ИА SakhaNews. Осенний политический сезон на портале SakhaNews открывает известный якутский политик Эрнст Березкин. Мы приглашаем читателей к широкому обсуждению острых проблем, как российских, так и чисто наших, республиканских. Задавайте вопросы и высказывайте свое мнение.
- Правительство России по итогам второго квартала этого года заявило о росте ВВП России на 2,5%. Можно ли считать это началом выхода из кризиса, Ваши прогнозы, Эрнст Борисович?
- Прежде чем делать радужные выводы, надо разобраться – в каких отраслях рост ВВП оказался выше прогнозных показателей. В начале года МВФ прогнозировал рост ВВП России в 1,4%, а Правительство РФ - в 2%. Рост во втором квартале обусловлен прежде всего ростом в строительном секторе и в добывающей промышленности. На рост в строительном секторе повлияло завершение программы сноса ветхого и аварийного жилья, строительство моста на Крым, реализация проекта «Сила Сибири», то есть освоение крупных бюджетных инвестиций. Рост в добывающей промышленности, понятно, обусловлен ростом цены на нефть.
Чтобы поверить в устойчивую тенденцию роста ВВП, нужно «заглянуть» в федеральный бюджет, оценить приток иностранных инвестиций в экономику России. А с этим все достаточно мрачно. Трехлетний федеральный бюджет на 2017-2019 гг. предусматривает снижение государственных инвестиций, в том числе существенное снижение оборонного госзаказа (почти на 3,2 трлн. руб.). Объем иностранных инвестиций в экономику России упал с 53 млрд. долларов в 2013 г. до 9,8 млрд.долларов в 2016 году. Одновременно, чистый отток капитала по итогам восьми месяцев 2017 г. увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2016 годом, и составил 12,1 млрд.долларов.
Внутрироссийские инвестиции, к сожалению, не компенсируют даже амортизационное выбытие существующих основных фондов в большинстве отраслей.
Таким образом, в условиях ужесточения санкций в отношении России, сокращения расходов федерального бюджета, оттока иностранного капитала у Правительства Российской Федерации очень ограниченные инструменты «подстегивания» экономики.
Многие экономисты дают следующую оценку: России для достижения темпов роста ВВП более 2% в год оптимально требуется ежегодно около 50 млрд. долларов инвестиций в реальный сектор экономики. Давайте возьмем за основу эту оценку, в рублях это около 3 трлн. руб. В прессе много обсуждались предложения Столыпинского клуба по развитию экономики России, в том числе, так называемую, политику «количественного смягчения». Она заключается в увеличении денежного предложения со стороны ЦБ (эмиссия) для финансирования и рефинансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. При этом, ими предлагаются установить определенные ограничения, чтобы эти «дешевые» и «длинные» деньги не попали на спекулятивный рынок валютных операций (падение курса рубля), или, минуя производство, на потребительский рынок (раскручивание инфляции). В предложениях Столыпинского клуба объем такой эмиссии предлагается в размере не менее 1,5 трлн. руб. в год в течение пяти лет.
Допустим, Правительство РФ согласилось с денежной эмиссией. Где экономике брать остальные 1,5 трлн. руб. в год? Необходимо учесть и сокращение бюджетных инвестиций - по 1 трлн. руб. в год в ближайшие три года. Плюс - в 2017-2019 гг. продолжится серьезный отток иностранных капиталов в результате возврата ранее полученных иностранных займов крупными компаниями России (на уровне 2016 г).
Центр стратегических разработок под руководством Кудрина в начале года обнародовал свою стратегию экономического развития России, основанную не на денежных вливаниях в экономику, а на институциональных преобразованиях в государственном управлении, судебной системе. Оценить в денежном выражении эффект от этих преобразований невозможно, но никто не отрицает, что они нужны. Вместо денежной эмиссии предлагается «бюджетный маневр»: сокращение расходов бюджета на оборонку, силовые структуры, чиновничий аппарат и увеличение за счет этого вложений в «человеческий капитал» (образование, здравоохранение, инфраструктура).
Все звучит красиво, но где найти еще 1,5 трлн. руб. в год на поддержание темпов роста ВВП?
Даже если «сложить», скомбинировать идеи двух вышеназванных стратегий: произвести умеренное «накачивание» экономики деньгами, ввести институциональные преобразования, пересмотреть (перераспределить) бюджетные расходы, увеличить пенсионный возраст, получить необходимые 50 млрд. долларов ежегодных инвестиций в реальный сектор экономики не получится без изменения внешнеполитической ситуации вокруг России.
И еще, в достаточно отвлеченных спорах о путях выхода экономики России из кризиса, на мой взгляд, упускаются три серьезных момента:
1. Россия отстала не только в технологическом развитии от передовых стран, но и не смогла найти, завоевать свои ниши на международных рынках кроме традиционного сырьевого сектора. Куда направлять инвестиции? В случае снятия санкций, иностранные инвестиции снова пойдут в нефтегазовую отрасль России, а открытие высокотехнологичных производств снова упрется в отсутствие инфраструктуры, дороговизну энергоресурсов, отдаленность от основных рынков сбыта, дефицит кадров.
