30.03.2017
Странные дела творятся в Якутии – общественники занимаются коммерческими закупками частных фирм, «Алмазы Анабара» связались с новым, но «проверенным» поставщиком, а бензин в республике дорожает семимильными шагами. Какая между этими событиями связь, читайте в нашем материале.
«Темные» общественники
В начале марта в якутских интернет-СМИ появилось открытое обращение Региональной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля РС(Я)» в адрес Прокуратуры РС(Я) под интересным названием «Жалоба на действия Заказчика конкурсов и Конкурсной комиссии».
В этом заявлении руководитель организации Александр Захаров-ЯКНК жаловался на странные, по его мнению, закупки проведенные АО «Алмазы Анабара» в конце прошлого года. По его мнению, в условиях конкурса указано довольно странное требование: поставщик должен подтвердить
«Наличие на момент проведения конкурса (Январь 2017!) танкерного флота с малой осадкой класса река-море, в районе рек бассейна моря Лаптевых или Восточно-Сибирского моря…»
… мы полагаем, что данное требование является необоснованным, ограничивает конкуренцию и является предпосылкой для коррупционных схем, позволяя участвовать в конкурсе крайне ограниченному кругу участников.
Также считаем необходимым проверить у победителей конкурсов ООО «ПетроТрейд» и ОАО «Хатангский Морской Торговый порт» действительное наличие этих судов в январе 2017 г.»
При этом общественник проявил достаточную осведомленность о финансовом состоянии и степени аффелированности участников закупок. Как ни странно, но история получила свое развитие – «Аламазы Анабара» разразились пресс-релизом, где особо отметили:
«По итогам открытых конкурентных торгов достигнут редкий в современной практике результат – победителем предложена цена ниже, чем в прошлогоднем контракте. Наилучшие условия по цене предложил проверенный поставщик с опытом работы по доставке нефтепродуктов в арктические районы республики. От надежности и ответственности поставщика, обеспеченности его всеми необходимыми ресурсами (транспортом, финансами) прямо зависит производственная и экономическая стабильность общества».
А интернет-СМИ, в свою очередь отчитались:
«По нашим данным, уже установлено, что у победителя в период проведения конкурса отсутствовал необходимый танкерный флот в бассейне реки Лена, а это уже является нарушением условий конкурса. Помимо этого, есть информация, что один из победителей конкурса почти на 1 млрд. рублей, ТК «ПетроТрейд» входит в структуру «Туймаада Нефть», а руководство последней, как известно, в дружеских отношениях с главой нашего региона».
Честно говоря, вся это история вызывает недоумение – с каких это пор правозащитные организации занялись закупками частных, в сущности, структур? Какое им дело до чужого частного бизнеса, который общественности никак не касается? Теперь и правозащитники решили «кошмарить» бизнес?
Александр ЯКНК проявил достаточную осведомленность о деталях закупки, кто что имеет, какое финансовое состояние участников и прочих узкоспециальных мелочах. Но почему-то умолчал о том факте, что все волнующие его вопросы уже разбирались в Московском и Якутском УФАС и получили должную оценку.
Простейшая проверка по базам ФАС показала следующие. 30 декабря 2016 года Якутским УФАС было принято решение признать жалобу участника закупки необоснованной. 20 февраля 2017 года аналогичное решение по жалобе другого участника принято управлением контроля размещения государственного заказа ФАС в Москве.
Но при этом антимонопольщики также обратили внимание на некоторые нарушения, допущенные АО «Алмазы Анабара» и выдали предписание на устранение недостатков. В частности там предписано:
«Заказчику при оценки заявок не учитывать нестоимостные критерии оценки, при заключении договора не учитывать перечень банков, установленный пунктом 3.5 закупочной документации для представления банковской гарантии, при заключении договора установить конкретный размер авансового платежа в соответствии с Федеральным законом».
Как видите, к моменту публикации первых материалов все вопросы по закупке решены правовым путем компетентными органами без всяких общественников. При желании это можно было установить в течение часа, не вставая со стула.
