Причин тому много. Как объективных, так и субъективных.
Причина первая
Одна из причин в том, что Якутия до сих пор является почти исключительно добывающей республикой. Соответственно, все производственные мощности расположены непосредственно на месторождениях. Как правило, в сотнях километров от ближайших населенных пунктов.
Например, Эльгинское месторождение коксующихся углей находится в 415 км от Нерюнгри. И это только по прямой. Чтобы добраться до месторождения наземным транспортом, необходимо пересечь едва ли не половину соседней Амурской области.
Расположенное в Заполярье богатейшее Томторское месторождение редкоземельных металлов находится в 320 км от районного центра Оленек. Ближе всех к месторождению, на расстоянии 120 км, расположено село Жилинда с численностью населения менее 700 человек. И это тоже только по прямой. Дорог в тундре пока нет.
Аналогичная ситуация складывается у нефтяников, газовиков и золотодобытчиков. Большинство предприятий-недропользователей просто вынуждены вводить у себя вахтовую организацию труда.
Причина вторая. Историческая
Как не раз отмечал Глава Якутии Егор Борисов, так сложилось исторически, что основная масса коренного сахаязычного населения занималась сельским хозяйством. А в промышленности республики преобладала русскоязычная часть жителей.
И сейчас, когда пропорции национального состава республики выровнялись, безработица больнее всего ударила именно по сельской части населения. Не случайно республиканская программа «Местные кадры в промышленность» ориентирована прежде всего на сельских жителей Якутии.
Но постоянно, веками живущему на одном месте селянину сложно привыкнуть к необходимости регулярно, на месяцы покидать родные стены, чтобы «от зари до зари», по 12 часов без выходных работать на вахте. Это тяжело не только физически, но и психологически.
Отсюда и определенный скепсис самих селян. Да, заработки на вахте не маленькие. Но как быть с личным подворьем?.. Оно же требует ежедневного пригляда. А с воспитанием детей?.. Соблазнов вокруг нынче много, и как бы в погоне за деньгами не упустить самое важное…
Причина третья
Третья причина вытекает из первых двух. Нет в мире предпринимателя, который бы захотел создать бизнес себе в убыток. Этот принцип касается всех, вне зависимости от масштабов затеваемого дела. Будь то маленький магазинчик или добыча нефти.
И когда перед недропользователем встает вопрос – кого везти на вахту? – он отдаст предпочтение квалифицированным специалистам. Потому что даже увеличенные затраты на перевозку профи с лихвой компенсируются производительностью труда, дисциплиной и безаварийностью.
А в результате основная масса не имеющих ни требуемой специальности, ни опыта работы селян уже на старте оказывается в проигрышной позиции. Им необходимо предварительное обучение азам профессии и много лет упорного труда, чтобы достичь уровня, востребованного на современном производстве.
Да и не каждому дано работать на вахте.
Причина четвертая. Бюджетное сознание
Если в начале 90-х годов в якутской деревне самыми богатыми были пенсионеры, то сейчас самыми состоятельными стали бюджетники. Этому способствовал, в том числе, курс государства на повышение зарплат работникам бюджетной сферы.
Быть бюджетником сейчас и престижно, и материально выгодно. Не случайно в чиновники ломится такое большое количество амбициозных молодых людей. И выбранные ими специальности юристов-финансистов-экономистов тоже совсем не случайны.
Вместе с желанием попасть в бюджетники изменилась и психология этих людей. Они даже не интересуются — сколько зарабатывают работники промышленных компаний?.. Зато скрупулёзно высчитывают — сколько же денег эти компании приносят в бюджет?.. И сильно возмущаются недостатком средств.
Совершенно искренне не понимая, что бюджет вообще-то не для них. Средства бюджета предназначены для тех, кто еще не может работать (дети), и для тех, кто уже не может работать (пенсионеры, инвалиды, хронические больные и т.д.).
По идее непонимание молодыми юристами-финансистами-экономистами базовых ценностей рыночной экономики должно удивлять. Но это если не знать, что главным певцом «бюджетной экономики» в Якутии является депутат парламента Ил Тумен, директор государственного бюджетного учреждения лицей-интернат «Республиканский лицей» Иван Шамаев.
Причина пятая. Субъективная
Нынче повсеместно наблюдается рост популизма в политике. В том числе под маской защитников экологии. Не отстает от прочего мира и Якутия. Помимо Ивана Шамаева на этой ниве подвизались бывший сотрудник департамента внутренней политики АГиП Иван Степанов, еще один бывший сотрудник АГиП Николай Седалищев, бывший министр финансов Эрнст Березкин и еще множество других, по разным причинам выдавленных из властно-бюджетной сферы «бывших».
