Уникального бычка будут наблюдать ученые из Якутска
Двухлетний бычок по кличке Майагатта из Тулунинского наслега Усть-Алданского улуса второй год зимует под открытым небом. И в этом году Майагатта до сих пор отказывается идти в коровник, но продолжает видеться с матерью каждый день, они вместе идут на водопой, сообщает НВК «Саха».
Хозяева бычка Аграфена и Михаил Дьяконовы беспокоятся за него, но ничего не могут с этим поделать. Они кормят его и дали подстилку из соломы.
Сегодня за судьбу Майагатты волнуются все жители республики. Ведь никакая корова не зимует на улице, тем более зима в Якутии длинная и холодная.
Уже второй год за состоянием здоровья холодостойкого бычка следит местный ветеринар. Кроме того, уникальным животным заинтересовались сотрудники НИИ сельского хозяйства из Якутска.
***
Недавно статья об уникальном бычке появилась статья в EastRussia.
Заставить его позировать было почти также трудно, как дикого лося – бычок-отшельник сторонится людей. Не боится только хозяев, да и то – под настроение. Дом пенсионеров Дьяконовых стоит на краю села Тулунá, что в 200-х километрах от Якутска, их «блудный сын» поселился рядом на опушке леса. В Усть-Алданском улусе уже выпал снег, морозы по ночам до -20 градусов. Крупный и мелкий рогатый скот селяне загнали в хотоны (коровники. – Прим. EastRussia) месяц назад.
«Этот бычок уникальный! Версия, что у него что-то не так с головой, отпадает. Он не только нормальный, я бы сказала, он даже слишком умный. К автохтонным якутским породам коров и лошадей, которые зимуют на улице и дают жирное молоко, он не относится – те мохнатенькие, коротконогие, а этот бык крупный, крепенький. Правда, из-за зимовки на улице он тоже оброс и стал мохнатый. Скорее всего, он симментальской породы, хотя наши сотрудники-животноводы смотрели, что больше похож на герефортскую, а это вообще английская порода коров. Загадка. Никаких прививок, как положено животным, ему не делали с рождения – не смогли догнать», – рассказала EastRussia Надежда Сторожева, старший научный сотрудник ФГБНУ ЯНИИСХ. О животном с необычным поведением Надежда узнала год назад – в Тулуне живут родственники мужа, – и с тех пор следит за его судьбой.
Холодостойкий бычок родился в январе 2016 года, и прошлой зимой впервые пошел против системы. Он отказался идти в коровник, но продолжал каждый день видеться с матерью и сосать молоко. Тулунинских коров даже зимой принято отпускать на озеро на водопой, там они и встречались. Предполагают, что длительное грудное вскармливание помогло беглецу заработать сильный иммунитет и перезимовать.
«Никакая корова не зимует в центральной Якутии на улице, у нас воду прольешь – и лед становится! Морозы лютые, в середине зимы у нас будет до -56 градусов, холоднее, чем в Якутске. Прошлой зимой ажиотаж поднялся, многие в селе пытались этого бычка поймать. В итоге уже хотели просто пристрелить, и палили, но, видимо, не попали. Я позвонила ученым, работникам зоопарка Орто Дойду, сходила к главе, запостила эту историю в Инстаграм. Потому что мы его видим хоть издалека, но каждый день, он уже как достопримечательность, как родной стал, и жалко его! Пусть живет. Мы хотим, чтобы проводилась научная работа и министерство сельского хозяйства обратило внимание на увеличения этой породы», – поделилась житель с.Тулуна.
Про хозяина парнокопытного уникума – Михаила Дьяконова – в селе говорят: «Күөх оту тосту үктээбэт, сытар ынаҕы туруорбат киһи». Вольный перевод на русский: «Он ходит так осторожно, что зеленую траву не примнет, не заставить встать уйти с дороги корову, которая там улеглась, а лучше сам обойдет». Но из-за финансовых трудностей в этом сезоне Дьяконовы снова хотели отправить уже подросшего быка на забой, но заступились ученые и глава Тулуны Иннокентий Троев:
«Хозяева этого быка – пенсионеры, они ограничены в средствах, потому решили забить его на мясо. Но не как всех коров убивают, а как дикого на охоте, потому что попробуй его поймай. Дьяконовых отговорили, наша администрация поможет, даст кормов на 12 тысяч. Село у нас небольшое, 614 человек, почти 900 голов скота, всё и все на виду.
Я видел этого бычка не раз, он и сейчас бегает по лесу, спит там. Ему дали кличку Майаҕаттá (якутская буква «ҕ» читается как среднее между «г» и «х»), в честь богатыря якутской земли Майаҕатта Бэрт Хара. Видимо, потому что тоже с характером. В нашем Усть-Алданском улусе установлен большой памятник этому герою, можете приехать и сами посмотреть».
На якутских интернет-форумах о быке, рвущем шаблоны, оживленно спорят. Некоторые полагают, что Майаҕатта – это помесь коровы с якутской лошадью (ученые из НИИ сельского хозяйства Якутска назвали это абсурдом). Другие предлагают внести строптивца в книгу рекордов Гиннесса и завести ему персональную страничку в Инстаграм.
Правда про беглого бычка вскроется, когда встанет лед. Сейчас с Тулуной сообщения нет, зимник через реку Лена откроется в начале декабря. Тогда сюда отправится комиссия из Якутска, директор института сельского хозяйства и специалисты лаборатории животноводства крупного рогатого скота. Ученые будут искать в селе крепких мужчин, чтобы помогли заарканить ценный экземпляр. Биохимические анализы, чтобы составить полную картину, возьмут также у папы Майҕатты, его мамы и сестры.
«В советское время много экспериментов проводили, даже скот зибу скрещивали с холмогорами, с симменталами. Эти две породы были районированы – холмогоры и симменталы. Одно время лесных бизонов даже скрещивали с симменталом, чтобы был морозоустойчивый, есть такие опыты. А сейчас стали завозить калмыцкий мясной скот, алтайские, много кого завозят. Я думаю, что этот бычок – симментал, но имеет место прилитие кровей якутского скота, всякое может быть.
Мы возьмем биохимию, образцы крови и шерсти на анализ и будем смотреть генетическую идентификацию. Это может иметь практическое значение для животноводства Якутии и вообще холодных регионов. Содержание скота в хотоне – мероприятие дорогое, из-за этого у нас высокая себестоимость животноводства. 220-240 дней длится зимовка, это около 8 месяцев, это большие энергозатраты. Есть районы Якутии, где рано снег выпадает, и уже в сентябре они вынуждены загонять скот», – поделился директор ФГБНУ ЯНИИСХ им. М.Г. Сафронова Айаал Степанов.
В лесу быку-одиночке могут угрожать и волки. Но Майаҕатта, хоть и предпочел независимость, благоразумно держится недалеко от жилья. А хозяева, несмотря на повторную акцию протеста, все равно продолжают его подкармливать, складывают сено у хотона. Иногда отшельник приходит спать к сеновалу на улице. А на днях бычок впервые заглядывал в коровник, когда думал, что его никто не видит. Но зайти так и не решился.
Из истории якутской культуры животноводства в суровых условиях Крайнего Севера.
Архивное фото:
Саха-торговец в аннексированном у Якутии Охотске.
Каюр Павлов на рабочем быке, п/с Омолой, лето 1935 г., Булунский улус. Из архива В. Глухова.
|