9.07.2018
На фоне краха банка «Таатта» хотелось бы знать, как обстоят дела у последнего оставшегося якутского банка – государственного «Алмзэргиэнбанка». Благо, ЦБ на днях опубликовал данные о финансовом положении госбанка по состоянию на 1 июня 2018 года.
Данные обработаны и сведены в удобные таблички на специализированном банковском портал banki.ru. Итак, давайте посмотрим.
Согласно этим данным, активы-нетто (чистые активы банка, грубо говоря – капитал банка плюс обязательства) АЭБ за май 2018 года сократились на 1,03% – 295,9 млн.руб., всего с января по июнь снижение составило 0.73%. Причем, динамика этого сокращения довольно настораживающая.
На 1 января 2018 года активы-нетто АЭБ составляли 28,7 млрд.руб., к 1 апреля они снизились на 5,05% до 27,2 млрд.руб. Затем в апреле средства предприятий, имевших счета в банке разом увеличиваются на 1,3 млрд.руб.(для банка такого размера это очень много – показатель по этой статье вырос на 31,3%) плюс еще на 319 млн.руб. выросли вклады физлиц. Эти разовые поступления сразу улучшили показатель нетто-активов на 5,64%. Но после этих поступлений опять, как мы уже отметили, активы опять начали сокращаться. И довольно высокими темпами.
Для справки, за 2017 год активы АЭБ сократились на 6,18% – с 30,6 млрд.руб. до 28,7 млрд.руб.
А теперь скажите, много ли в Якутии предприятий, имеющих счета в АЭБе, которые могут свободно оперировать миллиардными суммами? Я думаю, что очень немного.
Telegram-канал NewsOfYakutia 3 июля написал:
– АЛРОСА беспокоится за свои депозиты, размещенные в Алмазэргиэнбанке.
– Точный объем средств во вкладах компания не называет, но глава компании Сергей Иванов уже провел переговоры с Неглинной (офис ЦБР) на предмет будущего банка.
– И пока не услышал обнадеживающего ответа. ЦБ по-прежнему наблюдает за банком, решить проблемы которого не помогает даже прямое вмешательство республиканского руководства.
Я довольно скептически отношусь к сообщениям данного Telegram-канала, но в данном случае склонен ему поверить. Действительно, кроме предприятий группы АЛРОСА, в республике практически нет организаций со счетами в АЭБ с подобными оборотами. Напомню, 11,05% акций Алмазэргиэнбанка принадлежит группе предприятий алмазодобывающей компании.
А все это разовое вливание выглядит как срочная помощь банку накануне каких-то обязательных выплат.
За май 2018 года убытки АЭБа выросли на 24,3% – с 29,6 млн.руб. до 36,9 млн.руб., капитал банка сократился на 0,55% и сейчас составляет 2,9 млрд.руб.
Для справки, на 1 января прошлого года капитал банка равнялся 4,1 млрд.руб. и за год сократился до 3 млрд.руб. Убытки за 2017 год составили почти 1,3 млрд.руб.
Но есть и хорошие новости в отчетности. За май немного вырос кредитный портфель банка, уменьшилась просрочка и выросли вклады физлиц. Резко, почти на 192 % вырос объем валютных операций банка.
К сожалению эти новости не повлияли на текущее состояние банка – нормативы, установленные ЦБР, продолжали ухудшаться. По состоянию на 1 июня норматив достаточности собственных средств Н1 упал почти на 0,3 % до уровня 11,39. Напомню, минимальное значение, установленное ЦБР с 1 января 2016 г. – 8 %.
Н1 – основной норматив, который обязаны соблюдать все кредитные организации. Это один из наиболее важных показателей надежности банка. Характеризует способность банка нивелировать возможные финансовые потери за свой счет, не в ущерб своим клиентам.
Норматив мгновенной ликвидности Н2 сократился на 12,93% до уровня 108,03. Минимальное значение, установленное ЦБР – 15%.
Норматив мгновенной ликвидности Н2 ограничивает риск потери банком платежеспособности в течение одного дня. Определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка, которые банк может реализовать в течение одного календарного дня, к обязательствам самого банка, которые он должен исполнить или у него могут потребовать исполнить в течение одного календарного дня (например, текущие и расчетные счета клиентов, депозиты до востребования, однодневные межбанковские займы).
Норматив текущей ликвидности Н3 вырос на 1,35% до уровня 126,5 %. Минимальное значение, установленное ЦБ – 50%.
Норматив Н3 – это тоже самое, что и Н2, только в расчете на календарный месяц.
Как видите, несмотря на все усилия старого республиканского руководства, показатели работы банка продолжают снижаться. Особенно наглядно это видно на сокращении собственного капитала банка – он стремительно уменьшается. Соответственно, это приводит и к ухудшению основного норматива банка Н1.
Для справки, на 1 января 2017 год он равнялся 14,33, сейчас – 11,39.
