Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [830]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [178]
Суд-закон.МВД.Криминал [1114]
Право, закон [243]
Экономика и СЭР [754]
Власть Правительство Ил Тумэн [999]
Мэрия, районы, муниципалитеты [348]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [149]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [455]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [111]
Коррупция [772]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [221]
Социалка, пенсия, жилье [240]
ЖКХ, строительство [122]
Образование и наука. Школа. Детсад [194]
Люди. Человек. Народ. Общество [140]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [613]
Алмазы Анабара [160]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [216]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [317]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [108]
Промышленность [43]
Нефтегаз [248]
Нац. вопрос [267]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [64]
Дьикти. О невероятном [165]
Выборы [628]
Айыы үөрэҕэ [12]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [16]
Ыһыах, олоҥхо [78]
Култуура, итэҕэл, искусство [327]
История, философия [167]
Тюрки [76]
Саха [113]
литература [32]
здоровье [374]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [118]
В мире [81]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2018 » Балаҕан ыйа » 15 » Коренные народы России и Цели устойчивого развития ООН
Коренные народы России и Цели устойчивого развития ООН
08:51

Коренные народы России и Цели устойчивого развития ООН

Общественная организация «Якутия – Наше Мнение» со Специальным кон-сультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН подгото-вила доклад на тему "Коренные народы Севера и Цели устойчивого развития" для семинара "Коренные народы Севера и Цели устойчивого развития" (Российский учебный центр коренных народов, г.Москва, октябрь 2018 года).

В нем рассмотрены актуальные вопросы о роли коренных народов в данном глобаль-ном процессе, а также освещены некоторые проблемные вопросы мониторинга реализации целей устойчивого развития.

Предлагаем ознакомиться с текстом доклада.

Главные вопросы семинара

1. Какова роль гражданского общества и коренных народов в реализации и монито-ринге достижения целей устойчивого развития ?

2. Какие индикаторы и показатели УР в Арктике и на Севере с учетом специфики ре-гиона и прав коренных народов?

 

25 сентября 2015 года государства - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показа-телей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.

Одна из главных задач реализации ЦУР - «Никого не оставить позади».

Россия – мультинациональная страна, где проживает свыше 190 национальностей.

Поэтому важной является роль коренных народов в реализации и монито-ринге достижения целей устойчивого развития в России.

Именно по изменению их жизни можно будет говорить об эффективности принимае-мых мер.

Также необходимо отметить, что нестабильное положение коренных народов обуслав-ливает необходимость обеспечения их полноценного участия в данном процессе. Поэтому, прежде всего, необходимо проведение мониторинга показателей устойчивого развития в разрезе коренных народов. Это позволит оценить эффективность их реализации и скор-ректировать государственную политику.

Также необходимо учесть, что целенаправленная госполитика в отношении коренных народов проводится только в отношении КМНС с численностью менее 50 тысяч человек. В единый перечень коренных малочисленных народов входит 47 национальностей.

Коренные народы с численностью свыше 50 тысяч не являются объектом прямого ре-гулирования во многих сферах. Их положение «размывается» в государственной политике. Таким образом, необходимо обеспечить мониторинг ситуации по всем коренным народам.

Реализация устойчивого развития и ее мониторинг является глобальным процессом.

В ходе этого необходимо акцентирование внимания на наиболее важных мо-ментах. Это является задачей представителей гражданского общества.

 

Ключевая роль по мониторингу хода реализации целей отводится органам государ-ственной статистики. На конференции «Повышение статистического потенциала для мони-торинга целей устойчивого развития» ( Москва, 30 ноября 2017 года) заместитель руково-дителя Росстата Егоренко представил доклад, где было заявлено о дезагрегации дан-ных: показатели Целей устойчивого развития должны быть детализированы по доходу , полу, возрасту, расе, этносу, миграционному статусу, инвалидности, географиче-скому положению (источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/dokym_301117.pdf )

Необходимо добиваться максимальной детализации в разрезе коренных народов России с учетом их территориального размещения.

 

Согласно планов в 2018 году на 49-й сессии Статистической комиссии ООН будет представлен всеобъемлющий обзор системы глобальных показателей. Определены 33 цели, где возможные дополнительные индикаторы могут быть рассмотрены по различным аспек-там (37 дополнительных показателей).

