Пока одни общественные активисты, заступаясь за бомжа, красят физиономии их обидчикам, мнимым или действительным, другие не могут получить участок для обустройства реабилитационного Дома трудолюбия. Об этом – в беседе с Евгением Смирновым, директором АНО «Центр безопасности здоровья».
– Евгений Николаевич, что подвигло заняться вас такой, прямо скажем, неподъемной задачей, как возвращение бездомных к нормальной жизни?
– Работая с 2014 года алтарником в Никольской церкви Якутска, я постоянно сталкиваюсь с бедой приходящих в храм людей, волею судеб оказавшихся на самом дне общества. Так я и пришел к выводу о необходимости создания «Дома трудолюбия», где бы обездоленные могли трудиться, сами кормить себя и товарищей по несчастью. Взяв благословение правящего архиерея, я подготовил пакет документов для учреждения «Дома трудолюбия» с технико-экономическим обоснованием и обратился с просьбой о выделении земельного участка в селе Маган в ноябре прошлого года, а в марте пришел отказ за подписью главного архитектора Ирины Алексеевой.
– Что же послужило причиной отказа?
– В письме говорится о несоответствии генплану села Маган...
– С этим трудно поспорить, но ведь для обустройства Дома трудолюбия нужны земли, пригодные для ведения сельского хозяйства и чтобы неподалеку были коммуникации, то же электричество, вода и прочее...
– Наш проект поддерживает депутат Павел Петров (он заметил, что на бродячих животных выделяются миллионы, а здесь – люди); вопрос о предоставлении земельного участка городские власти снова рассмотрят после 17 июня. Надеюсь, что с Божией помощью наш голос будет услышан: Якутск да и республика переживают подлинную социальную катастрофу, число граждан данной категории увеличивается за счет притока из улусов, когда люди прибывают в столицу по бытовым, социальным нуждам по медицинским показателям и в силу разных причин попадают в сети асоциальных лиц, промышляющих, в основном, на речном и автовокзале, начинают употреблять алкоголь, спиваются и, как следствие, оказываются в трудной жизненной ситуации, не имея средств к существованию и крыши над головой, пополняют криминогенную среду, а затем и места не столь отдаленные, где, как правило, остаются без работы.
– Евгений Николаевич, а в Якутске есть реабилитационные центры, хоть немного напоминающие тот, который хотите организовать вы?
– В нашем городе имеется несколько центров псевдореабилитационной направленности, не имеющих своей целью ресоциализацию содержащихся у них граждан, их предприимчивые дельцы используют всего лишь как рабочую силу в целях личного обогащения, давая несчастным кусок хлеба и крышу над головой. Как и чем их кормят, придерживаются ли в этих центрах санитарных норм и правил, соблюдаются ли права человека и гражданина, – никто не знает.
Есть в нашем городе и государственное учреждение – приют для временного проживания, находящийся по улице Богдана Чижика, который относится к Комплексному центру социального обслуживания населения Якутска. Но оно не в силах решить озвученную проблему.
Дом трудолюбия же предполагает вышедшему на свободу и оказавшемуся без собственного жилья человеку получить ночлег, питание, оформить временную регистрацию, справиться с психологическими трудностями, уладить юридические вопросы и получить работу.
Финансовая, материальная поддержка должна встать на уровень первоочередных государственных задач. Оказание духовной помощи религиозной организации РПЦ и душепопечение должно стать неотъемлемой частью реабилитации бывших осужденных и бездомных.
– А ведь в современном законодательстве ничего не говорится о бездомных...
– Да, необходимо на уровне законодательной и исполнительной власти в стране признать факт существования бездомных...
Требуется срочно в сотрудничестве с правоохранительными органами начать регистрацию бездомных по месту их фактического проживания на всей территории республики.
Зарегистрировавшиеся бездомные могут на законных основаниях участвовать в жизни общества. Мы же в «Доме трудолюбия» предполагаем реабилитацию осужденных за полгода до их освобождения и уже освободившихся осужденных, а также всех, кого в нашем городе брезгливо именуют бомжами. Хотелось бы выразить надежду, что при непосредственной поддержке городской и республиканкой власти мы будем обладать возможностью полноценной реабилитации нуждающихся в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
– Спасибо, Евгений Николаевич, за беседу, удачи вам!
Ольга СЕРГЕЕВА,
ИА SakhaNews
P.S. Данные, сколько бездомных проживает в Якутске, разнятся. Пункт временного пребывания граждан «Тирэх» приводит по состоянию на 1 января 2016 года цифру в 1,5 тысячи – столько человек обратились к ним за помощью, другие говорят о четырех тысячах.