«Не исчезнет след твоих копыт» – с таким особым ритуалом благодарения и признания исстари якуты забивали домашний скот. Отношения человека и его кормилицы-коровы всегда были очень тесными взаимоотношениями живых существ, вместе выдерживающих испытания суровым климатом, и жизнь каждого зависела от благополучия другого.
Питательные свойства молока и мяса якутской коровы, словно специально созданные самой природой для северянина, помогали вырастить здоровое потомство людей на вечной мерзлоте. Благодаря жизнестойкости якутской коровы удалось продвинуть скотоводство до самых северных широт, что признается уникальным вкладом культуры саха в цивилизацию человечества.
Сегодня мировая наука признает, что якутская аборигенная корова (саха ынага - на якут. языке - SN) находится на грани исчезновения. Поэтому Ил Тумэн в целях защиты и охраны якутского скота в 2001 году принял Закон «Об охране и использовании генофонда якутского скота». Этот закон был принят по инициативе энтузиастов сохранения уникального скота. Известный защитник и патриот якутского села, коммунист, депутат Ил Тумэна, ныне покойный Ф.П.Охлопков провел большую разъяснительную работу среди депутатов о необходимости сохранения и защиты породы якутской коровы, ее огромной роли и значении для жителей Севера. Закон был принят вовремя и помог предотвратить полное исчезновение якутской породы скота.
В настоящее время правительство РС(Я) планирует внести изменения в этот закон. Мы ознакомились с текстом предлагаемых поправок и пришли к выводу, что эти изменения могут принести большой урон уже проделанной работе по сохранению якутского скота и уничтожить его как народное достояние. Поправки должны быть только в пользу якутского скота. Безусловно, закон надо совершенствовать: если раньше он создавался с целью сохранить генофонд уникальной исчезающей породы скота, то теперь надо законодательно поддержать его разведение в хозяйствах различных форм собственности. Тем более, федеральный закон «О племенном животноводстве» открывает для этого реальные возможности.
Общественное движение «Тёрут баай», созданное в 2014 году с целью защиты и поддержки якутской аборигенной породы, подготовило ряд предложений на основе норм данного федерального закона, признающего актуальность защиты и сохранения исчезающих малочисленных сельскохозяйственных животных.
В первую очередь, необходимо расширить содержание закона, изменить его концепцию.
Существующий Федеральный закон «О племенном животноводстве» для якутский коровы крайне выгоден, так как его главная цель – сохранение генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, коим она и является. Закон предусматривает финансирование мер для реализации этой цели из федерального бюджета. Кроме этого, он предусматривает выдачу племенного паспорта и содержания скота частными, а не только юридическими лицами, как пытаются прописать в новых изменениях к закону. Согласно федерального закона, племенной скот и племенная продукция могут быть признаны интеллектуальной собственностью. Так, якутская корова может быть признана интеллектуальной собственностью народа саха и субъектом исконного занятия – скотоводства. Федеральный закон устанавливает схему менеджмента государственных органов для оформления, управления и контроля за специальным паспортом якутского скота, его регистрации, учета, содержания, выдачи субсидий. Каждая корова якутской породы должна иметь свой паспорт, чтобы отслеживать чистоту породы и нормативов государственной поддержки по ее содержанию.
Такие страны, как Япония, Исландия, Финляндия и др., уже давно работают по подобным нормативам. Они ввели понятие «охраняемое домашнее животное», что открывает новые возможности для сохранения исчезающих видов крупного рогатого скота.
Второе. Ни в коем случае нельзя отбрасывать из закона понятие «якутский скот». В новых изменениях к закону РС(Я) термин «якутский скот» вовсе убрали, заменив его на формулировку «племенное животное», изменив тем самым смысл и значение закона. Выбросили ребенка с водой! Тем самым рубят сук, на котором сидят, то есть лишают возможности федеральной финансовой поддержки и отказывают якутскому народу в его достоянии! По нашему глубокому убеждению, надо как раз усиливать особое значение и статус якутской коровы, как признанного в мировой практике животноводства, подчеркнув формулировкой «якутский аборигенный скот (саха ынага)».