В докладе заместителя руководителя Росстата представлена степень методологиче-ской проработки глобальных показателей ЦУР.

Необходимо отметить низкий уровень разработанности показателей в России. Из 244 показателей больше половины (64%) - 156 показателей просто не разра-батываются.

Это ставит под вопрос не только реализацию, но и элементарный мониторинг дости-жения целей устойчивого развития.

Невозможно реализовать то, что невозможно даже измерить.

На сайте Росстата граждане приглашаются к обсуждению Проекта перечня националь-ных показателей ЦУР и предлагается скачать таблицу в формате Excel http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/

Считаю, что представителям коренных народов и гражданского общества необходимо принять посильно участие в выработке национальных показателей путем представления предложений по перечню показателей.

Представим уровень разработки показателей в табличном виде.

 

Статус разработки показателей целей устойчивого развития в России (источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_STATUS.htm)

 

Наименование цели, количе-ство показателей по цели В процессе разработки Не разрабатывается Разрабатывается

Всего 244 показателя 19 – (7%) 156 – (64%) 69 – (28%)

1. Ликвидация нищеты

14 показателей 2 – (14%) 10 – (71%) 2 – (14%)

2. Ликвидация голода

13 показателей 4 – (31%) 7 – (54%) 2 – (15%)

3. Хорошее здоровье и бла-

гополучие

27 показателей 1 – (4%) 10 – (37%) 16 – (59%)

4. Качественное образова-

ние

11 показателей 10 – (91%) 1 – (9%)

5. Гендерное равенство

14 показателей 1 – (7%) 9 – (64%) 4 – (29%)

6. Чистая вода и санитария

11 показателей 4 – (36%) 6 – (55%) 1 – (9%)

7. Недорогостоящая и чи-

стая энергия

6 показателей 1 – (17%) 3 – (50%) 2 – (33%)

8. Достойная работа и эко-

номический рост

17 показателей 1 – (6%) 5 – (29%) 11 – (65%)

9. Индустриализация, инно-

вации и инфраструктура

12 показателя 3 – (25%) 9 – (75%)

10. Уменьшение неравенства

11 показателей 1 – (9%) 8 – (73%) 2 – (18%)

11. Устойчивые города и

населенныепункты

15 показателей 13 – (87%) 2 – (13%)

12. Ответственное потребле-ние и производство 13 показателей 13 – (100%)

13. Борьба изменением кли-

мата

8 показателей 8 – (100%)

14. Сохранение морских

экосистем

10 показателей 1 – (10%) 8 – (80%) 1 – (10%)

15. Сохранение экосистем

суши

14 показателей 3 – (21%) 7 – (50%) 4 – (29%)

16. Мир, правосудие и эф-

фективные институты

23 показателя 21 – (91%) 2 – (9%)

17. Партнерство в интересах

устойчивого развития

25 показателей 15 – (60%) 10 – (40%)

 

Как можно видеть, картина неутешительная. По большинству направлений госполи-тики имеются большие пробелы. Даже при наличии каких-либо действий правительства в области реализации ЦУР будет невозможно измерить прогресс.

 

Считаю, что на этапе разработки показателей необходимо сфокусироваться на показателях по наиболее приоритетным направлениям.

Наиболее актуальными являются показатели, касающиеся удовлетворения базовых потребностей человеке в пище, воде, одежде, жилище, медицине, работе.

По приоритетности их можно ранжировать следующим образом: нищета (ЦУР 1), голод (ЦУР 2), доступ к здравоохранению и образованию (ЦУР 3,4), чистой воде и санитарии (ЦУР 6), энергии (ЦУР 7), достойным рабочим местам (ЦУР 8) и устойчивой инфраструктуре (ЦУР 9), уровень неравенства доходов (ЦУР 10).

Актуальными являются показатели экологического положения: борьбы с изменением климата (ЦУР 13), сохранении экосистем (ЦУР 14,15).

Отдельно можно выделить ЦУР 16 - уровень защиты правового статуса коренных народов.

 

Разработка показателей должна проводиться с учетом качественного ана-лиза ситуации с коренными народами.

