Ощущение бесполезности: парламент слушает, но не слышит бизнес
Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ
Фото: Якутия.Инфо
YAKUTIA.INFO. В понедельник в Госсобрании Ил Тумэн прошел круглый стол по теме «Проблемы малого и среднего бизнеса и пути их решения». Забегая вперед отметим, что хотя от предпринимателей прозвучал ряд предложений, в ответ от представителей Постоянного комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры так и не последовало мнений, каким путем их внедрять.
Всего на Круглом столе было заявлено три доклада от предпринимателей и один от ио Уполномоченного по защите прав предпринимателей республики Айталины Соколовой. Бизнес-омбудсмен заявила, что необходимо пересмотреть систему механизмов налоговой поддержки и вернуться к ставке упрощенного налогообложения (УСН) в размере 3 процентов.
- На сегодняшний момент есть четкие конкретные выкладки о том, что существующая процентная ставка в 10% (доходы минус расходы) практически приравнивается к 3% от объекта в виде доходов. То есть таким образом мы уравняли в одной системе налогообложения положение субъектов малого бизнеса — тех, кто сидят на доходах, и тех, кто сидит на доходах минус расходы, - были слова бизнес-омбудсмена.
Кроме этого, она сообщила, что в 2019 году в республике налог на недвижимость исходя из кадастровой стоимости решили не вводить. При этом подчеркнула, что в этом вопросе со стороны главы Якутии было достигнуто полное понимание.
Ещё одним направлением работы должно стать снижение административных барьеров при реализации механизмов поддержки.
- Неправильно, когда бизнес вынужден каждый раз доказывать, что ему необходима поддержка. Это вопрос необходимо решать на федеральном уровне в рамках Дальневосточной политики по созданию условий для развития бизнеса, - заявила Соколова.
Также было отмечено, что необходимо добиться пересмотра муниципальными властями отношения к системе налогообложения в части единого налога на вмененный доход (ЕНВД). По мнению уполномоченного, система ЕНВД достаточно гибкая и власти на местах могут сами определить льготные режимы в тех или иных отраслях предпринимательской деятельности для их поддержки.
Своё видение мер поддержки предпринимательства на Круглом столе озвучила председатель Совета Торгово-промышленной палаты Якутии по промышленной политике, цифровой экономике и развитию конкуренции Надежда Субурусская. Эксперт подчеркнула, что для предпринимателей республики большой нагрузкой становятся различные выплаты. В частности, это средства на проезд до места отдыха для работников и страховые отчисления, поскольку на их размер влияют северные коэффициенты и надбавки. Всё это в целом делает местные услуги и товары неконкурентоспособными на российском рынке. А также не способствует инвестиционной привлекательности республики. В свете озвученного поступило предложение компенсировать данные выплаты через государственные гарантии или компенсацию через налоговый вычет.
Но отдельного внимания заслуживает другое предложение от ТПП:
- Мы считаем, что в наших арктических регионах необходимо отходить от точечных льгот к созданию там свободной экономической зоны наподобие той, что в Крыму. В частности, освободить от налога на имущество и землю. Освободить от таможенных платежей — это позволит привлечь в северные районы внутренних инвесторов. Позволит решить проблему транспортной доступности, поскольку если в таких условиях предприниматели будут закупать самолеты, то они будут освобождены от таможенных платежей. А это хорошая экономия.
По мнению Субурусской, развитию бизнеса в республике также может помочь расширение практики государственно-частного партнерства (ГЧП).
Перечень проблемных моментов в сфере государственных и муниципальных закупок на примере рынка лекарств озвучила член Якутского отделения «ОПОРА России» Сардана Павлова. По ее мнению, существующие условия по закупкам ставят в невыгодные условия местный бизнес.