Одно частное предприятие покупает у другого частного предприятия ГСМ – скажите, в чем тут общественный или правозащитный интерес? К чему вся эта шумиха с привлечением прокуратуры и ФСБ? Для решения подобных вопросов есть налаженный правовой механизм, которым сполна воспользовались участники. Интересы общества тут никак не пострадали.
Лично у меня складывается такое ощущение, что общественников просто используют, что называется «втемную». Иного объяснения я просто не вижу.
Алмазные оптимисты
Согласно данным kartoteka.ru, фирма была зарегистрирована в Зеленограде 28 февраля 2014 года под названием ООО «Камелот». Дела у нее шли ни шатко ни валко, пока в конце 2015 – начале 2016 гг. у нее не сменилось название, адрес, владельцы и руководитель. И сейчас это уже ООО ТК «Петротрейд» зарегистрировано по адресу: г Москва, 22 километр Киевское Шоссе (поселение Московский), влд.4, стр.5. с уставным капиталом в размере 20 000 рублей.
22 января 2016 года директором компании назначен Шишкин Артем Николаевич, а 7 апреля 2016 года владельцем стал некто Шишкин Павел Николаевич. До момента приобретения ООО ТК «Петротрейд» Павел Шишкин владел ООО «Транспетролиум», которое он продал некоему Максиму Вячеславовичу Сазонову. Попутно Павел Николаевич занимался разведением кроликов, а так же прочих пушных зверьков. Впрочем, не оставил он это занятие и сейчас. Этакий нефтемагнат-животновод.
А вот Артем Николаевич фигура цельная и всецело отдается только руководству компанией. И немного политической деятельностью – в 2016 году ООО ТК «Петротрейд», наравне с ООО «Поиск», стала крупнейшим спонсором партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму. Ее вклад в партийную кассу составил 5 млн.рублей.
Надо ли теперь говорить, что сегодня эта компания стала одним из важнейших поставщиков ГСМ для гос- и окологосударственных предприятий республики?
Менее чем за два года фирма успела заключить госконтрактов на сумму около 3,5 млрд.рублей. Крупнейшими заказчиками стали «Саханефтегазсбыт» – 1,6 млрд.руб., «Алмазы Анабара» – 970 млн.руб. и АО «Восточная транспортно-энергетическая компания» (поставки для Якутии) – около 500 млн.руб. Ну и по мелочи всяким там ФБУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» и прочим.
Правда, справляется «Петротрейд» со своими обязательствами, на мой взгляд, не очень хорошо. Например, 27 июня 2016 года «Саханефтегазсбыт» проводит прямую закупку у единственного поставщика и заключает с «Петротрейд» договор поставки 20 200 тонн топлива на сумму 1 199 527 400 рублей.
А уже 1 июля 2016 года к договору подписывается дополнительное соглашение № 1, по которому цена топлива взлетает более чем на 10 % до суммы 1 330 403 400 руб. Без всякого объяснения причин. Просто так. На 130 млн. рублей. Накинул, так сказать, «десятину».
Но это не все.
21 июля, дополнительным соглашением № 2 цена поставок была снижена на 7 млн.рублей до 1 313 369 400 рублей. Как видим, три недели руководитель «Саханефтегазсбыта» уговаривал доброго дядю из «Петротрейда» немного снизить оброк. Уговорил.
А тому же ФБУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» «Петротрейд» вообще регулярно топливо понемногу не довозит. Типа, по желанию заказчика.
Так что, уважаемый генеральный директор «Алмазов Анабара» Павел Маринычев, вы бы с таким поставщиком не расслаблялись. А то пообещает одно, а на деле окажется совсем другое. И выйдет вам этот «редкий результат» с низкой ценой, о которой сказано в пресс-релизе, боком. Дороже заплатите.
«Кукловоды»
Впрочем, с Павлом Маринычевым пусть АЛРОСА разбирается, а мы лучше обратим внимание на то, что ускользнуло от зоркого ока якутских общественников. На взаимоотношения «Петротрейда» с республиканским государственным «Саханефтегазсбытом» и другими не менее государственными предприятиями.
