YAKUTIA.INFO. Недавно по республиканским СМИ прошла полу-сенсационная новость – доцент СВФУ Николай Бурцев запатентовал якутский нож. Сразу же возник вопрос: могут ли другие кузнецы выпускать якутский нож? И неужели народное достояние может принадлежать одному человеку?
Напомним, что 1 декабря председатель якутского отделения организации предпринимателей «ОПОРА России» Егор Макаров и руководитель регионального представительства компании «Бибренд», директор Агентства по защите авторских прав «Наследие Якутии» Юлия Бурнашева заключили соглашение о сотрудничестве. Стороны планируют заниматься популяризацией и регистрацией товарных знаков для обеспечения защиты местных брендов.
В связи с новостью о якутском ноже представитель компании «Бибренд» ответила на вопросы «Якутия.Инфо».
- Юлия, как вы отнеслись к новости о том, что якутянин запатентовал якутский нож?
- Мы все так любим свое родное якутское, и когда китайцы или соотечественники подбирают то, что плохо лежит, но хорошо продается, мы начинаем недовольно ворчать, гневаться на правительство и иже с ними. Наверное, правильно делаем? Тот факт, что Николай Бурцев «сделал» патент на изобретение – это здорово!
- Вообще, что такое патент?
- Патент – это исключительное право, предоставляемое на изобретение. Иными словами, патент – это право на изделие или процесс, который, как правило, представляет собой новый способ выполнения того или иного действия или предлагает новое техническое решение той или иной задачи. По истечении срока действия патента охрана изобретения прекращается и изобретение становится общественным достоянием. Это значит, что любое лицо может использовать изобретение в коммерческих целях и такое использование не будет являться нарушением патента.
Но не стоит забывать, что главная функция патентов на изобретение и полезную модель – это не коммерческий интерес правообладателя (как мы думаем), а публичное раскрытие технических знаний, которые способствуют дальнейшей инновационной деятельности, которая обеспечивает постоянное повышения качества жизни человека и рост благосостояния общества.
- А теперь вернемся к якутскому ножу. Можно ли его запатентовать?
- Наверняка, вы думаете, как так, разве можно патентовать «Якутский нож» – народное достояние. Да, народное, и наш родной якутский нож является прототипом для ножа «Саха». Отметим, что любой патент имеет прототип. Предполагается, что изобретатель не разработал свою идею с полного нуля, а взял за основу что-то известное - прототип, и улучшил его. И это улучшение позволило получить какое-то новое и обязательно полезное свойство. Улучшение не должно быть просто дополнением, если это дополнение не несет качественно новых полезных свойств.
В рассматриваемом патенте указано, что изобретение относится к бытовым разделочным ножам. И улучшением в патенте Нож «Саха» является повышение универсальности и функциональности ножа при простоте и технологичности его изготовления.
Самый сложный процесс патентования – это регистрация изобретения. И Николай Бурцев молодец. Заявку он подал два года назад, а сколько времени ушло на разработку патента и главное – описание формулы. Составление формулы — это не просто научный процесс, это искусство. Именно патентная формула имеет юридическое значение, именно формулой определяются границы патентной охраны. В нем есть много нюансов. В формуле изобретения формулируются все существенные признаки изобретения. В свою очередь, признак — этакая единица смысла, из которых складывается патентная формула.
- С формулой и патентом все понятно. Николай Бурцев имеет право, как и многие другие мастера, запатентовать свое решение по изготовлению якутского ножа. И главный вопрос: что он с ним будет делать?
- А «делать» можно много всего. Патентообладатель – это собственник, а патент – это его собственность, и он может его продать или передать. В общем, решает, кто может или не может использовать запатентованное изобретение в период, когда изобретение пользуется охраной. Иными словами, патентная охрана означает, что изобретение не может изготавливаться, использоваться, распространяться, ввозиться или продаваться другими лицами в коммерческих масштабах без согласия патентообладателя.
Передача – проще ее можно назвать аренда – патента означает, что патентообладатель предоставляет какому-то лицу разрешение производить, использовать, продавать и т. д. его запатентованное изобретение. Это происходит в соответствии с согласованными положениями и условиями с определенной целью на определенной территории и в течение согласованного периода времени.
- Может ли автор или правообладатель предъявлять требования другим производителям?
- Конечно может, если они будут производить ножи с характеристиками рассматриваемого патента. Нож «Саха» все-таки отличается от классического якутского ножа. И наверняка кто-то делает такие ножи. Сейчас мы знаем, что Николай Бурцев – настоящий патриот и патентует (скорее всего за свой счет, а это недешево) свои изделия, созданные на основе нашего наследия. Главное сейчас – не забывать оплачивать госпошлины в соответствующие сроки, тогда патент будет под охраной государства 20 лет. Я очень рада, что сейчас ведется большая работа над сохранением нашего классического якутского ножа. Союз кузнецов республики регистрирует наименование места происхождения товара (НМПТ или географического наименования) «ЯКУТСКИЙ НОЖ».
- Что такое НМПТ?
- НМПТ – нематериальный актив, позволяющий закрепить за производителями (географической местности, региона) исключительные права на данное наименование. Примеры: «Оренбургский пуховый платок», «Алтайский мед», «Хохлома». НМПТ является одним из инструментов развития регионов, позволяющим представить товар, подчеркнуть особые его свойства, определяемые характерными природными факторами, завоевать симпатии потребителей. А также предприниматели и предприятия, получившие право пользования НМПТ, могут наносить на изготавливаемую продукцию предупредительную маркировку «зарегистрированное НМПТ», которая будет являться знаком качества для потребителей и одним из конкурентных преимуществ производителя.
Тогда придет конец якутским ножам не из Якутии! По крайне мере, каждый республиканский производитель сможет подавать претензии недобросовестным производителям из других регионов.
Также в планах Союза кузнецов зарегистрировать в качестве товарных знаков клейма мастеров. Наверное, это веяние моды и требование покупателей. Они наверняка хотят показать, что это не просто якутский нож или хомус, а изделие именно того или иного мастера. Хотя настоящие мастера понимают, что клеймо на клинке – это не гигиенично, как и «грубо» обработанный дол. Но опять же это больше требование потребителей – они считают, что это красиво и оригинально.
Общие выводы таковы. Другие мастера могут получить свой патент на аналогичные изобретения или полезные модели, видоизменив прототипы и без проблем использовать его, либо запатентовать новые способы обработки или состава металла при производстве ножей.
Самым действенным средством избавления якутских ножей от производителей с других регионов, либо недобросовестных производителей, которые заказывают клинки в других регионах, а в республике собирают готовый нож – это зарегистрированное НМПТ «Якутский нож».
Не надо недооценивать возможность регистрации интеллектуальной собственности. Защита своего творчества, идей и труда - это уважение к своему труду и делу жизни!