С детьми будут заниматься гроссмейстер Гаврил Колесов и мастер ушу Василий Самсонов. Обучение в школе проходит на якутском языке.
Анатолий Бурнашёв рассуждает о педагогике, гендерном воспитании детей, силе родного языка и патриотизме.
Шиномонтаж vs педагогика
– Сделав успешную карьеру на эстраде, я всерьез начал задумываться о том, что могу сделать нечто большее, чем дарить людям сиюминутную радость, удовольствие. Где-то в 2010 году идея открыть частный детский сад пришла сама собой, когда в семье встал вопрос устройства детей в дошкольное учреждение. Тогда эта проблема в Якутске была острой. Мест катастрофически не хватало, очередь продвигалась медленно. Руководство города в лице Айсена Николаева активно приглашало частных партнеров к сотрудничеству. Подумав, трезво оценив свои возможности, в 2012 году, взяв кредит, я со своей супругой Светланой Афанасьевной решились на открытие дошкольной воспитательной группы. В первое время к нам ходили дети знакомых, друзей, соседей. Сейчас в садике полноценно работают две группы по 25 детей. Отдельного помещения не было, поэтому мы открыли сад прямо у нас дома. Благо возможности частного дома позволяли это сделать.
Я мог выбрать другую «менее хлопотную» сферу для бизнеса, торговлю, к примеру, или остаться в певческой деятельности. Неплохо зарабатывал, мог организовать студию звукозаписи, учить детей музыке. Или заняться сельским хозяйством, в конце концов, мог открыть мастерскую по шиномонтажу, с техникой я на «ты», но, в итоге выбрал педагогику. Поначалу я видел свое учреждение, как республиканский центр для одаренных к пению, рисованию детей. Потом эта идея разрослась до масштабов детсада. В этом году я распахнул двери первоклассникам. Берясь за это дело, я меньше всего думал о себе, хотелось сделать нечто добротное, благородное, перспективное. Воспитание – это долгоиграющий процесс, светлая, чистая среда, который начнет плодоносить через 15-18 лет. Считаю, что у каждого из нас внутри должно сидеть государственное мышление. Только так мы можем сделать жизнь вокруг себя лучше и комфортней.
Трудности есть всегда и в любом деле. Нужно быть последовательным и настойчивым в своих действиях. На моем пути всегда находились участливые, грамотные люди, готовые помочь словом и делом. Очень благодарен руководителю Управления Роспотребнадзора Якутии Маргарите Игнатьевой, замминистра образования Феодосии Габышевой за поддержку, советы, которыми они охотно делились.
По стопам предков
– Преимуществ у гендерного воспитания больше, чем в традиционном. Не зря наши предки воспитывали детей по этому принципу. Раз за разом я все больше убеждаюсь в правильности выбранного подхода. В первое время, когда группы были смешанные, мы видели, как дети мешали друг другу, как было трудно воспитателям организовать свою работу. С разделом групп все встало на свои места. У мальчиков своя среда, у девочек своя. В скором времени дети будут заниматься в специально оборудованных отдельных помещениях, где все будет сделано под их интересы: с соответствующим дизайном, интерьером, игровыми комнатами, предметами быта для мальчиков или девочек. Для полноты картины хотелось бы видеть больше мужчин-педагогов.
Когда открывал детсад, думал, что вслед открою и школу. Потому что дошкольное и школьное образование взаимосвязаны, и я их не вижу порознь. В этом году мы организовали учебный класс для мальчиков-первоклассников. По первоначальному замыслу планировал добавлять по одному классу ежегодно, но уже в следующем году, открою полноценную начальную школу. Вообще я представляю себе трехуровневую среднюю общеобразовательную школу до 10 класса, которая включает в себя начальное, основное и общее среднее образование. 11-й класс считаю лишним, так как дети повзрослеют и у них появятся совсем другие интересы. Получится, что мы их насильно ограничим школьными рамками.