Третье. Исходя из целей Федерального закона, гарантирующего государственную поддержку по сохранению малочисленной исчезающей породы скота, а также признавая ответственность за сохранение якутского скота, изменить название закона примерно так: “О государственном протекционизме малочисленной исчезающей породы якутского скота (саха ынага)”.
В таком случае, при совпадении целей и задач республиканского закона с целями и задачами федерального закона можно рассчитывать на федеральное финансирование. Такой закон будет защищать от рыночных отношений не только генофонд, но также будет иметь огромное социальное, культурное, экономические, духовное значение и способствовать сохранению народного достояния. Якутский скот как достояние народа саха будет защищен федеральным законом, что позволить разработать целевые республиканские, муниципальные и ведомственные программы по охране и разведению якутского скота.
Четвертое. В обсуждаемом законопроекте предполагается содержание якутского скота только юридическими лицами, занимающимися генофондным хозяйством, что полностью противоречит федеральному закону, где прописано, что такую возможность имеют не только юридические лица, но также любые простые граждане без образования юридического лица. Кажется, кому-то очень нужна монополия над якутским скотом. Тем самым обнаруживается намерение отчуждения уникальной породы якутской коровы, выведенной народной селекцией, от самого народа.
Кроме того, по федеральному закону не допускается перепрофилирование учреждений, занятых племенным животноводством. Но, в нарушение ст.9 федерального закона, 11 января 2017 года выходит распоряжение за подписью председателя правительства Е.А.Чекина о перепрофилировании единственного предприятия по сохранению якутского скота – ГБУ «Тускул», финансирование которого ежегодно сокращали и вот довели, как говорится, «до ручки»… Подобное спешное распоряжение необходимо аннулировать.
Пятое. Скоту необходимо пастбище, место выпаса, однако в новом законе это не предусмотрено. Преимущество якутского скота как раз состоит в том, что он довольствуется травой с родных аласов, не требуя дорогостоящих комбикормов и прочих лакомств как привозные породы.
По распоряжению главы республики коневодам розданы пастбища. А оленеводам и вовсе вот уже четверть века назад передали сотни тысяч гектаров пастбищ. В то же время, якутской корове ничего не выделено – ни пастбищ, ни денег, ни налоговых, ни кредитных, ни страховых льгот. По сравнению с тем же оленеводством и коневодством якутская корова остается на отшибе внимания властей. В принятом в 2016 году законе о развитии сельского хозяйства в республике вновь все внимание было уделено только коневодству и оленеводству, обойдя вниманием пастбища сайылычных хозяйств. Хотя закон «О сайылычном хозяйстве» был принят еще в 2003 году как раз вслед за законом о сохранении якутской коровы.
Обновив закон «О сайылычном хозяйстве», можно было бы добиться всесторонней поддержки – выделения земель под пастбища, сенокосных угодий, зимовников, сайылыков фермерам-владельцам якутской породы скота, имеющим на руках паспорта/свидетельства о племенном якутском скоте. Почему бы не попробовать выдачу якутской коровы на содержание молодым семьям с соответствующим субсидированием ее содержания и употреблением молока для питания собственных детей, а хозяину якутской коровы придать статус работника племенного хозяйства, выдавшего корову.
Шестое. В новых изменениях к закону нет ни слова об ответственности за условия содержания и ухода за скотом якутской породы. Разве не абсурдно, что генофондному предприятию «Тускул», имеющему пять филиалов в разных улусах республики (Оймякон, Намцы, Чурапча, Горный, Верхневилюйск) и около 700 голов якутского скота, в условиях скудного, ежегодно сокращаемого финансирования прописано содержать в штате всего одного тракториста и 5 доярок, и не выделено ни одного гектара сенокосных угодий и ни одного озера для водопоя. Заметьте, 700 голов скотины обслуживают всего 5 доярок и 1 тракторист на территории в миллионы квадратных километров.
Каждая порода скота требует своей особой технологии ухода и содержания, так и в случае с якутской породой скота, необходимо уделить внимание соответствующей технологии содержания. Якутская корова, будучи северным природосообразным животным, не приемлет содержания в многомиллионных по себестоимости современных железных и каменных коровниках. О технологии содержания якутского скота и ответственности за его содержание – нет ни слова в новом законе.
