ОбществоСобытия на Камчатке и в Амурской области могут вызвать «волну криминального террора» правоохранительных органов в отношении представителей коренных народов в других регионах РФ, опасается общественник
Якутск, 21 августа 2018, 07:11 — REGNUM Юридический статус представителей коренных малочисленных народов неустойчив, и это становится причиной нарушения их прав. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал руководитель общественной организации «Якутия — Наше Мнение» Степан Петров, проанализировав последние события, связанные с представителями КМНС.
Читайте также: России предлагают присоединиться к Декларации ООН о правах коренных народов
Акты нарушения их прав и прогноз последствий, к которым они могут привести, организация собрала в аналитическом обзоре «Коренные народы, миграция и границы», созданного для включения в исследование экспертного механизма ООН. Там приведены конкретные примеры негативных последствий, связанные с неустойчивым юридическим статусом коренных народов и иногда приводящие к совершению преступлений против их представителей, пояснил Степан Петров.
В частности, он вспоминает недавнюю историю на Камчатке, когда представители береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ крушили лодки представителей коренных народов, отбирали сети, запрещали рыбачить. О несправедливом распределении квот на рыбу жители региона пожаловались губернатору, сообщив ему, что для того, чтобы добраться до выделенных представителям КМНС участков рыбной ловли, необходимо преодолевать сотни километров.
Ещё один свежий случай с нарушением прав КМНС, который приводит «Якутия — Наше мнение» — массовое избиение силовиками рыбаков из нанайского села Бельго на правой стороне Амура в 400 км от Хабаровска, жители которого пожаловались на беспредел со стороны правоохранительных органов. Людей оскорбляли, избивали, им угрожали. При этом в МВД такое поведение силовиков назвали некорректным поведением, отказавшись признать в нём наличие состава преступления.
«Подобные дела зачастую «спускаются на тормозах». Их рассмотрение просто умышленно затягивается следственными и судебными органами. Вместо адекватной работы во время доследственной проверки и предварительного следствия правоохранительные органы, зачастую, выносят отказные материалы без должного рассмотрения дела. Поэтому общественности и СМИ необходимо взять на контроль объективность расследования событий в Бельго и на Камчатке. Иначе дело может остаться без должного рассмотрения, а виновные — избежать ответственности. Более того, это может вызвать «волну криминального террора» правоохранительных органов в отношении представителей коренных народов в других регионах», — опасается Степан Петров.
Он также считает, что навредить представителям КМНС может закон о дальневосточном гектаре: в Хабаровском крае под его эгидой уже изъяли у них порядка 50% территорий традиционного пользования. По мнению общественника, ущемлены таким образом были права нанайцев, ульчей, удэгейцев, нивхов, орочей, негидальцев, эвенков и эвенов.
«Даже наличие законов о территории традиционного природопользования и особо охраняемых природных территорий не защищают земли коренных народов от посягательств, которые могут привести к вынужденной миграции. Неустойчивый юридический статус коренных народов является основой большинства нарушений прав коренных народов, в том числе возникновения экологического фактора риска», — констатировал также Степан Петров.
Как сообщало ИА REGNUM, ранее Степан Петров высказывал мнение, что представители коренных народов России становятся чужими на своей земле: их права нарушаются, и эту ситуацию необходимо менять.
Он констатировал, что решить проблемы представителей КМНС не получается внутренними правовыми средствами и призвал использовать международные правовые инструменты. В связи с этим Степан Петров в июле 2018 года на 11-й сессии экспертного механизма по правам коренных народов выступил с предложением о присоединении России к Декларации ООН о правах коренных народов. Вместе с тем общественник опасается, что это будет сделано вряд ли.
Подробности: https://regnum.ru/news/society/2467682.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
Четыре элемента защиты коренных народов от вынужденной миграции: мир, экономика, экология и статус
Общественная организация «Якутия – Наше Мнение» со Специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН представила материалы для включения в Исследование Экспертного механизма ООН по правам коренных народов 2019 года на тему "Коренные народы, миграция и границы".