- Чтобы участвовать в закупках лекарств, необходимо иметь оптовую лицензию. Она в свою очередь требует наличия соответствующей площади. Для оптовой аптеки требуется наличие помещения более 250 квадратных метров. И всё это независимо от региона страны. А теперь представьте торги для нужд Момского улуса. Там проживает всего три тысячи человек. Какой местный предприниматель сможет содержать в селе оптовую аптеку площадью 250 квадратов и ещё отапливать её в течении большей части года? При этом он должен содержать полностью укомплектованный штат сотрудников. В этой ситуации выигрывает поставщик из Подмосковья — он просто отправляет лекарства в больницу Момского района. А дальше больница вынуждена сама работать с получателями. Потому что ни провизоров, ни помещения представитель Москвы в районе не имеет, но он допущен к госзакупкам. А местный предприниматель, имеющий аптечный пункт или киоск, к этим торгам допущен не будет из-за несоответствия площади. Это недоработка федерального законодательства. И есть недопонимание со стороны ФАС в части определения понятий розничной и оптовой лицензии, - пояснила Сардана Павлова.
В её докладе также была отмечена проблема задержки оплаты поставщикам. Это при том, что зачастую они несут дополнительные расходы на обеспечение заявки и контракта. А оплата, в свою очередь, приходит с большой задержкой. Со стороны якутской «ОПОРы» прозвучало предложение: для обеспечения доступности участия в госзакупках малого и среднего бизнеса в республике местным организациям необходимо разукрупнять лоты.
Также было предложено внести в ФЗ-44 возможность установки территориальной принадлежности для участников как одного из условий проведения торгов. Таким образом, поставщики из других регионов, заведомо не имеющие возможности исполнить требования заказчика, но имеющие формальные преимущества в виде соответствия требованиям по площади аптечных помещений, не допускались бы к торгам в республике. В этом случае заказчик получал бы более качественную услугу от поставщика.
Отдельную дискуссию вызвало выступление организатора движения за снижение тарифов на ЖКХ и ГСМ Эрэла Васильева. Оно касалось законов, ограничивающих потребление алкоголя и последствий их принятия в республике. В докладе было отмечено, что временное ограничение продажи алкоголя и изъятие этого права у мелких продуктовых магазинов привело к закрытию многих ИП и активному росту нелегального бизнеса в лице бутлегеров и пивных лже-кафе.
- На самом деле эти ограничительные меры сделали алкоголь более доступным. Скажу на своём примере — в старших классах мы пробовали алкоголь. Но нам приходилось обходить не один магазина, потому что тогда не везде его продавали несовершеннолетним. А теперь любой школьник может заказать его у бутлегера и ему спокойно продадут. Но самое главное, бутлегеры и владельцы лже-кафе не платят налоги. В то же время законопослушные предприниматели вынуждены закрывать бизнес и сокращать рабочие места.
С другой стороны, по словам Васильева, ограничение на продажу алкоголя повысило спрос на наркотики. Также обострилась криминогенная обстановка. Однако источники озвученной статистики приведены не были.
Тема ограничения алкоголя вызвала небольшую дискуссию и споры среди участников Круглого стола. Однако заявленные в теме мероприятия пути решения проблем остались без каких-либо выводов и комментариев со стороны членов Постоянного комитета. Его председатель Игорь Григорьев в конце лишь прокомментировал: «Надо бы закругляться».
Заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Якутии Максим Прокопьев было более информативным. Он подчеркнул: на федеральном уровне уверены, что преференций от государства для жителей Дальнего Востока создано достаточно.
- Подобные вопросы о создании приемлемых условий ставятся уже давно, но в правительстве России и на уровне Минфина и Минюста России нам отвечают, что ряд преференции для субъектов Дальневосточного федерального округа и так предоставляется, в том числе в виде механизмов по привлечению и закреплению населения. Для создания особых условий для малого и среднего бизнеса, работающего в условиях Крайнего Севера, требуются железные обоснования. И для этого мы здесь и собираемся, чтобы родить законодательную инициативу, но при этом требуются конкретные железобетонные обоснования для продвижения каждой инициативы, - были слова Прокопьева.
