Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [771]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [137]
Суд-закон.МВД.Криминал [1043]
Право, закон [213]
Экономика и СЭР [688]
Власть Правительство Ил Тумэн [891]
Мэрия, районы, муниципалитеты [311]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [133]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [415]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [102]
Коррупция [738]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [199]
Социалка, пенсия, жилье [226]
ЖКХ, строительство [119]
Образование и наука. Школа. Детсад [183]
Люди. Человек. Народ. Общество [107]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [570]
Алмазы Анабара [156]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [202]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [276]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [85]
Промышленность [42]
Нефтегаз [222]
Нац. вопрос [237]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [63]
Дьикти. О невероятном [156]
Выборы [577]
Айыы үөрэҕэ [6]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [16]
Ыһыах, олоҥхо [69]
Култуура, итэҕэл, искусство [307]
История, философия [153]
Тюрки [74]
Саха [98]
литература [28]
здоровье [354]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [117]
В мире [75]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
Main » 2017 » Муус устар » 18 » Два раза на грабли….
Два раза на грабли….
20:08

Два раза на грабли….

60 лет назад 8 апреля 1957 года в Якутии, по настоянию руководства республики того времени, была создана единая государственная геологическая служба на базе разрозненных геологических экспедиций разных союзных министерств и ведомств – Якутское геологическое управление (далее Якутское ТГУ, ПГО «Якутскгеология»), крупнейшее в СССР геологическая организация с которого выделилось в 1970-х годах ПГО «Ленанефтегазгеология». Эти организации и их кадры создали экономическую основу современной Республики Саха (Якутия) – минерально-сырьевой потенциал: алмазов, угля, золота, цветных и редких металлов, нефти и газа, других полезных ископаемых, востребованных сегодня в Российской Федерации и в мире.

В новых реалиях, когда в апреле широко отмечаются «День отца», «День охотника», востребованных политикой и населением, 60-летие создания единой государственной геологической службы и «День геолога» забыты, как «отработанный материал», не отмечается даже на уровне курирующего Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), образованного в прошлом году вторично с ликвидацией успешно осуществлявшего полномочия Республики Саха (Якутия) в сфере недропользования: Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию – «правоприемника» единой государственной геологической службы Якутии, получившей в 2016 году по Соглашению с Роснедрами дополнительные полномочия по управлению фондом недр по подземным водам, для строительства подземных сооружений, лицензированию сбора минералогических, палеонтологических (читай мамонтовой кости) и других геологических коллекционных материалов.

Если обратиться в современной истории, в 1992 году, при формировании исполнительных органов президентской республики, было образовано Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) объединив, орган управления промышленности (преимущественно горнодобывающей) и геологии, что было расценено геологической общественностью и специалистами ошибочным. Возглавил министерство харизматичный опытный специалист, партийный функционер Красноштанов В.Ф. Ущербность такого управления отраслью в концепции, что разведка месторождений, особенно, геологическое изучение, поиски перспективных участков это задача добывающих компаний рассыпалась в первый же год с ликвидацией многих экспедиций по республике.

В начале 1993 года от имени Ассоциации ученых и специалистов «Сайдыс» мной было инициировано письмо Президенту Якутии М.Е. Николаеву с обоснованием образования самостоятельного органа управления фондом недр республики. При этом я провел консультации с народным депутатом Верховного Совета Я-С ССР, моим учителем, профессором Р.М. Скрябиным, который поддержал мои инициативы и начал работу с депутатами. Письмо с поручением Президента М.Е Николаева поступило заместителю Председателя Правительства Е.Г.Егорову, которому с 1993 года были переданы руководство отраслями промышленности и геологии. Были проведены несколько совещаний, в процессе которых Е.Г. Егоров поддержал идею образования Госкомгеологии Республики Саха (Якутия).

Постановлением ВС Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 №1478-II было утверждено изменение структуры Правительства республики с реорганизацией Минпромгеологии РС(Я) и Министерство энергетики и топливной промышленности РС(Я) в Министерство промышленности и энергетики РС(Я) и образованием самостоятельного Госкомитета РС(Я) по геологии и недропользованию. Председателем вновь образованного комитета по рекомендации той же Ассоциации ученых и специалистов «Сайдыс» был назначен инженер-геолог Аллах-Юньской экспедиции, депутат ВС Республики Саха (Якутия) П.Р. Шишигин, а первым заместителем - главный геолог Геофизической экспедиции №6, один из самых опытных и уважаемых геологов

Якутии, к.г-м.н. В.А.Янжин-шин. Такой тандем, по нашему мнению, мог переломить ситуацию в нужное русло, что, в общем, было реализовано в пределах тех возможностей переходного периода, которые были у Республики в условиях отсутствия поддержки со стороны федерального центра.