В качестве вклада организации в Исследование Экспертного механизма представлены:
- аналитический обзор на тему «Миграция и коренные народы» на примере Дальнего Востока России;
- доклад на экспертный семинар по теме исследования, который состоится в Центре этнических исследований и развития при Университете Чиангмая (Тайланд, 5-6 ноября 2018 года).
Всего существует 3 органа ООН, в мандат которых входит непосредственно работа над вопросами коренных народов:
- Постоянный форум по вопросам коренных народов;
- Экспертный механизм по правам коренных народов;
- Специальный докладчик по правам коренных народов.
Постоянный форум по вопросам коренных народов является вспомогательным органом Экономического и Социального Совета.
Постоянный форум предоставляет Совету, а также программам, фондам и учреждениями ООН экспертную консультативную помощь и рекомендации по вопросам коренных народов, связанных с экономическим и социальным развитием, культурой, охраной окружающей среды, образованием, здравоохранением и правами человека.
Экспертный механизм по правам коренных народов является вспомогательным органом Совета по правам человека.
Экспертный механизм обеспечивает Совет по правам человека экспертным опытом и консультациями по правам коренных народов согласно положениям Декларации ООН о правах коренных народов, а также оказывает помощь государствам-членам по их просьбе в достижении целей Декларации путем поощрения, защиты и осуществления прав коренных народов.
Специальный докладчик по правам коренных народов – это независимый эксперт по правам коренных народов, уполномоченный готовить доклады и консультировать касательно ситуации с правами коренных народов.
Специальный докладчик поощряет наилучшие практики с целью осуществления международных стандартов в области, касающихся прав коренных народов, готовит доклады об общей ситуации с правами коренных народов в отдельных странах, реагирует на конкретные случаи нарушений прав коренных народов, проводит тематические исследования.
Экспертный механизм выполняет особую роль в содействии трансформации законодательства и правоприменительной практики стран в соответствии с международными нормами.
То есть он имеет дело с базовыми основами, которые определяют фактическое положение коренных народов в той или иной стране: это законодательство и основные направления государственной политики.
Если в какой-либо стране в сфере коренных народов недоработаны законы или отсутствует четкая стратегия развития, то это впоследствии приведет к значительным проблемам, с которыми представители коренных народов придут к Специальному докладчику и приедут на Постоянный форум. Эти механизмы ООН могут предложить пути решения конкретных проблем.
Однако, на системном уровне это работа, в большей части, экспертов Экспертного механизма. Именно, они способны разработать эффективные рекомендации по корректировке законодательства и некоторых направлений государственной политики стран в тесном взаимодействии со своими коллегами из аппаратов Специального докладчика и Постоянного форума.
Поэтому эти 3 органа ООН неразрывно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
Для эффективной защиты своих прав представителям коренных нардов можно рекомендовать организовать, по возможности, взаимодействие со всеми этими механизмами.
С одной стороны, это поможет осуществить правозащитный процесс в своей стране на системной и комплексной основе.
С другой стороны, это усилит позиции механизмов, чья работа состоит в оказании содействия коренным народам.
Это взаимодействие наполняет смыслом деятельность данных органов ООН и помогает представителям коренных народов ощутить себя причастными к глобальным процессам.
Этим формируется невидимая «связующая нить» между коренными народами всего мира.
Однако, на мероприятиях ООН отдельные представители коренных народов иногда озвучивают недовольство работой по защите их прав.
Действительно, существует ряд организационно-технических и иных проблем, затрудняющих деятельность. Это ограниченное время ежегодных совещаний, недостаток материальных и людских ресурсов. Однако, ответственные лица, задействованные в данном процессе, делают все, что могут, и беззаветно преданы своему делу. Деятельность осуществляется на добровольной основе и случайных людей там нет.
Руководители, эксперты и сотрудники аппарата Постоянного форума, Экспертного механизма и Специального докладчика выполняют колоссальный объем предварительной работы. То, что представляется в течение нескольких дней совещаний, является результатом их титанической работы в течение всего года.
