22.02.2017
В отдалённые сёла Якутии доставили лишь 38,6% необходимого запаса продуктов и 40% топлива. Остальное нужно успеть завезти за полтора месяца до закрытия автозимников.
Весной и летом в Якутии нет транспортного сообщения с отдалёнными посёлками. Поэтому основные запасы топлива и продуктов питания туда завозят зимой по дорогам, проложенным по льду рек и озёр. Из-за аномально тёплой зимы в этом году автозимники открылись поздно, и северный завоз отстал от графика на два месяца.
На данный момент в арктические районы доставили 272 тыс. тонн продуктов от 707 тыс. планового объёма. Что касается топлива, то весь годовой запас обычно успевают завезти к 1 марта.
«Теперь есть лишь полтора месяца, что завести более 314 тыс. тонн топлива», — рассказал ТАСС замруководителя управления ЖКХ республики Жан Бурцев.
Дефицит топлива сложился в селе Берёзовка Среднеколымского района и Андрюшкино Нижнеколымского района, где до сих пор нет зимников для завоза горючего. Пробить дорогу в сёла обещают до конца зимы. Запасов топлива должно хватить до середины марта, заверили власти.
Как живут и выживают жители отдалённых посёлков Якутии, читайте в материале DV.
Эбях, Якутия (население: 474 человека)
Николай, 50 лет
Наш посёлок находится в Среднеколымском районе Республики Саха, расстояние до районного центра 230 км, если зимником, или 180 км, если воздушным транспортом. Летом в Среднеколымск можно попасть только на вертолёте Ми-8, который принимает на борт примерно 18 пассажиров, стоит это 3760 рублей. По той же стоимости при очень благоприятном стечении обстоятельств к нам летает четырёхместный самолёт, но для этого в аэропорту Среднеколымска должен оказаться самолёт «Пилатус», а у нас не должно быть слишком дождливого лета, иначе грунтовую авиаплощадку попросту смоет.
График полётов очень ненадежный, один или два раза в месяц — как карта ляжет. Планировать поездки проблематично, особенно весной и осенью. Загадывать рейсы вертолётов очень и очень сложно, так что покупать билеты с Среднеколымска до Якутска можно только, когда прилетишь в аэропорт Среднеколымска.
Из Среднеколымска в Якутск летает АН-26, стоимость билета колеблется от 18 до 32 тысяч рублей в один конец. Очень дорого, конечно, но для арктических районов есть такая хорошая штука, как льготный проезд раз в два года. У кого нет соцпакета, поехать в Якутск или на «материк» не может, на свои кровные — это почти нереально.
Зимой у нас вертолёты не летают, вместо воздушного транспорта — автозимник.
Ездят грузовые машины и обычные УАЗики, проезд щадящий — от 2000 до 2500 рублей. Сильные ветра и снегопады очень мешают работе автозимника, если дорожники не успевают, то бывает, что он закрывается недели на две. Дорога занимает обычно 7−8 часов, но ведь не зря говорится: «На Колыме нет дорог, есть только направления».
Бывает очень часто, что дорогу метёт и едут сутками. Если человек заболеет и какая-то экстренная ситуация, то вызываем санрейс, но только в исключительных случаях: роды, аппендицит, кровотечение сильное. В остальных случаях если сумеете доехать автозимником, хорошо, если нет — ваши проблемы.
Автозимник на Колыме — это когда пурга или ниже минус 50. Такой экстрим. Всё остальное — нормально. Обычно стараемся ехать парами или маленькими группами авто, но это всё равно опасно. Как пел Владимир Высоцкий, «Кругом пятьсот, А к ночи точно — занесёт, — Так заровняет, что не надо хоронить!..» Не так трагично, но если полярная ночь и минус 50 или метель, то тут без северной закалки и умения выживать в экстремальных ситуациях не обойтись.