В действующем законе якутский скот рассматривается лишь как «основное средство» сродни бездушной технике или иному орудию производства. А ведь корова – живое существо, ест, пьет, рожает телят каждый год, однако как «основному средству» на все эти «сопутствующие расходы» разведения скота средства в бюджете не предусмотрены. Таким образом, законодатель не нацелен изначально на разведение и увеличение численности якутского скота. Поэтому старый закон не отвечает современным задачам по разведению якутского скота и его надо основательно переработать.
Седьмое. Более того, в новом варианте статью 16 «Финансирование научного обеспечения охраны, использования и развития генофонда якутского скота» из действующего закона собираются вовсе убрать. Парадоксально: заинтересованность в изучении достоинств якутского скота растет во всем мире, а на родине якутского скота, где созданы научные коллективы по его исследованию, накладывается финансовое вето. Весь научный мир ищет пути-выходы из экологических катаклизмов, способы производства чистого лечебного питания. Всеми этими достоинствами обладает якутская корова – потому и растет к ней интерес мирового сообщества. Или решили уступить и свою родную корову заокеанскому бизнесу? Все же наша корова нужна нам самим!
Якутская корова – плод народной многовековой селекции, и потому, руководствуясь какими-то рыночными отношениями, научными теориями нельзя подходить однозначно к вопросам улучшения или изменения ее породы. Ее уникальность – в разнообразии, как и в самой природе, отвергающей рукотворное. Необходимо более тщательное изучение якутской породы скота. Самое очевидное сегодня преимущество якутского скота – в его резистентности к таким пагубным для многих пород заболеваниям, как болезни крови, туберкулез, бруцеллез. В будущем возможно создание особых вакцин против различных заболеваний на основе исследований особенностей якутского скота. К примеру, один из авторов этой статьи, сам на себе испытал чудотворное целебное влияние молока якутской коровы, излечившись после чудовищной дозы радиации.
Якутская корова, пройдя долгий сложный путь, ежедневно помогая выживать человеку саха в холодные, голодные дни в течение многих веков, сегодня столкнулась с предательством и неблагодарностью выкормленных ею же людей и стоит на грани полного вымирания и исчезновения. А ведь она еще могла бы помочь нам, своим детям, и в будущем излечивать наши тела и души уникальным по составу и свойствам молоком, способном излечивать множество болезней и хворей, коих в сегодняшнем мире становится с каждым днем все больше и больше, а мы топчем ногами уникальный, созданный самой природой живой настоящий источник здоровья и долголетия, дар наших предков – якутскую корову.
А кто-нибудь считал, сколько денег потрачено впустую на привоз иностранных коров, совсем не подходящих нашим условиям климата и содержания, загубленных в навозе и замороженных в неотапливаемых коровниках, сколько денег из казны потеряно, и кто же несет за это ответственность?
Вот и в новом законе про ответственность за судьбу, содержание и уход за якутским скотом нет ни единого слова. Закон со столь неверными изменениями станет продолжением бездарной политики по отношению к судьбе чудом сохранившейся и дошедшей до наших дней якутской породы аборигенного скота. Необходимо все это исправить в новом законе в соответствии с федеральным законом, предусматривающем и позволяющем множество мер государственной поддержки в деле сохранения и приумножения малочисленной исчезающей породы скота.
Поэтому, мы призываем народных депутатов Государственного Собрания (Ил Түмэн) не оставаться в стороне от принятия столь важного в судьбе всего нашего народа исторического Закона относительно будущего якутской коровы. Просим подойти к этому вопросу, прочувствовав всю полноту ответственности, важности и значимости в культурном, экономическом, духовном и нравственном планах, отдавая дань уважения вскормившей целые поколения народа саха якутской аборигенной корове. Не обделите права будущих поколений пользоваться даром предков.
Будущие потомки будут только благодарны Вам за принятие этого исторического закона, если мы сохраним нашу исконную породу скота - саха ынага – народное сокровище!
Ульяна ВИНОКУРОВА,
Диана ЧОМЧОЕВА,
Анатолий ЧОМЧОЕВ,
Эльвира МИХАЙЛОВА,
Яков АЛЕКСЕЕВ,
члены общественного движения «Тёрут баай».