Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2018 » Сэтинньи » 15 » Разгораются споры – чье же имя должен носить международный аэропорт Якутска. Публикуем мнение журналиста Ивана НИКОЛАЕВА
Разгораются споры – чье же имя должен носить международный аэропорт Якутска. Публикуем мнение журналиста Ивана НИКОЛАЕВА
08:55
Общенациональное голосование по проекту «Дадим аэропортам России имена великих россиян!» получило большой отклик в Якутии.

Разгораются споры – чье же имя должен носить международный аэропорт Якутска.
Публикуем мнение журналиста Ивана НИКОЛАЕВА.


Простое правило вычитания

1. «Туймаада» исключается сразу.
Речь идет о присвоении имен личностей, а не местностей.
Поэтому название (не имя!) «Туймаада» не может быть присвоено Якутскому аэропорту.
К сожалению, некоторые проявили безответственность, включив название (повторяем – не имя) «Туймаада» в списки, публиковавшиеся в разных сайтах. В итоге, многие выбрали «Туймаада» и, как истинные якуты, стали упорствовать в своем выборе, негативно относясь к другим вариантам.

2. Михаил Николаев тоже исключается.

Действительно, Михаил НИКОЛАЕВ достоин такого увековечения – аэропорт это не улица, не площадь, не здание, аэропорт является вратами центрального города республики. И это мнение разделяется многими – в большинстве опросов Михаил НИКОЛАЕВ лидирует или находится в первой тройке.
Но в России есть общее правило, согласно которому нельзя присваивать объектам имена живых людей. В Якутии этот вопрос регулируется Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2012 года № 1594 (с изменениями на 15 мая 2017 года) «Об увековечении памяти выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Республики Саха (Якутия)». Указ гласит, что «Увековечение памяти производится за особо выдающиеся заслуги в общественно значимых сферах Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, в благотворительной деятельности и иных сферах общественных отношений посмертно».

Обязательно ли кандидат должен иметь отношение к авиации?
1. Нет такого критерия.
Очень многие сторонники Валерия КУЗЬМИНА яростно настаивают на том, чтобы Якутский аэропорт обязательно должен носить имя человека, имеющего отношение к авиации.
Но в федеральном проекте «Дадим аэропортам России имена великих россиян!» нет такого критерия.
Многие из великих наших соотечественников, чьи имена народ предлагает присвоить аэропортам, жили во времена, когда никаких летающих объектов не было и в помине, например, Петр Первый, чьим именем хотят назвать аэропорт Пулково.


М.Аммосов, П.Ойунский и первый самолет в Якутске. Фото: Национальный архив Республики Саха (Якутия).

2. Ойунский имел отношение к авиации.
Чтобы успокоить тех, кто упорствует, что аэропорт должен носить имя человека, имеющего отношение к авиации, напомним следующие факты.
Платон ОЙУНСКИЙ, будучи председателем Совета народных комиссаров (Правительства) Якутской АССР, а затем председателем Якутского центрального исполнительного комитета (ЯЦИК, высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа государственной власти), неоднократно ставил перед Москвой вопрос об открытии регулярных авиарейсов в Якутии.
Максим АММОСОВ и Платон ОЙУНСКИЙ встречали в марте 1925 года прибывший водным путем первый в Якутске аэроплан «Сопвич».
А когда 8 октября 1925 года «Сопвич» сделал первый полет над Якутском, в числе трех самых первых пассажиров был и ОЙУНСКИЙ.
29 августа 1928 году открылась воздушная линия Иркутск – Якутск – Иркутск.
А за год до этого, 28 июля 1927 года ОЙУНСКИЙ написал «Столетний план», в котором он написал, что к 1967 году во все наслеги Якутии будут летать самолеты. Мое поколение помнит, что с начала 1960-х годов и до развала Советского Союза почти в любой населенный пункт республики можно было долететь самолетами или вертолетами.
3. Первым якутским пилотом был другой.
Самым первым пилотом из якутов был Алексей ТОРГОВКИН, военный летчик, окончивший в 1923 году Егорьевскую военную школу Красного воздушного флота, затем окончил Киевское военное училище, Военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде, военную школу летчиков в Борисоглебске. Служил в 24-й авиаэскадрильи, затем в 7-м отдельном авиаотряде. Был летчиком-испытателем. Погиб 11 июня 1928 года в авиакатастрофе близ Харькова.
А в Якутске тремя первыми летчиками из якутов были Валерий КУЗЬМИН, Василий СКРЫБЫКИН и Георгий ТАБУНАНОВ.
Поэтому утверждать, что КУЗЬМИН был первым пилотом из якутов – некорректно. Он был одним из первых и потом стал выдающимся и самым известным, заслуженным авиатором из якутов, Героем Социалистического труда.