Местные привыкли к такой жизни, народ очень размеренный, спокойный, а вот кто приезжает, ощущает с порога оторванность и удалённость этих мест. Продукты дорогие, фрукты и овощи нам только снятся. Зима длится больше девяти месяцев, поэтому на подсобное хозяйство рассчитывать не приходится, ничего не успевает созреть. Так что во всём надеемся только на предпринимателей. Если они не рассчитают время покупки товаров по отношению к провозу зимника с Якутска, или не успеют отправить контейнеры свои водным путём река-море, или не сумеют подсчитать, какой нужен запас продуктов, чтобы дотянуть до того же зимника между поселениями, то нам крышка. Но пока что они справляются.
Технику можно купить из Якутска. Втридорога, но возможно. Можно потом полгода ждать, когда по водному пути доставят контейнерами или скрипя зубами автозимником до Среднеколымска уже в четыре раза дороже. Относительно смартфонов и тому подобного — те же предприниматели спасают, есть возможность заказать по интернету. Хотя эти товары идут из Среднеколымска до нашего посёлка дольше, чем от «материка» до Среднеколымска. А вот чтобы лететь на «материк», чтобы купить что-то — это нонсенс. Больше уйдёт на авиабилеты, да и всего 20 килограммов багажа бесплатно.
Проблемы у нас есть всегда есть, но есть мы, чтобы их решать. Уголь может закончиться, но если что случится, то тут никто не оставит соседей в беде. Без взаимовыручки на Колыме делать нечего, тут уклад жизни такой.
Тикси, Якутия (население: 4556 человек)
Ольга, 25 лет
Выехать из нашего посёлка можно тремя способами: самолётом, водным транспортом и зимником. Но последний способ используют всё же для перевозок грузов, пассажиров на таких дорогах почти нет — это опасно и долго, и занимает около недели. Самолёт до Якутска стоит от 18 до 25 тысяч рублей в одну сторону, летают небольшие АН-24 и Bombardier, а когда погода не позволяет прилететь самолёту больше недели, все рейсы объединяют и привозят такими большими самолётами, как Ту-134.
В нашем посёлке есть всё необходимое для жизни: больница, школа, магазины, полиция. И конечно же, у нас очень высокие цены на продукты и другие товары. Хотя те, кто здесь родился, привыкли, мы не придаем этому значения, за исключением праздничных дней — тогда люди сметают всё в магазинах и редко удаётся купить даже овощи.
В магазинах выбор не велик, но всё нужное есть. После города понимаешь, что-то, что можно было бы купить там, здесь не купишь никогда, но такая потребность попросту пропадает. Перебои с продуктами были лишь однажды, когда Минобороны закрыл аэропорт: военные части, которые находились на Тикси-3, расформировали, а оборудование для взлётно-посадочной полосы принадлежало именно им. Тогда на 6−8 месяцев закрыли аэропорт.
В летнее время, когда открыта навигация, нет особых проблем со свежими продуктами, их сюда завозят тоннами, но и в другое время стараются завозить самолётами, и обычно всего хватает. Только вот недавно из-за падения военного самолёта в магазинах невозможно было найти яйца, говорят, что там было много продуктов для местных предпринимателей.
Я выезжаю из Тикси раз в год точно, иногда получается и чаще. Позволяет работа и оплачиваемый проезд в отпуск раз в два года. Когда выезжаю за пределы Тикси, сразу хочется больше развлечений, каких-нибудь ресторанов и всякой разной не домашней кухни, но это всё быстро надоедает. Когда живёшь в Тикси, ты привыкаешь к спокойной жизни, тут нет никакой суеты — в больших городах все куда-то спешат, все какие-то агрессивные.
Я бы сказала, что мне хочется покинуть Тикси — всё-таки здесь нет особых перспектив, здесь стабильность, но всё равно чего-то не хватает. При этом у нас тут своя атмосфера спокойствия, дружелюбия и взаимоподдержки. Возможно, в моих словах есть противоречие, но я спросила у своей коллеги, когда бы она захотела уехать и по какой причине, и она ответила, что из-за перспектив для подрастающего поколения, в остальном — здесь всё устраивает.
Источник: ТАСС – Дальний Восток
|