Коренные народы России и Цели устойчивого развития ООН
Общественная организация «Якутия – Наше Мнение» со Специальным кон-сультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН подгото-вила доклад на тему "Коренные народы Севера и Цели устойчивого развития" для семинара "Коренные народы Севера и Цели устойчивого развития" (Российский учебный центр коренных народов, г.Москва, октябрь 2018 года).
В нем рассмотрены актуальные вопросы о роли коренных народов в данном глобаль-ном процессе, а также освещены некоторые проблемные вопросы мониторинга реализации целей устойчивого развития.
Предлагаем ознакомиться с текстом доклада.
Главные вопросы семинара
1. Какова роль гражданского общества и коренных народов в реализации и монито-ринге достижения целей устойчивого развития ?
2. Какие индикаторы и показатели УР в Арктике и на Севере с учетом специфики ре-гиона и прав коренных народов?
25 сентября 2015 года государства - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показа-телей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.
Одна из главных задач реализации ЦУР - «Никого не оставить позади».
Россия – мультинациональная страна, где проживает свыше 190 национальностей.
Поэтому важной является роль коренных народов в реализации и монито-ринге достижения целей устойчивого развития в России.
Именно по изменению их жизни можно будет говорить об эффективности принимае-мых мер.
Также необходимо отметить, что нестабильное положение коренных народов обуслав-ливает необходимость обеспечения их полноценного участия в данном процессе. Поэтому, прежде всего, необходимо проведение мониторинга показателей устойчивого развития в разрезе коренных народов. Это позволит оценить эффективность их реализации и скор-ректировать государственную политику.
Также необходимо учесть, что целенаправленная госполитика в отношении коренных народов проводится только в отношении КМНС с численностью менее 50 тысяч человек. В единый перечень коренных малочисленных народов входит 47 национальностей.
Коренные народы с численностью свыше 50 тысяч не являются объектом прямого ре-гулирования во многих сферах. Их положение «размывается» в государственной политике. Таким образом, необходимо обеспечить мониторинг ситуации по всем коренным народам.
Реализация устойчивого развития и ее мониторинг является глобальным процессом.
В ходе этого необходимо акцентирование внимания на наиболее важных мо-ментах. Это является задачей представителей гражданского общества.
Ключевая роль по мониторингу хода реализации целей отводится органам государ-ственной статистики. На конференции «Повышение статистического потенциала для мони-торинга целей устойчивого развития» ( Москва, 30 ноября 2017 года) заместитель руково-дителя Росстата Егоренко представил доклад, где было заявлено о дезагрегации дан-ных: показатели Целей устойчивого развития должны быть детализированы по доходу , полу, возрасту, расе, этносу, миграционному статусу, инвалидности, географиче-скому положению (источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/dokym_301117.pdf )
Необходимо добиваться максимальной детализации в разрезе коренных народов России с учетом их территориального размещения.
Согласно планов в 2018 году на 49-й сессии Статистической комиссии ООН будет представлен всеобъемлющий обзор системы глобальных показателей. Определены 33 цели, где возможные дополнительные индикаторы могут быть рассмотрены по различным аспек-там (37 дополнительных показателей).
В докладе заместителя руководителя Росстата представлена степень методологиче-ской проработки глобальных показателей ЦУР.
Необходимо отметить низкий уровень разработанности показателей в России. Из 244 показателей больше половины (64%) - 156 показателей просто не разра-батываются.
Это ставит под вопрос не только реализацию, но и элементарный мониторинг дости-жения целей устойчивого развития.
Невозможно реализовать то, что невозможно даже измерить.
На сайте Росстата граждане приглашаются к обсуждению Проекта перечня националь-ных показателей ЦУР и предлагается скачать таблицу в формате Excel http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/
Считаю, что представителям коренных народов и гражданского общества необходимо принять посильно участие в выработке национальных показателей путем представления предложений по перечню показателей.
Представим уровень разработки показателей в табличном виде.
