Состоялась инаугурация главы Республики Саха (Якутия) А.С. НИКОЛАЕВА. Она прошла сугубо по-деловому, конечно же торжественно, но без излишеств, красноречивых пустых восхвалений.
Присутствующие с большим вниманием выслушали выступление А.С. Николаева. Должен заметить, что оно отличалось новизной содержания. В самом начале Ил Дархан заявил, что выведет республику с пути привычной и не совсем надежной стабильности на путь современной, основанной на инновационных технологиях, прорывного развития. Республика Саха (Якутия) должна двигаться вперед, реализуя свой уникальный экономический и цивилизованный потенциал. Он заявил, что выбирает путь перемен и приложит все свои усилия для того, чтобы добиться главного – чтобы люди в нашей огромной республике – в городах и селах, в отдаленных наслегах жили богато и счастливо. Вкратце он доходчиво изложил путь развития экономики в промышленности, аграрном секторе, развитии предпринимательства, малого и среднего бизнеса, также указал пути развития других отраслей народного хозяйства, что путь к прорывному росту уровня и качества жизни людей в республике лежит через создание новой экономики Якутии. Традиционная экономика не способна решать вызовы сегодняшнего дня. Мы пойдем по пути освоения новых высокотехнологичных моделей инновационной экономики.
Новый глава республики А.С. Николаев предстал перед нами как руководитель нового формата и мы разошлись с торжественного мероприятия уверенные, что глава республики действительно выведет нас на новый правильный путь развития и мы под его руководством достигнем прорывного роста уровня и качества жизни якутян. И всех воодушевил его яркий призыв: «Вперед, Якутия!». Да, действительно, настало новое время! И мы, якутяне, до инаугурации А.С. Николаева стояли как былинные богатыри на перекрестке трех дорог: идти по пути развития или по пути, который никуда не ведет, или третий путь, который ведет к застою. Сегодня сделан правильный выбор – идти по пути развития.
И мы имеем опыт выбора. Помните, как в начале 90-х годов мы под руководством своего мудрого М.Е. НИКОЛАЕВА, первого президента республики, выбрали путь коренных преобразований. Если конкретно, именно Верховный Совет республики ХII созыва (председатель М.Е. Николаев) определил практически революционные преобразования и заложил все правовые и юридические основы для создания новой государственности Якутии в составе Российской Федерации. Приняв Декларацию о государственном суверенитете и новую Конституцию республики и важнейших законов, Верховный Совет, а с 1992 года президентский институт, проложили дорогу развития новой Якутии. Ввели институт президентуры, осуществили реальное разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной. Был создан и начал работать Конституционный суд.
Идя по пути парламентаризма, Верховный Совет XII созыва проложил путь к созданию Государственного Собрания (Ил Тумэн). Законодательно Госсобрание (Ил Тумэн) был определен как правопреемник ВС ЯАССР XII созыва. Хочу подчеркнуть высокую роль депутатов Верховного Совета ЯАССР XII созыва в принятии Конституции Российской Федерации и Федеративного Договора. Об этом свидетельствуют стенографические отчеты заседаний Конституционной комиссии. Конечно, после бурных, практически революционных 90-х годов, произошли огромные изменения. Если рассудить принципиально и объективно, то история развития последних 27 лет – это линия одной цепи, привязанная к надежному фундаменту – Декларации о Государственном суверенитете и новой Конституции РС(Я). Мы надеемся, что глава Республики Саха (Якутия) А. С. Николаев отдает должное этому историческому периоду развития республики.
Если по официальным данным, к 1990-му году наша республика по уровню социально-экономического развития занимала 71-ое место по сравнению с регионами РСФСР, то сегодня картина совсем другая.
Но якутяне пришли к этому состоянию через огромные испытания. К 2000-му году, к приходу к власти В.В. ПУТИНА, бюджет Республики Саха (Якутия) составлял всего 23 млрд. рублей, а бюджет в целом России всего 650 млрд. рублей. А сегодня ситуация иная: бюджет РС(Я), как вы знаете, свыше 170 млрд. руб., а бюджет Российской Федерации 18 триллионов руб., то есть рост в 7-10 раз.
Поэтому сегодня в России нет регионов, прозябающих, изнуренных бедностью и нищетой. Общество развивается стабильно. Конечно, одним из главных условий такого роста является рост цен на энергоносители на мировом рынке. Посмотрите, если цена за баррель нефти в 2000 г. составляла 18 долларов, то она сегодня 82 доллара, а до недавнего времени она находилась на уровне 150 долларов.
Раньше бюджет республики формировался за счет собственных доходов. Одна АЛРОСА давала 65% доходной части бюджета республики. Но с середины 2000-х годов идет централизация власти. Полномочия республики сокращены до предела. Помните, в 1995 году было Соглашение о распределении полномочий между Центром и республикой, которое давало нам экономическую самостоятельность? В 2000 году это Соглашение было пролонгировано. А затем забыли… Сейчас не работает. Вроде есть над чем подумать, что будет в дальнейшем.