Например, ежегодные исследования Экспертного механизма – это важный элемент системного регулирования сферы коренных народов.
Именно, они позволяют всесторонне проанализировать ситуацию в разных странах и выработать взвешенные пути решения очень сложных проблем.
Исследования имеют большое научно-теоретическое и практическое значение для решения сложных проблем коренных народов, которые невозможно решить одномоментно единовременными действиями. Они находятся на стыке различных отраслей права и имеют междисциплинарный характер.
Чтобы предложить решение нужно обладать экспертными знаниями в области права, экономики, госуправления и других отраслей знания как на страновом, так и на глобальном уровне.
Эксперты Экспертного механизма являются универсальными специалистами, детально разбирающимися во всех нюансах государственного управления, права, экономики, политики и других сфер.
Таким образом, Вы можете представить свой вклад в исследование, осветив в нем актуальные проблемы вашего региона в контексте рассматриваемой темы. Эксперты проанализируют ваши материалы и разработают с учетом этого рекомендации по решению проблем на глобальном и страновом уровне.
И вполне можно ожидать, что в итоговом исследовании эксперты представят рекомендации по решению вашей проблемы.
Деятельное участие в исследовании будет более разумным, чем требовать от экспертов решения крайне сложных проблем, формировавшихся годами и десятилетиями, а то и веками, в течение нескольких дней совещаний.
Также необходимо учитывать, что при подготовке исследования Экспертный механизм тесно работает с правительствами стран. Это лишняя возможность углубиться в изучение проблем на страновом уровне. Представленность информации из различных стран повышает обоснованность разрабатываемых путей решений проблем.
Это повышает авторитет и степень влияния Экспертного механизма, что заставляет государства считаться с мнением экспертов, учитывать их рекомендации при принятии государственных решений.
В конечном итоге, мы демонстрируем свою сплоченность и компетентность по важным вопросам, способность аргументированно и конструктивно отстаивать свою позицию.
Поэтому Я призываю представителей коренных народов и все заинтересованные стороны принять активное участие в написании исследования и внести свой посильный вклад.
Тема исследования, начатого в этом году, называется "Коренные народы, миграция и границы".
Актуальность темы исследования обусловлена усилением процессов глобализации и необходимостью четкого позиционирования интересов коренных народов в общемировых геополитических процессах.
Коренные народы особенно уязвимы в случае вынужденной миграции не по своей воле. Если представители других народов мобильны и могут уехать в другое место, то для коренных народов родная земля – это единственное место обитания.
Переезд коренных народов в город и поселки приводит к отрыву от традиционного образа жизни и ввиду низких адаптационных возможностей к деградации и вымиранию из-за алкоголизма, суицидов, криминала, болезней.
Наш доклад на экспертный семинар и аналитический обзор разработан на примере Дальнего Востока России.
Мною определено в качестве предмета исследования изучение не самих миграционных процессов, а наиболее распространенных факторов риска, которые могут стать причиной вынужденной (неблагоприятной для коренных народов) миграции.
Так как в новейшей истории России не отмечается фактов массовой миграции коренных народов, требующих глубокого научного и практического анализа.
Если рассматривать по причинам миграции, то можно констатировать, что в России в наименьшей мере распространены вынужденные виды миграции по военной, политической и культурной причинам.
Можно выделить следующие факторы риска, которые могут стать причиной вынужденной (неблагоприятной) миграции коренных народов Дальнего Востока:
1.)экономический фактор, суть которого:
-это экономическая неконкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов;
2.)экологический фактор, суть которого:
-это экологически неблагоприятные условия проживания коренных народов;
3.)юридический фактор, суть которого:
-это неустойчивый юридический статус коренных народов.
С учетом всех причин миграции можно выделить четыре элемента устойчивости коренных народов и их защиты от вынужденной миграции из-за воздействия негативных факторов:
- мир;
- экономика;
- экология;
- статус.