Предлагаю использовать мои некоторые подходы, отраженные в Аналитическом об-зоре на тему «Миграция и коренные народы», подготовленном для включения в Исследо-вание Экспертного механизма ООН по правам коренных народов 2019 года на тему "Корен-ные народы, миграция и границы". Обзор находится по адресу: http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/08/2019.html

Мною выделены следующие факторы риска, которые могут стать причиной вынужден-ной (неблагоприятной) миграции коренных народов Дальнего Востока:

1.)экономический фактор, суть которого:

-это экономическая неконкурентоспособность традиционных видов хозяйственной де-ятельности коренных народов;

2.)экологический фактор, суть которого:

-это экологически неблагоприятные условия проживания коренных народов;

3.)юридический фактор, суть которого:

-это неустойчивый юридический статус коренных народов.

Фактор риска вынужденной миграции коренных народов – это качественная ха-рактеристика объективного состояния той или иной сферы жизни, а также определенных фактических условий и обстоятельств, которые могут привести к вынужденной (неблаго-приятной) миграции коренных народов.

 

В противоположном определении эти факторы становятся факторам Устойчи-вого развития коренных народов, то есть целевыми ориентирами государственной политики в отношении коренных народов:

1.) экономическая целесообразность (выгода) занятия традиционными видами хозяй-ственной деятельности коренных народов;

2.) экологически благоприятные условия проживания коренных народов;

3.) устойчивый юридический статус коренных народов.

 

Опишем причины и формы проявления описанных факторов риска в условиях отсут-ствия полноценной госполитики в отношении коренных народов.

Экономическая неконкурентоспособность традиционных видов хозяйствен-ной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспорт-ными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. В целом традиционный образ жизни корен-ных народов неприспособлен к современным экономическим условиям.

Кризисное состояние привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни зна-чительной части коренных народов, проживающих в сельской местности или ведущих ко-чевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы среди коренных наро-дов в 1,5—2 раза превышает средний по стране.

Экологически неблагоприятные условия проживания, чаще всего, являются ре-зультатом нарушения норм экологической безопасности промышленных предприятий и со-здание прозводств (реализация различных проектов) без согласия местного населения и неправильно проведенных (односторонних в интересах промышленников) оценок воздей-ствия на окружающую среду и этнологических экспертиз.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов значительно сокращает возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов. Из традиционного хозяйственного оборота изымаются большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть рек и водоемов ввиду негативного воздействия теряют рыбохо-зяйственное значение.

Неустойчивый юридический статус коренных народов обусловлен возможно-стью одностороннего произвольного пересмотра прав коренных народов в интересах ре-сурсодобывающих предприятий и иных хозяйствующих субъектов, а также в интересах гос-ударственных структур.

В результате происходит необоснованное ограничение прав коренных народов, что приводит к существенному ухудшению их положения. Эти ограничения нарушают консту-ционные и законные права коренных народов, что приводит к дискредитации государствен-ной политики в области коренных народов.

Российское законодательство само по себе является источником коррупционных рис-ков, так как оно полно отсылочных норм и размытых дефиниций. В результате формируется неоднозначная правоприменительная и судебная практика, когда в конечном итоге реше-ния принимаются в пользу тех, у кого есть власть и деньги.

В этих условиях права коренных народов заканчиваются там, где начинаются инте-ресы коррумпированных чиновников и олигархов. В большинстве случаев государственный механизм работает на них в нарушение прав остальных граждан.

 

На основе классификации факторов Устойчивого развития коренных народов можно провести группировку наиболее актуальных ЦУР:

1.)экономический фактор:

-нищета (ЦУР 1), голод (ЦУР 2), доступ к достойным рабочим местам (ЦУР 8) и устой-чивой инфраструктуре (ЦУР 9), уровень неравенства доходов (ЦУР 10);

2.)экологический фактор:

-борьба с изменением климата (ЦУР 13), сохранении экосистем (ЦУР 14,15), доступ к чистой воде и санитарии (ЦУР 6);

3.) юридический фактор:

- уровень защиты правового статуса коренных народов посредством реализации ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты».

Поэтому предлагаю приоритетно сосредоточиться на разработке предложе-ний по показателям этих целей.