2. Мы мало говорим о настоящем дефиците людей с предпринимательским духом. Не только в последние пять кризисных лет, а с 90-х годов продолжается «утечка мозгов» из России; исход успешных, предприимчивых людей из страны. Можно и по Якутии видеть, как многие предприниматели стремятся продать свой бизнес и уехать в центр, за пределы страны. И дело тут не только в коррупции, административных барьерах, а в отсутствии атмосферы свободы в стране.
3. Главным индикатором выхода из экономического кризиса страны должно быть не одномоментное увеличение ВВП, а увеличение потребительского спроса граждан стран. Падение потребительского спроса россиян в 2017 году продолжается. Реальные доходы населения, по официальной статистике, с 2013 года упали на 10,3%. К этому добавляется высокая степень закредитованности российского населения. При этом, у россиян в отличие от жителей развитых стран высокий уровень краткосрочных кредитов. В результате в среднем россиянин платит по кредиту ежемесячно 20% от своей заработной платы, в США – 10,9%.
Итого, зафиксированный рост ВВП в 2,5% по итогам 8 месяцев 2017 г. – это временное явление. Прогнозный сценарий роста ВВП на ближайшие 3-4 года от 1 до 1,5% в год более реалистичен. Но он означает фактически стагнацию экономики России, которая приведет еще к большему отставанию нашей страны от лидеров мировой экономики.
- Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
- Основная часть решения проблемы лежит в политической плоскости, а не в экономической. Справиться с коррупцией на 95%, повысить предпринимательскую активность граждан, создать в стране атмосферу свободы поможет только сменяемость власти в стране и в регионах.
Россия должна стать одним из мировых центров производства продовольственных товаров. У нас под боком огромный азиатский рынок сбыта без европейских и американских санкций. Но для этого, кроме увеличения инвестиций в сельское хозяйство, нам надо перейти к активной миграционной политике. В российское село надо привлекать квалифицированных агрономов, зоотехников, фермеров из дальнего и ближнего зарубежья.
Пусть приходят со своими деньгами и технологиями, а Россия должна предоставить им упрощенное получение гражданства, сельскохозяйственные угодья в аренду с правом выкупа через несколько лет успешной работы.
Хорошие перспективы у лесной и рыбной промышленности. И в этих отраслях государственные инвестиции могут дать высокий эффект.
Государству необходимо начать более четче ориентировать трудовые ресурсы в выборе профессий. Развитие цифровой экономики, мероприятия «бюджетного маневра», научно-техническое развитие в отдельных отраслях в ближайшие годы приведут не просто к сокращению рабочих мест, а к вымиранию отдельных профессий. Как говорится, всех в добывающую промышленность не трудоустроишь (в ней занято всего 1,6% занятого населения страны). Поэтому России еще предстоит пройти путь, который прошли западные страны, а большинство быстроразвивающихся азиатских стран в силу исторического уклада жизни уже имели, и который состоит в развитии малого и среднего бизнеса, развитии сферы услуг. Самый простой пример – это то, где мы с вами обедаем, ужинаем, кто занимается уборкой в наших квартирах и домах. Все делаем сами. После работы мы стоим у плиты, возимся на огороде. В соседнем Китае люди готовят у себя дома только по праздникам, а каждый день идут всей семьей обедать, ужинать в соседние ресторанчики.
И все это, естественно, должно сопровождаться теми институциональными преобразованиями, о которых говорится в стратегиях ЦСР и Столыпинского клуба. Быстрого подъема экономики страны это не даст, но как раз создаст ту самую устойчивость экономике страны, которой России так и не хватает со времен СССР. Наша страна должна перестать быть «колоссом на глиняных ногах», шатающимся от любого «дуновения» мировых экономических, финансовых кризисов. Когда снижение цен на нефть «слизывает, как корова языком», благополучие россиян, накапливающееся в сытые годы.
- Вы уже критично высказывались о планах продажи акций ОАО «АЛРОСА-Нюрба». В чем Ваши опасения?
Во-первых, ни способ продажи, ни цена продажи пакета акций ОАО «АЛРОСА-Нюрба» в данном случае не столь важны, как ущемление прав муниципалитета. Нюрбинский улус в свое время, а не Правительство РС(Я) отстояло право выступить учредителем нового акционерного общества. Такой пример должен бы не только приветствоваться, но и «тиражироваться» по всей республике, когда муниципальные образования становятся владельцами части капитала предприятий, добывающих природные ресурсы на их территориях.
