Мошенники наступают на жителей Якутии, представляясь то сотрудником социальной службы, то беженцем, то еще кем-то. Теперь они используют в преступных целях интернет, сотовую связь и системы дистанционного банковского обслуживания (СМС-банкинга и онлайн-банкинга). Более 80% поступивших в 2016 году заявлений граждан о хищениях путем обмана (по которым были возбуждены уголовные дела, относятся к новому виду преступлений, совершаемых бесконтактным способом, – дистанционному мошенничеству.
Об этом 21 марта на встрече с журналистами рассказали представители МВД по РС(Я). Участие в мероприятии принимали замначальника УУР полковник полиции Артур Оконосов, начальник отдела УУР по раскрытию преступлений против собственности майор Алексей Журавлев, замначальника полиции по оперативной работе полковник Александр Канин и возглавивший на днях управление УР полковник Алексей Пестерев, а также члены Общественного совета министерства, представители Алмазэргиэнбанка и компании «Аватек».
На пресс-конференции особо подчеркивалась важность профилактики такого рода преступлений: полицейские прогнозируют дальнейший рост дистанционного мошенничества.
По итогам 2016 года следователями следственных подразделений МВД по РС(Я), с учетом переходящего остатка предыдущего периода, было принято к производству 770 уголовных дел данной категории, 532 из них связаны с мошенничеством, 238 – с хищением денег с банковских счетов. В 2016 году в республике было зарегистрировано 643 преступления, совершенного с использованием интернета и средств мобильной связи, в январе 2017 года – 30. В прошлом году было расследовано 76 дел, 24 – передано в другие территориальные органы.
Более всего на удочку мошенников, сообщающих жертве о том, что якобы ее сын (другой родственник) угодил в ДТП, драку или задержан с наркотиками, попадали люди в возрасте от 45 лет (80%), они же откликались на лженовость типа «вы выиграли приз, автомобиль» (60%) или на продажу «медицинских приборов» (70%). Пожилые люди становились идеальной мишенью для нечистых на руку людей, оказывающих «услуги населению» (снятие порчи, выкуп товара с таможни, помощь при реформе денежных средств, лжесотрудники соцслужб, пенсионного фонда, лжебеженцы и др.) Также они составили 100% от числа пострадавших при вкладах в пирамиды типа МММ и при реагировании на лжесообщения «пришли проверить баланс, не хватает средств».
Граждане в возрасте 30-45 лет чаще становились добычей аферистов, отправляющих сообщения вроде «ваша карта заблокирована» (65%), «вы выиграли приз, автомобиль», «ошибся номером, попросил назвать коды, поступившие по СМС» (по 40%), «я начальник ГИБДД (или указывается другая подобная должность), мы купим у вас сертификаты для проверяющей комиссии, а пока перечислите деньги на сотовые телефоны...», о «реализации ГСМ» (по 50%).
Молодые люди (18-30 лет) попадали в ловушку мошенников при приобретении «товаров» на сайтах-однодневках (60%), а также реагируя на сообщение о «реализации ГСМ» (40%). Их же чаще всего обманывали в соцсетях (до 100%). Эти данные охватывают 2016-й и январь 2017 года.
По раскрываемости этого вида преступлений Якутия занимает в ДФО первое место. В 2016 году были раскрыты все преступления, совершенные в республике, в основном, осужденными, находящимися на зоне. Если мошенник находится в другом регионе, расследование вести гораздо сложнее. И большие расстояние тут немалая помеха. К примеру, если где-нибудь в центре России оперативник может на автомобиле легко добраться, куда требуется, то якутянам надо лететь за тысячи километров, правда, коллеги в других регионах всегда оказывают помощь.
Стражи порядка посетовали на закон о хранении персональных данных, который тормозит оперативную работу: теперь на каждый шаг требуется судебное решение. Не столь быстро, как хотелось бы, идет взаимодействие с банками: могут находиться в другом городе, у каждого собственная служба безопасности, согласование со всеми ними съедает время.
Правоохранители рассказали, что буквально в феврале, связавшись с банком, удалось остановить уже начавшуюся выдачу денег аферистам. Через некоторое время потерпевший сообщил, что злоумышленники стали вновь названивать ему: отличные психологи, они не оставили попыток обмануть жертву.
Чтобы избежать сетей мошенников, придерживайтесь простых правил: никогда никому не сообщайте ПИН-коды от банковских карт или пароли от банковских онлайн-кабинетов. Если вы сменили номер телефона, отключите от прежней сим-карты услугу «мобильный банк».
Если вам пришло СМС-сообщение, что ваша карта заблокирована – позвоните по номеру телефона, указанному над магнитной лентой на банковской карте. Если вам звонят незнакомые люди и говорят, что ваш близкий родственник в беде, перезвоните ему.
Если вас все же обманули, не удаляйте СМС-сообщения, электронные письма, сохраняйте чеки после перевода денег на счета аферистов.
Не разговаривайте по телефону с предлагающими различные призы и выигрыши – сразу кладите трубку. Будьте внимательным при денежных переводах – 99% случаев телефонного мошенничества происходят через физических лиц.
Кроме того, не следует особо распространяться о личной жизни в соцсетях, публиковать фотографии своих детей, сообщать о поездке в отпуск и т.д.: болтун – находка для мошенника.
Ольга СЕРГЕЕВА,
ИА SakhaNews
|