Статус разработки показателей целей устойчивого развития в России (источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_STATUS.htm)
Наименование цели, количе-ство показателей по цели В процессе разработки Не разрабатывается Разрабатывается
Всего 244 показателя 19 – (7%) 156 – (64%) 69 – (28%)
1. Ликвидация нищеты
14 показателей 2 – (14%) 10 – (71%) 2 – (14%)
2. Ликвидация голода
13 показателей 4 – (31%) 7 – (54%) 2 – (15%)
3. Хорошее здоровье и бла-
гополучие
27 показателей 1 – (4%) 10 – (37%) 16 – (59%)
4. Качественное образова-
ние
11 показателей 10 – (91%) 1 – (9%)
5. Гендерное равенство
14 показателей 1 – (7%) 9 – (64%) 4 – (29%)
6. Чистая вода и санитария
11 показателей 4 – (36%) 6 – (55%) 1 – (9%)
7. Недорогостоящая и чи-
стая энергия
6 показателей 1 – (17%) 3 – (50%) 2 – (33%)
8. Достойная работа и эко-
номический рост
17 показателей 1 – (6%) 5 – (29%) 11 – (65%)
9. Индустриализация, инно-
вации и инфраструктура
12 показателя 3 – (25%) 9 – (75%)
10. Уменьшение неравенства
11 показателей 1 – (9%) 8 – (73%) 2 – (18%)
11. Устойчивые города и
населенныепункты
15 показателей 13 – (87%) 2 – (13%)
12. Ответственное потребле-ние и производство 13 показателей 13 – (100%)
13. Борьба изменением кли-
мата
8 показателей 8 – (100%)
14. Сохранение морских
экосистем
10 показателей 1 – (10%) 8 – (80%) 1 – (10%)
15. Сохранение экосистем
суши
14 показателей 3 – (21%) 7 – (50%) 4 – (29%)
16. Мир, правосудие и эф-
фективные институты
23 показателя 21 – (91%) 2 – (9%)
17. Партнерство в интересах
устойчивого развития
25 показателей 15 – (60%) 10 – (40%)
Как можно видеть, картина неутешительная. По большинству направлений госполи-тики имеются большие пробелы. Даже при наличии каких-либо действий правительства в области реализации ЦУР будет невозможно измерить прогресс.
Считаю, что на этапе разработки показателей необходимо сфокусироваться на показателях по наиболее приоритетным направлениям.
Наиболее актуальными являются показатели, касающиеся удовлетворения базовых потребностей человеке в пище, воде, одежде, жилище, медицине, работе.
По приоритетности их можно ранжировать следующим образом: нищета (ЦУР 1), голод (ЦУР 2), доступ к здравоохранению и образованию (ЦУР 3,4), чистой воде и санитарии (ЦУР 6), энергии (ЦУР 7), достойным рабочим местам (ЦУР 8) и устойчивой инфраструктуре (ЦУР 9), уровень неравенства доходов (ЦУР 10).
Актуальными являются показатели экологического положения: борьбы с изменением климата (ЦУР 13), сохранении экосистем (ЦУР 14,15).
Отдельно можно выделить ЦУР 16 - уровень защиты правового статуса коренных народов.
Разработка показателей должна проводиться с учетом качественного ана-лиза ситуации с коренными народами.
Предлагаю использовать мои некоторые подходы, отраженные в Аналитическом об-зоре на тему «Миграция и коренные народы», подготовленном для включения в Исследо-вание Экспертного механизма ООН по правам коренных народов 2019 года на тему "Корен-ные народы, миграция и границы". Обзор находится по адресу: http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/08/2019.html
Мною выделены следующие факторы риска, которые могут стать причиной вынужден-ной (неблагоприятной) миграции коренных народов Дальнего Востока:
1.)экономический фактор, суть которого:
-это экономическая неконкурентоспособность традиционных видов хозяйственной де-ятельности коренных народов;
2.)экологический фактор, суть которого:
-это экологически неблагоприятные условия проживания коренных народов;
3.)юридический фактор, суть которого:
-это неустойчивый юридический статус коренных народов.