Во-вторых, снова все делается «исподтишка». Аналогичным способом республика лишилась таких активов, как ОАО «Нижнеленское», ОАО «Туймада-Нефть», ОАО «Якутцемент». Средств от их продажи никто не увидел. А средства от продажи "Якутугля", "Эльгаугля" и 7% акций АК «АЛРОСА» прошли минуя бюджет, и только по отдельным публикациям в СМИ мы знаем о махинациях с этими деньгами. Кроме не введенной должным образом в эксплуатацию железной дороги республика фактически, растранжирив огромные средства, ничего не получила. Нет новых производств, нет рабочих мест.
В-третьих, еще можно понять стремление АК «АЛРОСА» превратить дочернюю компанию в свое структурное подразделение. А вот позиция Правительства РС(Я) для меня не понятна. Лишаться на территории республики отдельного юридического лица, оплачивающего серьезный налог на прибыль и дивиденды, взамен рискуя получить «размазывание» финансового результата от деятельности ОАО «АЛРОСА-Нюрба» в экономике большой АК «АЛРОСА».
Руководство республики сейчас ведет себя по принципу «после меня хоть потоп». Распродав все имущество республики, нарастив запредельный государственный долг, кучка людей лоббирует сиюминутные бизнес-интересы подконтрольных им компаний, которые участвуют в «освоении» этих средств. Им не так важно было, чтобы заработали «еврохотоны», как нажива на их строительстве и закупке оборудования; переселение людей из ветхого и аварийного жилья, как прибыль на застройке 203 микрорайона и т.п.
- Что происходит с государственным бюджетом?
- Доходы бюджета этого года - 171 млрд. руб., ниже уровня прошлого года на 4-5 млрд.руб. Расходная часть принимается который год подряд с дефицитом в 5-6 млрд. руб. Правительство РС(Я) скрывает то, что в 2016 г. были проедены налоговые поступления 2017 года: АК «АЛРОСА», "Сургутнефтегаз" упросили в конце прошлого года переплатить налоги. Сейчас республиканский бюджет вынужден «восстанавливать» им переплаченные налоги. Поэтому, думаю, в третьем и четвертом квартале всплывет огромная брешь в бюджете – от 10 до 15 миллиардов. Борисов сошлется на объективную причину – аварию на руднике «Мир». Кроме того, Минфин Якутии упросил Москву авансом выдать дотации, планировавшиеся к получению в четвертом квартале, чтобы в июне расплатиться по отпускникам. Точно знаю, что до сих пор республика не восстановила 800 млн. руб. отвлеченных в 2016 году из Территориального дорожного фонда на текущие нужды бюджета, а это уже грозит санкциями со стороны Министерства транспорта РФ в виде лишения Якутии субсидий из Федерального дорожного фонда.
Выборы прошли, обещания щедро розданы, городу Якутску виртуально пообещано 50 млрд. руб. А дорожникам республики заработанные деньги не могут отдать. Точно не получат обещанные средства строители, жители села по субсидиям на молоко, коммунальные платежи бюджетных организаций отойдут на третий план. Возникнет проблема с выплатой заработной платы бюджетникам перед Новым Годом. Коммунальщики не расплатятся с энергетиками, те в свою очередь с газовиками и транспортниками. Неплатежи захлестнут республику.
Государственный долг республики не просто перевалил за 50 млрд. руб., а расходы по его обслуживанию начали превышать 2,5 млрд. руб. Добавьте сюда долги инфраструктурных предприятий, прежде всего ГУП ЖКХ, то можно представить масштаб финансовой нестабильности экономики республики. В свое время мне уже приходилось, лет 20 назад, бороться с неплатежами, захлестнувшими республику. Но нынешняя ситуация гораздо хуже. С тех пор численность работников и предприятий, зависящих от бюджета, выросла в 2 раза. В относительной устойчивости останутся только районы, в которых реализуются нефтегазовые проекты, строится «Сила Сибири».
Все это свидетельствует о безответственном руководстве республикой Борисовым. За его беспорядочное руководство придется еще долго расплачиваться всем жителям республики нищетой, банкротствами, безработицей.
Справка:
Березкин Эрнст Борисович родился 2 декабря 1970 года в селе 2-й Хомустах Намского улуса Республики Саха (Якутия).
В 1993 году после окончания Санкт-Петербургского университета экономики и финансов был назначен начальником отдела реализации программы разгосударствления и приватизации Фонда управления Государственным имуществом при Правительстве Республики Саха (Якутия).
С августа 1996 г. - заместитель генерального директора по экономике ОАО «Якутгазпром».
С 1998 года - заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия).
С марта 2000 г. - заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).
В феврале 2002 года назначен министром финансов Республики Саха (Якутия).
С января 2005 г. по июнь 2007 г. - первый вице-президент по финансам и экономике АК "АЛРОСА".
С 2010 по 2015 гг. заместитель начальника ФКУ Упрдор «Вилюй».
С 2016 по настоящее время директор ОАО «Сахаавтодор».
Депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) III-IV созывов. Награжден Почетной грамотой Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Являлся кандидатом в главы Республики Саха(Якутия) на выборах, состоявшихся в сентябре 2014 года.