Такими темпами к концу года банк может вылететь за минимальные значения, установленные ЦБР со всеми сопутствующими последствиями в виде отзыва лицензии.
Банк отчаянно нуждается в срочной докапитализации, в размере минимум 2 млрд.руб. Но денег у республики пока нет и неизвестно, когда будут. Старое руководство Якутии рассчитывало помочь банку из средств, вырученных от продажи акций АЛРОСА-Нюра, но реализация пакета затянулась. А деньги нужны прямо здесь и сейчас.
Из-за этой затяжки рейтинговое агентство «Эксперт РА» уже снизило банку рейтинг. Как сказано в комментарии агентства:
Снижение рейтинга обусловлено, прежде всего, более длительными сроками докапитализации кредитной организации, чем предполагалось ранее. Увеличение капитала необходимо для покрытия значительного объема резервов (по итогам 9 месяцев 2017 года убыток превысил 1 млрд рублей; за период с 01.10.2016 по 01.10.2017 ROE по прибыли после налогообложения составила минус 19,8%).
Агентство негативно оценивает недостаточно консервативную политику резервирования по ссудам (дельта между расчетным и минимально возможным коэффициентами резервирования составила 0,6 п.п. на 01.11.2017) и широко распространенную практику корректировки расчетных РВПС на стоимость принятого обеспечения для уменьшения фактических резервов (отношение дельты между расчетными и фактически сформированными РВПС к капиталу составило 42,1% на 01.11.2017).
Подчеркну – за полгода кредитный рейтинг Алмазэргиэнбанка упал с А+ до RuBB-. На 3 пункта! Это очень много и быстро. Достаточно сказать, что до этого рейтинг А+ присвоен банку в 2013 году и все это время стабильно держался на этом уровне. А тут сразу минус три пункта всего за 7 месяцев. Это даже не звоночек, это просто набат по финансовой устойчивости банка.
Сразу скажу, анализ сделан на основе опубликованной официальной информации Алмазэргиэнабка, предоставленной им в ЦБР. Но вот насколько она достоверна – большой вопрос.
Наш сайт в статье «Супруга врио главы Якутии продала свой торговый бизнес по цене бутылки коньяка» уже писал, что руководитель банка Людмила Николаева довольно своеобразно обращается с финансами.
Напомню, свою долю в торгово-строительном бизнесе, предварительно оцениваемую в десятки миллионов рублей, она «продала» по цене бутылки коньяка средней паршивости. За 4500 рублей, с которых она добросовестно уплатила все налоги. Комментария или ответа на эту статью мы так и не получили, а, следовательно, все написанное там верно и достоверно.
Кроме того, как видно из заключения аналитиков агентства «Эксперт РА», руководство банка проводит довольно рискованную финансовую политику и регулярно проводит определенные внутренние операции в финансовой отчетности, связанные со стоимостью залогов. Вот и опять в мае этого года уровень обеспечения кредитного портфеля банка залогом имущества вырос почти на 6%.
А что такое стоимость залога? Это прежде всего оценка. Имущество же, можно оценить и в 5 рублей, и в 5 миллионов рублей. Вон сама Людмила Николаева стоимость 25 % «Строительного рынка» в Якутске оценила в 4500 рублей. Вот так.
А результаты деятельности так называемых «независимых оценщиков», очень хорошо видно при банкротствах банков, когда нарисованная в балансе стоимость залогов оказывается в сотни раз меньше их реальной цены. Примеров таких сотни, если не тысячи. В Якутии же достаточно вспомнить историю с банкротством «НР-Банка», о которой наш сайт неоднократно писал.
На первый взгляд, исходя из предоставленной банком отчетности, финансовое состояние банка не так уж и плохое. К вечеру он точно не лопнет. Но вот что будет завтра – сказать трудно. Банку срочно нужен капитал, а где его взять – не совсем понятно. Руководство АЭБа надеется на власти Якутии, о чем и указало в собственном отчете. Но республика не в состоянии прямо сейчас вынуть из бюджета и выдать банку 2 млрд.руб. (а лучше 3). Осталась одна надежда – на продажу акций АЛРОСА-Нюрба.
Но как я уже отметил – с продажей не все так гладко, цена акций на сегодня значительно упала и потому размер суммы, вырученной за пакет, может оказаться не такой, на который рассчитывало руководство Якутии. А претендентов на деньги – воз и маленькая тележка. Авиакомпания «Якутия», ГУП ЖКХ РС(Я), СТНГ и прочие якутские госкомпании отчаянно нуждаются в деньгах. И АЭБ далеко не в первых рядах. На всех жаждущих явно не хватит и руководству Якутии придется крепко думать, кому они нужнее – коммунальщикам или банкирам.
АСВ скоро начнет выдавать деньги вкладчикам обанкротившегося банка «Таатта» и я настоятельно рекомендую людям очень крепко подумать, в какой банк их отнести.
Владимир Нифонтов.
|