Фактор риска вынужденной миграции коренных народов – это качественная ха-рактеристика объективного состояния той или иной сферы жизни, а также определенных фактических условий и обстоятельств, которые могут привести к вынужденной (неблаго-приятной) миграции коренных народов.
В противоположном определении эти факторы становятся факторам Устойчи-вого развития коренных народов, то есть целевыми ориентирами государственной политики в отношении коренных народов:
1.) экономическая целесообразность (выгода) занятия традиционными видами хозяй-ственной деятельности коренных народов;
2.) экологически благоприятные условия проживания коренных народов;
3.) устойчивый юридический статус коренных народов.
Опишем причины и формы проявления описанных факторов риска в условиях отсут-ствия полноценной госполитики в отношении коренных народов.
Экономическая неконкурентоспособность традиционных видов хозяйствен-ной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспорт-ными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. В целом традиционный образ жизни корен-ных народов неприспособлен к современным экономическим условиям.
Кризисное состояние привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни зна-чительной части коренных народов, проживающих в сельской местности или ведущих ко-чевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы среди коренных наро-дов в 1,5—2 раза превышает средний по стране.
Экологически неблагоприятные условия проживания, чаще всего, являются ре-зультатом нарушения норм экологической безопасности промышленных предприятий и со-здание прозводств (реализация различных проектов) без согласия местного населения и неправильно проведенных (односторонних в интересах промышленников) оценок воздей-ствия на окружающую среду и этнологических экспертиз.
Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов значительно сокращает возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов. Из традиционного хозяйственного оборота изымаются большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть рек и водоемов ввиду негативного воздействия теряют рыбохо-зяйственное значение.
Неустойчивый юридический статус коренных народов обусловлен возможно-стью одностороннего произвольного пересмотра прав коренных народов в интересах ре-сурсодобывающих предприятий и иных хозяйствующих субъектов, а также в интересах гос-ударственных структур.
В результате происходит необоснованное ограничение прав коренных народов, что приводит к существенному ухудшению их положения. Эти ограничения нарушают консту-ционные и законные права коренных народов, что приводит к дискредитации государствен-ной политики в области коренных народов.
Российское законодательство само по себе является источником коррупционных рис-ков, так как оно полно отсылочных норм и размытых дефиниций. В результате формируется неоднозначная правоприменительная и судебная практика, когда в конечном итоге реше-ния принимаются в пользу тех, у кого есть власть и деньги.
В этих условиях права коренных народов заканчиваются там, где начинаются инте-ресы коррумпированных чиновников и олигархов. В большинстве случаев государственный механизм работает на них в нарушение прав остальных граждан.
На основе классификации факторов Устойчивого развития коренных народов можно провести группировку наиболее актуальных ЦУР:
1.)экономический фактор:
-нищета (ЦУР 1), голод (ЦУР 2), доступ к достойным рабочим местам (ЦУР 8) и устой-чивой инфраструктуре (ЦУР 9), уровень неравенства доходов (ЦУР 10);
2.)экологический фактор:
-борьба с изменением климата (ЦУР 13), сохранении экосистем (ЦУР 14,15), доступ к чистой воде и санитарии (ЦУР 6);
3.) юридический фактор:
- уровень защиты правового статуса коренных народов посредством реализации ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты».
Поэтому предлагаю приоритетно сосредоточиться на разработке предложе-ний по показателям этих целей.
В целом можно предположить, что основная база национальных показателей будет
разработана профессиональными статистиками. Однако, считаю необходимым учет специ-фики жизнедеятельности коренных народов с целью оптимального мониторинга ходе реа-лизации ЦУР.
Как бывший сотрудник органов государственной статистики и различных ис-полнительных органов власти Республики Саха (Якутия) хочу отметить некоторые специфические проблемы в области статистики, которые могут оказать негатив-ное воздействие на качество конечных данных.
