Председателю национального финансового Совета Центрального банка России – Министру финансов России, члену национального Совета безопасности Российской Федерации Силуанову А.Г.
от заместителя Председателя ОО «Сомого Куус (Объединенные Силы) Республики Саха (Якутия) Седалищева Николая Иннокентьевича, г. Якутск, ул. Кирова, 11, отделение связи, тел. 8-9248676909;
Уважаемый Антон Германович!
Прошу Вас, как председателя национального Совета Центрального банка Российской Федерации, как члена национального Совета безопасности Российской Федерации, дать правовую оценку ответу от 10.01.2018 №С59-4-4/Е01 Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ России и принять меры по устранению последствий, содержащиеся в данном ответе как являющиеся основой насаждения правового нигилизма, влекущее массовые негативные социальные последствия в России, в том числе Республике Саха (Якутия).
В абзаце 1 страницы 2 ответа Управление ЦБ России пишет: «Закон №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости) от 16.07.1998 года не предусматривает положений о необходимости получения согласия должника-залогодателя на переход к другому лицу прав на закладную, а также не содержит каких – либо требований, предъявляемых к новому законному владельцу закладной. 12 ноября 2008 года между банком и ЗАО «Регион Ипотека Якутия» был заключен договор купли – продажи закладных от 12.11.2008 №47 (далее-Договор купли-продажи), указанный договор соответствует Закону №102-ФЗ».
Однако, в соответствии части 3 статьи 339 ГК РФ договор залога должен быть заключен в простой письменной форме, если законом или соглашением сторон не установлена нотариальная форма. Договор залога в обеспечение исполнения обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение правил, содержащихся в настоящем пункте, влечет недействительность договора залога. Статья 55 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» утв. ВС РФ от 11.02.1993 №4462-1 устанавливает порядок удостоверения сделок, направленных на отчуждение или залог имущества, права на которое подлежат государственной регистрации: «При удостоверении сделок, направленных на отчуждение или залог имущества, права на которое подлежат государственной регистрации (статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), нотариус проверяет принадлежность данного имущества лицу, его отчуждающему или закладывающему, за исключением случаев, если в соответствии со сделкой на момент ее совершения данное имущество еще не принадлежит этому лицу». Следовательно, Управление ЦБ России не законно указывает, что не требуется получения согласия должника-залогодателя на переход к другому лицу прав на закладную, тогда как подпись должника – залогодателя на договоре залога должна быть удостоверена нотариально.
2. В абзаце 5, 6, 7 ответа Управление ЦБ России пишет: «10.06.2010 было составлено соответствующее уведомление №1923-08/1 гражданам о переходе прав по закладной в ЗАО «Регион Ипотека Якутия)». Одним из основных условий продажи закладных, согласно договору купли-продажи закладных, является передача полного кредитного досье заемщика (оригиналы кредитного договора, договора приобретения, договора страхования, финансовые документы и иные документы составляющее кредитное досье). Так как заключенный кредитный договор предусматривает все условия по передаче прав по закладной другим лицам, а также законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничение в части передачи прав третьим лицам, в том числе юридическому лицу, не имеющему лицензии на привлечение денежных средств граждан». Таким образом, Управление Центрального банка России считает что кредитный договор на привлечение денежных средств граждан, то есть на осуществление банковских операций может быть передано юридическому лицу не имеющему лицензии ЦБ России». Однако, статья 13 ФЗ «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации», устанавливает:
«Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе "О национальной платежной системе". Формы лицензий на осуществление банковских операций для кредитных организаций устанавливаются Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Таким образом, передача кредитных договора банка юридическим лицам, не
имеющих лицензию ЦБ России на осуществление банковских операций – это грубое нарушение порядка осуществления банковских операций.
3. Часть 2 Статьи 6 Федерального закона от 16.07.1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» устанавливает право отдавать имущество в залог по договору об ипотеке: «Не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена». В соответствии статьи 1 и 11 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» каждый гражданин Российской Федерации один раз в течении всей жизни обладает правом бесплатной приватизации предоставленного государственного или муниципального жилого помещения. Следовательно, банки не должны принимать в залог единственное жилье граждан, жилье строящиеся за счет государственных бюджетных средств. ЗАО «Регион Ипотека Якутия» имел регистрацию в Челябинской области, в настоящее время прекратил свое существование. При этом социальные налоги в Республике Саха (Якутия) и видимо в бюджет Челябинской области России не оплачивал. Задолженность физических лиц, проживающих в Республике Саха (Якутия) перед банками достигло более 130 миллиардов рублей, то есть это почти 3 годовых федеральных субсидий в бюджет Республики Саха (Якутия). Обманом, агрессивным распространением об отсутствии бесплатного жилья в связи с переходом на рынок нарушили право граждан на бесплатную приватизацию жилья вопреки Постановления от 15.06.2006 №6-П Конституционного Суда Российской Федерации, загнали граждан в банковскую кабалу и сейчас даже инициируют ускорение процедуру банкротства граждан Российской Федерации, имеет место изъятия единственного жилья граждан по требованиям банков в суд. О каком социально-экономическом развитии республики, о каком взрывном развитии предпринимательства можно говорить, мечтать, строит планы если в республике ежемесячную зарплату несут в банки в погашение, так называемых «ипотечных кредитов» заключенных на 300 месяцев (25 лет). Прошу срочно принять меры по оздоровлению деятельности ЦБ России.
Приложение:
1. Ответ Управления ЦБ России от 10 января 2018 года №С59-4-4/Е01.
Заявитель Седалищев Н.И. 12.01.2018 г.
|