80 лет назад, 15 марта 1938 г. на полигоне «Коммунарка» Ленинского района Московской области был приведён в исполнение смертный приговор Военной коллегии Верховного суда СССР. В числе прочих «исполнили» Николая Бухарина. Того самого, которого Ленин называл своим сыном, Сталин ласково именовал «Бухарчиком», и все остальные — любимчиком партии.
Несколькими днями ранее, на судебном заседании по делу бухаринско-троцкистского блока, выступал прокурор СССР Андрей Вышинский. В адрес «любимчика партии» он сказал следующее: «А Бухарин, эта проклятая помесь лисы и свиньи, как он себя ведёт по данному вопросу? Правильно — как и подобает лисе и свинье».
Остаётся только гадать, что вдохновило главного советского юриста на столь изысканные метафоры — полёт собственной мысли, или всё-таки детальное знакомство с наследием подсудимого? Причём детальное настолько, что поневоле проникаешься уважением к дотошности Вышинского. Дело в том, что подсудимый Бухарин ещё в 1927 г. нарисовал шарж-автопортрет, где не без ехидства изобразил себя с пятачком, острыми ушами и пушистым хвостом. Да ещё и приписал сбоку: «Свиная лисичка в старости».
Это был не первый и не последний опыт Бухарина в изящных художествах. Известно множество его рисунков, даже беглый взгляд на которые заставляет признать очевидную вещь — шаржистом «любимчик партии» был небесталанным.
1. Владимир Ленин
Шарж на Владимира Ильича Бухарин нарисовал по памяти — изображение датировано автором точно — 31 марта 1927 г. Впрочем, даже непонятно — можно ли назвать этот рисунок шаржем. Никакой насмешкой здесь и не пахнет. Ленин как Ленин. Возможно, именно с таким выражением лица Ильич писал о Бухарине ещё за год до революции: «Николай Иванович — занимающийся экономист, и в этом мы его всегда поддерживали. Но он, во-первых, доверчив к сплетням, и, во-вторых, в политике дьявольски неустойчив».
В проницательности Ленину отказать нельзя. Через два года после того письма, незадолго перед заключением Брестского мира, Бухарин был в шаге от того, чтобы повернуть нашу историю в совершенно неожиданную сторону. Конкретно — будучи «дьявольски неустойчивым в политике», он почти поддался уговорам левых эсеров, которые Брестского мира не хотели категорически. План их был прост — арестовать Ленина на 24 часа, за это время сформировать новое революционное правительство во главе с Бухариным, которое, в свою очередь, покажет Германии огромный кукиш и продолжит «революционную войну» по всей Европе. Бухарин тогда колебался здорово. Но всё-таки поддержал не левых эсеров, а Ленина.
2. Феликс Дзержинский
Известно два шаржа Бухарина на «Рыцаря революции». В более раннем варианте Дзержинский изображён в одеяниях иезуита — явный намёк на его польские корни и на то, что Феликс мечтал в детстве стать ксендзом. Второй вариант интереснее. Там пылающий взором Дзержинский нарисован с одним из двух главных атрибутов госбезопасности — с мечом. И подпись: «Меч разящий пролетарской диктатуры или Дзержинчик на страже революции». Рядом рукой самого «Дзержинчика» добавлено: «Надо сбоку нарисовать Бухарина и Калинина с напильниками, подтачивающими меч».
Вот здесь главный чекист ошибался. В предсмертном письме Бухарин оценил его заслуги очень высоко: «Нет Дзержинского, постепенно ушли в прошлое замечательные традиции ЧК, благодаря которым органы заслужили особое доверие, особый почёт, авторитет и уважение. В настоящее время в своем большинстве так называемые органы НКВД — это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, которые, в погоне за орденами и славой, творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя — история не терпит свидетелей грязных дел!»
3. Надежда Крупская
Отличный шарж Бухарина на супругу Ильича датирован 1933 годом — такой художник увидел Крупскую на заседании Политбюро. Надо полагать, что здесь нет никаких особенных подначек со стороны автора. С Крупской его связывала нормальная партийная работа — интриги, скандалы, взаимные нападки и взаимная поддержка.
Так, в 1925 году Николай Иванович выдвинул свой знаменитый лозунг, адресованный крестьянам: «Обогащайтесь!» И подкрепил его логичным рассуждением: «Социализм бедняков — это паршивый социализм». Что вызвало бурю возмущений, к которой присоединилась и Крупская, написав в «Правду» такую злобную и такую разгромную статью, что сам Иосиф Сталин запретил её печатать.
Зато когда в апреле 1929 г. встал вопрос о выведении Бухарина из Политбюро, Надежда Константиновна проявила себя с лучшей стороны, заступившись за своего товарища: «Нельзя, если кто-нибудь скажет что-нибудь неправильное, из этого сейчас же выводить какой-то уклон, да еще его оформлять. Сейчас важно посмотреть с точки зрения интересов партии: надо ли выводить Бухарина из Политбюро? Я думаю, что в интересах дела не надо». Это заступничество позволило Бухарину продержаться в Политбюро ещё несколько месяцев — окончательно его вывели оттуда только в ноябре 1929 г.
4. Иосиф Сталин
«Я терплю неслыханные издевательства. Я не отвечаю и креплюсь, когда клевещут на меня. Я не лижу тебе зада... Ты, вместо объяснения, истекаешь злобой против человека, который исполнен одной мыслью: чем-нибудь помогать, тащить со всеми телегу, но не превращаться в подхалима, которых много и которые нас губят». Это строки из личного письма Бухарина Сталину, датированные 1930 годом.
Насчёт «лизания зада» — вопрос открытый. Слишком часто Бухарин «колебался вместе с линией партии» и примыкал именно к сталинской группировке. Однако, в любом случае, ясно — к Сталину Бухарин относился с уважением и опаской, что видно по тем же шаржам. Это, почти как и в случае с Лениным, и не шаржи почти, а так — зарисовки. Кстати, в своём роде уникальные. Дело в том, что Иосиф Виссарионович никогда не позировал для портретов. Все художественные изображения «вождя народов» сделаны по фотографиям. Исключение одно — рисунки того, кто некогда был его личным другом «Бухарчиком».