В докладе приведены рекомендации по минимизации рисков вынужденной миграции коренных народов, которые представляют собой совокупность направлений по реализации:
1.) базовых гражданских прав и свобод;
2.) основных направлений государственной политики в области поддержки коренных народов;
в целях обеспечения реализации следующих целей:
-экономическая целесообразность (выгода) занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных народов;
-экологически благоприятные условия проживания коренных народов;
-устойчивый юридический статус коренных народов.
В Аналитическом обзоре приведены конкретные примеры негативных последствий, связанные с неустойчивым юридическим статусом коренных народов и которые привели к существенными нарушениям их прав.
Например, закон о «дальневосточном гектаре» может лишить коренные народы земель. Так в Хабаровском крае у коренных народов для раздачи в рамках реализации
закона о "дальневосточном гектаре" незаконно изъяли 50% территорий традиционного природопользования. Ущемлены права коренных народов (нанайцы, ульчи, удэгейцы, нивхи, орочи, негидальцы, эвенки, эвены).
Даже наличие законов о территории традиционного природопользования и особо охраняемых природных территорий не защищают земли коренных народов от посягательств, которым могут привести к вынужденной миграции.
Например, в 2006 году в Якутии Алданский районный совет депутатов изменил границы ООПТ «Улахан – Тала» и «Нимныр», сместив их границы в сторону от прохождения нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий Океан).
В 2014 году якутские чиновники с радостью поддержали предполагаемые варианты трассы газопровода “Сила Сибири”, пересекающие территории ООПТ “Тимптонский каскад” и “Хатыми” в Нерюнгринском районе и резерваты местного значения “Улахан-Тал” и “Нимныр” в Алданском районе.
Неустойчивый юридический статус коренных народов является основой большинства нарушений прав коренных народов, в том числе возникновения экологического фактора риска.
Фактом проявления экологического фактора риска является ситуация загрязнения территорий подземных ядерных взрывов в Республике Саха (Якутия).
Всего в Якутии были проведены 12 подземных ядерных взрывов. Два из них — "Кристалл" и "Кратон-3" в 1970-х годах официально были признаны аварийными. В результате прилегающая территория подверглась радиоактивному заражению. Необходимо проведение реабилитационных работ для утилизации «мертвого" леса». Однако, они не проводятся.
Существует реальная угроза возгорания лесов, находящихся на территории подземных ядерных взрывов, и последующего радиоактивного заражения дополнительных территорий Якутии.
Иногда, неустойчивый юридический статус коренных народов приводит не только к несоблюдению действующего законодательства, но и к совершению преступлений в отношении представителей коренных народов.
Недавно средства массовой информации сообщили о произволе на Камчатке со стороны Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ, представители которой: «крушат лодки представителей коренных народов, отбирают сети, запрещают рыбачить, а бедноту из числа КМНС отдают под суд».
Коренные жители Камчатки сообщили о несправедливости в их отношении: «Люди голодают и бедствуют без работы и помощи со стороны властей. Губернатор выделил аборигенам участок для рыбалки, до которого нужно идти сотни километров, переправляясь через опасные реки».
В ходе рейда 20 июля 2018 года катера береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ разгромили лодки представителей КМНС Камчатки прямо в открытом море. Люди чудом остались живы. Военные отобрали сеть, отобрали лодку и мотор.
Также в мае 2018 года интернет-источники сообщили о массовых избиениях силовиками рыбаков из нанайского села Бельго на правой стороне Амура в 400 км от Хабаровска.
В частности, жители села Бельго сообщили: «Три часа мурыжили, положили лицом вниз, на землю, топтались по ним, били ногами по голове, по ногам, по рукам, по почкам.
Сотрудники полиции ездят в масках, на катере написано "Полиция", в оскорбительной форме обращаются к рыбакам. Врезаются в лодку на полном ходу, создавая угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в моторных лодках. Угрожают облить лодку бензином и сжечь, кричат, избивают железными битами, упиваясь своей властью и безнаказанностью. Унижают в духе худших тюремных традиций, бандитских разборок».
Судя по этой информации, в действиях сотрудников Пограничной службы ФСБ РФ и МВД РФ усматриваются признаки состава преступлений, предусмотренных следующими статьями УК РФ: статья 286 «Превышение должностных полномочий», статья 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», статья 116 «Побои», статья 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», статья 162 «Разбой».