Во-первых, проблема системы дорасчета, применяемая при манипуляции с показателем «средняя заработная плата».
Существует достаточно способов достижения формального роста доходов населения. Применяемая в статистических расчетах методология предусматривает использование так называемой «системы дорасчета до полного круга предприятий», состоящего из крупных и средних предприятий, субъектов малого предпринимательства.
Для достоверного расчета уровня заработной платы необходимы сведения о фонде оплаты труда и численности работающих. Фактически эти данные могут быть получены, преимущественно, только от крупных и средних предприятий, предоставляющих в полном объеме бухгалтерскую и статистическую отчетность. В секторе малого предприниматель-ства широко распространены упрощенная система налогообложения, патенты и другие формы налогообложения, не предусматривающие предоставление сведений о фонде оплаты труда и численности работающих.
Таким образом, первоначально рассчитывается уровень заработной платы по крупным и средним предприятиям, далее производится дорасчет до полного круга предприятий по условным коэффициентам. Их недостаточная обоснованность делает возможным ма-нипуляции с показателем «средняя заработная плата».
Также используемый в расчетах фонд заработной платы включает в себя выплаты со-циального характера. Это существенно искажает картину реальных заработков в разных сферах. Уровень оплаты труда в промышленности существенно выше, чем в бюджетной сфере, и, соответственно, там больше возможностей для материального стимулирования. Например, работник алмазодобывающей промышленности может получать 100 тысяч руб-лей, из которых 20-30% будут составлять стимулирующие выплаты. Зарплата рядового бюджетника может составлять 10 тысяч рублей с учетом премиальных выплат, не превы-шающих одной тысячи рублей. Премии одного работника промышленности могут быть на уровне трудовых доходов нескольких бюджетников.
В результате «размытия» стимулирующими выплатами непосредственно заработанных средств качественно снижается объективность, обоснованность и достоверность показателя «средняя заработная плата».
Эти механизмы манипуляции могут применяться при расчете показателей по коренным народам: заработная плата на предприятиях коренных народов, денеж-ные доходы коренных народов.
Поэтому необходим контроль и согласование статистической методологии, в том числе так называемых коэффициентов дорасчета, с заинтересованными сто-ронами - представителями коренных народов.
Во-вторых, проблема занижения минимальных социальных стандартов, ко-гда прожиточный минимум не может обеспечить минимум потребностей человека, а относительные показатели, например, «доля населения с доходом ниже прожи-точного минимума», не отражают реальной картины нищеты и бедности в России.
Подробно ситуация проанализирована в разделе «Экономические права» Доклада по Универсальному периодическому обзору ООН.
Ознакомиться с докладом можно в материале «Рассмотрение в ООН нарушений прав человека в России: Универсальный периодический обзор 2018 года» http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/01/2018-2018-30.html
Также представляю дополнительные материалы по УПО:
- «Официальный визит в Женеву: Универсальный периодический обзор 2018 года http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/05/officialvisit-to-geneva-universal.html
- Рассмотрение в ООН нарушений прав человека в России: рекомендации обществен-
ной организации "Якутия - Наше Мнение" приняты в доклад ООН по Универсальному пери-одическому обзору http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/04/7-18-2018-30.html
В докладе исследованы причины низкого уровня жизни населения России. Это является следствием заниженных минимальных социальных стандартов, низкой реаль-ной покупательной способности доходов, завышения цены и тарифов, ненадежности усред-ненных статистических данных.
Согласно официальным статистическим данным в 2016 году 13,3% россиян имели до-ходы ниже прожиточного минимума (в 2005 году - 18,4%). Однако, по независимым оцен-кам, до 80% граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума по причине занижения минимальных социальных стандартов.
Нормальный человек не может жить на потребительскую корзину в 9 889 рублей. Про-довольственные расходы потребительской корзины составляют всего 3 900 рублей. Это сто-имость 10-15 килограммов мяса.
