурному телефону.
– Ожидаются ли в связи с предстоящими крупномасштабными выборами какие-то изменения в работе Центральной избирательной комиссии РС(Я) и избиркомов в городах и районах республики?
– Все ИК избираются на пять лет и мы отслеживаем срок истечения их полномочий. Например, новые составы ТИКов были избраны в прошлом году на указанный срок, а полномочия ИКМО истекают, в основном, в 2018-2019 годах. Никаких изменений не предвидится.
В августе 2017 года истекает срок полномочий нынешнего состава ЦИК РС(Я). Выборы 10 сентября будет проводить ЦИК РС(Я) нового состава.
– Сказались ли в целом на работу ЦИК РС(Я) изменения в руководстве Центральной избирательной комиссии РФ? И, если да, то в чем конкретно это выразилось? Ставит ли сейчас ЦИК РФ перед вами новые задачи в связи с предстоящими в 2017 году выборами?
– Все избирательные комиссии ведут свою деятельность в соответствии с ФЗ №67
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», поэтому принципиальных изменений, как-то связанных с избранием нового состава ЦИК РФ, в нашей работе нет. В деятельности же нынешнего ЦИК РФ мы видим новые подходы. К примеру, это большая открытость в работе: сейчас мы имеем возможность видеть все заседания ЦИКа в формате видеоконференции, а граждане могут наблюдать их в онлайн-режиме или в записи в Интернете. На заседаниях ЦИКа стали больше рассматривать жалобы и обращения политических партий с привлечением заявителей и председателей избирательных комиссий субъектов РФ (ИКС РФ). Кроме того, для исключения влияния человеческого фактора на процедуру голосования и подсчета голосов планируется дальнейшее развитие электронной системы голосования (КОИБы и КЭГи), а также установка системы видеонаблюдения в местах голосования – это даст возможность наблюдать за ним в режиме онлайн, а в случае необходимости еще раз посмотреть спорные моменты.
– К настоящему времени уже стихли эмоциональные оценки прошедших в сентябре выборов в республике. Что, на ваш взгляд, способствовало особому нервному напряжению, которое было присуще прошедшей предвыборной кампании, и какие уроки, на ваш взгляд, стоит вынести избирательным штабам и избирательным комиссиям?
– Выборы – это всегда накал страстей, борьба за голоса избирателей, и, как в любой борьбе, здесь бывают перехлесты. Выборы никогда не проходят спокойно. Я считаю, что прошлые выборы от других ничем принципиальным не отличались. Есть только одна особенность их – весь избирательный процесс проходил под пристальным вниманием противоборствующих сторон, любая ошибка немедленно освещалась в СМИ и в Интернете, поэтому все обо всем сразу же узнавали. Сейчас нам всем надо привыкать к тому, что участники избирательного процесса будут находиться под неусыпным контролем общественности и что все огрехи тут же будут выноситься на всеобщее обозрение.
Отрицательным моментом здесь является тот факт, что при оценке какого-либо явления люди могут оперировать недостоверными сведениями, особенно этим страдают пользователи ватсапа, фейсбука и других интернет-ресурсов.
– Как Вы перенесли прессинг противоборствующих сторон(имеем в виду обращения в суды и разного рода заявления в СМИ относительно вашей личной позиции) и что для Вас было тяжелее всего?
– Я уже сказал о том, что прошлая избирательная кампания ничем не отличалась от предыдущих. Это всегда так было – виноватыми считают избирательные комиссии, вместо того, чтобы искать причину у себя, в собственных действиях. Нашу позицию, когда мы не зарегистрировали кандидата-самовыдвиженца, к слову, очень достойного человека, подтвердил Верховный суд РФ.
– Все ли судебные процессы по заявлениям участников предвыборного процесса уже завершены? Не могли бы вы привести примеры?
– Из судебных дел еще нет окончательного решения по выборам главы Булунского района, где кандидаты набрали одинаковое число голосов. Надеюсь, его скоро примут. Досудебное разбирательство по использованию админресурса продолжается.
– Чтобы Вы хотели пожелать всем, кто намерен принять участие в предвыборных кампаниях 2017 года?
– Выборы на муниципальном уровне всегда шли напряженно, потому что среди кандидатов – люди, хорошо известные избирателям. Это на федеральном и республиканском уровнях избиратели определяются с выбором, в основном, в агитационный период, а зачастую – прямо в кабинках для тайного голосования. Поэтому будущим кандидатам я хотел бы посоветовать, чтобы они больше, постоянно работали с населением, чтобы стать узнаваемыми и заслужить доверие, независимо от выборов.
А избирателям пожелаю, чтобы они отдавали свои голоса за достойного кандидата, который действительно будет работать во имя процветания округа, а не руководствоваться родственными связями или стремлением посодействовать его трудоустройству.
Ольга СЕРГЕЕВА,
ИА SakhaNews.