Будни школы
– Наш класс рассчитан на 25 детей. Уроки начинаются в 9 часов утра. Потом дети остаются на продленку, где будут заниматься домашними заданиями, кружками. В обязательном порядке предусмотрены занятия по шашкам и шахматам, который будет вести сам Гаврил Колесов, (многократный чемпион мира по русским шашкам, международный гроссмейстер, гроссмейстер России). Кроме того, договорился с чемпионом Европы, призером чемпионата мира, мастером ушу Василием Самсоновым о проведении занятий. Также дети будут посещать бассейн, театры, кинотеатры. В летнее время мальчики будут заниматься в лагерях. Один лагерь будет работать в Якутске, куда можно будет водить воспитанников детсада. Другой — в родном Усть-Алданском улусе, где можно будет обучить мальчиков навыкам труда, промысла, умению пользоваться орудием труда, техникой: мотоциклом, машиной, трактором, водным мотором. С нового года начнем обучать мальчиков верховой езде, умению обращаться с лошадьми, чтобы к окончанию школы могли самостоятельно разбираться в конском убранстве, снаряжениях, полностью экипировать, оседлать коня, отличать их по окрасу.
Может быть некоторым частная школа покажется недоступной, однако, в муниципальных учреждениях, в силу переполненности, расходы на обучение все равно получаются немалые. Ведь родители вынуждены возить детей на продленку, кружки в другие части города, часто обращаться к частникам, а если ребенок отстанет от программы, то нанимать репетиторов и т.д. Наша школа предоставляет ученику школьную форму, рюкзаки, учебные предметы, вплоть до ручек и карандашей. Кроме того, в обязательном порядке предусмотрена страховка детей от несчастных случаев.
Мы, как и все учебные учреждения, работаем строго в рамках федерального, регионального законодательств в сфере образования. Однако, это не запрещает нам творчески подходить к процессу. Изучаем опыт других стран, я побывал в Казахстане, Японии. Вижу, как в этих государствах уделяется много внимания, серьезно финансируется развитие молодежи. В России семейное тьюторство, как отдельное направление, только начинает развиваться.
Я очень щепетильно подошел к выбору педагога. Считаю, что начальное образование закладывает в ребенке не только последующие навыки к обучению, но и жизненные ориентиры. Большое счастье попасть к хорошему педагогу, профессионалу, настоящему учителю. Переговорив с большим количеством специалистов, убедился, что советская школа образования является наиболее качественной. Поэтому и выбрал опытного педагога с большим желанием работать с детьми. Наша задача — раскрыть талант ученика, вырастить его самостоятельно мыслящим, толковым молодым человеком, в совершенстве владеющими родным языком, способным свободно излагать свои мысли.
Сила родного языка
– Для каждого народа его родной язык сродни защитному инструменту. Это его сила, дух, культура и национальная идентичность. У каждого родного языка свои кодовые слова, которые спрятаны в древних преданиях, эпосе. У якутов они содержатся в Олонхо. Мои родители, зная об этом, заставляли меня с малых лет учить отрывки из Олонхо. В 9-летнем возрасте, будучи третьеклассником, в течение полутора часов я наизусть мог читать отрывок из Олонхо «Эрчимэн Бэргэн». Я вырос с этой кладезью, оно во мне и это мое богатство, мое преимущество, сила. Якуты очень талантливый, мудрый народ. Поэт, литературный критик Егор Шестаков-Эрчимэн в свое время очень верно высказался, сравнив ребенка с искрой, огнем. Если вовремя его не зажечь, он может погаснуть, если сильно разжечь, можно получить ожог, а если нащупать золотую середину, то этот огонь на старости лет будет согревать теплом и вниманием. Любой родитель воспитывает своих детей своим примером. Я бы хотел видеть своих детей настоящими хозяевами своей родины, чтобы они уважительно относились к старшим, чтобы оберегали вечную мерзлоту, свои родовые аласы и озера.