Приведем нормы потребления некоторых продуктов питания на 1 человека в день: хлеб - 347 г, картофель - 275 г, овощи - 314 г, фрукты - 164 г, сахар -65 г, мясо - 160 г, рыба – 50 г, молоко - 795 г.
Объем этих продуктов крайне мал и предполагает только физиологическое выживание в неблагоприятных климатических условиях России. Этого недостаточно для удовлетворе-ния пищевых потребностей. Это позволяет гражданам России только не умереть от голода.
Заключенные второй мировой войны и современные заключенные имеют бо-лее высокие нормы потребления некоторых продуктов, чем российские граждане.
В соответствии с Директивой Народного комиссариата обороны СССР №ВЭО/133 от 26 июня 1941 года «Суточные нормы питания немецких военнопленных, содержащихся в местах лишения свободы по линии НКВД и в пути следования» установлены следующие нормы потребления на 1 человека в день: хлеб - 600 г, рыба - 120 г, что выше норма-тивов питания граждан России.
Согласно Приказа Министерства юстиции России N125 от 2 августа 2005 года «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мир-ное время» полагается следующий уровень потребления на 1 человека в день: рыба - 100 г, картофель - 550 г, что выше нормативов питания граждан России.
Также ранее был крайне низок уровень обеспеченности товарами. Состав и объем по-требительской корзины не учитывал реальных потребностей. Например, в набор товаров входили: для мужчин – 1 куртка на 9 лет, 3 сорочки на 4 года, 4 носка х/б и 1 брюки на 1 год, 1 костюм на 5 лет; для женщин - 1 зимнее пальто на 7 лет, 1 платье на 4 года, 2 юбки на 5 лет. Подобный уровень обеспечения одеждой не позволит даже соблюсти элементар-ную гигиену и не приемлем ни для одной нормальной семьи.
Также удивляют нормативы на одну среднестатистическую семью: например, 3 одеяла на 20 лет; 3 банных полотенца на 8 лет, 6 тарелок на 12 лет, 1 чайник на 8 лет, 1 обеден-ный стол на 25 лет. А что делать – если нечаянно тарелки разобьются или стол сломается ?
В 2013 году из потребительской корзины были исключены непродовольственные то-вары. Видимо, чтобы не позорится.
Эти нормы являются просто издевательством над человеческим достоинством и ярко демонстрируют истинное отношение чиновников к народу.
Такие показатели могут привести к искаженной картине реального положе-ния коренных народов по показателям уровня жизни, рассчитанных с примене-нием минимальных социальных стандартов.
Также качественная характеристика ситуации в России по ЦУР представлена в докладах нашей организации для ежегодных сессий Экономического и Соци-ального Совета в Центральной Штаб-квартире ООН (г.Нью-Йорк, США).
Как известно, темой основных сессий становятся однородные Цели устойчивого раз-вития. Это позволяет сфокусировать внимание на анализе и поиске путей решения тех или иных актуальных проблем в рамках работы по достиженгию ЦУР.
С оригиналами наших докладов на сессии Экономического и Социального Совета ООН
можно ознакомиться по следующим ссылкам.
The written statements for HLS: AMR - the ECOSOC Substantive sessions
-the written statement for HLS: AMR - the 2013 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/776538/files/E_2013_NGO_142-EN.pdf
-the written statement for HLS: AMR - the 2014 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/772146/files/E_2014_NGO_57-EN.pdf
-the written statement for HLS: AMR - the 2016 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/832510/files/E_2016_NGO_80-EN.pdf
-the written statement for HLS: AMR - the 2017 Substantive session of the UN ECOSOC https://digitallibrary.un.org/record/1290745/files/E_2017_NGO_21-EN.pdf
-the written statement for HLS: AMR - the 2018 Substantive session of the UN ECOSOC https://drive.google.com/file/d/15nVBGERGnC11dtcWWpMwvQLmqGVT84YE/view
На сайте и блоге представлены развернутые комментарии к обращениям и сопроводи-тельные аналитические статьи.
14 сентября 2018 года
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org блог http://stepanpetrov.blogspot.ru электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
|