Как я уже сказал, в 2016 году одним из важнейших поставщиков ГСМ для республиканского «Саханефтегазсбыта» была ООО «Петротрейд» Павла Шишкина. В 2015 году в число крупнейших поставщиков для СНГС входили уже упомянутая бывшая фирма г-на Шишкина ООО «Транспетролиум» – поставки на сумму 805 млн.руб. А так же некое ООО «Проминвест» – поставки на сумму свыше 160 млн.руб.
В 2014 году эти же две фирмы также были крупным поставщиками топлива для «Саханефтегаза». Согласно отчетности компании за 2014 год, ООО «Транспетролиум» поставило ГСМ на сумму 663 млн.руб., а и ООО «Проминвест» – на сумму 1,4 млрд. руб.
А теперь скажите, вам название «Проминвест» ничего не напоминает? А ведь это тот самый «Проминвест», о котором мы писали в статье «Китайцы в Якутии: кому это выгодно (часть 2)». Тот самый бывший номинальный владелец ОАО «Туймаада-нефть», за которым, как мы предполагали, прятался генеральный директор республиканского АО «Сахатранснефтегаз» Иван Константинович Макаров.
Как показало время, наши догадки подтвердились – сейчас акции «Туймаада-нефть» официально, через ООО «ЮКИ», переведены на имя Ивана Макарова, а «Проминвест» банкротят за ненадобностью. Вместе с долгами и тайнами. Все госзаказчики, которых ранее обслуживал «Проминвест», плавно перешли в руки «Петротрейда» и «Транспетролиума».
Вот так.
И что мы имеем по факту? А вот что. Все эти «Туймаада-нефть», «Проиминвест», «Петротрейд» и «Транспетролиум» на первый взгляд юридически никак между собой не связаны. Но их тесно объединяет один круг госзаказчиков, поставщиков, даже юристы в разных городах у них общие. Например, в Казани интересы этой группы фирм представляет Аношкина Е.В., а Якутске – Чернышков С.В.
Как видно из документов на портале госзакупок, все фирмы действуют согласовано и очень слаженно, размывая суммы поставок ГСМ одним и тем же госзаказчикам между собой. А деньги там просто громадные. Например, если посмотреть отчет СНГС за 2014 год, то совокупные поставки «Туймаада-нефть», «Транспетролиум» и «Проминвеста» составляют 2,33 млрд.руб. и превышают поставки от ОАО НК «Роснефть». А когда сумма размыта между тремя поставщиков в глаза она не бросается и вопросов не вызывает.
Понятно, что такая слаженность возможна только в одном случае – если у них один владелец, который контролирует и координирует их работу. Одного мы уже знаем – это Иван Макаров, поэтому логично предположить, что и остальные фирмы находятся под его контролем. А все эти Громиловы, Шишкины, Сазоновы и прочие – лишь строчки в уставных документах.
Именно Иван Макаров, по моему мнению, негласно контролирует крупные поставки ГСМ для гос- и околоправительственных предприятий республики. И как мы уже ранее писали, скромный генеральный директор государственного «Сахатранснефтегаза» является очень близким другом главы Якутии Егора Борисова. А Егор Афанасьевич, в свою очередь, со всем своим административным ресурсом активно лоббирует многочисленные частные нефтяные проекты своего друга.
И теперь, учитывая это обстоятельство, становится понятным заявление «Алмазов Анабара» о «проверенном поставщике» и игры с ценами для «Сахатранснефтегаза» и сговорчивость «ВОСТЭКа» или ФБУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».
Никто из этих подневольных государственных людей с главой республики добровольно ссориться не станет. Себе дороже.
Жители республики часто жалуются на высокую стоимость топлива в Якутии. Справедливо, на мой взгляд, жалуются. Как видите, не только объективные причины лежат в основе этой дороговизны, есть и субъективные. Называется «десятина», или оброк начальнику.
Вы хотите и дальше его платить?
Александр Злобин.
|