Много вопросов возникает в сфере развития села. Конечно, распри между руководством «Аграрной партии» помешали россиянам по-настоящему взяться за земельную реформу. «Земельный кодекс», дающий право вести земельную реформу, был принят Госдумой только 20 сентября 2001 года. ЛАПШИН и СТАРОДУБЦЕВ категорически отрицали и сказали — «Нет частной собственности на землю!», и стали «героями». Б.Н. ЕЛЬЦИН и В.С. ЧЕРНОМЫРДИН проект закона о земельной реформе внесли в мае 1994 г. В течение 7 лет шла борьба за закон о земле. За это время шла пустая дискуссия о проблемах села. А у нас, несмотря на нерешенность проблемы по России, шла активная локальная трудная работа по переустройству сельского хозяйства, отвечающего вызовам времени. Хотя некоторые говорили неправду о судьбе совхозов, реформирование совхозов было единственно правильной мерой, которое дало возможность выжить селянам в условиях полного отсутствия поддержки из центра. Ведь нельзя забыть, что у нас сельскохозяйственное производство убыточное и мы трудимся в условиях вечной мерзлоты. Сохранение совхозов в том виде, глубоко дотационном – означало бы оставить селян бесхозными и спровоцировать массовую нищету. Разбудить у селян чувство хозяина земли и своей собственности, вытащить их из бездны безнадежного иждивенчества и направить на путь самореализации, быть творцом своей судьбы — в то время было единственно верной дорогой. Не будем углубляться и говорить о принятых мерах Многое достигнуто, но и проблем в развитии села осталось предостаточно.
Сегодня многие задаются вопросами:
— Почему не растет занятость населения?
— Почему сокращается численность сельского населения?
— Почему не растет или растет очень медленно средний доход селян?
— Почему до сегодняшнего дня фактически не в полной мере действуют рыночные отношения?
— Сколько человек имеют собственность, в каком виде участвуют в рыночных отношениях, выходят ли он со своим товаром на рынок, имеют ли акции или какую-то долю в фирме?
— Почему в сельской местности нет постоянного денежного обращения?
— Почему сокращается поголовье скота, оленей?
— Почему не растет доля местной продукции на продовольственном рынке?
— Правильна ли сегодняшняя бюджетная роспись, которая делается инкогнито, без учета местных условий и возможностей?
Многие недовольны сегодняшним состоянием использования земли. Земельный вопрос – самый главный в сельской местности. Он требует мониторинга и принятия дополнительных мер по использованию заброшенных пашен и пастбищ, может быть, даже потребуется некоторое перераспределение. Надо дать молодым возможность обосноваться в родных местах и заниматься сельскохозяйственным производством.
Еще один животрепещущий вопрос остается до сих пор не решенным. Даже при советской власти северяне пользовались дотациями: была более высокая, в сравнении с другими регионами, закупочная цена на сельхозпродукцию. За счет этого выживали наши совхозы. А сегодня никакой господдержки по этому фактору нет, то есть, нет дотации за природно-климатические условия. Нас оставили один на один с суровой природой. Поэтому наша продукция не конкурентоспособна. Это не признак демократии.
Закон «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» старомодный, похожий, скорее, на инструкцию. Он не отвечает на вышеуказанные проблемные вопросы. Скорее, предпочтительнее усовершенствовать Концепцию развития села, которая была принята в 1995 году и сыграла положительную роль в переходном периоде.
Глава республики А.С. Николаев заявил, что Якутия должна стать форпостом великой России на Дальнем Востоке. Народы Якутии полностью поддерживают эту задачу. Над этой задачей трудились все предыдущие президенты республики. Надо отдать должное, каждый из них за весь срок полномочий внес достойный вклад, и заслуживает признательности и уважения. Но, как я уже отметил, особое место в этом списке занимает первый президент республики М.Е. Николаев. Он основатель новой государственности Якутии, положивший начало развитию по пути демократического, правового государства. Именно он на деле доказал, что собственность является экономической основой самостоятельности. Пример смелого и последовательного курса на укрепление государственности и экономической самостоятельности. Это путь осуществления истинно патриотической идеи: «Экономически сильные регионы – это основа развития великой России, а «регионы-попрошайки», т.е. дотационные ущемляют мощь России».
Идея прорывной экономики республики должна быть реализована людьми, одухотворенными идеей строителя новой Якутии, современной России. Еще в древности говорили, что старое умирает медленно, а новое рождается в муках. И поэтому у многих до настоящего времени сохраняются старый менталитет и дух иждивенчества, которые мешают нам строить и жить по-новому. Надо последовательно вести работу по созданию образа и менталитета современного человека, перестроить идеологию оценки ценностей общественного развития.
Нет никакого сомнения, что путь, выбранный Ил Дарханом республики А.С. Николаевым, принесет свои плоды, и Якутия станет в авангарде развития не только Дальнего Востока, но и всей страны, а жизнь якутян станет зажиточной и счастливой.