Постановлением Правительства республики от 23 июня 1993 года №234 было утверждено Положение о Госкомгеологии РС(Я) с полномочиями по управлению государственным фондом недр Республики Саха (Якутия) штатной численностью 48 человек, 4 заместителями председателя, что вполне было достаточно для организации геологоразведочного процесса, управления и контроля недропользования.

Необходимо отметить, что структура Правительства РС(Я) в то время утверждалась законодательным органом, таких зигзагов со структурой, как сегодня, не происходило.

В течение 23 лет Госкомгеологии РС(Я), являясь эффективно работающей структурой, исполняла в полном объеме полномочия органа управления фондом недр, в том числе до 2000-х годов полномочия территориального подразделения Роскомнедр и МПР России по Соглашениям по взаимодействию в сфере недропользования. До 2004 года за счет республиканских средств были открыты Накынское кимберлитовое поле (трубка Ботуобинская), защищены запасы Томторского редкоземельного, Кючусского золоторудного, Талаканского нефтегазоконденсатного, Чаяндинского газоконденсатного, десятков других средних и мелких месторождений. Органы государственной (федеральные и республиканские) и муниципальной власти, недропользователи обеспечивались геологической информацией для составления и продвижения крупных инвестиционных программ и программ социально-экономического развития республики, реализуемые сегодня. Важной вехой работы Госкомгеологии РС(Я) является создание системы лицензирования и передачи прав пользования участками недр, до 2004 г. всех видов полезных ископаемых, после – участков недр содержащих общераспространенные полезные ископаемые. При этом учитывалось интересы Республики Саха (Якутия) и ее народа. Например, при передаче прав пользования ОАО «АЛРОСА-Нюрба» Нюрбинской и Ботуобинской трубок впервые в Российской Федерации были установлены разовые платежи (бонусы) в течение 25 лет в твердой валюте, зачисляемые сегодня в республиканский бюджет.

Первым документом, подготовленным Госкомгеологии РС(Я), утвержденное в 1993 году Правительством РС(Я), является «Инструкция по финансированию ГРР», далее переход первыми из государственных структур на казначейское финансирование. Можно с достоинством говорить, что в период даже неразберихи 1990-х годов система программного и проектно-сметного финансирования с государственной экспертизой последних позволяло целевое использование средств бюджета. В истории нет скандалов по финансовым нарушениям, связанных с геологией и ее руководителями. Более того, Госкомгеологии РС(Я) является одним из немногих структур, который обеспечивает поступление как запланированных, так и дополнительных доходов в бюджет республики, превышающей расходы на геологическое изучение за счет республиканского бюджета.

Важное значение имеет, проведенная Госкомгеологии РС(Я), работа по сохранению и правовому регулированию геологической информации в территориальном фонде геологической информации и фондах геологических и горнодобывающих предприятий. В период 1990-х годов были факты и попытки вывоза и продажи геологической информации по Якутии иностранным компаниям, как отдельными специалистами, так и предприятиями. Принятые нормативные правовые акты Первого Президента М.Е. Николаева и Правительства Якутии позволили пресечь эти действия, регистрировать геологическую информацию в республиканском (территориальном) фонде в собственности Республики Саха с внесением в реестр за №000984, а мероприятия, проведенные по вывозу геологических фондов ликвидированных предприятий в фонды геологических ГУПов Якутии, сохранить основные фонды геологических отчетов

прошлых лет, архивные материалы ликвидированных предприятий. За последние годы не раз были попытки увода геологической информации с республиканской собственности в федеральную. Возможно, одна из целей реформы является ликвидация всей системы управления фондом недр, «федерализация» геологической информации, в том числе оцифрованной и введенной в ГИС в 1990-х годах за счет республиканского бюджета. Необходимо до конца оценить и установить правовую суть оставленной геологической информации прошлых лет, оставшихся в ведении и пользовании добывающих компаний, в том числе АК «АЛРОСА» (ПАО).

