Main » 2018»Сэтинньи»12 » В.Л. Серошевский о родовом строе якутов. Часть 2.
В.Л. Серошевский о родовом строе якутов. Часть 2.
13:04
В.Л. Серошевский о родовом строе якутов. Часть 2.
"Если якут убивает скотину, то внутренности он делит на порции разной величины и достоинства и раздает соседям, которые, узнавши о таком событии, обыкновенно по очереди посещают его. Самое меньшее - он должен накормить мясом посетителей". Обычай этот существует всюду, и никто не смеет нарушить его. Помню, как были разгневаны мои соседи в Бэс-Аан над Алданом, как они долго жаловались на богача Семена, называя его чуть не вором за то, что тот тайком, ночью убил своего собственного быка и съел, не поделившись с ними.
"Достаточно, убивши скотину, обойти кого-либо из соседей подарком, чтобы приобрести себе врага". Умышленный обход равносилен вызову; с него обычно начинается открытое прекращение дружественных отношений между семействами. Даже люди втайне враждующие, раз живут близко, обмениваются подобными подарками, а более любимым и уважаемым соседям они отсылают их даже на дом, за несколько верст. Обычай этот распространяется на всех живущих по соседству.
В Колымском улусе я наблюдал другое доказательство силы описываемого обычая, а именно: радость одного неудачника, который до сих пор все больше получал и вдруг случайно загнал в озеро жирного дикого оленя и в свою очередь мог наделить соседей подарками. Ничто не могло сравниться с самодовольством этого человека, когда он подносил наконец другим "свою добычу". Себе он не оставил почти ничего.
Этот же обычай распространяется и на лакомства. Если якут получит кусок сахару, пряник или другую "редкость", он обязательно раздробит его на несколько частей, сколько присутствующих, и раздаст им. Величина и качество кусков зависят от произвола дарителя, но даже самый неважный из присутствующих будет считать себя обиженным, раз его обошли. Всегда среди одаренных найдется тогда сердобольный, который в свою очередь поделиться с обиженным.
Если якуту случится есть отдельно от других, он даст непременно, хоть по кусочку, тем из окружающих, которые, по его мнению, особенно голодны. Получить в подачку кусок съестного не считается зазорным даже для вполне зажиточных и независимых людей. Наоборот, такой подарок считается особенно лестным, если исходит от лица уважаемого; это – лучшее выражение сердечной заботливости и дружбы. Только «кусок» должен соответствовать общественному положению одаренного и количеству имеющейся налицо пищи.
На севере к поданной на стол пище приглашают всех, кто в данный момент находится в юрте. В Намском улусе мне рассказывали, что «в старину богачи никогда не садились в одиночку обедать…»
Это объясняет также, каким образом бедняки ухитряются прожить голодные месяцы. При известном имущественном равенстве, что можно наблюдать в некоторых урочищах Колымского улуса, все вышеописанные обычаи ничуть не тягостны. Они охотно поддерживаются и исполняются, особенно людьми среднего достатка. Там не хотели верить, что на моей родине есть многолюдные богатые города, в которых голодают и, случается, умирают от голода. «Разве все так умирают?» - спрашивали. Не могли понять моих разъяснений и стали подсмеиваться: «Какие дураки!..»
Комментарий:
Вышеописанные явления подтверждают факт существования некоего «якутского духа», который в данном случае выражается через взаимную заботу. В этой связи даже социальные неравенства между людьми кажутся чем-то маловажным, вторичным. Важно было, чтобы каждый считал себя достойным членом общества, а это в свою очередь приводило к сплочению коллектива: села, наслега, улуса, народа. В этом плане якутский народ был единым коллективом, где каждый занимал определенную нишу.
Несомненно, якуты немало удивлялись тому факту, что в русских городах люди умирают от голода. Для якутов это было дикостью. Эти факты ярко иллюстрируют взаимоотношения человека с обществом, общества с человеком и человека с человеком. Якуты, объединенные особым «якутским духом», осознавали общность происхождения, следовательно, и отношения были братскими.
Якуты считаются детьми Белого Солнца, т.е. фактически божественного происхождения. А потомки богов должны были соответствовать своим великим предкам. Здесь мы вспоминаем излюбленное якутское выражение: "Күн киһитэ көмүскэс, Айыы аймаҕа аһыныгас". Наши предки в своих действия руководствовались этим лозунгом. И пока был жив этот лозунг, был жив "якутский дух" - фактор единства народа. На наш взгляд, нам, якутам, жизненно важно возродить истинный смысл этого лозунга, и руководствоваться им. Тогда воспрянет "якутский дух", тогда единый якутский народ (омук) станет единой нацией (Ил)!