При этом, по словам замминистра, Минфин и Минэкономики России считают, что налоговых преференций для бизнеса, созданных в Якутии, достаточно.
По предложениям о пересмотре законов, ограничивающих продажу алкоголя, Прокопьев подчеркнул, что министерство и парламент готовы работать в части совершенствования существующих законов. И готовы принимать предложения, но они должны быть конструктивными и подкреплены должным анализом ситуации.
В ходе дискуссии была также озвучена тема борьбы с нелегальным предпринимательством. Журналист Олег Желнин отметил, что о проблеме говорят давно, но в то же время до сих пор в законах (кроме Уголовного кодекса) на всех уровнях отсутствует формулировка и понятие «незаконное предпринимательство». А без должного закона любая борьба обречена на провал. Кто будет выносить инициативу о создании федерального закона о «незаконном предпринимательстве»?
Подытожило мероприятие выступление представителя Торгово-промышленной палаты Якутии, генерального директора ООО «КопирТехСервис» Александра Никифорова.
- Почему у нас при обсуждении вопросов поддержки бизнеса забывают, что по конституции все равны? Государство обязано создавать для всех равные условия для ведения бизнеса на всей территории страны. Почему мы должны платить за интернет 30 тысяч рублей (как юридические лица) в месяц, в то время как в соседнем регионе платят 900 рублей? Ладно, более-менее снижают интернет-тарифы. Газовый тариф у нас тоже надо снижать. Мы задавали это вопрос Борису Титову (уполномоченный по правам предпринимательства России — ред.). Он ответил, что никак не может пересилить экономический блок в федеральном правительстве. Я сегодня шел на Круглый стол, настроенный на то, что наш комитет Ил Тумэн будет рекомендовать настоятельно изучить предложения, озвученные представителями деловых сообществ - «Деловой России», «ОПОРЫ России», Торгово-промышленной палаты. Мы уже неоднократно выступали на различных площадках, в том числе и за пределами республики, о необходимости снижения страховых взносов и северным льготам. Нам необходимы преференции, основанные на принципе районирования, как это было в советское время. Было поручение Путина, вы должны быть в курсе о том, что местные органы власти в субъектах федерации, если это касается закона «о северных льготах», могут внести преференции для своих субъектов. Таким образом, Ил Тумэн может запросто внести предложения, полученные от бизнес-сообщества, именно по этому разделу законодательства. Потому что вести бизнес в наших условиях, и особенно в условиях Арктики, - это героизм. Не надо говорить, что «мы не можем». Как говорится — вода камень точит и в конце концов что-нибудь да произойдет. Я обращаюсь к депутатам Ил Тумэн — надо собираться конкретно по тематике вопросов, которые вы можете вынести на обсуждение Госдумы.
Аплодисменты у собравшихся вызвала реплика Надежды Субурусской, отметившей, что бизнес уже не один год озвучивает свои предложения, но они так и не принимаются к воплощению:
- Может нам провести круглый стол на тему «Что нужно органам власти, чтобы они начали делать то, что нужно бизнесу»?
По итогам Круглого стола осталось ощущение бесполезности и недееспособности нашего законодательного органа. Ведь Ил Тумэн как орган, обладающий местной законодательной инициативой, уже давно мог неоднократно вынести на федеральный уровень все предложения от местного бизнеса по тем или иным действующим законам. Мог через собственных представителей в Госдуме и Федеральном собрании добиваться внесения необходимых поправок для развития предпринимательства в республике.
Но связки в решении этих вопросов между депутатами Ил Тумэн и их коллегами в Госдуме и Совете Федерации местный бизнес не видит. Хотелось бы, чтобы подобные круглые столы не проводились как мероприятия для галочки, где власть якобы слушает, но толком не слышит бизнес. Поскольку возникает логичный вопрос: а какой толк от такого парламента и депутатов?
|