Органам прокуратуры необходимо провести проверку этих сведений для установления всех обстоятельств данных дел и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.
В июне на сельском сходе в Бельго начальник отдела МВД России по Комсомольскому району заявил, что «некорректное поведение не образует состава преступления».
Руководитель следственного отдела по Комсомольску-на-Амуре краевого СУ СК России заявил, что состава преступления в действиях силовиков нет.
«… некорректное поведение не образует состава преступления. За это нельзя посадить в тюрьму, грубо говоря. Это образует состав дисциплинарного проступка. Это либо выговор, либо увольнение с органов…».
Спустя два дня после схода региональное управление Следственного комитета сообщило, что два уголовных дела все же возбуждены - по признакам грабежа и превышения должностных полномочий.
Подобные дела, зачастую, «спускаются на тормозах». Их рассмотрение просто умышленно затягивается следственными и судебными органами.
Вместо адекватной работы во время доследственной проверки и предварительного следствия правоохранительные органы, зачастую, выносят отказные материалы без должного рассмотрения дела.
Например, так было в ситуации с пытками в Ярославской колонии. Следователь, который ранее проводил проверку по жалобам заключенного, не усмотрел нарушений со стороны работников ФСИН.
Председатель президентского Совета по правам человека обнаружил, что только за прошлый год было вынесено около десяти отказов в возбуждении уголовных дел по жалобам заключенных на преступные действия работников колонии. Только после огласки в СМИ начато полноценное расследование данных событий.
Поэтому общественности и СМИ необходимо взять на контроль объективность расследования событий в Бельго и на Камчатке.
Иначе, дело может остаться без должного рассмотрения, а виновные избежать ответственности.
Более того, это может вызвать «волну криминального террора» правоохранительных органов в отношении представителей коренных народов в других регионах.
Также надо поставить вопрос об ответственности руководителей подразделений, где проходили службу причастные к делу сотрудники, а также руководства СК, МВД и прокуратуры Хабаровского края и Камчатской области за непринятие оперативных мер реагирования.
С учетом высокой доходности добычи рыбы ценных пород и икры необходимо проверить личную заинтересованность этих руководителей. Как известно, в регионах именно правоохранители вкупе с чиновниками ставят под свой контроль наиболее доходные предприятия. Возможно, что руководители правоохранительных органов занимаются покровительством незаконной добычи ценных пород рыбы и икры, а также их последующей контрабандой в другие регионы. И действуют совместно с чиновниками государственных органов в сфере рыбной отрасли.
И, возможно, представителей коренных народов изгнали из этих мест, чтобы они не стали свидетелями незаконного промысла.
Данный случай вскрывает системные проблемы в правоохранительной системе и сфере государственного управления, когда коренным народам умышленно и незаконно ограничивается доступ к биоресурсам и полезным ископаемым, которые они имеют право добывать по закону. Вместо них этим занимаются организованные преступные сообщества, состоящие из коррумпированных правоохранителей и чиновников.
Поэтому Генеральной прокуратуре РФ и Главной военной прокуратуре РФ необходимо проверить деятельность руководства правоохранительных органов и пограничной службы Хабаровского края и Камчатской области на предмет выявления признаков состава преступлений, предусмотренных статьей 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)».
Подобные насильственные запреты заниматься традиционным видом хозяйственной деятельности, которые могут привести к изгнанию представителей коренных народов из мест своего исконного обитания, недопустимы в демократическом правовом государстве.
В целом существует масса причин для вынужденной миграции коренных народов, которые требуют всестороннего анализа и систематизации.
Экспертному механизму можно рекомендовать тщательно рассматривать конкретные примеры наиболее типичных нарушений прав коренных народов с целью разработки путей их устранения на системной основе путем корректировки законодательства и правоприменительной практики в отдельных странах и регионах мира.
20 августа 2018 года
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org блог http://stepanpetrov.blogspot.ru электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
|