В.Кузьмин (справа) с коллегами из 139-го авиаотряда. Фото: www.yakutia.aero.

Также удивляют утверждения некоторых, что КУЗЬМИН «был основоположником якутской авиации». Скорее, им был ТАБУНАНОВ, с 1932 года председатель Центрального Совета Осоавиахима ЯАССР, поскольку именно это ведомство занималось подготовкой местных летных кадров. КУЗЬМИН записался в курсы авиаторов только в 1935 году, в 1936 году КУЗЬМИН, ТАБУНАНОВ и другие якутяне поехали учиться в Ульяновскую школу летчиков и авиатехников.
КУЗЬМИН увековечен вполне достойно – его имя носит просторная площадь при Якутском аэропорте.

Почему Ойунский?

1. Звучность имени.
В мире свыше 200 аэропортов носят имена выдающихся людей.
Большинство из них звучат и произносятся вполне адекватно, хотя есть, конечно, исключения, например, аэропорт имени Бхимрао Рамджи Амбедкар в каком-то городе Нагпур в Индии.
Немало якутян прилетали и улетали в аэропорты:
— Шарль-де-Голль, Париж,
— Кеннеди, Нью-Йорк,
— Ататюрк, Стамбул,
— Леонардо да Винчи, Рим,
— Федерико Феллини, Римини,
— Марко Поло, Венеция,
— Никола Тесла, Белград,
— Бен-Гурион, Тель-Авив,
— Вацлав Гавел, Прага,
— Чингисхан, Улан-Батор и др.
В обыденной и профессиональной речи говорится как «Аэропорт Кеннеди, Нью-Йорк» (Kennedy Airport, New York), а не как «Международный аэропорт имени Джона Кеннеди» (John F. Kennedy International Airport, New York).
Термин «Аэропорт Ойунский, Якутск» (Oyunsky Airport, Yakutsk) вполне звучный, практически ни один пассажир не затруднится с его произношением и запоминанием, а это важно для привлечения туристов. Не забудем, что на английском языке слово sky (Oyun+sky) означает «небо».

2. Экзотичность.
Согласитесь, что люди, прилетающие в столицу национальной республики, скорее, готовы к экзотике, а не к объявлению «Аэропорт Кузьмин, Якутск», как будто прилетели в Таганрог или Воронеж.
К тому же не забудем народное творчество, любящее трансформировать разные имена и названия.
Кузьмин в народном фольклоре неизбежно превратится в любимого «мультяшного» героя советских поколений Кузю или даже в Кузьку – будут говорить «Аэропорт Кузька». Готовы ли мы принять это?
«Аэропорт Ойунский» выигрышен в плане экзотики – имеет национальный колорит, не возникнет ощущения, что прилетел в Тамбов или Псков.

3. Ойунский как символ современной Якутии.
Недавно прошло масштабное представление «Триумф Ойунского» (режиссер – Руслан ТАРАХОВСКИЙ, сценарист – Яна БАЙГОЖАЕВА).


Театрализованное представление «Триумф Ойунского». Фото: А.Сорокин/ЯСИА.