Удивительно, но к мечтающим вернуться к бюджету деятелям порой примыкают и некоторые лица, вполне обоснованно считающие себя «промышленниками». Речь о бывшем гендире алмазодобывающего АО «Нижне-Ленское», а ныне советнике генерального директора ООО «Арктик капитал» Иване Андрееве.
Кампания «оппозиционно настроенных экологов», честно признаемся, очень и очень разношерстная. Пытающаяся, но, по-видимому, физически не способная к серьезному долгосрочному объединению.
Однако шума, который они поднимают, вполне достаточно для создания видимости активной деятельности и зарабатывания политических дивидендов.
Примыкают к «экологически озабоченным» и наиболее популистски настроенные парламентарии. Даже те из них, кто занимает очень серьезные посты, вроде председателя постоянного комитета Ил Тумэн по экономической, инвестиционной и промышленной политике Виктора Федорова.
По его, будем надеяться искреннему мнению, создание газохимического производства в Якутии неизбежно должно повлечь за собой устройство «громадного хвостохранилища».
Конечно, обычный человек вправе путать горнорудную отрасль с газопереработкой. Но только не председатель парламентского комитета по промышленности.
Причина шестая. Не афишируемая
Якутский крестьянин, как правило, очень много работает. Часто буквально не жалея себя. Но только в летнюю сенокосную страду. Во все остальные времена года можно немного расслабиться.
Но именно вот эта привычка иногда «расслабиться» больше всего и раздражает производственников. Потому что на промышленных предприятиях не то что прогул, даже пятиминутное опоздание категорически не приветствуется. Не говоря уже об алкоголе.
А недропользователи – тоже люди. Столкнувшись пару-тройку раз со случаями отступления от трудовой дисциплины, они переносят такое отношение к работе отдельных индивидуумов на всех местных жителей.
И вот вам еще один конфликт интересов. Конфликт, источником которого стали любители «расслабиться», а в результате страдают все.
Что делать?
Конечно, власти Якутии поступают совершенно верно, реализуя программу «Местные кадры в промышленность». Раз в республике развита только добывающая отрасль, то логично, что население всеми силами затягивают на вахту. Тем более, что недропользователи, проявляя добрую волю, идут навстречу пожеланиям властей.
Но в долгосрочной перспективе, не искоренив все шесть вышеперечисленных причин (а их вполне может оказаться и больше), большого успеха достичь не удастся.
Первая и вторая причины устраняются довольно просто. По крайней мере, на словах. Нужны перерабатывающие полезные ископаемые предприятия, расположенные в густонаселенных районах, в максимальной близости от сел.
Это обеспечит постоянную, не вахтовую занятость местных жителей на десятилетия вперед. Не только на основном производстве, но и в связанных с ним сферах. В том числе и в деле обеспечения нового рынка сбыта сельхозпродукцией.
Учитывая обусловленную климатом, удаленностью, отсутствием инфраструктуры и прочими негативными факторами спорную инвестиционную привлекательность Якутии, есть необходимость развивать для таких предприятий формат ТОСЭР.
Но для этого нужно устранить четвертую причину – гиперболизированную в сознании масс привязку к «бюджетной экономике». Люди должны поверить в себя, в свои силы и возможности, и перестать надеяться только на бюджет.
Помочь этому может решение третьей проблемы через глубокую, заточенную под нужды конкретных отраслей, реформу системы среднего специального образования. К примеру, в республике наблюдается острый дефицит высококлассных слесарей по обслуживанию контрольно-измерительных приборов. А ведь без них немыслимо любое современное производство.
Намного сложнее обстоит дело с шестой только по счету проблемой. Госкомзанятости здесь не помощник. Тут нужны объединенные усилия всех: начиная с воспитателей в детсадах, учителей в школах, преподавателей ССУЗов и ВУЗов, заканчивая родителями, обществом и самими промышленниками.
Вполне возможно, для комплексного решения проблемы безработицы правительству Якутии нужно создать столь модный сейчас «проектный офис». Консолидировав в нем усилия всех заинтересованных органов власти, ученых, общества и бизнеса.
И ни в коем случае не растаскивать вопрос на составляющие. Не делать отдельно Стратегию развития республики, экологическую доктрину, программы по борьбе с безработицей, развития среднего специального образования и пр. и др.
Создать единый, логичный, внутренне взаимоувязанный документ. По которому было бы ясно видно, что целью развития республики действительно является достойная жизнь людей. И что экология нам нужна не как фетиш для политиканов, а как одна из обязательных составляющих окружающего якутян комфорта.
Вот тогда сама по себе рассосется пятая наша проблема. А от ее деятелей не останется даже строчки в истории республики.