Совет старейшин и Общественная палата Якутии обсудили проблемы завоза грузов в арктические и северные улусы
Пресс-служба Ил Тумэна
Проблемы завоза грузов в арктические и северные улусы Якутии обсудили 4 мая 2017 года на совместном заседании Общественной палаты республики и Высшего Совета Старейшин Якутии.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев, председатель постоянного комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва, народный депутат республики Владимир Членов, руководители и ответственные республиканских министерств и Государственных комитетов, АО «Якутоптторг», главы и представители арктических улусов, представители научных и общественных организаций. Как отметил и.о. председателя Общественной палаты Якутии Семён Кырбасов, в конце июня 2017 года в Якутске состоится заседание Государственной комиссии по развитию Арктики с участием руководства Минэкономразвития России, в этой связи предложил рассматривать мероприятие в Общественной палате «как взгляд со стороны общественности и старейшин в рамках подготовки к указанному совещанию».
На заседании отмечено, что в силу географических и природно-климатических условий 90% территории Якутии имеет сезонную транспортную доступность. Рассказывая о проблемах развития транспортной инфраструктуры республики, министр транспорта и дорожного хозяйства республики Семён Винокуров отметил, что перевозка грузов внутренним водным транспортом является основным способом осуществления северного завоза. По его данным, порядка 67% грузооборота приходится именно на водный транспорт. Схема завоза грузов сложилась ещё в советский период – судами смешанного типа «река-море». Проблемы с доставкой грузов по реке связаны с ухудшающейся гидрологической обстановкой. На верховьях реки Лена в последние годы наблюдаются крайне низкие уровни воды. Если ранее благодаря дноуглубительным работам обеспечивалась глубина 175 см, то за последние годы глубина составляет 130 см, а в августе на некоторых участках река достигает глубины всего 100 см, что значительно усложняет завоз грузов. Министр рассказал о планах по приобретению земснарядов для проведения дноуглубительных работ и по обновлению флота, подробно отчитался об осуществлении перевозок грузов авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
В ходе обсуждения участники заседания затронули вопрос законотворческой деятельности по совершенствованию правовых основ дорожной деятельности в условиях Арктики. Вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев отметил, что вопрос завоза грузов в арктические и северные улусы республики находится на постоянном контроле у парламентариев республики. Он сообщил, что Ил Тумэн проводил парламентские слушания о состоянии зимних перевозок. «Были приняты серьёзные рекомендации в адрес Правительства республики, соответствующих министерств, составлен план поэтапной работы по увеличению финансирования, были учтены предложения о привлечении частных предпринимателей включиться в выполнение работ на тех или иных участках. Эти рекомендации не выполняются», – сказал он.
Кроме того, в Ил Тумэне проведён «круглый стол» на тему «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)», «правительственный час» на тему «О мерах по совершенствованию системы обеспечения продовольственными и основными непродовольственными товарами арктических и северных районов Республики Саха (Якутия)», постоянно проводятся рабочие совещания и другие мероприятия по решению проблем завоза грузов. Буквально в марте текущего года по инициативе профильного парламентского комитета под председательством Елены Голомарёвой проведён «правительственный час», на котором обсуждены вопросы и проблемы обеспечения арктических районов необходимыми ресурсами в период зимних перевозок.
Также на особом контроле находится ход реализации Комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Проблемные вопросы ставятся народными депутатами республики на федеральном уровне. В марте 2015 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации», на котором с докладом «О значении и роли Северного морского пути для социально-экономического развития прибережных арктических территорий Республики Саха (Якутия) и устойчивого обеспечения северной навигации» выступил Виктор Губарев и выразил уверенность в том, что в ближайшей перспективе роль Севморпути в качестве ключевого транспортного обеспечения может существенно возрасти. Вице-спикер Ил Тумэна сообщил, что депутатами Якутии подготовлен проект федерального закона об обеспечении северного завоза. «Проблемы северного завоза требуют комплексного решения», – подчеркнул он.
Кроме того, Виктор Губарев напомнил, что казённое предприятие «Дороги Арктики» было создано по инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн). Парламентарий отметил, что сейчас народные депутаты республики настаивают, чтобы сферой деятельности «Дороги Арктики» были охвачены все колымские улусы.
Председатель постоянного комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва напомнила, что по инициативе парламента Якутии пятого созыва под председательством Александра Жиркова был принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 192-ФЗ «О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Согласно поправке Ил Тумэна, бюджетные кредиты выдаются той организации, которая выигрывает тендер и будет осуществлять закупку и доставку социально значимых продовольственных товаров, включая муку для нужд хлебопечения. По подсчётам экспертов, экономия должна составить до 20−25% по сравнению с сегодняшней схемой северного завоза, а организация получает возможность 100%-ной предоплаты и экономит до 18% на цене муки. Федеральным законом № 192-ФЗ предусматривается возможность предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам за счёт средств бюджетов субъектов Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для закупки и доставки топлива, муки и других товаров в соответствующие регионы. Законом установлено, что перечень товаров, для закупки и доставки которых могут предоставляться бюджетные кредиты, утверждается Правительством России.
18 января 2017 года в соответствии с законом, принятым по инициативе Ил Тумэна, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства РФ №24, которым утверждён перечень товаров, для закупки и доставки которых в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов могут предоставляться бюджетные кредиты за счёт средств бюджетов субъектов Федерации. Перечень товаров был проработан с учётом замечаний и предложений органов исполнительной власти регионов, в которых осуществляется северный завоз, в том числе властями Якутии. Согласно постановлению, в перечень товаров попали мука, макаронные и аналогичные мучные изделия, капуста белокочанная, картофель столовый ранний и поздний, консервы молочные, консервы мясные и рыбные, крупа гречневая, лук репчатый, морковь столовая, овощи бобовые сушеные, пшено, рис шелушенный, сахар белый свекловичный или тростниковый, соль пищевая, чай зелёный (неферментированный), чай черный (ферментированный) и другие продукты.
По итогам обсуждения члены Совета старейшин предложили закрепить в федеральном законодательстве понятие «сезонная автомобильная дорога», а также возобновить государственный заказ на централизованные поставки и завоз товаров и услуг в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
|