Глава Якутии Егор БОРИСОВ наложил вето на закон об установлении границ Орто-Нахаринского наслега Ленского района, об этом сообщило ЯСИА 14 ноября. Напомним, что соответствующий документ приняли сразу в трех чтениях депутаты Ил Тумэна на 31 сессии 26 октября. Сам вопрос оказался «с бородой», которая растет уж более десяти лет. SakhaLife тщательно изучил его историю.
Впервые вопрос о границах Орто-Нахаринского наслега встал с момента принятия постановления Конституционного суда Якутии от 27.02.2007 № 2-П. Постановлением положения ст. 17 и приложения 17.5 Закона республики 173-З № 353-III от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» Ленского улуса (района) признаны не соответствующими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия).
Первый проект закона республики был внесен депутатом Дмитрием ГОРОХОВЫМ, тогдашним председателем постоянного комитета парламента по вопросам местного самоуправления. Ил Тумэн рассмотрел его 27 апреля 2007 года в первом чтении.
Через полгода — 18 октября 2007 года законопроект был внесен в режиме второго чтения. При этом по данному вопросу были внесены две поправки по уточнению устанавливаемой границы: от Орто-Нахаринского наслега и Ленского района. Депутаты при всем желании поправки учесть не смогли, так как они оказались взаимоисключающими — границы не совпадали. А при любых земельных спорах это очень болезненно. Также при рассмотрении данного вопроса отсутствовала карта с описанием границ муниципального образования. Таким образом, парламент отклонил поправки, они не были приняты. Была создана рабочая комиссия, которой было поручено разработать согласованное решение.
Второй проект данного закона был внесен правительством республики и рассмотрен в парламенте через год — 9 октября 2008 года. Этот проект закона предлагал установить границы в размере 478 кв. км. Правительство обосновывало данное предложение – существующей административно-территориальной границей наслега. Этот проект закона Ил Тумэн отклонил.
Третий по счету проект данного закона был внесен почти через четыре года — 25 июня 2012 года наслежным Советом депутатов муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег». Он был разработан рабочей группой, созданной распоряжением президента Якутии от 14 июля 2009 год № 305-РП. Итогом рабочей группы стал итоговый протокол схода жителей Орто-Нахаринского наслега, с приложением подписных листов. Этими подписными листами участники схода подтвердили поддержку решения наслежного совета депутатов об установлении границ. Общая площадь наслега в этом документе возросла на 10 тысяч кв. км. И составила, если точнее, 10 495 тыс. кв. км.
Президентом Е.А. БОРИСОВЫМ концепция проекта закона республики была поддержана, с предложением об устранении имеющихся разночтений в размерах площади.
Работа продолжилась. И 28 июня 2012 года проект закона был внесен на рассмотрение сессии Ил Тумэна. Тогда проект закона принят был в первом чтении. И, как принято в парламентской практике, рано или поздно был бы внесен в режиме второго, а затем и третьего чтений.
Однако в Ил Тумэн стали поступать обращения жителей Орто-Нахаринского наслега, которые просили признать итоги схода нелегитимными. Они мотивировали тем, что подписные листы в поддержку устанавливаемых границ не соответствует действительности. В итоге и данный проект закона республики был отозван.
Прошло еще пять лет. И вот, решением № 5/2 от 29 мая 2017 года Совет депутатов муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района вносит четвертый по счету проект закона республики. По этому документу, площадь муниципалитета возросла в два с половиной раза с последней версии, и составила уже 27,750 тыс. кв. км.
На сессии выступила представитель Орто-Нахаринского наслега Наталья ОЛЕСОВА, которая отметила, что запрашиваемая площадь в 27,750 тыс. кв. км., установленная постановлением Госсобрания от 4 июля 2000 г., является действительной, исторически сложившейся территорией муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег».
«Мы очень надеемся, что законопроект утвердят, потому что это решение схода жителей нашего наслега. Дело в том, что когда устанавливали границы нашего муниципального образования, не были предусмотрены земли сельскохозяйственного назначения, используемые населением под сельхозугодья — пастбища, пашни, а также охотничьи угодья. Указанные земельные участки закреплены только за физлицами, а эти участки должны быть введены во владения поселений. Отметим, что указанные земельные участки составляют экономическую основу местного самоуправления. Лишение населения исконных земель, кроме территориальных и экономических потерь, приводит к отчуждению населения от решения вопросов охраны окружающей среды», — цитирует представительницу Орто-Нахаринского наслега газета «Ил Тумэн».
Ее позицию поддержали депутаты Елена ГОЛОМАРЕВА,
Владимир ПРОКОПЬЕВ,
Алексей ЕРЕМЕЕВ
и председатель профильного комитета Василий МЕСТНИКОВ.
Принять законопроект в первом чтении предложил депутат Владимир ЧЛЕНОВ.
Против закона выступил депутат от Ленского района Михаил ЯГНЫШЕВ, который пояснил позицию Ленского районного Совета депутатов.
«Этот вопрос «с бородой». История длится довольно давно. К сожалению, я в документах не увидел – у нас же есть судебное решение по этому вопросу. Позиция Ленского района и моя позиция такая: просим коллег оставить территориальное устройство района в существующем виде, не вносить изменения в границы», — сказал народный избранник и попросил коллег-депутатов проголосовать «против».
