Правительство республики надеется окончательно переломить тенденцию сокращения предприятий малого и среднего бизнеса (далее МСБ — ред.) в республике и увеличить долю предпринимателей в валовом региональном продукте с нынешних 15% до 21% к 2032 году.
Об этом 10 декабря на круглом столе по проблемам развития малого и среднего бизнеса, проведенном в Ил Тумэне, сообщил председатель парламентского комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев.
По данным управления Федеральной налоговой службы по РС(Я) после рекордного снижения числа предприятий МСБ в 2014 году, когда их число сократилось почти на 40% — с 33 351 до 20 112 единиц, восстановление численности предприятий малого и среднего бизнеса было достигнуто в 2017 году. Однако трехлетнее снижение числа предприятий МСБ было замечено на федеральном уровне, и позиции республики в рейтингах по инвестиционному климату в прошлом году рухнули на 6 пунктов, а по показателям благоприятной конкурентной среды республика скатилась с 26-го места до 58-го.
В настоящее время с 7 по 20 декабря идет общественное обсуждение плана мероприятий стратегии социально-экономического развития РС(Я) до 2032 года с целевым видением до 2052 года. Для сравнения: согласно стратегии развития малого и среднего бизнеса в РФ на период до 2030 года, доля МСБ в валовом внутреннем продукте России должна достигнуть 40%. В проекте якутской стратегии этот показатель намного скромнее — всего 21%. Очевидно, что эксперты Минфина республики заметно осторожничают в своих прогнозах. И причина такой скромности очевидна: у малого и среднего бизнеса в республике масса проблем, причина которых, среди прочего, — масштабы недобросовестной конкуренции со стороны нелегального бизнеса.
Как рассказали выступавшие на круглом столе, борьба с нелегальной торговлей даже в Якутске, не говоря уже об улусах, сегодня практически бесперспективна. Сотрудники МВД отказывают в возбуждении дел по факту нелегальной торговли, ссылаясь на то, что доказать факт незаконной продажи практически невозможно, поскольку у нелегалов нет ни чеков, ни кассовых аппаратов.
Заметно и отсутствие политической воли, способной положить конец процветанию нелегального бизнеса в республике. Так, республиканская межведомственная рабочая группа по внедрению и развитию стандартов добросовестной конкуренции в 2018 году собиралась только один раз, и то в январе.
Интересное предложение выдвинула член Торгово-промышленной палаты РС(Я) Надежда Субурусская на круглом столе, а именно создать на всей территории арктической зоны особую экономическую зону (ОЭЗ), аналогичную той, что сейчас действует в Крыму. В рамках ОЭЗ подразумевается целый ряд льгот для предпринимателей арктической зоны, в том числе освободить предприятия МСБ от отчислений по налогу на доходы физических лиц и по страховым взносам с начисленных районных коэффициентов и северных надбавок. И переложить тяжесть этих соцгарантий с предпринимателей на государственные институты. Это позволило бы удешевить наемную рабочую силу для предпринимателей без ущерба для личного бюджета работающих северян.
Насколько реально республиканские власти могут пойти на такой шаг, пока трудно сказать. Но судя по тому, что ряд стран оспаривают статус Северного морского пути как внутреннего российского пути мореплавания, международная обстановка у арктических берегов республики накаляется. И похоже, положение таково, что страна заинтересована в ускоренном развитии инфраструктуры в арктических районах. А значит, предложение Надежды Субурусской может получить неожиданную поддержку на федеральном уровне. В этом случае республике представится реальная возможность приумножить число легальных предприятий МСБ на севере региона и к заветной дате «догнать» российские показатели МСБ в валовом региональном продукте. Конечно, при условии, что у республики, наконец, найдутся силы обуздать нелегальный бизнес.