Фото: SakhaLife
Не впервой якутскому казачеству оказываться на передовой очередного скандала. То атамана Козыря на колени в кругу (сбор полка) ставили, требуя отказаться от должности, то затяжные судебные распри вели, доказывая, кто "казачее", и выливая ушаты грязи друг на друга. А еще, помнится, по улицам города ездили конные патрули в форме образца позапрошлого века, да еще с георгиевскими крестами (!!!) на груди и с шашками. После нескольких стычек с горожанами казачьи патрули исчезли с улиц. И слава богу.
В канун 2018-го Якутский казачий полк неожиданно для себя опять оказался на передовой. Но теперь шашки ломают не на поле боя, а вокруг закона о поддержке местного казачества. Ил дархан решил дать ему закон, с чем в республике согласились далеко не все. В результате Ил Тумэн отложил инициативу Егора Борисова, пообещав вернуться к ней в феврале. Если законопроект пройдет, то помимо прочего казакам обещают землю без очереди. А те говорят, что она им даром не нужна.
1 декабря 2017 года глава Якутии Егор Борисов отправил в Ил Тумэн письмо, в котором изложил свое видение о развитии местного казачества. В законопроекте Ил Дархана говорится о регулировании вопросов поддержки казачьих обществ РС (Я), сохранении и развитии традиционного уклада жизни и хозяйствования, самоуправления и культуры. Чтобы это случилось, обещают разработать республиканскую и муниципальные программы поддержки казачества. Наделить его государственными и муниципальными сельхозземлями РС (Я) без проведения торгов – дабы к нашему столу свежие продукты поставляли. Также ил дархан позаботился о привлечении казаков к государственной, муниципальной и иной службе. Он хочет утверждать и Устав Якутского казачьего полка.
Взамен казакам отводят роль по охране правопорядка, соблюдения пожарной безопасности, экологического надзора и военно-патриотического воспитания. Кроме того, Якутское казачество планирует использовать при предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий, в гражданской обороне, защите государственной границы РФ и борьбе с терроризмом. За риск, как сказано в законопроекте, могут быть предусмотрены социальные, страховые гарантии и выплаты для возмещения вреда при несении службы. Причем платить за свой закон ил дархан обязал муниципалитеты.
Из пояснительной записки Егора Борисова в Ил Тумэн:
«Реализация закона не требует расходов средств государственного бюджета РС (Я). Финансовое обеспечение несения службы членами казачьих обществ, привлекаемых органами местного самоуправления, осуществляется за счет средств местных бюджетов (…)»
Ну и про государственные гранты не забыли, правда, на общих основаниях. Одна ремарка: законопроект Егора Борисова распространяется исключительно на реестровых казаков, то есть чьи общества внесены в Российский государственный казачий реестр, а в Якутии есть и общественные казачьи объединения.
12 декабря 2017 года Постоянный комитет по госстроительству и законодательству Ил Тумэна рекомендовал депутатам рассмотреть на ближайшей сессии законопроект «О развитии российского казачества в РС (Я)». Против выступил лишь один парламентарий Иван Шамаев, с завидным упорством вычеркивающий казаков из всех законов, где они пытаются появиться.
"Мы же определенное формирование"
Александр КАНИН, атаман Якутского казачьего полка (реестровые казаки):
- На Дальнем Востоке в Уссурийском войске у нас восемь общественных казачьих реестровых формирований, в том числе Якутский полк. Во всех других регионах Дальнего Востока закон о казачестве принят, нет только в Якутии. Хотя мы первые в 2009 году вносили законопроект в Ил Тумэн. Его даже приняли в первом чтении, но дальше он не пошел. Законы эти рамочные на основании российского закона о поддержке казачества.
Для чего они нужны? Мы, казаки, в Якутии охраняем общественный порядок. Во многих селах даже участковых нет. У нас в 13-ти районах есть свои добровольные пожарные дружины. Казаки помогают бороться с браконьерством. Но никакой социальной защиты, страховки у нас нет. Вы же понимаете, что во время такого несения службы всякое может произойти. Закон нужен именно для того, чтобы было возможно установить казакам такие гарантии.
А депутат Иван Шамаев нас упорно отовсюду вычеркивает. Когда в 2015-м рассматривался закон о ДНД, он настоял, чтобы из него вычеркнули одно слово «и казачество», ссылаясь на то, что казаки 400 лет бедных хамначитов ногайками били. Хотя нет ни одного случая конфликта в истории.
- Александр Николаевич, но ведь есть республиканский закон о добровольно-народных дружинах. Может, казакам вступить в ДНД, пользоваться всеми гарантиями этого закона и не придумывать отдельный?
- Мы же – определенное формирование. У нас уже есть казачьи дружины на местах, которые следят за порядком. Всего в Якутии нас 650 реестровых казаков. Есть еще общественные казаки у Козыря, которые в реестр не вступают – потанцевать, попеть. Мы и военно-патриотическим воспитанием занимаемся.