«Триумф» в Якутске был битком набит, сотни людей, даже пришедших за 10-15 минут до начала представления, не смогли попасть на переполненные трибуны.
«Триумф Ойунского» показал, что живший и творивший в первой половине ХХ века Платон ОЙУНСКИЙ актуален и в наше время, во многом является символом современной Якутии.
Первый премьер-министр Якутской республики и первый президент Якутии (как председатель ЯЦИК) Платон ОЙУНСКИЙ был не только одним из основателей государственности Якутии, но и в числе тех, кто задал парадигму развития якутской нации, которая действует до сих пор и нацелена на преобразование отсталой окраины империи в динамично развивающийся регион.
Андрей БОРИСОВ сказал, что именно сейчас приходит время, когда творчество ОЙУНСКОГО выходит на мировой уровень – Пекинская опера Куньцюй ставит его пьесы, а на Элладе, родине европейского театра, с триумфом проходит спектакль «Кудангса Великий» Театра Олонхо.

По переименованию площади Орджоникидзе

1. Ойунский об Орджоникидзе.
Раз подняв тему о возможном присвоении имени ОЙУНСКОГО Якутскому аэропорту, нельзя обойти тему переименования площади Орджоникидзе.
Пытаются убедить, что ОЙУНСКИЙ якобы не знал близко Григория (Серго) ОРДЖОНИКИДЗЕ.
Но 19 февраля 1937 года, когда в Якутию пришла весть о смерти ОРДЖОНИКИДЗЕ, Платон ОЙУНСКИЙ выступил с речью.
Эта речь имеется в Национальном архиве Республики Саха (Якутия), где я в 1987 году нашел стенограмму выступления ОЙУНСКОГО.
Наверное, эта речь хорошо знакома историкам, возможно, где-нибудь опубликована, поскольку представляет большую историческую ценность – раскрывает перипетии революционных событий в Якутии.
В своем выступлении на русском языке ОЙУНСКИЙ очень эмоционально рассказывает о теплых отношениях с ОРДЖОНИКИДЗЕ и о его большом вкладе в развитие Якутской АССР.


Памятник С.Орджоникидзе. Уфа. Скульптор – М.Тоидзе. Фото: А.Конев.

В Башкирии, например, до сих пор ценят большой вклад наркома тяжелой промышленности ОРДЖОНИКИДЗЕ в создание индустриальной базы республики, берегут памятник грузинскому революционеру.
Будучи председателем Высшего совета народного хозяйства (центрального государственного органа управления народным хозяйством в СССР), ОРДЖОНИКИДЗЕ в 1932 году дал поручение начать строительство Якутской ТЭЦ – тогда уникального в мировом масштабе объекта энергетики на вечной мерзлоте, потом постоянно контролировал ход строительства.
Перед запуском ЯТЭЦ (которое состоялось 7 ноября 1937 года) по указанию наркома ОРДЖОНИКИДЗЕ с 1934 года были вчетверо увеличены инвестиции в развитие Сангарского и Кангаласского угольных месторождений с целью их коренного переоборудования.
Помощь ОРДЖОНИКИДЗЕ для развития других объектов и отраслей индустрии Якутии была также значимой.
2. Внук Орджоникидзе.
Внук Серго ОРДЖОНИКИДЗЕ – Григорий ОРДЖОНИКИДЗЕ – будучи ответственным секретарем Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, очень много сделал для якутской культуры, считая своим долгом так же помогать Якутии, как его легендарный предок помогал якутам и Якутской АССР. Это с его помощью наше Олонхо признано ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества, а Национальный природный парк «Ленские столбы» стал объектом, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. И это только часть оказываемой им поддержки нашей республике.


Фестиваль «Встреча шедевров ЮНЕСКО». Якутск. 2016 год. Фото: А.Назаров/ЯСИА.

И мы сейчас отвечаем черной неблагодарностью как самому Серго ОРДЖОНИКИДЗЕ, так и его внуку за все то, что они сделали для Якутии?

Источник: Иван НИКОЛАЕВ.
Category: Люди. Человек. Народ. Общество | Views: 1194 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Сэтинньи 2018  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 6
Ыалдьыттар (гостей): 6
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024