После принятия парламентариями законопроекта в первом чтении выступил председатель правительства РС (Я) Евгений ЧЕКИН. Он обратил внимание на то, что формирование границ определяется не только историческим содержанием вопроса, но текущими экономическими, политическими и иными реалиями. Поэтому этот вопрос, по мнению Евгения Чекина, имеет очень серьезные, в том числе и финансовые, бюджетные последствия, поэтому он должен приниматься взвешенно. Обращаясь к парламентариям, председатель правительства республики попросил их поддержать данный законопроект только в первом чтении, направив усилия для глубокой проработки вопроса в режиме второго чтения.
Точка в вопросе была поставлена председателем Ил Тумэна Александром ЖИРКОВЫМ, который, обращаясь к Евгению ЧЕКИНУ, отметил:
«У нас имеется заключение письменное, официальное, подписанное заместителем председателя правительства РС (Я). С подачи правового управления этот законопроект поддерживается». Об этом сообщает газета «Ил Тумэн».
Проект многострадального закона республики Ил Тумэном с места в карьер был принят в первом и в окончательном чтении.
Официальным языком, закон «О внесении изменения в статью 17.1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)», принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2017 года З № 1336-V и представлен для подписания и обнародования главе Республики Саха (Якутия).
Сессии Ил Тумэна транслируются на сайте парламента онлайн. Оперативно подается и информация о принимаемых законопроектах. Надо полагать, довел информацию и депутат от Ленского района. Понятно, что в Ленском районе с пристрастием отслеживали прохождение данного законопроекта.
Уже на следующий день – 27 октября на имя Егора БОРИСОВА поступило письмо за подписью исполняющего обязанности главы Ленского района Станислава СЕМЧУКА с просьбой наложить вето на закон, устанавливающий границы Орто-Нахаринского наслега муниципального образования. SakhaLife публиковал это письмо.
Районные власти уверены в том, что документ был принят с процедурными нарушениями и не учитывает интересы подавляющего большинства жителей Ленского района. Схожие позиции выразили в своих комментариях главы нескольких поселков Ленского района, ряд авторитетных депутатов Ил Тумэна также призвали не спешить с принятием закона и хорошо все взвесить, сообщает ЯСИА.
СМИ предположили, что Ил Дархан наложит вето на данный закон, и прогноз оправдался.
Указом главы Якутии от 14 ноября 2017 года № 2206, принятый Ил Тумэном закон «О внесении изменения в статью 17.1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» отклонен, и в соответствии с действующим законодательством высшее должностное лицо направил в парламент республики свое мотивированное решение.
В мотивированном решении говорится, что реализация принятого закона повлечет за собой изменение финансовых обязательств государственного бюджета республики в рамках изменения Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) согласно закону «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)», увеличение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и сокращение собственных доходов бюджета муниципального образования «Ленский район», что приведет к изменению публичных обязательств перед населением Ленского района и что не было отражено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, внесенному на рассмотрение в Госсобрание республики.
В соответствии с республиканским законодательством законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств госбюджета Якутии, рассматриваются Ил Тумэном по представлению главы республики либо при наличии его заключения, чего в данном случае не было. Но законопроект получил положительные заключения правительства РС (Я), прокуратуры республики и государственно-правового управления Ил Тумэна.
Таким образом, закон «О внесении изменения в статью 17.1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» принят с нарушением вышеуказанных норм.
В администрации главы и правительства Якутии прокомментировали решение Ил Дархана не подписывать данный закон.
«Земельные и территориальные споры – это неизменные спутники становления и развития местного самоуправления. Глава Якутии убежден, что решения по таким чувствительным вопросам должны приниматься, исходя из принципа разумной достаточности с учетом интересов всех жителей района», приводит ЯСИА мнение руководителя департамента по информационной политике Романа МАНДЗЯКА.
Право вето, которым наделен глава субъекта, — это действенный инструмент в процессе формирования нормативно-правового устройства республики, и данный случай не является чем-то исключительным, подчеркнули в администрации. В ситуациях, когда принятие того или иного решения несет непрогнозируемые риски или ухудшает положение значительных групп населения, вступление нормативно-правового акта в законную силу может быть отменено. Это и было сделано в случае с установления границ Орто-Нахаринского наслега Ленского района, пишет ЯСИА.
По предварительным расчетам, на базе государственного бюджета республики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, МО «Ленский район» становится дотационным и объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составит 87,9 млн. рублей при сокращении доходов муниципального образования «Ленский район» в сумме 254,0 млн. рублей. Местный бюджет МО «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района становится высокообеспеченным.
В представленном главе Якутии для подписания и обнародования законе имеются внутренние противоречия и неточности юридико-технического характера.
Таким образом, использование права главой Республики Саха (Якутия) на отклонение принятого закона республики является защитой конституционных прав жителей республики.
По идее, депутаты Ил Тумэна специально оговоренными процедурами могут преодолеть вето Ил Дархана, и настоять на своем решении. Но на практике до этого вряд ли дойдет.
Получается, и четвертый проект закона по Орто Нахаре не проходит. И дело даже не именно в этом муниципальном образовании, а в том, что республика не позволит создать прецедент, когда в пользу отдельного наслега терпит убытки другое муниципальное образование, в данном случае Ленский район. И вся республика, которой пришлось бы выравнивать бюджет Ленского района, урывая из других статей. Стоит пойти на поводу у одного муниципалитета, как власти будут завалены земельными спорами, которые длятся десятилетиями и в других частях республики.
Как в известной басне, когда в товарищах согласья нет, воз будет оставаться на месте. Для уточнения границ Орто Нахары должен быть найден консенсус между интересами этого наслега и Ленского района. И условия тщательно проверят эксперты правительства, прокуратуры и Ил Тумэна.
Надо полагать, по Орто Нахаре появится и пятый проект закона.