Дорога раздора, Или как ямальцы с якутянами поссорились
Не прекращают кипеть страсти по поводу скандального законопроекта губернатора Ямала, требующего разрешить строительство платных дорог на Крайнем Севере без предоставления альтернативных бесплатных проездов. 5 февраля Госдума поддержала ямальскую инициативу в первом чтении, дав за нее больше 73% голосов. Почти единодушное ликование федеральных депутатов не оценили в Якутии, где хоть и с опозданием, но все же увидели опасность в случае принятия такого закона. А именно: если в тайге или тундре появится платная дорога, власти уже никогда не построят туда бесплатную и оставят жителей на откуп кассирам на абсолютно законных основаниях. В ответ обиделись уже ямальцы, раздувая в соцсетях истерию про то, как якутяне им дороги строить не дают.
Как известно, ямальская инициатива была подкреплена интересами нефтегазовых компаний. Им нужно построить мост через реку Пур, за которой находится крупнейшее месторождение. В историю вписался «Газпромбанк», открывший кредитную линию на строительство моста. В декабре 2018-го забили первую сваю, а уже в 2021-м обещают сдать переход в эксплуатацию. Ну и флаг бы им в руки, раз ребята хотят облегчить доступ к своему нефтегазовому месторождению. Но мост будет платным, а дорога по нему пройдет через ряд населенных пунктов.
Согласно пока действующему федеральному закону, платная дорога может появиться, только если рядом есть бесплатная. Вот ямальские власти и прикинули: если «Газпром» построит свою платную трассу, то им – властям – придется строить бесплатную. Выполнять закон настолько не хотелось, что его решили просто изменить, приправив успокоительным про то, что население по новой дороге будет ездить, что называется, даром.
Виктор КАЗАРИН, руководитель фракции «Единая Россия» Заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа:
- Одно из главных условий принятия этого закона – бесплатный проезд для населения, ВСЕГДА! Частные инвестиции необходимо возмещать, для этого и предлагается ввести плату за проезд только для грузового транспорта!
Радостные восклицания в соцсетях видного ямальского единоросса в Якутии разделяют немногие. Во-первых, непонятно, почему за дорогу должны платить грузовики, владельцы которых и так платят транспортные налоги. Такая практика приведет к повышению цен на продукты в труднодоступных районах, куда завоз грузов преимущественно осуществляется автотранспортом. Есть сомнения и в том, что «всегда!» проезд по частным дорогам будет бесплатным для населения.
Федот ТУМУСОВ, депутат Госдумы от Якутии:
- У меня нет сомнений, что «Единая Россия» протащит законопроект, но наша фракция «Справедливая Россия» против. Да, сейчас они указывают, что проезд для легковых автомобилей по платным дорогам на Севере будет бесплатным. Но кто им помешает завтра внести еще одну маленькую поправку и заставить платить всех. Кроме того, опасность вижу в том, что сегодня закон принимают для Крайнего Севера, а завтра плавно перенесут на всю Россию. Поначалу фракция «СР» выступала за принятие законопроекта, но я поднял шум и переубедил коллег. Депутата от Челябинска Валерия Гартунга сагитировал уже в зале заседаний.
Вроде бы идея хорошая, чтобы частники были заинтересованы в строительстве дорог. Но нельзя на Севере снимать ответственность с государства. У нас и так тяжелые условия жизни, а теперь еще и дороги платные строить будут.
- Что, все-таки, за история с вашим голосованием? То ли кнопку не нажали, то ли она не сработала…
- По вопросу о принятии законопроекта в первом чтении я выступал последним. На эмоциях вернулся на свое место и нажал кнопку «против». Потом выяснилось, что мой голос не был учтен. Не знаю, что там произошло. Написал запрос в техническую службу, пусть разбираются. Но у нас есть порядок: в протоколе заседания Государственной Думы депутаты указывают, как они голосовали. Я написал, что голосовал против.
Конечно, не все ямальцы считают, что принятие закона о безальтернативных платных дорогах принесет им благо. Там тоже видят подводные камни, но немало и тех, кто обвиняет якутян в попытках остановить принятие закона. Возможно, у них просто не было ситуации, сложившейся в четырех населенных пунктах Ленского района. 10 тысяч жителей Витима, Пеледуя, Толона и Иннялы сегодня окружены дорогами недропользователей. И без их разрешения носа высунуть из дома права не имеют. Здесь осталось лишь узаконить платный выезд и можно вешать табличку «Резервация». Попытаешься вырваться – тебя примут полицейские и отправят в камеру.