В целом можно предположить, что основная база национальных показателей будет

разработана профессиональными статистиками. Однако, считаю необходимым учет специ-фики жизнедеятельности коренных народов с целью оптимального мониторинга ходе реа-лизации ЦУР.

 

Как бывший сотрудник органов государственной статистики и различных ис-полнительных органов власти Республики Саха (Якутия) хочу отметить некоторые специфические проблемы в области статистики, которые могут оказать негатив-ное воздействие на качество конечных данных.

 

Во-первых, проблема системы дорасчета, применяемая при манипуляции с показателем «средняя заработная плата».

Существует достаточно способов достижения формального роста доходов населения. Применяемая в статистических расчетах методология предусматривает использование так называемой «системы дорасчета до полного круга предприятий», состоящего из крупных и средних предприятий, субъектов малого предпринимательства.

Для достоверного расчета уровня заработной платы необходимы сведения о фонде оплаты труда и численности работающих. Фактически эти данные могут быть получены, преимущественно, только от крупных и средних предприятий, предоставляющих в полном объеме бухгалтерскую и статистическую отчетность. В секторе малого предприниматель-ства широко распространены упрощенная система налогообложения, патенты и другие формы налогообложения, не предусматривающие предоставление сведений о фонде оплаты труда и численности работающих.

Таким образом, первоначально рассчитывается уровень заработной платы по крупным и средним предприятиям, далее производится дорасчет до полного круга предприятий по условным коэффициентам. Их недостаточная обоснованность делает возможным ма-нипуляции с показателем «средняя заработная плата».

Также используемый в расчетах фонд заработной платы включает в себя выплаты со-циального характера. Это существенно искажает картину реальных заработков в разных сферах. Уровень оплаты труда в промышленности существенно выше, чем в бюджетной сфере, и, соответственно, там больше возможностей для материального стимулирования. Например, работник алмазодобывающей промышленности может получать 100 тысяч руб-лей, из которых 20-30% будут составлять стимулирующие выплаты. Зарплата рядового бюджетника может составлять 10 тысяч рублей с учетом премиальных выплат, не превы-шающих одной тысячи рублей. Премии одного работника промышленности могут быть на уровне трудовых доходов нескольких бюджетников.

В результате «размытия» стимулирующими выплатами непосредственно заработанных средств качественно снижается объективность, обоснованность и достоверность показателя «средняя заработная плата».

Эти механизмы манипуляции могут применяться при расчете показателей по коренным народам: заработная плата на предприятиях коренных народов, денеж-ные доходы коренных народов.

Поэтому необходим контроль и согласование статистической методологии, в том числе так называемых коэффициентов дорасчета, с заинтересованными сто-ронами - представителями коренных народов.

 

Во-вторых, проблема занижения минимальных социальных стандартов, ко-гда прожиточный минимум не может обеспечить минимум потребностей человека, а относительные показатели, например, «доля населения с доходом ниже прожи-точного минимума», не отражают реальной картины нищеты и бедности в России.

Подробно ситуация проанализирована в разделе «Экономические права» Доклада по Универсальному периодическому обзору ООН.

Ознакомиться с докладом можно в материале «Рассмотрение в ООН нарушений прав человека в России: Универсальный периодический обзор 2018 года» http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/01/2018-2018-30.html

Также представляю дополнительные материалы по УПО:

- «Официальный визит в Женеву: Универсальный периодический обзор 2018 года http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/05/officialvisit-to-geneva-universal.html

- Рассмотрение в ООН нарушений прав человека в России: рекомендации обществен-

ной организации "Якутия - Наше Мнение" приняты в доклад ООН по Универсальному пери-одическому обзору http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/04/7-18-2018-30.html

 

В докладе исследованы причины низкого уровня жизни населения России. Это является следствием заниженных минимальных социальных стандартов, низкой реаль-ной покупательной способности доходов, завышения цены и тарифов, ненадежности усред-ненных статистических данных.

Согласно официальным статистическим данным в 2016 году 13,3% россиян имели до-ходы ниже прожиточного минимума (в 2005 году - 18,4%). Однако, по независимым оцен-кам, до 80% граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума по причине занижения минимальных социальных стандартов.