Другим важным решением стало подписание в августе 1993 года Соглашение о взаимодействии между Правительством Республики и федеральным органом управления фондом недр – Росгеолкомом, затем МПР России в области геологического изучения территории и использовании минерально-сырьевых ресурсов Якутии с передачей полномочий территориального органа Росгеолкома Госкомгеологии РС(Я). Такие Соглашения, подписываемые в этот период, действовали до 2000 года и давали возможность Правительству и Госкомгеологии РС(Я) в условиях неразберихи и хаоса в федеральном управлении недрами полноценно использовать полученные полномочия по Указу Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 11.12.91. №277 и управлять системой геологического изучения и использования недр на территории Республики и вести свою политику недропользования по согласованию с федеральными структурами (Росгеолкомом, МПР России) на благо населения Якутии. В эти годы лишь Якутия, на территории России имела дееспособную государственную геологическую службу и приращивала запасы полезных ископаемых России.

На первой встрече с руководителями геологических предприятий мной было высказано пожелание новому руководству Госкомгеологии РС(Я) разработать Программу ГРР, воспроизводства МСБ и недропользования на краткосрочный и среднесрочный периоды, но в другой идеологии и параметрах, чем это делалось в советское время. Сегодня это модно называется индикативное планирование. К сожалению, кризисное ситуация, которая сложилась в России, в регионе, в текущей деятельности отрасли и нерешительность председателя П.Р. Шишигина не позволили реализовать механизм государственного программного развития отрасли (в том числе, из-за нехватки финансовых ресурсов), воспроизводства МСБ на определенный период, которое введено с 2002 года и успешно реализуется на основе программных механизмов. Только наличие, утвержденной органами государственной власти субъекта РФ - Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), региональной программы ГРР на территории Якутии на 2002-2006 годы явилось обоснованием для финансирования ГРР в 2005 с федерального бюджета при изменении Закона РФ «О недрах» по федеральному закону №122-ФЗ от 22.08.04.

Подготовленная и принятая Правительством Республики Саха (Якутия) «Государственная Программа ГРР на территории Республики Саха (Якутия) на период 2006-2010 гг., 2011-2015гг. и до 2020 года», утвержденные законом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) позволяла с уверенностью прогнозировать социально-экономическое развитие Якутии на более длительный период на основе потенциала минерально-сырьевого комплекса, воспроизводство МСБ, пропаганду и подготовку специалистов нового поколения. Сегодня этот вопрос повис на воздухе.

Важным моментом перестроечного времени является сохранение «костяка» специалистов, которые объединились вокруг нового руководства Госкомгеологии Республики и смогли использовать полученные полномочия и небольшие финансовые, кадровые и управленческие ресурсы для сохранения и функционирования системы геологического изучения и создание новой системы недропользования. Инстинкт самосохранения, моральные ценности, полученные в советской геологической среде (некто не побежал делить или приватизировать недра, предприятия), понимание того, что

федеральному центру не до геологического изучения и сохранения отрасли России и его субъектов, позволили направить имеющийся интеллектуальный потенциал на позитивную работу по продолжению изучения недр Якутии и создание новой системы управления недропользованием. Состав специалистов Госкомгеологии Якутии на протяжении 1993-2004 гг. был довольно стабильным, имеющий богатый опыт работы на производстве и управлении, что позволяло готовить и принимать решения, которые имеют стратегически выверенные направления и позволяли избегать крупных ошибок.

Попытки отнесения недр к исключительной собственности федерации, как это сделано в Лесном и Водном Кодексах по лесному и водному фонду, Республикой Саха (Якутия), в лице специалистов Госкомгеологии РС(Я), отслеживались постоянно и принимались исчерпывающие меры по его недопущению, в отличие от лесников и водников Якутии, которые просто «прозевали» или не смогли организовать этому какое-то противодействие.

В отличие от этих структур, когда по заданию Правительства РФ, в 2003 году Министерством экономического развития и торговли РФ был разработан проект новой редакции ФЗ «О недрах» в концепции о федеральной собственности на недра, в Госкомгеологии РС(Я) в сентябре-октябре в течение 1,5 месяцев был разработан альтернативный проект новой редакции ФЗ «О недрах» и направлен в феврале через Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) в Государственную Думу РФ. Законопроект республики получил при этом высокую экспертную оценку Всероссийского Института экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС). Параллельно велась работа с субъектами РФ по недопущению рассмотрения такого законопроекта в Госдуме РФ, что была достигнута, и законопроект МЭРТ РФ не был рассмотрен в Госдуме РФ. На многочисленные проекты изменений и дополнений Закона РФ «О недрах», ущемляющих права субъектов РФ, в кратчайшие сроки Госкомгеологии РС(Я) давались заключения с обоснованиями для принятия органами государственной власти Республики Саха (Якутия) соответствующих решений. Другой вопрос, как они учитывались или не учитывались в Госдуме РФ.