- В законопроекте есть пункт, чтобы предоставлять казакам землю сельскохозяйственного назначения без проведения торгов. Мне кажется, это очень опасная норма. Ведь из-за земельного вопроса могут начаться стычки с соседями вплоть до национальных волнений.
- Этот пункт вообще не принципиален. Такая льгота нам не нужна – зачем ее включили? Сейчас на февраль планируется первое чтение законопроекта, а ко второму и третьему будут внесены поправки. Казаки, кто хотел, дачные участки имеют, в селах сельским хозяйством занимаются… Слава богу, среди казаков бездельников нет – все работают, все служат. Предлагаемый закон рамочный, без источников финансирования. Нам нужна лишь социальная защита при несении службы.
А то, что поднимается национальный вопрос, так 42% наших казаков – якуты. Я Шамаеву говорил, что Прокопьевы, Софронеевы и т.д. имеют историю казачьего рода по 300-380 лет. На рубеже 19-20 веков восемь лет один Шамаев атаманом Якутского казачьего полка был. Не знаю, может быть, родственник этого депутата.
Мина замедленного действия
Выступая по закону о казачестве на заседании комитета Ил Тумэна, депутат Иван Шамаев отметил:
«Казачество в Якутии составляло социальную прослойку, выполнявшую функции охраны порядка, которые сейчас выполняет МВД, а также исполняло гарнизонную службу. Во время гражданской войны и после установления советской власти в Якутии никаких особых карательных операций и репрессий к казакам не предпринималось, тем не менее казачество в Якутии быстро исчезло».
Далее парламентарий выразил недовольство тем, что поддержка казачества ляжет бременем на республиканский и муниципальные бюджеты. Ну и по земельному вопросу прошелся.
«Можно не сомневаться, что привлечение казачьих обществ предотвратит какие-то нарушения общественного порядка, но польза будет абсолютно ничтожной по сравнению с той перманентной угрозой межнациональных конфликтов, которые могут вспыхнуть в результате введения этого закона. Всего лишь один инцидент может стать спусковым крючком непрекрещающихся конфликтов», - закончил Шамаев свое выступление на заседании комитета.
Нардеп, в принципе, готов и сам взять ногайку в руки, но лишь там, где, по его мнению, без казаков не обойтись.
Иван ШАМАЕВ, народный депутат Якутии:
- Я готов подписаться под каждым своим словом на заседании комитета. Сейчас общественность немного успокоилось, поскольку законопроект сняли с повестки дня декабрьского заседания Ил Тумэна. Но когда в феврале его опять внесут, мы снова получим бурю негодования. Этот законопроект не нравится многим, но не все рискуют публично выступать против. Это абсолютно бессмысленный закон.
- То есть очередная макулатура, которую заставляют принимать депутатов Ил Тумэна?
- Это хуже. «Макулатуру» еще можно принимать, пусть она лежит – есть недействующие, есть декларативные законы. А после того, как этот будет принят, казаки ринутся в государственные и муниципальные бюджеты. И главам будет уже трудно отказывать, поскольку на стороне казаков республиканский закон. И казаки будут получать какой-то процент бюджета, что-то отрабатывать, может быть. Но какая от этого польза?
Ну и самое главное. Казаки – это ведь этническая группа. Мы же видели кадры, как сегодня казаки разгоняют митинги, избивают пикетчиков, чего полицейские себе не позволяют. Такие события происходят – и никакого резонанса. Никто не изучает, что может произойти в Якутии в таком случае. А ведь избитые люди будут говорить, что их избили казаки. А там у нас и до национальных волнений дойти может.
- Атаман Канин утверждает, что почти половина его казаков – якуты.
- Если там будет двое-трое саха, это никакой роли играть не будет. Зачем закладывать такую мину замедленного действия? Я понимаю, когда на Ставрополье или Кубани казаки несут службу по охране населения от лихих горцев. Там я, может быть, и сам в их казачьи ряды вступил. Ну или точно голосовал бы за них.
- Иван Иванович, а атаман Шамаев – не ваш предок?
- Не знаю. Вряд ли.
Возможно, к февральскому заседанию Ил Тумэна против депутата Шамаева и его единомышленников выступит еще пара тысяч штыков уже объединенного Якутского казачьего полка.
Александр КОЗЫРЬ, атаман Якутской республиканской общественной организации «Якутский казачий полк» (общественные казаки):
- В конце января в Москве должен пройти объединительный Круг, на котором все казачество объединится под одним знаменем и служить будут все по одному закону. Больше не будет разделения на реестровых, общественных. У нас самое крупное и самое старое казачье объединение в республике. Наш полк был создан по указу Петра I в 1701 году. А возрожденной организации нынче 27 лет исполнится, в ней 2 тысячи казаков. Реестровым казакам, к примеру, 12 лет. У нас с Каниным есть соглашение о совместной деятельности. Почему нас в России рвали на части, потому что нас боялись…
- А как должности в объединенной Якутской организации делить будете? У вас 2 тысячи казаков, у Канина – 650…
- Как казаки решат, так и будет…
Наверное, снова завалят суды своими исками, претензиями и прочими бумажками...