Нормальный человек не может жить на потребительскую корзину в 9 889 рублей. Про-довольственные расходы потребительской корзины составляют всего 3 900 рублей. Это сто-имость 10-15 килограммов мяса.

Приведем нормы потребления некоторых продуктов питания на 1 человека в день: хлеб - 347 г, картофель - 275 г, овощи - 314 г, фрукты - 164 г, сахар -65 г, мясо - 160 г, рыба – 50 г, молоко - 795 г.

Объем этих продуктов крайне мал и предполагает только физиологическое выживание в неблагоприятных климатических условиях России. Этого недостаточно для удовлетворе-ния пищевых потребностей. Это позволяет гражданам России только не умереть от голода.

Заключенные второй мировой войны и современные заключенные имеют бо-лее высокие нормы потребления некоторых продуктов, чем российские граждане.

В соответствии с Директивой Народного комиссариата обороны СССР №ВЭО/133 от 26 июня 1941 года «Суточные нормы питания немецких военнопленных, содержащихся в местах лишения свободы по линии НКВД и в пути следования» установлены следующие нормы потребления на 1 человека в день: хлеб - 600 г, рыба - 120 г, что выше норма-тивов питания граждан России.

Согласно Приказа Министерства юстиции России N125 от 2 августа 2005 года «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мир-ное время» полагается следующий уровень потребления на 1 человека в день: рыба - 100 г, картофель - 550 г, что выше нормативов питания граждан России.

Также ранее был крайне низок уровень обеспеченности товарами. Состав и объем по-требительской корзины не учитывал реальных потребностей. Например, в набор товаров входили: для мужчин – 1 куртка на 9 лет, 3 сорочки на 4 года, 4 носка х/б и 1 брюки на 1 год, 1 костюм на 5 лет; для женщин - 1 зимнее пальто на 7 лет, 1 платье на 4 года, 2 юбки на 5 лет. Подобный уровень обеспечения одеждой не позволит даже соблюсти элементар-ную гигиену и не приемлем ни для одной нормальной семьи.

Также удивляют нормативы на одну среднестатистическую семью: например, 3 одеяла на 20 лет; 3 банных полотенца на 8 лет, 6 тарелок на 12 лет, 1 чайник на 8 лет, 1 обеден-ный стол на 25 лет. А что делать – если нечаянно тарелки разобьются или стол сломается ?

В 2013 году из потребительской корзины были исключены непродовольственные то-вары. Видимо, чтобы не позорится.

Эти нормы являются просто издевательством над человеческим достоинством и ярко демонстрируют истинное отношение чиновников к народу.

Такие показатели могут привести к искаженной картине реального положе-ния коренных народов по показателям уровня жизни, рассчитанных с примене-нием минимальных социальных стандартов.

 

Также качественная характеристика ситуации в России по ЦУР представлена в докладах нашей организации для ежегодных сессий Экономического и Соци-ального Совета в Центральной Штаб-квартире ООН (г.Нью-Йорк, США).

Как известно, темой основных сессий становятся однородные Цели устойчивого раз-вития. Это позволяет сфокусировать внимание на анализе и поиске путей решения тех или иных актуальных проблем в рамках работы по достиженгию ЦУР.

 

С оригиналами наших докладов на сессии Экономического и Социального Совета ООН

можно ознакомиться по следующим ссылкам.

The written statements for HLS: AMR - the ECOSOC Substantive sessions

-the written statement for HLS: AMR - the 2013 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/776538/files/E_2013_NGO_142-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2014 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/772146/files/E_2014_NGO_57-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2016 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/832510/files/E_2016_NGO_80-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2017 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/1290745/files/E_2017_NGO_21-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2018 Substantive session of the UN ECOSOC https://drive.google.com/file/d/15nVBGERGnC11dtcWWpMwvQLmqGVT84YE/view

 

На сайте и блоге представлены развернутые комментарии к обращениям и сопроводи-тельные аналитические статьи.

 

 

14 сентября 2018 года

 

 

Степан Петров,

Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»

сайт http://yakutian.org блог http://stepanpetrov.blogspot.ru электронная почта post@yakutian.org

тел. 8-914-224-24-11

Category: Нац. вопрос | Views: 137 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Балаҕан ыйа 2018  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 12
Ыалдьыттар (гостей): 12
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2018