Даже по такой сложной проблеме, как попутный и промышленный помысел мамонтовой кости, когда в 2002 году полномочия регулирования вернули от Министерства охраны природы РС(Я) к Госкомгеологии РС(Я), удалось переломить ситуацию в лучшую сторону, разработав и утвердив нормативные акты республики на уровне указа Президента РС(Я) и специального Закона РС(Я) от 16 июня 2005 года 250-З №507-III “О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны». В период действия закона и нормативных актов республики из «тени» была выведена и учтена официальной статистикой: 2003 г. – 14,7 т, 2004 г.- 23,1 т, 2005 г.- 29,3 т, 2006 г.- 28,1 т, 2007 г.- 33,4 т., удалось повысить внутренние цены в 2,5 раза, создать до 30 субъектов малого бизнеса (200-300 рабочих мест), увеличить поступление налогов и платежей в местные бюджеты. К сожалению, по протесту Прокуратуры РС(Я) действие закона в 2008 году была приостановлено, а затем основные нормы отменены. И мамонтовый бизнес ушел снова в «тень» с наличным денежным оборотом.

В современной истории не раз были попытки ликвидации и реорганизации Госкомгеологии РС(Я) под «благими» намерениями. Например, вновь избранные депутаты 2003 года от геологии Котенев В.Н. и Кухтин А.А., с подачи высокопоставленного чиновника из ДП-1, имеющего свой интерес, выступили с предложением реформировать систему управления природными ресурсами республики: образовать большое «сильное» Министерство природных ресурсов РС(Я), слив туда Госкомгеологии РС(Я), Министерство охраны природы РС(Я), добавив «лесников» из Министерства строительства и архитектуры, «водников» и возглавить его.

А главной целью было растворение и (или) ликвидация структур и системы охраны природы, которая тогда и сегодня является реальной сдерживающей силой не только для

местных нарушителей природы, но и крупных трансконтинентальных компаний (корпораций) при реализации нефтегазовых проектов. Им были нужны слабая «система» управления природными ресурсами, особенно, в части охраны природы, вышедшей на международный уровень и лояльные «разговорчивые» руководители, мечтающие попасть на старости лет в теплые края и в «Первопрестольную».

Ликвидация самостоятельной структуры управления фондом недр с присоединением к не имеющему реальных полномочий по управления горной промышленностью (даже не статистов по полномочиям и кадрами) Министерству промышленности является повторным «наступлением на грабли», ведущий к развалу управления фондом недр. При этом даже в структуре Минпромгеологии РС(Я) не сохранены работающая внутренняя структура Госкомгеологии РС(Я), вытекающая из прошлого названия: геологии и недропользования, подготовленные кадры. Оставшиеся руководители повели себя как люди, болеющие только за свои места, не смогли отстоять структуру и кадров, проверенных временем, что показывает «обмельчение» менталитета кадров.

Ликвидация реально работающих структур и систем управления, на мой взгляд, имеет далеко идущие цели в связи с усилением влияния крупных компаний на государственные структуры, на расстановку руководящих кадров в органах управления природными ресурсами, надзорных органах. «Мнимое» разграничение полномочий в управлении природными ресурсами и сфере охраны окружающей среды с расстановкой «нужных» руководителей в этих структурах позволяют создать видимость управления с «отфутболиванием» проблемы с одной структуры в другую с красивыми отчетами для общественности. Необходимо на основе норм статей 5, 6, забытых норм статей 38 (по управлению природными ресурсами, промышленностью), 105 (о полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании отношений природопользования) Конституции Республики Саха (Якутия) проводить политику выполнения как норм самой Конституции, так и нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) не только жителями Якутии, но и всеми предприятиями и их руководителями, работниками. Для этого необходимо принимать законы республики, защищающие интересы населения и создавать дееспособные органы управления природными ресурсами и назначать руководителями квалифицированных специалистов – патриотов Республики!

В год экологии в России, на основе решения съезда экологов Якутии, многолетней проводимой политики в области охраны окружающей среды, признанного в России и в мире с одной стороны, наращивания промышленного освоения природных ресурсов, с другой, необходимо добиваться расширения полномочий Республики в области охраны окружающей среды и управления природопользования.

 

Николай Кириллин, заслуженный геолог РС(Я), кандидат геол-минер. наук

Category: Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения | Views: 545 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Муус устар 2017  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 6
Ыалдьыттар (гостей): 6
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2017