Так в феврале 2015-го случилось с витимским предпринимателем Валерием Лейкиным, чьи машины остановила на КПП служба безопасности «Сургутнефтегаза». Попытавшись проехать без разрешения по их дороге, Лейкин оказался под арестом и в суде.
Михаил АМУЗИНСКИЙ, житель Витима:
- Сейчас выдохну, чтобы не материться. Они что там в Госдуме… Нас вообще хотят в резервацию законопатить? Конечно, мы все против этого законопроекта. У нас, итак, условия жизни серьезные, а теперь еще отбирают последнюю надежду на строительство нормальной дороги.
Николай БАРАМЫГИН, член Общественной Палаты РС (Я):
- Ситуация, когда нет дорог общего пользования, а только ведомственные недропользователей, касается Ленского, Алданского, Олекминского районов. Это реальная проблема для свободы передвижения населения. Сначала нужно получить разрешение, а потом, если дадут, нужно заплатить. Мы понимаем, что эту систему нужно держать на контроле. Если примут закон, разрешающий строить платные дороги без бесплатной альтернативы, это узаконит существующее положение.
С одной стороны, это упростит проезд – не нужно будет получать разрешение, а с другой, мы же понимаем, что бесплатную дорогу туда никто никогда уже не построит. В законе нужно усилить роль местных органов власти. Если все будут решать в федеральном центре, как сейчас при выдаче лицензии недропользователям, мы ничего против сказать не сможем.
- Николай Андреевич, несколько лет вся государственная машина ничего не могла сделать с предпринимателем из Качикатцев, который купил кусок дороги от трассы «Лена» до паромного причала. Поставил на ней будку со шлагбаумом и собирал плату за проезд. Наверное, мы когда-нибудь построим мост через Лену. А вдруг какой-нибудь ушлый тойончик оттяпает кусок дороги к этому мосту…
- Почему я и говорю, что закон неоднозначный и двумя словами ему оценку не дашь. С тем качикатским коммерсантом, кстати, так ничего сделать и не смогли – просто перенесли причал в другое место.
Две беды Якутии: депутаты и дороги
Первым из политиков Якутии, кто отреагировал на законопроект после его принятия 5 февраля в первом чтении был депутат Ил Тумэна Виктор Федоров. 8 февраля он направил письмо председателю Госсобрания Петру Гоголеву с предложением создать межведомственную рабочую группу по внесению поправок в законопроект. Спикер, видимо, долго думал, стоит ли вообще лезть в это дело и рабочую группу создал только 22 февраля – за десять дней до окончания срока внесения поправок. Что-то по-быстрому набросали и уже 2 марта депутат Госдумы Галина Данчикова, кстати, в первом чтении как член «ЕР» голосовавшая за законопроект, повезет в столицу мудрость якутских парламентариев.
Они предложили две поправки. Во-первых, законодательно установить, что платные участки не могут появиться на федеральных, региональных и местных дорогах. А, во-вторых, взимать плату можно, только если частник построит магистраль в несколько проезжих частей с центральной разделительной полосой, пунктами отдыха и стоянками автотранспорта.
Наверное, если бы думали подольше, предложили что-нибудь еще. Но – внимание! – еще осенью Ил Тумэн отмахнулся от обсуждения законопроекта о платных северных дорогах. Видите ли, запрос из Госдумы пришел в то время, когда у якутских нардепов не было пленарного заседания. А собраться специально, хотя бы на Совет Ил Тумэна, обсудить законопроект, непосредственно касающийся Крайнего Севера, поднять шум еще до первого чтения якутские парламентарии не захотели.
26 октября 2018 года законопроект поступил из Госдумы в Ил Тумэн с предложением обсудить его и высказать свое мнение в срок до 21 ноября. Что сделали якутские нардепы? Они постановили «не вносить на рассмотрение в связи с несовпадением срока проведения очередного пленарного заседания Госсобрания (Ил Тумэн) (20-21 ноября)». В общем, как говорится, занавес. Ил Тумэн показал себя во всей красе…
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний